139

 

КОНФЕРЕНЦИЯ ПСИХОЛОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В МОСКОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

27 августа 1997 г., накануне начала нового учебного года, состоялась конференция практических психологов, работающих в московских учреждениях системы народного образования, организованная Московским комитетом образования, Психологическим институтом РАО и Городским психолого-медико-социальным центром. Основными темами для обсуждения были специфика психологической службы образования в условиях столичного города и психологические проблемы преемственности дошкольного и школьного образования.

Начальник отдела дошкольного и начального школьного образования Московского комитета образования Г.К. Широкова рассказала о различных видах дошкольных учреждений и особой позиции в них психолога, а также о том, что представляет собой сегодня начальная школа. Она подчеркнула, что Московский комитет образования работает над созданием адаптивной образовательной системы, которая делает необходимым учет индивидуальных особенностей ребенка и, следовательно, повышает роль психологов в образовательных учреждениях. Дошкольные учреждения уже получили право работать по более чем десяти вариативным программам воспитания детей. Она также уделила внимание проблеме статуса психолого-медико-педагогических консультаций в городе.

Директор Центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца Л.А. Парамонова представила концепцию преемственности между детским садом и школой. Указав, что основой психического развития детей является хорошее состояние их здоровья, она подробно остановилась на проблеме психологической готовности к школе. В качестве показателей такой готовности были выделены произвольность отношений с окружающими, адекватность взаимоотношений со сверстниками и отношение ребенка к самому себе. Были проанализированы некоторые ошибки интерпретации психологами степени готовности детей к школе.

Сотрудник Психологического института РАО Е.Е. Данилова рассказала о

 

140

 

результатах обследования, целью которого было создание психологического портрета ребенка, приходящего в школу. Среди параметров психологической готовности к обучению в школе специально выделялись произвольность, наглядно-образное мышление, вербальное развитие, пространственное мышление и тонкая моторика. В связи с затронутой проблемой обсуждалось влияние типа дошкольного образования на характер готовности детей к школе.

Основные направления деятельности Городского психолого-медико-социального центра службы образования на 1997/1998 учебный год были раскрыты его директором В.В. Зацепиным.

В рамках конференции состоялось награждение победителей смотра-конкурса кабинетов психологов московских учреждений образования.

 

Е.В. Щедрина

Москва