Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

151

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Л. В. БАЛАНЧИВАДЗЕ

 

Специфика деятельности педагога-музыканта, помимо ориентации на приобретение учениками профессиональных знаний, умений и навыков, заключается еще и в стремлении помочь каждому из них раскрыться как творческой личности. Этот процесс глубоко индивидуален, поскольку личность каждого человека, тем более художника, неповторима, нестандартна.

Занимаясь воспитанием будущих музыкантов-исполнителей, мы обратили особое внимание на формирование психологической готовности к выступлению на сцене, ведь не секрет, что даже самый опытный музыкант не застрахован от провала. В чем психологические причины неудачных выступлений? Можно ли их предотвратить?

Проблема эффективности исполнительской деятельности непосредственно связана с особенностями репетиционного исполнения. На практике мы часто сталкиваемся с тем, что за хорошим исполнением на репетиции нередко следует неудачное концертное выступление, и наоборот. Как же организовать репетицию, какие формы для нее подобрать, чтобы дать возможность исполнителю максимально проявить себя на сцене? Как влияет репетиция на готовность исполнителя к концертному выступлению?

Мы попытались с использованием научных методов подобрать оптимальный вариант психологической подготовки к выступлению. Мы рассматривали различные уровни готовности студентов в репетиционных исполнениях и сопоставляли их с качеством последующих концертных выступлений. Для этого нами использовались разные формы репетиций:

- полная, с исполнением произведения от начала до конца;

- частичная, с исполнением отдельных, наиболее важных в смысловом отношении фрагментов произведения.

Рассматривались также случаи безрепетиционных исполнений.

Оказалось, что наиболее оптимальной является частичная репетиция: за ней следуют самые удачные концертные выступления. Наименее эффективной в этом плане оказалась полная репетиция. Во время частичной репетиции проявляется эффект прерванного действия: активизируются операциональные возможности, возникает напряжение, которое не получает разрядки из-за фрагментарности исполнения. Неудовлетворенная

 

152

 

потребность, с одной стороны, и нереализованные операциональные возможности - с другой - и создают готовность к наиболее полному раскрытию творческих возможностей, к концертному выступлению высокого уровня. При полной репетиции операциональные возможности полностью реализуются, что отрицательно влияет на качество концертного исполнения.

Мы обратили внимание на то, что некоторые ученики после частичной репетиции чувствуют себя на сцене свободно, раскрепощенно, хотя многие из них обычно застенчивы и скованны. Мы предположили, что у них снижается уровень тревожности (как общей, так и ситуативной), а это, в свою очередь, также ведет к улучшению качества исполнения.

Действительно, после частичной репетиции уровень ситуативной тревожности снижается, что было установлено с помощью теста для изучения ситуативной тревожности (по шкале экзаменационной тревожности Ю. М. Орлова). Об этом свидетельствуют и данные самонаблюдения учащихся, которые мы получали после репетиционных исполнений, а также перед безрепетиционными и контрольными исполнениями. Что же касается качества исполнения и его связи с уровнем ситуативной тревожности, то здесь наше предположение не подтвердилось. Определив уровень общей тревожности с помощью теста Тейлор - Сарасона, мы выяснили, что ни одна из использованных нами форм репетиций не изменяет его.

Еще один интересный факт, замеченный в период нашей работы: после частичной репетиции студентам удавалось спокойно, без волнения и паники сконцентрировать внимание на предстоящем выступлении, проанализировать возможные ошибки в исполнении и заранее найти выход из предполагаемой неудачной ситуации. После полной репетиции, напротив, у тех же студентов усиливалось волнение, возникала боязнь неудачи, они были беспомощны в ее предотвращении.

При рассмотрении вопроса о влиянии частичной репетиции на мотив достижения и об улучшении благодаря этому качества исполнения произведения мы предположили, что усиленный частичной репетицией мотив достижения может вызвать снижение уровня тревожности исполнителя, а это, в свою очередь, может способствовать эффективности исполнения.

В процессе исследования общего (по опроснику Ю. М. Орлова) и ситуативного (с помощью картинки ТАТ "Мальчик со скрипкой") мотивов достижения мы рассматривали три их уровня: низкий, средний и высокий. Тестирование проводилось в промежутке между репетицией и концертом.

Ситуативный мотив достижения повысился после частичной репетиции, а общий - как и общий уровень тревожности - остался неизменным; таким образом, связь между уровнем мотива достижения и эффективностью деятельности исполнителя отсутствует.

Итак, по нашим данным, высокий уровень готовности после частичной репетиции влияет на такие индивидуально-психологические показатели, как ситуативный мотив достижения и ситуативная тревожность. И хотя эти факторы не могут непосредственно воздействовать на эффективность исполнения, они, несомненно, улучшают отношение исполнителя к своей деятельности и стимулируют его к новым выступлениям.

В практической работе мы стараемся выстроить учебно-воспитательный процесс с учетом усиления мотива достижения у наших учеников и снижения у них уровня тревожности. Студентам предлагается представлять будущее исполнение того или иного произведения, обдумывать детали выступления, анализировать и оценивать свои выступления на сцене и на каждом уроке, искать оригинальные пути в трактовке произведений, чтобы раскрыть свою творческую индивидуальность.

Развитие потребности в достижении предполагает и воспитание у ученика чувства ответственности за свое дело, обязательного достижения результата, например показа выученных произведений своим сокурсникам, выступления в концерте. Мы по возможности подбираем ученикам

 

153

 

программу, соответствующую их профессиональному уровню, так как слишком легкие или слишком сложные произведения не способствуют развитию мотива достижения.

Педагогам также очень важно всегда обращать внимание прежде всего на положительные моменты исполнения, поскольку в развитии потребности в достижении эмоциональное подкрепление успеха необходимо. Однако необходимо учитывать и индивидуальные особенности характера каждого ученика, чтобы избежать опасности проявления эгоцентризма, самоуверенности, которые могут привести к серьезным ошибкам не только в творчестве, но и в жизни. Формирование мотива достижения - это прежде всего воспитание стремления к самосовершенствованию, самокритичности, удовлетворению потребности в собственной ценности, но не превосходства над кем-либо другим.

Психологические знания помогают педагогам найти выход из складывающихся порой сложных ситуаций. Вместе с тем не может быть рекомендаций, пригодных для всех. Так, по данным психологов, у людей со средним уровнем мотивации достижения неудача в учебной деятельности вызывает его снижение. Наоборот, лиц с высоким уровнем мотивации достижения неудача стимулирует к преодолению трудностей. Люди с высокой мотивацией достижения чувствительны к обратной связи, а люди с низкой - нет. Мы полагаем, что подобные факты могут обнаружиться не только в учебной, но и в музыкально-исполнительской деятельности.

Выявление индивидуально-психологических различий в музыкально-исполнительской деятельности представляет особый интерес в силу того, что искусство способно показать личность художника во всей многогранности и неповторимости.