СУЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ, ИЛИ О
ГРАНИЦАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
с.д поляков
Заинтересованный читатель (речь идет прежде всего о
преподавателях психологии) заметил, что появились новые серьезные учебные книги
по педагогической психологии: “Психология образования” Р.С. Немова,
“Педагогическая психология” В. Габай, “Педагогическая психология” И.А. Зимней.
Книга И.А. Зимней, пожалуй, лучшая из них.
Концептуальность, ясность и обстоятельность изложения, использование
разнообразных источников, неплохая психологическая грамотность и эрудиция
автора — это только некоторые из ее достоинств. Вот почему на примере именно
этого учебного пособия хочется поразмышлять о той педагогической реальности, что
встает за страницами текста пособия.
Первое и главное удивление, которое возникает при
чтении книги И.А. Зимней, — колоссальное сужение педагогической сферы,
свершенное в учебном пособии. Педагог, “герой” “Педагогической психологии” не
разговаривает со школьниками один на один, не работает в кружках и
школьных клубах, не проводит классные и школьные праздники, не
работает в летних лагерях, не разбирает конфликтные ситуации в классе
или клубе, не работает с родителями школьников, не
взаимодействует во имя педагогических целей, с коллегами и администрацией.
И это не нечаянные пропуски автора. Это концепция
педагогической реальности, сводящая педагогический мир к учебному процессу и в
конечном счете к уроку.
Да, иногда в тексте всплывает слово “воспитание”, но
лучше бы этого не было. В тех немногих местах, где автор говорит о воспитании,
— полная неясность. Начинается его характеристика с весьма невнятного
определения: “Воспитание есть целенаправленное воздействие на человека с целью
сформировать у него определенные ценностные ориентации, принципы поведения
(?!), системы оценок (?!) и т.д. (?!), выраженное отношение (?!) к себе, к
другим людям, к труду, к обществу, к миру” (с. 33—34). Но дело даже не в
неудачном подборе слов, а в самом понимании воспитания как воздействия.
В нормальной современной педагогике воспитание понимается не как воздействие на
человека, а как управление процессом развития личности, или, в более мягкой
формулировке, как целенаправленное влияние на процесс развития личности.
Разъясним, что' имеется в виду. Существует процесс
развития личности, который регулируется, корректируется, обогащается,
ориентируется... педагогически организованными деятельностями и общением
(индивидуальными, групповыми, коллективными, массовыми). Это и есть воспитание.
Не правда ли, очень трудно обозначить все эти явления словом “воздействие”!
В определении воспитания И.А. Зимней читатель
встречается с парадоксальной ситуацией: когда психология оказывается всего лишь
устаревшей педагогикой.
Кстати, определение обучения (с. 33) не страдает ни
односторонностью термина
150
“воздействие”, ни невнятностью формулировки.
Вслед за определением воспитания в учебном пособии
дается крайне неудачное описание его форм и их связи с обучением. Воспитание в
этих описаниях из целенаправленного процесса становится стихийным (в
дискотеках, компаниях, общностях...), да к тому же выступает не более чем
служанкой обучения (с. 34—35).
А вот и резюме, показывающее неслучайность всех
названных огрехов текста: “Для педагогической психологии воспитание органично
включено в процесс обучения...” (с. 35).
Идея воспитания как воспитывающего обучения, как
воспитания, неотрывного от обучения, весьма наивна. Если под воспитанием
понимать целенаправленное влияние на процесс развития личности, то оно в
обучении — не правило, а редкий случай. В большинстве своем педагоги, формируя
в обучении знания, умения, навыки, очень редко ставят специальные
воспитательные цели подкрепленного адекватными этим целям педагогическими
средствами (подробности аргументации этой позиции в нашей книге
“Психопедагогика воспитания”. М.: 1996).
Идея приоритетности обучения определяет и позицию
автора в отношении психического развития. Не будем акцентировать то, что не
обсуждается вопрос о соотношении воспитания и развития. При описании же самого
психического развития на первом месте, конечно, оказывается развитие интеллекта
и только уж потом, вторым планом — развитие личности.
Центрированность автора на обучении неизбежно
отодвигает на вторые и третьи места ключевые для психологии воспитания вопросы
о механизмах формирования мотивов, ценностных ориентаций, отношений личности;
роли группового общения в развитии личности; формировании
личностно-развивающего психологического микроклимата.
Нельзя сказать, что в книге совсем не затрагиваются
эти темы. Но те две страницы (с. 302—303), которые посвящены формированию
мотивации, можно считать достаточными для темы мотивации учения и совершенно
недостаточными для темы формирования личности.
И почти закономерным выглядит потеря провозглашенной
личностной ориентации в изложении вопроса об общении в образовательном процессе
(Ч. VI, гл. 3), которое превращается в педагогическое общение. За бортом
образования остается весь пласт взаимоотношения, взаимодействия
школьников как личностей со своими ценностями, смыслами, целями, отнюдь не
сводящимися к учебным целям.
Вот вкратце то, что вызывает недоумение при анализе
содержания лучшего на сегодняшний день отечественного учебного пособия по
педагогической психологии.
Но есть еще один пласт разговора — методический.
Какова цель учебной книжки по педагогической
психологии? Вроде бы ответы очевидны: сообщить систему знаний, рассказать о
концепциях и проблемах современной педагогической психологии. В
действительности эти ответы поверхностны, потому что за ними прячется другой
вопрос: а зачем студентам педвуза знания по педагогической психологии? Если для
того, чтобы в осмысленном виде донести их до экзамена, то ключевые
характеристики текста И.А. Зимней — ясность, логичность, научность — вполне достаточны.
Не более ли адекватна другая цель — развитие интереса студентов к
психологическому взгляду на педагогическую реальность, педагогические проблемы.
Но тогда появляются дополнительные требования к учебному тексту:
проблемность, эмоциональная окраска, образность... Учебная книга должна быть
интересной для читателя, только тогда она послужит развитию
профессиональной мотивации. Выдерживает ли эти требования пособие И.А. Зимней?