141
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО (ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ
Ю. А.
КЛЕЙБЕРГ
1. Введение
Общая характеристика курса,
его структура, виды учебных занятий и форма аттестации.
Требования к изучению курса.
Библиографический обзор литературы.
2. Психология девиантного поведения как специальная психологическая
теория
Понятие специальной
(частной) психологической теории и ее место в структуре психологического
знания.
Становление психологии
девиантного поведения как специальной научной и учебной дисциплины.
Возникновение и развитие этой отрасли психологического знания в России, странах
Европы и США.
Структура психологии
отклоняющегося поведения. Задачи, проблемы и перспективы психологии девиантного
поведения в современных условиях.
3. Соотношение понятий "социальная норма" и "девиантное
поведение"
Определение понятий
"социальная норма", "социальные отклонения" и
"девиантное поведение".
142
Э. Дюркгейма; учение о социальной норме, социальном
контроле и институте норм в структурализме Т. Парсонса; теория связи абсолютных
норм с культурными нормами и относительность норм и отклонений П. Уорсли;
теория социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального
контроля Н. Дж. Смелзера; биопсихологические концепции нормы и патологии в
теориях З. Фрейда и Ч. Ломброзо.
Два подхода к нормогенезу:
социально-исторический и системно-конструктивный.
Социальная норма как
исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения. Значение
социальных норм для человека и для общества.
Функции социальных норм.
Классификация социальных норм.
Морфологическая структура
нормы: диспозиции и императив.
Аксиология социальных норм.
Норма как регулятор отношений и поведения человека. Социальные нормы как фактор
социализации и воспитания.
Социальные отклонения:
понятие, структура и динамика. Характеристика компонентов социальных отклонений
(человек, норма, другой человек, социальная группа).
Концепция необходимости для общества
девиантов, помогающих понять и сохранить нормы (Э. Эриксон). Концепция
"агрессивного поведения подростков как форма самоутверждения" (А.
Бандура,
А. Басс, М. Лазарус).
Концепция "лабелинга" - "запятнанной репутации",
"наклеивания ярлыков" (Э. Гоффман, Г. Беккер). "Этогенический
подход" Р. Харре к изучению социальных отклонений и девиантного поведения.
Типы девиаций, их
характеристика (по Р. Мертону, Т. Парсонсу).
Механизмы взаимодействия и
функционирования социальных норм и отклонений.
4. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
Понятие
"нормальной" ("здоровой") и "ненормальной"
("деструктивной") личности в психологии.
Специфика межличностных
отношений людей в культурно-досуговой среде. Социальные позиции и
диспозиционное поведение личности.
"Акцентуированная
личность" в психологии. Ролевые и позиционные отклонения.
Социально-психологические последствия отклонения.
Типология предпосылок и
проявлений социально-психологической дезадаптированности личности. Девиантный
паттерн самореализации.
Феномен "криминальной
личности" и "криминального общества".
Девиантное поведение и
средства массовой информации. Отклонения в искусстве.
Понятие "асоциальное
поведение", "делинквентное поведение", "аддитивное
поведение" и др. Виды и формы данных разновидностей девиантного поведения.
Маргинальность, маргинальный
тип личности и феноменология маргинального поведения.
Характеристика
деструктивного поведения и его форм. Агрессивность и конфликтность как
проявление девиантного поведения.
5. Причины девиантного поведения
О причинности в психологии.
Противоречия социально-экономического и политического развития как источник
социальных отклонений и девиантного поведения. Роль социальной дифференциации и
социального неравенства в генезисе девиантного поведения.
Механизм отклоняющегося
поведения как индивидуального поведенческого акта.
Социальная неустроенность и
социально-психологическая дезадаптация в генезисе отклоняющегося поведения.
Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей.
Характеристика
социально-культурных ситуаций, стимулирующих и провоцирующих отклоняющееся
поведение человека.
Кризис духовности,
ценностный вакуум, девальвация навыков и норм - источники девиантного
поведения.
143
6. Типология отклоняющегося поведения
Модели девиантного поведения
на личностном, ситуационном и средовом уровне. Их характеристика.
