150

 

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ФЕМИНИСТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Участие автора в работе конференции стало возможным благодаря Фонду Джона и Катрин Мак-Артуров (грант № 46483А-FSWEKP).

 

С 6 по 9 марта 1997 г. в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США) проходила 22-я Ежегодная конференция по феминистской психологии (22nd Annual Feminist Psychology Conference). На нее съехались более 600 психологов - исследовательниц, преподавательниц университетов, практикующих терапевтов. Несмотря на то что конференция - национальная, в ее работе участвовали также представительницы 14 стран мира.

Конференции организуются Ассоциацией женщин в психологии (Association for Women in Psychology - AWP). AWP была основана в 1969 г. на ежегодном съезде Американской психологической ассоциации. Задачами AWP являются переоценка и определение роли психологии и наук о психическом здоровье в жизни женщин на основе переосмысления сложившихся теоретических положений, традиций исследования, клинической и психотерапевтической практики, институциональных и социальных структур, которые ограничивают понимание проблем, лечение, профессиональные достижения и ответственное самоопределение женщин и мужчин или которые ведут к нежелательному разделению женщин по расовым, этническим, возрастным, классовым, религиозным признакам или же по признаку сексуальной ориентации.

В задачи ассоциации входят: просвещение и повышение чувствительности общества и профессиональных психологов к проблемам женщин; признание и исследование всего того, что вызывает озабоченность женщин и тех, кто поддерживает их; пересмотр концептуального аппарата психологии и расширение видения ее перспектив; поддержка профессиональных и институциональных практик, способствующих снятию ограничений в самореализации, и критика тех практик, которые наносят вред женщинам и мужчинам

 

151

 

из-за приверженности традиционному взгляду на их социальные роли; предоставление возможностей для проявления феминистского творчества и распространения феминистских идей.

Появление AWP стало мощным стимулом для создания в 1973 г. отделения психологии женщин (Division 35) в рамках Американской психологической ассоциации, до этого упорно отказывавшейся рассматривать психологические проблемы женщин как требующие особого внимания. AWP помогает проводить региональные и национальные конференции по феминистской психологии, ежегодно присуждает несколько премий за выдающиеся публикации по проблемам женской психологии. В последние годы к этому добавились следующие награды: за выдающиеся профессиональные достижения, цветным женщинам-психологам, за неопубликованные работы психологов-лесбиянок, стипендия еврейским женщинам-психологам. С целью внедрения феминистского подхода в исследования, в обучение и психотерапию ассоциация активно сотрудничает с другими организациями. С 1976 г. AWP является официальной неправительственной организацией ООН и принимает участие в международных конференциях. Ассоциация насчитывает более 2000 членов, постоянно растет, издает свой ежеквартальный информационный бюллетень - AWP Newsletter.

Главной темой конференции этого года было обсуждение будущего женщин и феминизма - "Forging the Future Feminist". Она началась выступлением П. МакКордак, одного из авторов книги "Варианты будущего женщин: сценарии для XXI века", опубликованной в прошлом году. П. МакКордак и Н. Ремзи показали, что официально прогнозируемое будущее не настанет - оно будет иным. Исследуя влияние некоторых современных тенденций и событий на мировое сообщество, они выявили четыре сценария под названиями, которые говорят сами за себя: "Обратный ход", "Золотой век равенства", "Два шага вперед, два шага назад", "Раздельно - и никаких проблем". Тема будущего была продолжена на следующий день в выступлении К. Окородуду, уроженки Либерии, выпускницы Гарварда, а в настоящее время профессора психологии одного из университетов США и представителя от психологии в ООН. Она сосредоточилась на глобальном видении роли феминистской психологии в разрешении проблем женщин, которые были выделены на Международной конференции в Бейджине. Еще в одном пленарном выступлении, ориентированном на будущее, Д. Белл обсуждала проблему восприятия нищеты и жизнь женщин с низким уровнем доходов.

Утренние пленарные выступления создавали атмосферу для последующих многочисленных докладов, обсуждений, семинаров и тренингов. Параллельно проходило до пятнадцати сессий, которые сменялись каждые полтора часа; время всех завтраков, обедов и ужинов также было занято под тематические обсуждения по интересам. Среди актуальных вопросов одним из важнейших стал поиск методов, адекватных идеям феминистской психологии и позволяющих услышать голоса женщин. В качестве таковых обсуждались: герменевтика как исследовательская методология и терапевтический подход (К. Кулкурни); создание более благоприятной атмосферы для использования качественных методов (М. Стейнберг, М. Гуревич); феноменологическое изучение жизненного опыта женщин-феминисток (В.Хорн). По этой проблематике были организованы два восьмичасовых семинара: С. Морроу рассмотрела качественные исследования и практические шаги по их более широкому развертыванию, а С.Вадиа-Эллз представила нарративные теории личности и метод написания группового дневника как технику, помогающую проникнуть в собственный внутренний мир, не теряя связи с опытом других женщин.

