Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

3

 

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ

 

C. Е. ПИНЯЕВА, И. В. АНДPЕЕB

 

  Проблема личностного и Профессионального развития изучается представителями многих научных дисциплин (социологии, истории, философии, юриспруденции и др. ), в том числе представителями психологической науки. Ученые, занимающиеся изучением обсуждаемой проблемы, принадлежат к различным школам и направлениям в психологии, однако, несмотря на это, выявляется и общая тенденция в их подходах. Она заключается в том, что развитие личности в разнообразных концепциях рассматривается в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды в процессе социализации и/или профессионализации.

В данной статье мы рассматриваем особенности личностного и профессионального онтогенеза в период зрелости. Актуальность этого вопроса объясняется, с одной стороны, тем, что индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др. ) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае отсутствия общих профессиональных способностей — активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др. ), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации[1].

С другой стороны, профессиональная деятельность оказывает обратное влияние (позитивное или негативное) на личностный онтогенез, например на формирование самооценки, самоотношения и т. д. Так, Л. Н. Корнеева [11] пишет об экспериментах, которые показали динамику профессионально важных качеств личности на протяжении всего профессионального пути человека. Ею было выявлено, что на начальных этапах профессиональной деятельности обычно повышается тревожность, затем происходит некоторое снижение ее уровня.

4

 

При трех-пятилетнем стаже работы она снова становится неадекватно высокой, что приводит, в частности, к пику травматизма на этом этапе. В дальнейшем после некоторого снижения имеет место повторное постепенное повышение тревожности до уровня, оптимального в данной деятельности. Иногда фиксируется еще один резкий подъем выраженности данного качества в предпенсионный период.

На каждой возрастной стадии профессиональное и личностное становление отличаются своим содержанием и динамикой. Мы акцентируем внимание на закономерностях личностного и профессионального онтогенеза в период зрелости (взрослости), так как он характеризуется, -во-первых, продолжением развития и формирования личностных (психических и социально-психологических) качеств и, во-вторых, наибольшей активностью в плане профессиональной деятельности.

Границы взрослости различные исследователи определяют неодинаково. Так, Э. Эриксон [17] называет раннюю (20—45 лет), среднюю (40/45—60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет). По Д. Б. Бромлей (цит. по [1]), цикл взрослости состоит из четырех стадий: ранней (21—25 лет), средней (25—40 лет), поздней взрослости (40—55 лет) и предпенсионного возраста (55—65 лет). В периодизации по Ш. Бюлер (цит. по [12]) зрелость находится между 25/30— 45/50 годами. Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант (цит. по [2]) выделяют семь периодов взрослой жизни, начинающейся в 16/22 года и заканчивающейся после 50 лет. Б. Г. Ананьев [1] придерживается периодизации, в которой средний возраст (зрелость) делится на две фазы: 21/22—35 лет и 36—55/60 лет. Такое разнообразие в определении границ рассматриваемого периода различными исследователями может объясняться действием временных, экономических, социальных и других факторов.

Учитывая существующие периодизации, мы предлагаем относить зрелость к отрезку жизни между 20 и 60 годами и описывать ее по фазам — временным интервалам в 7—10 лет[2]. Каждую фазу заканчивает нормативный кризис развития, успешность разрешения и сроки которого могут варьировать в зависимости от характера протекания предшествующего периода, индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни в целом.

В процессе смены стабильных фаз развития и кризисов изменяются особенности личности человека. В относительно устойчивые возрасты развитие совершается главным образом за счет «микроскопических изменений личности» [4; 249], длящихся несколько лет, которые, накапливаясь, затем скачкообразно обнаруживаются в виде возрастного новообразования. При кризисах, которые значительно короче по продолжительности, происходят резкие сдвиги, развитие принимает бурный, стремительный характер [4]. Нормативные кризисы развития являются наиболее чувствительными к некоторым внешним воздействиям, которые способствуют формированию определенных качеств личности, в том числе и профессионально важных.