Локус контроля девиантного
поведения личности.
Основные типы девиантного
поведения и его характеристика. Детская и молодежная преступность. Основные виды.
Внутренние причины.
Пьянство и алкоголизм.
Состояние и тенденции. Внутренние причины.
Понятия
"наркотизм", "наркомания", "токсикомания".
Состояние и тенденции наркотизма и токсикомании. Социально-психологический
портрет наркомана и токсикомана. Внутренние причины. Наркотики и СПИД. Правовой
аспект данной проблемы.
Проституция в подростковой и
юношеской среде; понятие, состояние и тенденции; внутренние причины.
Сексуальные девиации и их классификация. Феномен "сексуального
поведения". Сексуальные перверсии (извращения) как форма сексуальных
девиаций. Проституция. СПИД и другие заболевания. Правовой аспект проблемы.
Суицид (самоубийство);
понятие и основные виды суицидального поведения; состояние и тенденции;
внутренние причины; медико-психологический комментарий.
"Черный" юмор
детей и молодежи как специфическая форма девиантного поведения. Психологическая
характеристика подросткового вандализма (граффити). Социальный и
психологический портрет рисовальщика, его мотивы; гендерные различия и
граффити; восприятие граффити, их влияние на поведение; отношение к
рисовальщикам; способы предотвращения вандализма подростков.
Социальное творчество как
позитивно отклоняющееся поведение. Виды социального творчества. Мода как
специфическая форма девиантного поведения.
7. Психологические механизмы формирования девиантного поведения
в подростково-молодежной среде
Психологическая диагностика
девиантного поведения в подростково-молодежной среде.
Социально-культурная среда
как доминирующий фактор формирования девиантного поведения; ее состояние,
назначение, функции, характеристика; воспитательные возможности. Уровни, виды и
типы социально-культурной среды молодежных субкультур.
Статус личности и его
влияние на социальное поведение подростка и юноши. Статус личности: понятие,
классификация, характеристика.
Взаимосвязь статуса личности
и социальной роли. Механизм формирования статуса личности и его проявление в
различных ситуациях.
Ценностные ориентации и
установки личности, их влияние на социальное поведение. Мотив, потребность,
поступок и девиантное поведение. Осознанная и неосознанная девиация.
Социальная среда, жизненные
притязания и девиантное поведение подростков.
8. Основные закономерности отклоняющегося поведения
Понятие социальных законов.
Взаимосвязь различных форм отклоняющегося поведения. Зависимость различных
отклонений от социально-экономических, демографических, этнических,
психологических и иных факторов.
Региональные,
территориальные и временные различия распространенности социальных отклонений и
проявления девиантного поведения.
9. Система профилактики девиантного поведения
Понятие профилактики
девиантного поведения и социального контроля.
Общая и специальная
профилактика. Система социальной профилактики в России и основные направления ее
совершенствования. Перспективы развития служб социально-психологического
реагирования, их функциональная характеристика.
Предупреждение и
профилактика отдельных форм социальной патологии (преступности, пьянства,
наркотизма, суицидального поведения и др.).
Психолого-педагогическая
поддержка социально дезадаптированных подростков.
144
Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска.
Предупреждение
педагогической запущенности детей и подростков в школе.
Социально-психологическая и
педагогическая превенция процесса криминализации неформальных подростковых
групп.
10. Психологическая технология коррекции девиантного поведения
Социальный психолог как
корректор девиантного поведения.
Семейная и школьная социальная
работа: понятие, специфика, методы.
Социальная помощь детям и
подросткам с девиантным поведением.
Понятие о психологической
технологии коррекции девиантного поведения.
Социально-психологическая
скрининговая диагностика девиантного поведения. Методы и методика
психологической коррекции отклоняющегося поведения.
Социально-психологическая
реабилитация: понятие и содержание.
Психологическая защита:
механизм и формы реализации.
Коррекционная программа:
функции, задачи, методика составления. Оценка результативности. Индивидуальная
и групповая коррекционные программы.
Профессиональный опыт и
компетентность специалиста.
1. Опишите ключевые проблемы
понимания социальных норм.
