155

 

Я.А. ПОНОМАРЕВ

 

 

В возрасте 76 лет ушел из жизни Яков Александрович Пономарев, ведущий ученый в области психологии творчества и интеллекта, методологии психологии, профессионал высокого класса, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН, заслуженный деятель науки РФ, почетный академик РАО. Утром 22 февраля 1997 г. не стало замечательного талантливого человека, который для всех, кто его знал, всегда был порядочным и честным, искренним и тактичным, внимательным и добрым. Он был глубоким мыслителем и мудрым Учителем.

Я.А. Пономарев был награжден: Бронзовой медалью ВДНХ за книгу "Психология творчества", орденом "Знак почета" за достижения в области науки, Золотой медалью им. Б.М. Бехтерева - Президиумом Российской академии наук - за цикл работ по психологии творчества, проблемам развития интеллекта, методологическим проблемам психологии, орденом Отечественной войны и несколькими медалями, а также нагрудным знаком "Изобретатель СССР" за внедрение изобретений. Всего этого он достиг упорным каждодневным трудом, но как долог и труден был его путь в науку.

Я.А. Пономарев родился 25 декабря 1920 г. в Вичуге Ивановской области. В 1939 г. он окончил среднюю школу в Москве и поступил в Московский институт истории философии и литературы на философский факультет. Но студентом ему удалось побыть всего несколько месяцев, так как в том же 1939 г. он был призван в Красную армию. В начале Отечественной войны служил в пехотном полку на территории Литвы, участвовал в боях, попал в окружение, а затем в плен. Четыре бесконечно долгих года находился он в плену на территории Германии, несколько раз пытался бежать, три раза был приговорен к смертной казни. Это почти невероятно, но он остался жив.

В апреле 1945 г. он был освобожден из плена войсками Советской армии и продолжил служить в армии до 1946 г., когда и был демобилизован. В том же году он поступил на психологическое отделение философского факультета МГУ и окончил его в 1951 г. Затем с 1952 по 1956 г. работал старшим экскурсоводом-педагогом в Уголке им. Дурова. Несмотря на огромную эрудицию, блестящий ум и способности, ни в какое другое место работать его не брали, так как во время войны он находился в плену. С 1957 г. в период хрущевской оттепели он стал редактором в издательстве АПН РСФСР, где работал до 1961 г. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Психологические механизмы творческого мышления". В 1960 г. была издана его первая книга "Психология творческого мышления". С 1961 по 1966 г. работал младшим, а затем старшим научным сотрудником в НИИ психологии АПН РСФСР, где занимался проблемой интеллектуального развития младших школьников. Итогом этого периода научной работы стала вторая книга "Знания, мышление и умственное развитие" (1967). В этом же году вышла третья книга "Психика и интуиция". В 1966 г. он перешел в Институт истории естествознания и техники АН СССР, где и проработал до 1973 г., когда был приглашен на должность старшего научного сотрудника в Институт психологии АН СССР. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию

 

156

 

на тему "Проблемы психологии творчества". Институту психологии АН СССР Я.А. Пономарев отдал 24 года своей жизни, работая сначала старшим (с 1973 г.), потом ведущим (с 1986 г.) и главным (с 1991 г.) научным сотрудником над изучением проблем психологии творчества и методологии психологии. Итогами исследований стали фундаментальные монографии: "Психология творчества" (1976), "Психология творчества и педагогика" (1976), "Методологическое введение в психологию" (1983), а также коллективные труды под его редакцией: "Исследование проблем психологии творчества" (1983), "Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная" (1991). Была подготовлена к печати также монография "Тенденции развития психологии творчества".

Я.А. Пономарев - автор 150 научных работ. Он упорно работал всю свою жизнь и продолжал работать практически до последнего дня. Он не успел закончить свою последнюю книгу "Перспективы развития психологии творчества".

Работы Я.А. Пономарева широко известны в России и за ее пределами, они переведены на английский, немецкий, польский, венгерский, чешский, финский, японский и другие иностранные языки. Одновременно с научной деятельностью Я.А. Пономарев уделял большое внимание подготовке молодых психологов. Им были разработаны и многократно прочитаны курсы лекций по психологии творчества (в МГУ им. М.В. Ломоносова, в МПГУ им. В.И. Ленина и в других институтах), которые теперь включены в базовую программу по общей психологии во многих вузах России. Он был членом ученых советов Института психологии РАН и Психологического института РАО. Под его руководством подготовлено и успешно защищено более 10 кандидатских диссертаций, в которых его ученики развили и экспериментально доказали многие теоретические положения его концепции.

В своих исследованиях Я.А. Пономарев разработал оригинальное представление о психике как субъектной модели реальности. Он внес большой вклад в психологию творчества, провел циклы экспериментальных исследований в области интеллектуального развития, интуиции и логики в процессах мышления. Основным результатом этих исследований стало открытие психологического феномена побочного продукта действия. Были выявлены закономерности развития способности действовать в уме, которая является базовой для развития других познавательных способностей.

Я.А. Пономарев развил оригинальное представление об ЭУС ("этапы - уровни - ступени"), согласно которому происходит преобразование этапов развития психики в структурные уровни ее организации и ступени решения творческих задач. Было также установлено, что решение любой творческой задачи осуществляется на более низком (часто интуитивном) структурном уровне, чем ее постановка. В итоге творческого осмысления экспериментальных результатов Я.А. Пономарев выдвинул концепцию структурно-уровневой организации психики и теорию этапов развития психологического знания. Им были проанализированы эволюция предмета психологии и ее основных понятий, показаны необходимость и пути развития нового типа психологического знания.

В течение всей жизни Яков Александрович на практике и личном примере доказывал одно из основных положений своей теории о том, что высокий уровень развития способности действовать в уме оказывает значительное влияние на все стороны жизни человека, его поведение и деятельность. Он обладал незаурядным педагогическим даром пробуждать искру творчества у своих многочисленных учеников и коллег, работающих вместе с ним. Главное для него было, чтобы эта искра, мелькнув на каком-либо этапе развития будущего психолога-преподавателя, не погасла, а проявлялась бы каждый раз при решении любых задач, встающих на жизненном пути личности. Всю жизнь Яков Александрович находился в поиске новых возможностей подниматься по уровням развития - "функциональным ступеням решения", используя как мистическую интуицию, так и железную логику.

В Я.А. Пономареве органично соединялись мощный творческий интеллект и высокая эрудиция, живой и неподдельный интерес к достижениям в самых различных областях знаний и умение сконцентрироваться на одной проблеме. Он был неутомимым генератором идей и в то же время был открыт для инициативы, новых научных гипотез, с которыми к нему приходили самые разные люди. Он очень любил научную полемику, со страстью отстаивал свою позицию, однако это не мешало ему принимать резонные доводы противоположной стороны. Отзывчивость, умение сопереживать, желание помочь попавшим в беду друзьям, коллегам сочетались в нем с рациональной логической оценкой ситуации и выбором наиболее действенной стратегии поведения и защиты.

Все, кто знал Якова Александровича Пономарева, всегда будут помнить о нем с благодарностью, восхищением и любовью.