Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

149

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

КНИГА О ТРУДНЫХ ШКОЛЬНИКАХ

 

В. П. СИМОНОВ

 

МОСКВА

 

Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие. М.: Академия, 1997. 320 с.

 

Работа представляется весьма актуальной по целому ряду причин. Во-первых, в наше трудное время число детей с девиантным поведением довольно значительно возросло и приняло разнообразные, порой неожиданные формы. Во-вторых, возрастная и педагогическая психология в России совершает давно ожидаемый от нее обществом крутой поворот к решению практических учебно-воспитательных задач, а рецензируемая книга именно такого плана. В-третьих, предлагаемые автором разнообразные методы и методики изучения и исправления трудных школьников зиждутся на принципах уважения своеобразия личности учащегося и индивидуального подхода к нему, что особенно требуется сейчас, при строительстве новой демократической школы в нашей стране. В-четвертых, большой теоретический и научно-методический материал, основанный на широком обобщении и анализе не только отечественных, но и зарубежных работ, полезен и при воспитании обычных детей, имеющих эпизодические трудности в поведении. Ведь все дети в тот или иной период проходят через трудности, обусловленные, в частности, возрастными кризисами и неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Поэтому адрес книги широк: студенты средних и высших педагогических учебных заведений, учителя начальной и средней школы, родители, знакомящиеся с научно-популярной литературой по психологии и педагогике.

Такая широкая адресность обеспечивается, в частности, тем, что во всех разделах пособия кратко раскрываются и обсуждаются основные применяемые автором психолого-педагогические понятия. Это облегчает понимание текста книги родителями и учителями и способствует закреплению уже пройденного материала учебников по общей и педагогической психологии в сознании студентов.

Рецензируемая книга имеет девять глав. Первые две главы являются теоретическим введением ко всей работе. В них раскрывается и обсуждается содержание основных понятий, применяемых в данном учебном пособии. С принятых многими отечественными психологами позиций там сообщается также об основных закономерностях психического развития детей и подростков.

Главы III, IV, V посвящены детальному обсуждению самых различных аспектов проблемы обусловленности многих видов девиантного поведения индивидуальными и возрастными особенностями личности

 

150

 

школьника, отдельными затруднениями и задержками в их развитии, отсутствием необходимых черт характера или их деформацией. В первых параграфах главы III, в основном связанных с анализом отклонений в развитии потребностно-мотивационной сферы личности школьника, даются современные и весьма полезные для воспитателей сведения об основных принципах и методиках психодиагностики и психокоррекции индивидуальных особенностей учащихся. Из относящегося к коррекции познавательной сферы материала особо удачными можно считать параграфы о сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности школьников. В них сообщаются, помимо прочего, данные собственных многолетних исследований автора, могущие способствовать повышению эффективности не только воспитания, но и обучения детей.

В другом разделе учебного пособия ведется довольно любопытное и нужное обсуждение особенностей меняющегося в условиях реформ мышления российских граждан, его ошибок и просчетов, существенно осложняющих поведение детей и взрослых.

Выраженную практическую направленность имеет параграф об эмоционально-волевой сфере личности и учете индивидуальных особенностей ее развития в процессе психокоррекции. Новым для подобных пособий является параграф о гиперсексуальности и отклоняющемся поведении подростков и старшеклассников. Автор использовал и обсудил материал, заимствованный им из специальной научной литературы. Введение подобного материала следует считать весьма своевременным, тем более что научные работы по половому воспитанию сейчас буквально тонут в мутном потоке сомнительных изданий по вопросам эротики. Неожиданным может показаться параграф, где рассматривается связь между способностями и девиантным поведением школьников. Отклонения в поведении одаренных школьников могут быть вызваны как их собственными  взглядами на жизнь и установками, так и отношением к ним соучеников. Эти явления большинство педагогов наблюдают повседневно, но пристального внимания ученых они не привлекли до сих пор.

Наибольшая приближенность к современной жизни и практическая направленность обнаруживаются в главе IV, где речь идет об учете особенностей темперамента и характера трудных детей и подростков. В основу положены классификация и трактовка типов трудных школьников, предложенные нашим известным характерологом Н. Д. Левитовым. Но автор и сам дает глубокое современное толкование исходных понятий: леность, неорганизованность, эгоизм, недисциплинированность и пр. Он вносит в содержание этих понятий существенные уточнения и дополнения, призывая в то же время избегать крайностей при анализе этических категорий. Так, он выступает против привычного советского стереотипа коллективизма и вместе с тем против полного исключения этого понятия из психолого-педагогического словаря, предостерегая тем самым от воспевания крайне выраженного индивидуализма. Параграф насыщен методическими рекомендациями и примерами успешной коррекции в разной степени деформированных черт характера школьников.

Глава VI посвящена проблеме акцентуации личности школьников, причем материал успешно адаптирован автором к педагогической и родительской аудитории. К сожалению, автор свел изложение в основном к трудам пионера в области разработки этой проблемы К. Леонгарда, но не нашел места для столь же подробного описания работ А. Е. Личко, специализировавшегося на акцентуациях у подростков. Делая это замечание, мы в то же время понимаем, что размеры учебного пособия не могут быть очень большими.

Нестандартно написаны В. Г. Степановым последующие главы, где он соединяет изложение наиболее важных достижений отечественной психологии с зарубежными. Проиллюстрировать сказанное можно на примере главы VII о  трудных учащихся в школе. Там рассказывается, например, о смысловом барьере между школьником и учителем, фундаментально изученном в свое время Л. С. Славиной. В то же время достаточно места уделяется новой теме: тренингу гуманных отношений между педагогом и учащимся. В главе VI об отношениях в семье говорится о не так уж редко встречающихся случаях насилия над личностью

 

151

 

ребенка со стороны некоторых взрослых.

Новым является для таких пособий материал главы VIII, где описывается история молодежных неформальных групп общения за рубежом и в России и даются психолого-педагогические рекомендации по воспитательной работе с трудными школьниками из этих групп. Автор умело и корректно использовал данные интересных научных исследований, проведенных под руководством Д. И. Фельдштейна.

Заключительная глава (IX)  содержит интересный и практически важный материал о школьниках с делинквентным поведением.

В целом можно сказать, что мы получили наиболее широкое и обобщающее учебное пособие по важным проблемам детской и педагогической психологии. Оно имеет выраженное современное звучание и явную практическую направленность.

В книге В. Г. Степанова используется большое количество теоретических работ и конкретных научных методик отечественных и иностранных авторов, указываемых, в частности, в достаточно развернутых списках литературы после каждого самостоятельного раздела пособия. Работа написана ясным и доступным для указанной читательской аудитории языком. Полагаем, что рецензируемое учебное пособие найдет достойное место на полках современной психолого-педагогической литературы.