2. Каковы основные функции
социальных норм в обществе?
3. Охарактеризуйте
типологические подходы к социальным нормам и отклонениям.
4. Определите соотношение
понятий "социальная норма" и "девиантное поведение".
5. Прочитайте романы Ф. М.
Достоевского "Подросток" и Дж. Сэлинджера "Над пропастью во
ржи". Сравните проблемы подростков в XIX и XX вв.
6. Прочитайте главу 3
повести Л. Н. Толстого "Юность" и сравните с характеристикой кризиса
юношеского возраста концепции Э. Эриксона.
7. Объясните
социально-психологические механизмы формирования девиантного поведения в
подростковых и молодежных субкультурах.
8. Дайте характеристику форм
и видов девиантного поведения.
9. Дайте характеристику
моделей девиантного поведения и процессу моделирования.
10. Презентация и защита
коррекционно-воспитательных, адаптационных и реабилитационных программ для
различных типов детско-подростковых учреждений.
Андреева Г.
М.
Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997.
Анисимов Л.
Н.
Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988.
Беличева С.
А. Основы
превентивной психологии. М., 1994.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и
воспитание. М., 1986.
Бобнева М.
И.
Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1987.
Божович Л.
И.
Психология формирования личности. М., 1995.
Бойко И. Б. Самоубийство и его
предупреждение. Рязань: РИФ "Стиль", 1997.
Бэрон Р.,
Ричардсон Д.
Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
Вайзман Н. Реабилитационная
педагогика. М., 1996.
Выготский
Л. С. Собр.
соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика,
1984.
Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М.:
Мысль, 1990.
Габиани А.
А.
Наркотизм вчера и сегодня. Тбилиси, 1988.
Гарбузов В.
И.
Практическая психотерапия. СПб.: АО "Сфера", 1994.
Гилинский
Я. И.
Эффективен ли запрет проституции? // СоциС. 1988. № 6.
Девиантное
поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А.
Никитина. М.: Союз, 1996.
Долгова Т.
П., Клейберг Ю. А. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические
факторы. Тверь, 1997.
Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1992.
Кле М. Психология подростка:
Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.
Клейберг Ю.
А.
Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово:
Кузбассвузиздат, 1996.
145
Клейберг Ю.
А.
Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. М.: Вита-Пресс, 1997.
Ковалева А.
И.
Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996.
Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1987.
Кондрашенко
В. Г.
Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические
аспекты. Минск, 1988.
Коэн А. Отклоняющееся поведение и
контроль за ним // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы:
Сокр. пер. с фр. / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972.
Лабиринты
одиночества: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. Н. Д. Покровского. М.: Прогресс,
1993.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.
Левин Б.
М., Левин М. Б.
Наркомания и наркоманы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
Леонгард К. Акцентуированные личности.
Киев: Вища школа, 1981.
Ломброзо Ч. Преступление: Пер. Г. Н.
Гордона. СПб., 1990.
Майерс Д. Социальная психология: Пер.
с англ. СПб.: Питер, 1996.
Мертон Р. К. Социальная структура и
аномия // СоциС. 1992. № 3-4.
Обучение и воспитание детей "группы риска": Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М., 1996.
Оганесян М. Р. Феномен "запятнанной репутации" у несовершеннолетних правонарушителей // СоциС. 1992. № 8.
Пирожков В.
Ф. Законы
преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: ИПП
"Приз", 1994.
Плахов В.
Д.
Социальные нормы: Философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985.
Плоткин М.
М., Ширинский В. И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей //
Семья в России. 1997. № 2.
Раттер М. Помощь трудным детям: Пер.
с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987.
Семенюк Л.
М.
Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции. М. ; Воронеж: МОДЭК, 1996.
Смелзер Н.
Дж.
Девиация и социальный контроль // Социология: Учебник. М., 1994. Гл. 7.
Сорокин П.
А. Человек.
Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1987.
Социальные
отклонения. М.: Юридич. лит-ра, 1996.
Степанов В.
Г.
Психология трудных школьников. М., 1996.
Хьелл Л.,
Зиглер Д.
Теории личности. М.: Питер-Пресс, 1997.