Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии".  Заглавная страница сайта... 

ПОПЫТКА ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

М.Н. МИРОНОВА

Категория "личность учителя" различными авторами понимается неоднозначно. Выделяются следующие психологические структуры: направленность, характер, способности и самосознание, в свою очередь, каждая из них включает в себя целую систему качеств, свойств, характеристик. Традиционным подходом в исследовании личности учителя является изучение составляющих структур и их последовательное соотнесение между собой; отдельно изучаются части, затем по ним воспроизводится целое. Однако ни отдельные описания, взятые сами по себе, ни в их совокупности не способны дать представление о целостности живой человеческой личности [4]. В живых системах целое определяет части, а не части целое.

В общей психологии личности существует альтернативный подход - выделение того, что относится к собственно личности. Не к личности учителя, ученого, врача, инженера, а к личности как совершенно особому психологическому образованию, которое будет по-разному преломляться в людях разных профессий. Далее будет использован целостный подход к личности как к функциональному органу, идущий от Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, развитый Б.С.Братусем. В основных чертах он сводится к следующему: личность есть орудие формирования отношения к родовой человеческой сущности. "Сущность личности не совпадает ни с темпераментом, ни... с характером. Основная плоскость движения - нравственно-ценностная, личность в узком понимании (ядро личности)... - позиция человека в мире, которая задается системой общих смысловых образований" [4; 93]. В психологии появилось новое направление - гуманитарное, в рамках которого предполагается переход к целостностному пониманию человека [5], [7], [10] и др. Исследовательские методы естественнонаучного подхода здесь не отвергаются, но признается их ограниченность в познании высших уровней человеческой реальности, считается необходимым использование в психологии данных других наук, таких, как философия, биология, физика и т.д.

Одной из задач гуманитарного направления является переход к эсхатологической парадигме, которая соотносится с представлениями о предельных, конечных смыслах бытия человека, разработанных в теологии и в философии, одна из ветвей которой представлена работами П.Флоренского, Вл.Соловьева, С.Л.Франка, А.Бергсона. В отечественной психологии она намечена еще Л.С.Выготским, когда он писал о "вершинной психологии", затем С.Л.Рубинштейном, в современной зарубежной психологии - В.Франклом. Гуманитарная психология позволяет посмотреть на проблему личности учителя с иной, нежели традиционная, точки зрения.

В русле гуманитарной психологии Б.С.Братусем [3], [4] разработана шкала личностных смыслов, имеющая поуровневое строение и содержащая пять уровней (приведены по восходящей): почти неличностный - здесь нет личного отношения к выполняемым действиям; эгоцентрический - смысловыми устремлениями являются личная выгода, успех, престижность, удобство, все остальные люди в зависимости от этого "хорошие", или "удобные"; группоцентрический - человек идентифицирует себя с группой, главным становится успех группы, человек ценен не сам по себе, а своей принадлежностью группе; гуманистический - смысловые устремления общечеловеческой направленности; за каждым человеком подразумевается равенство прав, свобод и обязанностей, устремленность на создание результатов, которые принесут равное благо другим, возможно, лично ему незнакомым; эсхатологический, или духовный, - человек решает свои субъективные отношения с Богом, другой человек в его глазах приобретает сакральную ценность как образ и подобие Божье. Помимо иерархии личностных смыслов имеется в виду интенсивность присвоения каждого из уровней. То или иное число уровней присутствует в каждом человеке, и ситуационно в тот или иной момент побеждает один из них. Но можно говорить о типичном для данного человека уровне. Изменения личностно-смысловых уровней сопровождаются глубоким кризисом, возможны изменения "восходящие", связанные с развитием, и "нисходящие", связанные с регрессом. Изменения содержания смысловых структур являются общепсихологической закономерностью.

Смысловая вертикаль положена в основу построения модели развития личности учителя. Подобная модель позволит анализировать общие закономерности нормального развития, а также решать множество прикладных проблем и задач. Такой подход при построении и использовании модели в прикладной области соответствует принципу "целое определяет части" и не претендует на окончательность познания безмерного человека. Предлагаемая модель является гипотетической и представляет собой последовательное развертывание универсальной формы развития - спирали в системе координат. При ее построении воспользуемся приемом, аналогичным осуществленному в [4; 121], где личность была представлена как некое идеальное "тело", помещенное в трехмерное пространство с плоскостями "смыслы - деятельность - культура". Нами используется подобная аналогия личности и идеального "тела", имеющего вполне определенную форму. Кроме этого, идеальное "тело" помещено нами в иное пространство, в котором оно имеет следующие измерения: "личностные смыслы - самосознание - личностная негэнтропия" (рис. 1). Направление оси спирали совпадает с направлением оси координат "личностные смыслы". Выбор самосознания как второго измерения спирали вызван тем, что самосознание традиционно включается в структуру ядра личности. О третьем измерении - личностной негэнтропии - можно сказать следующее.


Далее...