Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

СУЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ, ИЛИ О ГРАНИЦАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

                                                    с.д поляков

                                                     УЛЬЯНОВСК

 

Заинтересованный читатель (речь идет прежде всего о преподавателях психологии) заметил, что появились новые серьезные учебные книги по педагогической психологии: “Психология образования” Р.С. Немова, “Педагогическая психология” В. Габай, “Педагогическая психология” И.А. Зимней.

Книга И.А. Зимней, пожалуй, лучшая из них. Концептуальность, ясность и обстоятельность изложения, использование разнообразных источников, неплохая психологическая грамотность и эрудиция автора — это только некоторые из ее достоинств. Вот почему на примере именно этого учебного пособия хочется поразмышлять о той педагогической реальности, что встает за страницами текста пособия.

Первое и главное удивление, которое возникает при чтении книги И.А. Зимней, — колоссальное сужение педагогической сферы, свершенное в учебном пособии. Педагог, “герой” “Педагогической психологии” не разговаривает со школьниками один на один, не работает в кружках и школьных клубах, не проводит классные и школьные праздники, не работает в летних лагерях, не разбирает конфликтные ситуации в классе или клубе, не работает с родителями школьников, не взаимодействует во имя педагогических целей, с коллегами и администрацией.

И это не нечаянные пропуски автора. Это концепция педагогической реальности, сводящая педагогический мир к учебному процессу и в конечном счете к уроку.

Да, иногда в тексте всплывает слово “воспитание”, но лучше бы этого не было. В тех немногих местах, где автор говорит о воспитании, — полная неясность. Начинается его характеристика с весьма невнятного определения: “Воспитание есть целенаправленное воздействие на человека с целью сформировать у него определенные ценностные ориентации, принципы поведения (?!), системы оценок (?!) и т.д. (?!), выраженное отношение (?!) к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру” (с. 33—34). Но дело даже не в неудачном подборе слов, а в самом понимании воспитания как воздействия. В нормальной современной педагогике воспитание понимается не как воздействие на человека, а как управление процессом развития личности, или, в более мягкой формулировке, как целенаправленное влияние на процесс развития личности.

Разъясним, что' имеется в виду. Существует процесс развития личности, который регулируется, корректируется, обогащается, ориентируется... педагогически организованными деятельностями и общением (индивидуальными, групповыми, коллективными, массовыми). Это и есть воспитание. Не правда ли, очень трудно обозначить все эти явления словом “воздействие”!

В определении воспитания И.А. Зимней читатель встречается с парадоксальной ситуацией: когда психология оказывается всего лишь устаревшей педагогикой.

Кстати, определение обучения (с. 33) не страдает ни односторонностью термина

 

                                                          150

 

“воздействие”, ни невнятностью формулировки.

Вслед за определением воспитания в учебном пособии дается крайне неудачное описание его форм и их связи с обучением. Воспитание в этих описаниях из целенаправленного процесса становится стихийным (в дискотеках, компаниях, общностях...), да к тому же выступает не более чем служанкой обучения (с. 34—35).

А вот и резюме, показывающее неслучайность всех названных огрехов текста: “Для педагогической психологии воспитание органично включено в процесс обучения...” (с. 35).

Идея воспитания как воспитывающего обучения, как воспитания, неотрывного от обучения, весьма наивна. Если под воспитанием понимать целенаправленное влияние на процесс развития личности, то оно в обучении — не правило, а редкий случай. В большинстве своем педагоги, формируя в обучении знания, умения, навыки, очень редко ставят специальные воспитательные цели подкрепленного адекватными этим целям педагогическими средствами (подробности аргументации этой позиции в нашей книге “Психопедагогика воспитания”. М.: 1996).

Идея приоритетности обучения определяет и позицию автора в отношении психического развития. Не будем акцентировать то, что не обсуждается вопрос о соотношении воспитания и развития. При описании же самого психического развития на первом месте, конечно, оказывается развитие интеллекта и только уж потом, вторым планом — развитие личности.

Центрированность автора на обучении неизбежно отодвигает на вторые и третьи места ключевые для психологии воспитания вопросы о механизмах формирования мотивов, ценностных ориентаций, отношений личности; роли группового общения в развитии личности; формировании личностно-развивающего психологического микроклимата.

Нельзя сказать, что в книге совсем не затрагиваются эти темы. Но те две страницы (с. 302—303), которые посвящены формированию мотивации, можно считать достаточными для темы мотивации учения и совершенно недостаточными для темы формирования личности.

И почти закономерным выглядит потеря провозглашенной личностной ориентации в изложении вопроса об общении в образовательном процессе (Ч. VI, гл. 3), которое превращается в педагогическое общение. За бортом образования остается весь пласт взаимоотношения, взаимодействия школьников как личностей со своими ценностями, смыслами, целями, отнюдь не сводящимися к учебным целям.

Вот вкратце то, что вызывает недоумение при анализе содержания лучшего на сегодняшний день отечественного учебного пособия по педагогической психологии.

Но есть еще один пласт разговора — методический.

Какова цель учебной книжки по педагогической психологии? Вроде бы ответы очевидны: сообщить систему знаний, рассказать о концепциях и проблемах современной педагогической психологии. В действительности эти ответы поверхностны, потому что за ними прячется другой вопрос: а зачем студентам педвуза знания по педагогической психологии? Если для того, чтобы в осмысленном виде донести их до экзамена, то ключевые характеристики текста И.А. Зимней — ясность, логичность, научность — вполне достаточны. Не более ли адекватна другая цель — развитие интереса студентов к психологическому взгляду на педагогическую реальность, педагогические проблемы. Но тогда появляются дополнительные требования к учебному тексту: проблемность, эмоциональная окраска, образность... Учебная книга должна быть интересной для читателя, только тогда она послужит развитию профессиональной мотивации. Выдерживает ли эти требования пособие И.А. Зимней?