Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

133

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ОБЩЕСТВО

 

Brozek K. G., Hoskovec J. Psychological ideas and society. Charles University 1348-1998. Prague: Charles Univ., 1997. 142 S.

 

В 1998 г. исполняется 650 лет со дня основания Карлова университета в Праге. Он является одним из старейших в Европе и первым славянским университетом. Основанный Карлом IV (и названный в его честь) как часть широкого проекта социальных, экономических и культурных преобразований в Чехии с целью достижения независимости Чехии от габсбургской империи, Карлов университет на всем протяжении своего существования являлся центром борьбы за чешскую культуру. С ним связана деятельность большинства видных представителей науки и культуры Чехии.

В плане мероприятий, посвященных юбилею Карлова университета, Й. Брожек и Ю. Госковец подготовили издание монографии "Психологические идеи и общество".

Публикация представляет собой сборник отрывков из сочинений наиболее известных личностей, оказавших существенное влияние на общественную и научную жизнь в Чехии. В число авторов сочинений включены те лица, которые учились или работали в университете, начиная с XIV в. до современности.

Оригиналы текстов написаны на латыни, старочешском, немецком и современном чешском языках. В книге они даны в переводе на английский язык.

Психологические проблемы, затронутые в трудах мыслителей, весьма разнообразны. Пользуясь современной терминологией, их проблематику можно распределить по следующим рубрикам: 1) отклонения от нормы поведения (пагубные привычки, самоубийства); 2) возрастное развитие; 3) педагогические проблемы (учение и обучение); 4) психогигиена (адаптация к стрессовым ситуациям); 5) личность (потребности, установки, смысл жизни); 6) духовная жизнь (соблюдение заповедей, грехи); 7) труд и профессиональная подготовка; 8) социальная и политическая жизнь (особенности национального характера и поведения, моральные традиции нации, роль языка как средства взаимопонимания различных наций, моральные ценности); эта область занимает наиболее значительное место в книге.

Во введении составители сборника Й. Брожек и Ю. Госковец разъясняют принципы подхода к отбору материала, публикуют текст хартии об основании университета (7 апреля 1348 г.), отрывки из автобиографии Карла IV, излагают краткую историю университета.

Материалы расположены в хронологическом порядке. В соответствии с этим первыми публикуются главы из "Бесед" Т. Штитного (ок. 1325 - ок. 1406), известного идеолога чешского рыцарства, автора трактатов на религиозно-философские и моральные темы. В этих главах раскрывается отношение мыслителя к детству и моральному воспитанию. Тема греха и грешников представлена в отрывках из проповедей 1410-1411 гг. Я. Гуса (1371-1415). Лицемерие, зависть, клевета, жадность, безнравственность - это те "вечные" пороки, преодоление которых актуально во все времена.

В состав сборника включены отрывки из сочинения историка-гуманиста П. Станского (1583-1657) "Чешское государство", где рассматриваются достоинства и недостатки национального характера чехов.

На  страницах  сборника  нашли   отражение   мысли   о   ребенке   и   его  воспитании

 Ф. Кински (1739-1805), принадлежавшего к древнему знатному роду в Богемии, много сделавшего для распространения просвещения в стране.

Творчество Я. Э. Пуркинье (1787-1869) и его роль в развитии естественных наук широко известны; следует отметить, что он был иностранным чл.-корр. Петербургской академии наук. Составители сборника привлекли внимание к еще одному аспекту его взглядов - его размышлениям о роли

 

134

 

языка в нормализации общественной жизни в многоязыкой стране.

Философ и педагог Г. А. Линднер (1828-1887) представлен отрывком из книги "Идеи социальной психологии как основа социальных наук".

В состав сборника вошли фрагменты из психологических трудов такой широко известной фигуры, как Т. Масарик (1850-1937), бывший президентом Чехословакии в 1918-1935 гг. Его психологические сочинения, написанные между 1880-1900 гг., были опубликованы в 1995 г. составителями данного сборника. Сюда включены: автобиографические   размышления  о   детстве  и   воспитании,  высказанные  в  беседах    с

К. Чапеком; глава о самоубийстве из книги "Современный человек и религия", первоначально опубликованной в форме статей в журнале "Новое время" в 1896-1897 гг.; статья о недостатках чешского характера, первоначально опубликованная в 1895 г. в книге "Чешские проблемы".

Национальные особенности чешского характера нашли отражение и в статье психолога, физиолога и философа Ф. Мареша (1857-1942), профессиональные интересы которого концентрировались на метаболических процессах и мышечной активности организма, что позволило ему неординарным путем подойти к этой теме. К этой же группе проблем примыкает отрывок из книги Ф. Крейчи (1858-1934) "Позитивистская этика", посвященной процессам биологической и социальной адаптации, биологическим и социальным источникам морали. Близко по проблематике и эссе М. Ростохара (1878-1966) о национальных моральных ценностях.

Статья пионера чешской медицинской психологии В. Форстера (1882-1032) касается проблем психического здоровья, преодоления пагубных привычек (алкоголизм).

В состав сборника включена также статья социолога и политического деятеля, бывшего президента Чехословакии Э. Бенеша (1884-1948), дающая анализ социально-психологических проблем партийных отношений ("Психология политических партий").

Краткая статья Й. Ставела (1901-1986) анализирует факторы, влияющие на профессиональное становление подрастающих поколений. Психологии труда была посвящена и деятельность Я. Долежала (1902-1965). В сборнике изложены основные положения его взгляда на особенности человеческого труда.

В эссе, написанном в 1969 г. для Международного форума студентов, Ф. Хухлик (1905-1981) сформулировал свою точку зрения на природу чешского национального характера.

Профессиональные интересы В. Тарди (1906-1987) концентрировались на проблемах личности. В помещенной в сборник статье рассматривается поведение личности в различных ситуациях.

Источники основных психологических потребностей ребенка обсуждаются в статье Й. Лангмайера (р. в 1921 г.). З. Матейчек (р. в 1922 г.) ставит оригинальный вопрос: почему люди хотят иметь детей? М. Махач (1922-1992) и Е. Махачова (р. в 1941 г.) представлены коротким сообщением о путях эффективного преодоления стрессов. В отрывке из "Книги о радости" Ю. Мрквичка (р. в 1931 г.) сократовский принцип "познай самого себя" рассматривает как основу жизненного самоопределения личности.

Книга снабжена краткими биографическими сведениями о каждом из авторов и составителей, резюме на чешском и немецком языках, именным и предметным указателями.

 

А. А. Никольская

Москва