146
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
С 1 по 4 июля в Берне
(Швейцария) состоялась XV конференция Международного общества по изучению
развития поведения (ISSBD). В работе конференции приняло участие около 1200 человек.
Программа конференции была очень насыщена: за четыре дня проведено 76
симпозиумов (по четыре доклада в каждом), 28 тематических рабочих встреч,
представлено 600 индивидуальных стендовых докладов. Приглашенными специалистами
было прочитано более 25 лекций. Прошла встреча с редакцией журнала International
Journal of Behavioral Development и целый ряд других мероприятий
Без преувеличения можно
сказать, что конференция прошла под знаком межкультурной интеграции.
Подавляющее большинство проблем формулировалось с учетом социально-культурного
контекста, во-первых, и включало сравнительный анализ изучаемых явлений в
разных культурных сообществах и странах, во-вторых. В наиболее выпуклом виде
данная стратегия представлена, например, в международной программе по изучению
родителей, детей и школ (ISPCS), в которой участвуют семь западных стран. На
рабочей встрече, посвященной этой программе (С. Супер, США; А. Элиас,
Польша), обсуждались родительские имплицитные этнически обусловленные
представления о роли семьи и сетях социальной и психологической поддержки, о
личности, темпераменте ребенка, поведенческих проблемах и условиях, которые
обеспечивают успешность школьного обучения.
В кросскультурном контексте обсуждались проблемы дома и домашней среды (Д. Зевалкинк, Нидерланды; Е. Дуброу, США). Большинство исследований было связано с результатами применения специального опросника HOME (Р. Bradley, С. Caldwell), который используется для оценки домашней среды американских детей, особенно живущих в плохих условиях. Ранее было показано, что дети, демонстрирующие высокие баллы по этому опроснику, как правило, лучше учатся и имеют меньше проблем в поведении. Недавно начались исследования с применением этого опросника в развивающихся странах. В связи с этим обсуждалось, какие его шкалы в равной степени применимы ко всем культурам и какие аспекты домашней среды им не улавливаются, т. е. являются специфическими для конкретной культуры и т. д.
Еще одним примером служит
рабочая встреча, посвященная проблемам употребления наркотических веществ
подростками и молодежью, на которой рассматривались кросскультурные перспективы
эпидемиологии, изучения и лечения (Х. Хопс, США; М. Бологнин, Швейцария). С
кросскультурных позиций анализировались и многие другие проблемы: особенности
родительского воспитания, способности родителей оценивать компетентность детей,
переход от обучения в школе к трудовой деятельности, отношение к окружающей
среде, онтогенез женской агрессивности и т. д.
В теоретическом плане кросскультурные аспекты развития человека обсуждались на специальном симпозиуме; при этом существенное внимание уделялось анализу понятия этничности и личностного самоопределения (П. Дасен, Швейцария; М. Лавале, Франция). Один из симпозиумов был посвящен такому вопросу, как правомерность приложения принятых в западной культуре представлений о закономерностях и условиях психического развития к иным сообществам
147
(Ф. Кессел, США, А. Доус, Южная
Африка). Интенсивное распространение представлений, в соответствии с которыми
ребенок воспринимается как автономный индивидуум, имеющий права на обеспечение
оптимальных условий для своего развития, привело к созданию своеобразной
системы экспертиз, с помощью которых оценивается политика местных властей по
отношению к детям, подросткам, юношеству. В результате широкого распространения
этих принципов, в том числе и благодаря деятельности ISSBD, они стали
внедряться в тех сообществах, где местные традиции вступают с ними в
противоречие (например, в некоторых африканских странах), что создает
определенные проблемы в практике воспитания. Однако проблема, заключающаяся в
выборе гуманистического признания прав ребенка или приверженности национальной
традиции воспитания, не имеет однозначного решения.
Широко были представлены
исследования, касающиеся психологических особенностей разных возрастов.
Проблемы младенчества
обсуждались в очень широком диапазоне, начиная от синдрома внезапной
младенческой смерти и кончая первыми признаками проявления самосознания.