К началу периода зрелости завершается половое созревание человека, дифференцированы его умственные способности и интересы. Сформированы определенная система ценностей (личное мировоззрение и жизненная позиция), целостный образ Я, готовность к самообучению и саморазвитию личности, профессиональные намерения [9], [13].

5

 

Первая фаза периода зрелости, на наш взгляд, длится приблизительно с 20 до 30 лет жизни и характеризуется тем, что человек стремится к самостоятельной, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным. Происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями. Как считают Ш. Бю-лер (цит. по [12]), Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант (цит. по [2]) и Д. Б. Бромлей (цит. по [1]), наступает период встречи со спутником жизни, образования собственной семьи и рождения детей. Отсутствие подобного опыта, по мнению Э. Эриксона [17], может привести к замыканию человека на самом себе и стремлению к избеганию контактов. Изоляция от людей, особенно близких, или неразборчивые отношения, непредсказуемое поведение являются признаками аномального развития личности.

Согласно утверждению Ш. Бюлер (цит. по [12]), в течение этой фазы возрастного развития (к 25 годам) человек, как правило, находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие. При этом он находится либо на фазе адепта, когда выбор профессии уже сделан и начинается (продолжается) процесс ее освоения, либо на фазе адаптации, т. е. овладения и принятия норм профессиональной деятельности и профессионального общения, понимания смысла профессии и своей причастности к ней [8], [13].

Людей моложе 25 лет, как правило, характеризует низкая удовлетворенность, поиск смысла жизни, что связано с трудностями взросления и вхождения в самостоятельную жизнь. Между 25 и 30 годами эти трудности преодолеваются, собственная жизнь кажется максимально осмысленной и наполненной [10]. Зарождаются чувство хозяина своей жизни, социальная ответственность за себя и за дело, продолжается профессиональное самоопределение и уточняются критерии оценки себя как профессионала [13].

Отметим, что трудовая деятельность, практический опыт и тренированность выступают в качестве основного сенсибилизирующего фактора развития психических функций личности. По мнению Б. Г. Ананьева (цит. по [6]), достижение новых, более высоких уровней функционального развития в зрелые годы в процессе трудовой деятельности возможно благодаря тому, что некоторые психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации и операционных преобразований. Одновременно с этим функции, не имеющие таких условий, в относительно молодые годы постепенно снижают свой уровень. Систематический труд приводит к тому, что происходит специализация отдельных психических функций применительно к определенным объектам и операциям деятельности. Например, совершенствуется развитие глазомера, корректируется и становится более избирательным внимание, в зависимости от актуальности интеллектуальной деятельности развиваются память и мышление, особенно в сензитивные возрастные периоды (18— 24 и 29—33 года для памяти и 26— 29 лет для мышления).

В ранней зрелости (20—25 лет) преобладает относительная автономность, независимость психических функций. С 26 лет начинается относительная стабилизация межфункциональной структуры на более высоком уровне интеграции. С возрастом (26—29 лет) происходит постепенное повышение степени интегрированности всей системы интеллекта [6].

Около 30 лет, согласно нашим предположениям, заканчивается первая фаза периода зрелости. Отрезок жизни от 29 до 32 лет Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант (цит. по [2]) называют переходным. В течение этого времени возникают новые внутренние противоречия: первые жизненные успехи и ожидания уже позади, труд и быт становятся

 

6

 

будничными и в результате происходит новое снижение чувства осмысленности и полноты бытия. Появляется потребность в подведении промежуточных итогов и одновременно в ощутимых переменах, в дальнейшем профессиональном росте [10], [11], формируется ответственность за других (например, за детей и родителей). Человек пересматривает ценности и смысл своего бытия. В отдельных случаях этот процесс может привести к перемене сферы деятельности [13] и уклада семейной жизни.

