Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

137

 

НОВЫЙ УЧЕБНИК ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


В. В. ДАВЫДОВ


МОСКВА

 

Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет: Учебник для педагогических вузов и училищ. М.: Школа-Пресс, 1997. 383 с.

 

Традиция подготовки и издания хороших учебников по детской психологии у нас старая: их писали А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина и другие. Но в последние годы накопилось много новых фактических и теоретических материалов, более определенными стали позиции в их анализе и оценке, и поэтому возникла острая необходимость в создании новых учебников, которые нужны прежде всего студентам, а также преподавателям. К тому же следует иметь в виду, что "учебное изложение" новых данных выступает в качестве полезного ориентира как для практических психологов и опытных воспитателей детских садов, так и для научных работников в области психологии и педагогики.

Учебник Е. О. Смирновой отвечает этой потребности. На наш взгляд, он имеет следующие важные и несомненные достоинства.

Во-первых, в нем наряду с классическими и фундаментальными исследованиями собраны и представлены наиболее значимые современные факты по детской психологии, полученные отечественными и зарубежными исследователями.

Во-вторых, эти факты рассматриваются в жесткой теоретической логике современных идей научной школы Л. С. Выготского (в настоящее время это наиболее серьезная школа в детской психологии). Особо следует отметить замечательное и ясное изложение теоретических основ развития психики ребенка. Это, пожалуй, наиболее удачное на сегодняшний день учебное изложение культурно-исторической концепции. Вместе с тем там, где это необходимо и целесообразно, автор ссылается на идеи других школ. Краткое сопоставительное изложение имеющихся здесь теорий выполнено четко и убедительно, с расстановкой необходимых акцентов.

В-третьих, особое внимание в учебнике уделено ранним этапам развития ребенка (младенчеству и раннему возрасту). В других учебниках эти возраста освещаются, как правило, бегло и фрагментарно, хотя они имеют весьма существенное значение для понимания главных закономерностей психического развития.

В-четвертых, учебник содержит целый ряд новых, авторских идей и подходов, которые не публиковались прежде. Так, в разделе о младенческом возрасте оригинально описано значение безусловных рефлексов в жизни ребенка, их "встроенность" в собственно человеческое действие. Новыми являются также материалы о становлении потребности в общении со сверстником в раннем возрасте, о развитии воли и произвольности ребенка, начиная с двух лет и т. д.

В-пятых, новый учебник значителен по объему. Это очень важно, поскольку можно "не спеша", достаточно подробно, глубоко и основательно изложить весь требуемый материал.

Вместе с тем в тексте учебника содержится ряд спорных, дискуссионных моментов.

Так, в самом начале введения автор пишет, что психология - наука о душе. Это, конечно, так, но в последние десятилетия принято говорить о психике (и сознании), а не о "душе", тем более и в дальнейшем тексте речь идет о психическом (а не о "душевном") развитии ребенка. Нам кажется, что в данном случае нет нужды отказываться от привычного термина.

Ссылаясь на теорию М. И. Лисиной, автор в нескольких местах пишет, что общение является основным механизмом смены

 

138

 

ведущей деятельности. Вопрос этот очень трудный. Здесь нужно иметь в виду, что, согласно А. Н. Леонтьеву и Д. Б. Эльконину, «смена деятельности» связана с изменением потребностей человека. Поэтому в данном пункте пока не нужно быть столь категоричным.

Далее автор пишет о «социальной ситуации развития» и о «ведущей деятельности». Первое понятие принадлежит Л. С. Выготскому, второе — А. Н. Леонтьеву. Но последний, на наш взгляд, в понятии «деятельность» вполне правомерно «снял» расплывчатость понятия «социальная ситуация развития». Если автор продолжает быть верным последователем именно Л. С. Выготского, желательно все же было бы во введении изложить различия в подходе к этому пункту, с одной стороны, Л. С. Выготского, с другой — А. Н. Леонтьева, а также Д. Б. Эльконина, который, кстати, также не использовал термин «социальная ситуация развития» (им часто пользовалась Л. И. Божович, которая не признавала теории деятельности А. Н. Леонтьева).

На с. 191 автор пишет, что главным средством овладения своим поведением у ребенка является речь. Именно так об этом говорится и у Л. С. Выготского (а затем у А. Р. Лурия, А. В. Запорожца и других). Но уже у самого Л. С. Выготского в этой роли выступает не только речевой знак, но и знак, и символ вообще (см. его «Знак и орудие в развитии ребенка»). Эту мысль следовало бы более тонко провести в тексте учебника.

В первой главе IV части учебника («Дошкольный возраст») автор односторонне описывает особенности личностного начала у ребенка. Оно сведено к иерархии мотивов, как это было сказано у А. Н. Леонтьева, хотя эта иерархия, на наш взгляд, характеризует не личность, а субъект деятельности. Наряду с этим нет должной определенности в описании основных новообразований данного возраста, поэтому не выделяется особое значение воображения.

В целом же появление нового учебника по детской психологии можно рассматривать как значительное событие в сфере психологического образования и в педагогике высшей школы. В нем четко и грамотно описаны не только главные достижения, но и основные проблемы современной науки о детстве. Очень важно, что текст написан ясным и доходчивым языком, читается с большим интересом и удовольствием. Автору удалось сочетать серьезность и фундаментальность излагаемого научного содержания с легкой и увлекательной формой изложения.