Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

141

 

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО (ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ

 

                                                 Ю. А. КЛЕЙБЕРГ

 

                                                    1. Введение

 

Общая характеристика курса, его структура, виды учебных занятий и форма аттестации.

Требования к изучению курса. Библиографический обзор литературы.

 

2. Психология девиантного поведения как специальная психологическая теория

 

Понятие специальной (частной) психологической теории и ее место в структуре психологического знания.

Становление психологии девиантного поведения как специальной научной и учебной дисциплины. Возникновение и развитие этой отрасли психологического знания в России, странах Европы и США.

Структура психологии отклоняющегося поведения. Задачи, проблемы и перспективы психологии девиантного поведения в современных условиях.

 

3. Соотношение понятий "социальная норма" и "девиантное поведение"

 

Определение понятий "социальная норма", "социальные отклонения" и "девиантное поведение".

Основные подходы, объясняющие эти феномены: теория социальной аномии

 

142

 

Э. Дюркгейма; учение о социальной норме, социальном контроле и институте норм в структурализме Т. Парсонса; теория связи абсолютных норм с культурными нормами и относительность норм и отклонений П. Уорсли; теория социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального контроля Н. Дж. Смелзера; биопсихологические концепции нормы и патологии в теориях З. Фрейда и Ч. Ломброзо.

Два подхода к нормогенезу: социально-исторический и системно-конструктивный.

Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения. Значение социальных норм для человека и для общества.

Функции социальных норм. Классификация социальных норм.

Морфологическая структура нормы: диспозиции и императив.

Аксиология социальных норм. Норма как регулятор отношений и поведения человека. Социальные нормы как фактор социализации и воспитания.

Социальные отклонения: понятие, структура и динамика. Характеристика компонентов социальных отклонений (человек, норма, другой человек, социальная группа).

Концепция необходимости для общества девиантов, помогающих понять и сохранить нормы (Э. Эриксон). Концепция "агрессивного поведения подростков как форма самоутверждения" (А. Бандура,

А. Басс, М. Лазарус). Концепция "лабелинга" - "запятнанной репутации", "наклеивания ярлыков" (Э. Гоффман, Г. Беккер). "Этогенический подход" Р. Харре к изучению социальных отклонений и девиантного поведения.

Типы девиаций, их характеристика (по Р. Мертону, Т. Парсонсу).

Механизмы взаимодействия и функционирования социальных норм и отклонений.

 

4. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема

 

Понятие "нормальной" ("здоровой") и "ненормальной" ("деструктивной") личности в психологии.

Специфика межличностных отношений людей в культурно-досуговой среде. Социальные позиции и диспозиционное поведение личности.

"Акцентуированная личность" в психологии. Ролевые и позиционные отклонения. Социально-психологические последствия отклонения.

Типология предпосылок и проявлений социально-психологической дезадаптированности личности. Девиантный паттерн самореализации.

Феномен "криминальной личности" и "криминального общества".

Девиантное поведение и средства массовой информации. Отклонения в искусстве.

Понятие "асоциальное поведение", "делинквентное поведение", "аддитивное поведение" и др. Виды и формы данных разновидностей девиантного поведения.

Маргинальность, маргинальный тип личности и феноменология маргинального поведения.

Характеристика деструктивного поведения и его форм. Агрессивность и конфликтность как проявление девиантного поведения.

 

5. Причины девиантного поведения

 

О причинности в психологии. Противоречия социально-экономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения. Роль социальной дифференциации и социального неравенства в генезисе девиантного поведения.

Механизм отклоняющегося поведения как индивидуального поведенческого акта.

Социальная неустроенность и социально-психологическая дезадаптация в генезисе отклоняющегося поведения. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей.

Характеристика социально-культурных ситуаций, стимулирующих и провоцирующих отклоняющееся поведение человека.

Кризис духовности, ценностный вакуум, девальвация навыков и норм - источники девиантного поведения.

 

143

 

6. Типология отклоняющегося поведения

 

Модели девиантного поведения на личностном, ситуационном и средовом уровне. Их характеристика.

Локус контроля девиантного поведения личности.

Основные типы девиантного поведения и его характеристика. Детская и молодежная преступность. Основные виды. Внутренние причины.

Пьянство и алкоголизм. Состояние и тенденции. Внутренние причины.

Понятия "наркотизм", "наркомания", "токсикомания". Состояние и тенденции наркотизма и токсикомании. Социально-психологический портрет наркомана и токсикомана. Внутренние причины. Наркотики и СПИД. Правовой аспект данной проблемы.

Проституция в подростковой и юношеской среде; понятие, состояние и тенденции; внутренние причины. Сексуальные девиации и их классификация. Феномен "сексуального поведения". Сексуальные перверсии (извращения) как форма сексуальных девиаций. Проституция. СПИД и другие заболевания. Правовой аспект проблемы.

Суицид (самоубийство); понятие и основные виды суицидального поведения; состояние и тенденции; внутренние причины; медико-психологический комментарий.

"Черный" юмор детей и молодежи как специфическая форма девиантного поведения. Психологическая характеристика подросткового вандализма (граффити). Социальный и психологический портрет рисовальщика, его мотивы; гендерные различия и граффити; восприятие граффити, их влияние на поведение; отношение к рисовальщикам; способы предотвращения вандализма подростков.