Большое внимание было уделено содержанию, процессу обучения, специальным заданиям курса психологии женщин, включению в него феминистской теории. Проблема заключается в том, чтобы избежать традиционного распределения ролей в учебной аудитории, предоставить место для осознания происходящего через привлечение новых методов обучения. Рассматривались пути, помогающие балансировать между лидерством преподавателя и созданием возможностей для самовыражения каждой из обучающихся;

 

152

 

активно обсуждались методы феминистской педагогики как альтернативы "силовому, властному" обучению. Эта серия семинаров и обсуждений прошла под руководством психологов с опытом преподавания, который воплотился и в переизданные учебники (М. Кроуфорд, Р. Унгер, Дж. Сакл, М. Гамильтон, Л. Форест, Ф. Розенберг, Г.В. Стэли, Е. Киммел, М.А. Гавалек).

Наиболее эмоциогенными были темы, связанные с насилием над женщинами в мирное время и на войне: инцест и изнасилования, сексуальное рабство и избиение дома, сексуальные домогательства в университетах и на работе. Исследования по этой проблематике обсуждались в 14 секциях. Так, К.Р. Гейтс, Н. Санчо, Д. Бандула, изучавшие долговременные последствия травм, связанных с изнасилованием и сексуальным использованием женщин в военное время, дали углубленный анализ этих типичных явлений как патриархатных отношений власти и контроля; описали техники терапевтической помощи жертвам с этих позиций. Исследование Дж. Фонг и Р. Уэлш-Бауэрса раскрывает предубеждения против матерей, дочери которых стали жертвами инцеста: матерей, как правило, обвиняют в случившемся, преследуют; они не получают необходимой психологической и социальной помощи, в которой, безусловно, нуждаются. Один из симпозиумов был сфокусирован на том, как защитить будущие поколения от сексуальных домогательств, как предотвратить последние психологическими средствами (Л.Л.Коллингворт, Л.Осборн, Н.Т.Бьюкенен).

На ряде симпозиумов обсуждались тема сексуальной ориентации женщин, взаимоотношения в лесбийских семьях, воспитание в них детей, проблема раскрытия своей сексуальной ориентации, психотерапия с бисексуальными женщинами (Р. Драпкин, Дж. Рабин, С. Кеннеди, В. МакГуайр).

Невозможно перечислить все проблемы, которые исследуются в феминистской психологии, назовем лишь некоторые из них: проблема отношения к феминисткам в академической среде; психологические последствия контрацепции, выкидыша, аборта, беременности; влияние сексистских образов женщин в средствах массовой информации на развитие личностной идентичности девочек; проституция как социальное насилие над женщинами и как травматический жизненный опыт; психологические эффекты иммиграции; противоречия в клинической психологии; изменения в супружеских отношениях в современной семье; религия и психология женщин.

Обращение к положительному опыту обогащает знанием значимых для самореализации женщин факторов: анализ жизни художниц прошлого дал М. Голдсмит основания для рекомендаций по развитию креативности женщин и для демонстрации того, как блаженство и страдания воплощаются в творчество. Симпозиум Р. Фассингер показал особенности достижения выдающихся профессиональных успехов женщинами разных национальностей, сексуальных ориентаций и состояния здоровья (инвалидов). Применение модели выборов, ориентированных на успех (М. Зан, Дж. Роллинз), равно как системы менторов (Е. Бердвисл-Тейлор) доказали их эффективность в психологической поддержке женщин.

На конференции была представлена и более привычная для нас тематика полоролевых стереотипов, как это было на секции "Роли женщин в разных культурах": А. Оргоцка (Албания) раскрыла различия в концепциях "женственности - мужественности" девушек и юношей своей страны; Л.В. Попова (Россия) сопоставила отношения американских и русских студентов к социальным ролям женщин.

В целом конференция помогла увидеть широкий спектр проблем, значимых для психического развития и благополучия женщин, проблем, которые почти не затрагиваются в отечественной психологии. Конференция также показала, как много может дать обществу и науке понимание и стремление решить эти проблемы в духе феминистской психологии, с использованием гендерной методологии. Следующая конференция AWP продолжает тему будущего: ее девиз "Прокладываем новый курс!", информация о ней приводится в этом номере журнала в календаре конференций.

 

Л.В. Попова

Москва