Дальнейшее развитие личности продолжается в течение второй фазы периода зрелости (от 30 до 40 лет) и зависит от многих факторов: степени и продуктивности социальной активности человека, достигнутого им статуса, задающего определенные возможности этой активности [1], особенностей протекания предыдущих стабильных и кризисных возрастных периодов.

Зрелому человеку свойственны реальные ожидания, трезвые оценки возможностей. Он ставит конкретные жизненные цели и имеет налицо некоторые результаты продвижения к ним, субъективно переживая этот возраст как апогей жизни. В связи с этим, по мнению Ш. Бюлер (цит. по [12]), к 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как целого, жизни как решаемой задачи. Стабилизация основных психических структур, ценностных ориентации, уровня притязаний сопровождается повышением стабильности и внутренней последовательности образа Я [10].

Продолжается и профессиональный онтогенез. В случае достижения более высоких уровней в профессиональной деятельности и успеха в ней у человека усиливается его общая мотивация, происходит творческое развитие себя как личности средствами профессии [13]. Например, у представителя правоохранительных органов в силу поискового характера профессиональной деятельности повышается уровень наблюдательности, развиваются критичность и аналитичность мышления, эмпатийность. Однако, как нам кажется, успехи в профессиональной сфере могут привести к развитию и таких проявлений, как преувеличение роли отдельных деталей объекта, чрезмерная подозрительность, вседозволенность, вынесение поспешных и ложных заключений.

Под влиянием целей и условий труда складывается профессиональный тип личности с характерной для него манерой деятельности, общения и поведения, интересами, установками и традициями. Е. М. Борисова [3] отмечает, что профессиональный тип не является застывшим. Процесс формирования личности совершается непрерывно, и любые изменения в процессе профессионального становления могут повлиять на ее развитие. В частности, автором рассматриваются особенности личности человека, «не сложившегося как "профессионал"» [3; 174] и характеризующегося раздражительностью, конфликтностью, стремлением объяснить свои неудачи стечением неблагоприятных обстоятельств.

В то же время выбор профессии изначально связан с определенными задатками и установками личности. Поэтому, когда у людей определенной профессии заметны какие-то общие черты характера, их специфика может быть обусловлена не только вторичным влиянием профессиональной роли, но и тем, что в большинстве случаев ее выбирают люди, исходно обладающие определенными личностными особенностями [5]. Знание этих особенностей имеет значение, например, для диагностики степени профессиональной деформации и ее профилактики.

Вторая фаза периода зрелости (около 30—40 лет), по мнению Д. Б. Бром-лей (цит. по [1]), характеризуется как годы оптимума для интеллектуальных достижений.

 

7

 

В этот период вновь усиливается дифференциация отдельных сторон всей системы интеллекта на более высоком уровне общей интегрированнос-ти. Так, в промежутке от 34 до 37 лет наступает второй пик в развитии мышления, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением. Наблюдается усиление в умственной деятельности роли образного и практического мышления [16]. Однако к 40 годам, как утверждает Д. Б. Бромлей (цит. по [1]), возможно снижение некоторых физических и умственных функций, проявляющееся при максимальном напряжении в процессе деятельности. Например, начиная с 34-летнего возраста наблюдается некоторый спад функционального уровня развития свойств внимания и сенсорно-перцептивных функций [1].

В целом средняя взрослость (25/30— 40 лет), согласно Д. Б. Бромлей (цит. по [1]), характеризуется как годы накопления относительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельности. К 40 годам человеком приобретается новый статус, который складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье. Осуществляется предварительное подведение итогов жизни, возможен кризис середины жизни.

Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант (цит. по [2]) характеризуют этот кризис (40—42 года) как взрыв, когда возникает ощущение, что жизнь проходит зря, появляются признаки утраты молодости и ухудшения здоровья. Подобные противоречия осознаются человеком как расхождение, угнетающее несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого [2]. По мнению Б. С. Братуся [2], выход из ситуации нормативного кризиса может быть двояким. Необходимо либо найти пути дальнейшего самосовершенствования и тем самым достигнуть соответствия между своими возможностями и мотивами, либо изменить смысловую ориентацию в том направлении, в котором будет возможно поступательное развитие личности. Невозможность осознания этой альтернативы, по утверждению того же автора, приводит к аномальному развитию личности, реактивному преодолению сложившегося противоречия. Например, к появлению разного рода «защитных» мотивов, которые толкают к осуществлению ложнокомпенсаторной деятельности. Смысл этой деятельности сводится к тому, чтобы «законсервировать» [7; 147], оставить прежним внутреннее противоречие и тем самым приспособиться к нему.

Третья фаза периода зрелости (40/ 45—50/55 лет), как считает Д. Б. Бромлей (цит. по [1]), имеет своими главными чертами дальнейшее упрочение системы социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других. Человек приобретает уверенную жизненную позицию и стабильность. Возрастают индивидуализация личностного развития, социальная ответственность за мир и реалистичность самооценки [13]. К 50 годам, согласно Р. Гаулду, Д. Левинсону, Д. Вейланту (цит. по [2]), человек приобретает новое равновесие и привязанность к семье, хотя развитие личности еще не закончено.

Не завершено и профессиональное развитие. Накоплен значительный профессиональный опыт, достигнуты индивидуальные вершины в труде, имеется творческий потенциал, вложенный и/или вкладываемый в данную отрасль. При этом профессиональные притязания, как правило, остаются стабильными.

8

 Е. А. Климов [8] описывает стадии профессионального онтогенеза, которые, на наш взгляд, соответствуют возрастному периоду от 25/30 до 50/55 лет. Интернал, считает автор, — это опытный работник, который может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями. На фазе мастерства работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями, универсализмом и широкой ориентировкой в профессиональной области. Он обрел свой индивидуальный стиль деятельности, его результаты могут быть стабильно хорошими, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым работником. Авторитетом Е. А. Климов [8] называет мастера своего дела, который хорошо известен в профессиональном кругу или даже за его пределами. С его мнением считаются и коллеги, и руководители. Возможно, сил и энергии у него становится меньше, чем в более ранние возрастные периоды, но профессиональные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу и окружить себя помощниками.

В целом, согласно Д. Б. Бромлей (цит. по [1]), в этом возрасте происходит дальнейшее снижение физических и умственных возможностей. Однако, как показывают исследования Б. Г. Ананьева [1], вербальные функции именно в данную фазу прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40—45 лет.

С возрастом 50—55 лет связан очередной психологический нормативный кризис. После 50 лет, когда накопленный опыт позволяет реалистичнее оценить соотношение ожидаемого и достигнутого, человек начинает подводить итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям, задумываться о смысле жизни и ценности сделанного [10]. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. По мнению Р. Га-улда, Д. Левинсона, Д. Вейланта (цит. по [2]), доминирующим источником жизненной удовлетворенности после 50 лет жизни становятся успехи детей.

Поздняя зрелость (50/55—60 лет), или четвертая фаза периода зрелости, характеризуется, как утверждает Д. Б. Бромлей (цит. по [1]), более очевидным упадком физических и умственных возможностей, ослаблением сексуальных функций и интересов, стремлением продлить состояние жизненной активности из-за сокращения будущего времени жизни. Вместе с тем это пик для наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел.

Возможно продолжение творческой деятельности и профессионального самоопределения, выражающихся в анализе и обобщении своего профессионального опыта и передаче его следующему поколению [13]. В развитии профессионала наступает следующая фаза — фаза наставничества [8]. Появление учеников и последователей делает жизнь наполненной, осмысленной и перспективной.

К завершению периода зрелости (примерно к 60/65 годам), как правило, происходит снижение уровня профессиональных притязаний [13]. Изменяется мотивация в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни, ожиданием старости или сопротивлением ее наступлению.