Социальное творчество как позитивно отклоняющееся поведение. Виды социального творчества. Мода как специфическая форма девиантного поведения.

 

7. Психологические механизмы формирования девиантного поведения

в подростково-молодежной среде

 

Психологическая диагностика девиантного поведения в подростково-молодежной среде.

Социально-культурная среда как доминирующий фактор формирования девиантного поведения; ее состояние, назначение, функции, характеристика; воспитательные возможности. Уровни, виды и типы социально-культурной среды молодежных субкультур.

Статус личности и его влияние на социальное поведение подростка и юноши. Статус личности: понятие, классификация, характеристика.

Взаимосвязь статуса личности и социальной роли. Механизм формирования статуса личности и его проявление в различных ситуациях.

Ценностные ориентации и установки личности, их влияние на социальное поведение. Мотив, потребность, поступок и девиантное поведение. Осознанная и неосознанная девиация.

Социальная среда, жизненные притязания и девиантное поведение подростков.

 

8. Основные закономерности отклоняющегося поведения

 

Понятие социальных законов. Взаимосвязь различных форм отклоняющегося поведения. Зависимость различных отклонений от социально-экономических, демографических, этнических, психологических и иных факторов.

Региональные, территориальные и временные различия распространенности социальных отклонений и проявления девиантного поведения.

 

9. Система профилактики девиантного поведения

 

Понятие профилактики девиантного поведения и социального контроля.

Общая и специальная профилактика. Система социальной профилактики в России и основные направления ее совершенствования. Перспективы развития служб социально-психологического реагирования, их функциональная характеристика.

Предупреждение и профилактика отдельных форм социальной патологии (преступности, пьянства, наркотизма, суицидального поведения и др.).

Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных подростков.

 

144

 

Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска.

Предупреждение педагогической запущенности детей и подростков в школе.

Социально-психологическая и педагогическая превенция процесса криминализации неформальных подростковых групп.

 

10. Психологическая технология коррекции девиантного поведения

 

Социальный психолог как корректор девиантного поведения.

Семейная и школьная социальная работа: понятие, специфика, методы.

Социальная помощь детям и подросткам с девиантным поведением.

Понятие о психологической технологии коррекции девиантного поведения.

Социально-психологическая скрининговая диагностика девиантного поведения. Методы и методика психологической коррекции отклоняющегося поведения.

Социально-психологическая реабилитация: понятие и содержание.

Психологическая защита: механизм и формы реализации.

Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления. Оценка результативности. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.

Профессиональный опыт и компетентность специалиста.

 

Задания для самопроверки и коллективного обсуждения

 

1. Опишите ключевые проблемы понимания социальных норм.

2. Каковы основные функции социальных норм в обществе?

3. Охарактеризуйте типологические подходы к социальным нормам и отклонениям.

4. Определите соотношение понятий "социальная норма" и "девиантное поведение".

5. Прочитайте романы Ф. М. Достоевского "Подросток" и Дж. Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Сравните проблемы подростков в XIX и XX вв.

6. Прочитайте главу 3 повести Л. Н. Толстого "Юность" и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э. Эриксона.

7. Объясните социально-психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростковых и молодежных субкультурах.

8. Дайте характеристику форм и видов девиантного поведения.

9. Дайте характеристику моделей девиантного поведения и процессу моделирования.

10. Презентация и защита коррекционно-воспитательных, адаптационных и реабилитационных программ для различных типов детско-подростковых учреждений.

 

Список рекомендуемой литературы

 

Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997.

Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988.

Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1994.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1987.

Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995.

Бойко И. Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань: РИФ "Стиль", 1997.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4.  М.: Педагогика, 1984.

 Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М.: Мысль, 1990.

Габиани А. А. Наркотизм вчера и сегодня. Тбилиси, 1988.

Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб.: АО "Сфера", 1994.

Гилинский Я. И. Эффективен ли запрет проституции? // СоциС. 1988. № 6.

Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. М.: Союз, 1996.

Долгова Т. П., Клейберг Ю. А. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические факторы. Тверь, 1997.

Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1992.

Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.

 

145

 

Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. М.: Вита-Пресс, 1997.

Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996.

Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1987.

Кондрашенко В. Г. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.

Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: Сокр. пер. с фр. / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972.

Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. Н. Д. Покровского. М.: Прогресс, 1993.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.

Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.

Ломброзо Ч. Преступление: Пер. Г. Н. Гордона. СПб., 1990.

Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996.

Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // СоциС. 1992. № 3-4.

Обучение и воспитание детей "группы риска": Хрестоматия  / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М., 1996.

Оганесян М. Р. Феномен "запятнанной репутации" у несовершеннолетних правонарушителей // СоциС. 1992. № 8.

Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: ИПП "Приз", 1994.

Плахов В. Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985.

Плоткин М. М., Ширинский В. И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России. 1997. № 2.

Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987.

Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. ; Воронеж: МОДЭК, 1996.

Смелзер Н. Дж. Девиация и социальный контроль // Социология: Учебник. М., 1994. Гл. 7.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1987.

Социальные отклонения. М.: Юридич. лит-ра, 1996.

Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 1996.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М.: Питер-Пресс, 1997.