Например, на специальном симпозиуме анализировалось значение акустической
стимуляции в развитии ранней вокализации у младенцев. Вопреки принятой ранее
точке зрения, связывавшей спонтанную вокализацию и лепет младенцев с процессами
созревания, было установлено, что слуховое восприятие имеет решающее значение в
развитии лепета. При этом обнаружена связь между двигательным и речевым
развитием и выделены определенные двигательные действия, которые можно считать
предшественниками появления лепета (Н. Масатака, Япония; Д. Кимборо,
США).
Подростки и их проблемы обсуждались
в самых разных вариантах и контекстах. Например, с позиций экопсихологического
подхода рассматривалась их жизненная среда на симпозиуме "Повседневная экология семейной
жизни подростков" (Р. Ларсон, США;
В. Суман, Индия). С позиций системного подхода
анализировалась структура и иерархия связей, действующих в подростковой среде (Б.
Браун, США). На отдельном симпозиуме рассматривались взаимосвязи между
родительскими и подростковыми действиями и жизненными позициями. В частности,
анализировалось, как родительские представления, практические приемы воспитания
влияют на поведение подростков, каковы пути достижения консенсуса в ситуации
взаимодействия всех членов семьи, при каких условиях подростки принимает позицию близкую к родительской и т. д. (A. Бордж, Норвегия;
К. Палмерус, Швеция).
Отмечается также повышенный интерес к проблемам старения и изменения психического функционирования, личностных особенностей и межличностных отношений в пожилом и старческом возрастах, в том числе в кросскультурном контексте, т. е. анализируется общее и различное в процессах старения и социальной адаптации в пожилом возрасте в разных странах. Кроме того, проблемы старения включены в более широкий контекст изучения жизненного пути. В этом контексте обсуждались следующие проблемы: переходные периоды, их значение для развития личности в любом возрасте, причины преобразований, связываемые с физиологическими (внутренними) источниками и внешними социальными воздействиями (Л. Сиппола, Канада; Б. Краке, Германия).
В последнее десятилетие на
первый план выдвинулась проблема построения моделей успешного развития и
старения (Дж. Хекхаузен, Германия; Р. Шульц, США). Предметом
анализа здесь являются следующие вопросы: что может служить критерием успешного
развития и старения, каким способом можно интегрировать биологические,
интеллектуальные, социальные и субъективные функции и состояния в этом процессе
и т. д. В отличие от ранее принятого подхода, сосредоточенного на изучении
старости как таковой, новые модели ориентированы на пролонгированную
перспективу, охватывающую весь жизненный путь индивида. Кроме того, в новых
моделях преобладает мультидимензиональный подход, т. е. успешное старение
рассматривается как комплексный результат благоприятного социального контекста
и индивидуальных усилий человека на протяжении достаточно длительных периодов
жизни и в самых разных ее сферах.
На конференции был отмечен также факт увеличения за последнее десятилетие числа лонгитюдных исследований, соответственно этому развиваются и усложняются статистические методы, анализирующие и моделирующие данные лонгитюдов. Возникает
148
вопрос о выборе соответствующих методов и способов
их адекватного использования. Этому был посвящен специальный симпозиум (C.
Спил, Австрия; A. Фонай, США). Отдельно рассматривался вопрос о
применении метода структурного моделирования для анализа лонгитюдных данных (Дж.
Макардл, США; Х. Майер, Германия) и математического моделирования
индивидуальных траекторий развития (Н. Нагин).
В работе конференции активное участие
принимали российские психологи, в частности, в организации симпозиумов,
посвященных информационным технологиям и их влиянию на психическое развитие (А.
Е. Войскунский, Ю. Д. Бабаева, МГУ), сравнительному анализу различных
подходов к изучению креативности (И. А. Петухова, РГГУ, Д. Б. Богоявленская,
ПИ РАО, и другие).
Очередную XXIV конференцию ISSBD решено провести в
2000 г. в Китае.