Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

В.В. ДАВЫДОВ

 

 

Полный планов и замыслов, Василий Васильевич уехал в город Когалым Тюменской области, чтобы встретиться с учителями одной из тысяч школ, обучающих детей по его системе, и не вернулся... Создатель фундаментальной теории учебной деятельности, основатель и руководитель новаторского направления психологических исследований развития ребенка средствами обучения, философ, крупный организатор науки, В.В. Давыдов был в то же время автором конкретных методических пособий и учебников для начальной школы, учителем учителей, Просветителем в высшем смысле этого слова.

Далеко не полный список званий, должностей и обязанностей В.В. Давыдова не может дать исчерпывающего представления о фантастическом масштабе его деятельности, поразительном трудолюбии, гражданской ответственности и страстной преданности своему делу: доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, действительный член РАО, вице-президент РАО с 1989 г., директор НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (1973-1983; 1991-1992 гг.), президент Международной ассоциации "Развивающее обучение", главный редактор журнала "Вестник" при этой ассоциации, а также Российской Педагогической Энциклопедии, член редколлегии журнала "Вопросы психологии", член президиума Российского Психологического Общества, член Общественного совета по образованию при комитете Государственной Думы по образованию и науке, почетный член Национальной академии образования США...

В.В. Давыдов был награжден медалями "За трудовую доблесть" и "Ветеран труда". В 1997 г. он стал лауреатом Президентской премии в области образования. Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова официально утверждена Министерством просвещения. Путь принципиального ученого и организатора науки В.В. Давыдова к общественному признанию был тернистым: столкновение с мракобесами от власти и науки чуть не привело в 1983 г. к разгрому его научной школы и подорвало его здоровье.

Непосредственный ученик и продолжатель дела блистательной плеяды отечественных ученых, создавших культурно-историческую школу в психологии и теорию деятельности, В.В. Давыдов встал вровень со своими учителями и преподал следующему поколению психологов образец научной глубины и последовательности. В 1961 г. Д.Б. Эльконин передал своему молодому сотруднику В.В. Давыдову лабораторию психологии детей младшего школьного возраста, которой тот руководил до конца своих дней. На базе этой лаборатории и школы № 91 Москвы велась исследовательская работа по созданию всемирно известной системы обучения. Но самым любимым "детищем" Василия Васильевича последние пять лет была Экспериментальная школа № 368 Москвы (директор А.С. Кухтинская), где реализуется программа развивающего обучения в сочетании с музыкально-художественным образованием школьников (худ. рук. И.Я. Христенко). Занятия по музыке и живописи здесь проводят профессионалы - музыканты и художники. Эта давняя мечта В.В. Давыдова - соединить интеллектуальное и художественное обучение и воспитание детей - при активном участии сотрудников его лаборатории наконец реализовалась.

Созданная В.В. Давыдовым теория и практика развивающего обучения - это уникальный образец системной психологической работы, выстроенной от уровня философско-методологического обоснования общей теории развития сознания и частных теорий становления определенных возрастных новообразований, вплоть до уровня конкретных педагогических технологий культивирования этих новообразований, оснащенных психологическими методами для диагностики развивающих эффектов обучения.

Свои идеи В.В. Давыдов выразил более чем в 200 научных трудах, переведенных в Англии, Германии, Голландии, Италии, Испании, США, Японии и других странах. Основные книги, наиболее полно раскрывающие его позиции: Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972; Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986 (удостоены премий им. К.Д. Ушинского); Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996; Математика. Учебник-тетрадь. 1-2 класс. М.: МИРОС, 1994-1995; 3 класс. М.: Интор, 1996 (в соавт.); Обучение математике: Методическое пособие для учителей. 1-2 класс. М.: МИРОС, 1994-1995; 3 класс. М.: Интор, 1996 (в соавт.). Более 40 кандидатских диссертаций защищено под руководством В.В. Давыдова, более 10 докторских диссертаций выполнено в научной школе В.В. Давыдова при его непосредственных консультациях.

В памяти тех, кто общался и работал с В.В. Давыдовым, он останется человеком удивительной скромности и доброты, открытости и душевной щедрости. Страстный, увлекающийся, по-детски непосредственный, он был душой огромного научного сообщества, генератором основополагающих идей, яростным спорщиком и внимательным слушателем. Он воодушевил и вовлек в научную жизнь несколько поколений психологов и педагогов; для многих дело В.В. Давыдова стало делом их собственной жизни.

Психологическая наука России лишилась ученого, ставшего классиком при жизни. Российское образование потеряло дерзкого реформатора, сумевшего необратимо изменить застойную ситуацию отечественной школы. Ушел большой Ученый, Мыслитель, человек удивительной отваги, свободы и силы духа. Ушел наш Учитель. Мы - его ученики - сохраним его наследие, Дело его жизни будет Делом нашей жизни.