Таким образом, с одной стороны, особенности личности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой стороны, само формирование личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

 

9

 

Как пишет А. К. Маркова [13], зрелость личности обычно является предпосылкой к тому, чтобы человек состоялся и как профессионал. Однако в отдельных случаях, по мнению того же автора, профессиональное развитие может забегать вперед по сравнению с личностным, а именно человек становится профессионалом, не сложившись еще в зрелую личность.

Последнее утверждение представляется нам спорным; мы считаем, что оно нуждается в уточнении. На наш взгляд, можно выделить как минимум две группы профессий по признаку важности тех или иных особенностей личности, обеспечивающих профессиональную активность. В одной группе доминирующее значение имеет сформированность узкоспециализированных профессиональных знаний, умений и навыков технического уровня. При этом влияние некоторых отдельных качеств личности, например гуманной направленности, на результат, труда минимально и незначительно. Только в этом случае человек, достигший высокого инструментального мастерства в труде, но не сформировавшийся как зрелая личность, может считаться состоявшимся профессионалом.

Другая группа отличается тем, что зрелость личности является условием и неотъемлемым компонентом успешного профессионального становления (например, в профессиях типа «человек — человек»). В свою очередь, личностное развитие, как мы уже отмечали, во многом зависит от особенностей процесса профессионализации. Но если профессиональный онтогенез более активно протекает в зрелые годы, то личностный онтогенез в периоды детства, отрочества и юности не менее насыщен и динамичен, чем в последующие эпохи. Свидетельством тому, к примеру, является большая частота, выраженность и открытость возрастных нормативных кризисов развития в течение времени, предшествующего зрелости. К моменту начала активной профессиональной деятельности человек имеет определенный стартовый уровень психического и социально-психологического развития, являющийся основой дальнейшего личностного и профессионального онтогенеза. Мы не преуменьшаем значение профессиональных знаний, умений и навыков, от которых также зависит успех (или неуспех) в труде. Тем не менее качества личности, сложившиеся до прихода человека на работу и формирующиеся в процессе трудовой деятельности, в том числе и профессионально важные, играют, на наш взгляд, доминирующую роль в становлении специалиста во второй группе профессий.

Потребность в знании закономерностей личностного и профессионального онтогенеза все чаще осознается обществом при решении многих вопросов в самых разных сферах жизни и деятельности. Например, эти знания помогут не только диагностировать наличие стабильных и кризисных периодов в жизни человека, но и преодолевать трудности, связанные с нормативными кризисами развития; в процессе профессиональной ориентации учет индивидуальных особенностей может способствовать нахождению адекватных этим особенностям способов и средств выражения человеком своей индивидуальности и успешному профессиональному становлению.

 

1. Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.

2. Братусь С. Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. М» 2. С. 3—13.

3. Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1980. С. 159— 177.

4. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4.  / Под ред. А. В. Запорожца. М.: Педагогика, 1984.

5. Грановская P. M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

 

10

 

6. Грановская Л. Н., Степанова Е. И. Изменение межфункциональных связей в разные периоды зрелости: (Как происходит формирование целостного интеллекта?) // Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1977. С. 181—190.

7. Зейгарник Б. В., Братусъ Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980.

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

9. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.

10. Кон И. С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.

11. Корнеева Л. Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С. -Петербург, ун-та, 1991. С. 61—83.

12. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии/ Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978. С. 156—172.

13. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международн. гуманитарный фонд «Знание», 1996.

14. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. лед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.

15. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. М.: Рос. пед. агентство, 1996.

16. Степанова Е. И. Мышление // Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1977. С. 146—161.

17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996.

 

Поступила в редакцию 3. VII 1997 г.



[1] Под профессиональной деформацией пони­маются социально-психологические и психические изменения личности, возникающие в процессе вы­полнения профессиональной деятельности.

 

[2] Уточним, что такое деление периода зрело­сти на фазы является условным. Эта условность объясняется недостаточной изученностью вопро­са об определении границ обсуждаемого периода и каждой его стадии, а также неоднозначностью в обозначении этих границ различными исследо­вателями.