92
ОПЫТ ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕСС-ПСИХОТЕРАПИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
В настоящей статье представлены некоторые результаты
дальнейшего применения этнофункционального подхода в психотерапии расстройств
психики у детей; теоретические и экспериментальные основы этого подхода
изложены нами в публикациях [11], [13]. Научная актуальность
этнофункциональной методологии обусловлена тем, что в конце настоящего
столетия, как отмечается в отечественных и зарубежных исследованиях [10], этнические факторы начинают
играть все большую роль как в индивидуальной, так и в общественной жизни
каждого человека в условиях современной цивилизации. Этот феномен можно
рассматривать и с точки зрения психоисторического принципа, предложенного
Э.Эриксоном, который понимал смысл межличностных и внутриличностных конфликтов
как субъективное выражение психологических проблем конкретного исторического
момента [15].
Решающим методологическим положением для
этнофункционального подхода является рассмотрение культурных феноменов с точки
зрения их этнической функции. Любой феномен культуры может иметь
этноинтегрирующее или этнодифференцирующее значение по отношению к одному
этносу или группе этносов [1].
Например, этническая функция русского языка (как социокультурного параметра)
является этноинтегрирующей по отношению ко всем народам России и в то же время
дифференцирующей народы России от, к примеру, народов Южной Америки и т.д. В
этнологии в целом рассматриваются три группы параметров процесса этногенеза
(результирующей которого, собственно, и является этнос или этническая система),
каждый из которых обладает, этнической функцией: климато-географические,
антропо-биологические и социокультурные [1], [3].
Применение этнофункционального подхода в
психологических исследованиях основано на представлении об этносе (системе
этносов) как о некоторой целостности [12].
Это предполагает, что нарушение отношения к одному или нескольким этническим
параметрам может приводить к нарушению этой целостности, что, в свою очередь,
может обусловливать психические расстройства [7], [11], [13].
Исследования показали, что нарушение отношений к различным группам этнических
параметров в той или иной мере связано со степенью этих расстройств (их
нозологическим уровнем), однако наиболее значимым для определения глубины
психических расстройств является нарушение отношений к группе
климато-географических параметров [11].
93
Как показано в философских, медицинских и
психотерапевтических исследованиях, нарушение осознанных и неосознанных
информационных связей человека со средой (как природной, так и социокультурной)
могут приводить к социальной, психической и даже биологической дезадаптации
человека [11], [13].
Известно, что почти любое более или менее длительное патологическое (на биологическом
уровне) воздействие на незрелый мозг может привести к так называемому
дизонтогенезу психического развития [6]. С
другой стороны,
В.В. Ковалев и другие исследователи отмечали, что
психогенные факторы могут послужить причиной возникновения тяжелых психических
расстройств, нередко с неблагоприятным исходом в своеобразный дефект личности,
близкий к органическому [5].
Также убедительно доказана причинная роль социокультурной депривации в
происхождении «не только легких, обратимых форм задержки психического развития,
но и тяжелых, необратимых состояний недоразвития психики и личности у детей» [5; 22]. В. В. Ковалев полагает также,
что дизонтогенетический эффект неблагоприятных средовых влияний значительно
уменьшается с возрастом, что отражает общую закономерность онтогенеза. В самом
общем виде сущность дизонтогенетического влияния социально-средовых факторов на
человека была сформулирована И.В.Давыдовским и А.В.Снежневским следующим
образом: «Сама история является действительной частью истории природы,
становления природы человеком. Впоследствии естествознание включит в себя науку
о человеке в такой же мере, в какой и наука о человеке включит в себя
естествознание: это будет одна наука» [4; I1].
В соответствии с этими положениями имеются, в частности, экспериментальные данные
о том, что неблагоприятные (культурные и природные) средовые воздействия на
ребенка в периоды наиболее интенсивного психического развития могут оказывать
патогенное воздействие на функционирование нейрофизиологических систем, а
возможно, и на их структурную основу, приводя к психическому дизонтогенезу [5; 23]. По замечанию Г.Д.Смирнова,
«специфические структурно-функциональные черты мозга человека создаются в
непосредственной зависимости от взаимодействия со средой, т.е. обучения, и
обладают высокой способностью к изменению в условиях соответствующей
тренировки» [цит. по [5; 23]).
Становление взаимодействия информационных связей
индивида и среды имеет определенные этапы, включающие в той или иной мере
сенсорные, поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты. В частности,
сформированность когнитивных связей представляет собой собственно
мировоззрение, тогда как сенсорные и эмоциональные больше определяют то, что
называется мироощущением и т.д. Положение о континуальности психического и
биологического в природе человека позволяет, на наш взгляд, сделать следующее
предположение.
Как известно, биологический принцип рекапитуляции,
выдвинутый Э.Геккелем, указывает на повторение последовательности стадий
филогенетического развития в онтогенезе. Соответственно можно предположить, что
определенная последовательность характера отношений индивида и этнокультурной
среды может повторять стадии развития этих отношений в филогенезе, т.е. стадии
развития отношений людей и среды в определенном культурно-историческом
процессе. В исторической и этнологической науках большинство
94
исследователей признают динамику этих стадий в
рамках конкретных этнокультурных организмов как их последовательную
трансформацию от языческо-природной к преобладанию монотеистического компонента
при выраженном единстве и целостности религиозно-этической концепции и,
например, до современного просвещенного научного мировоззрения [2].
Другими словами, в индивидуальном развитии каждого
человека можно в известном приближении выделить стадии развития его
этнокультурных связей со средой. Мы, в частности, выделяем три стадии:
сказочно-мифологическую, нравственно-этическую (религиозную) и
технотронно-сциентистскую функции. Содержание этих стадий для каждого человека
имеет этническую функцию. Этнокультурные причины (условия) диз-онтогенеза в
таком случае могут, например, проявляться в том, что ребенок в процессе
воспитания был лишен сказочно-таинственных отношений с миром и вместо Бабы-Яги,
Снегурочки и русалок родители с раннего возраста обеспечили ему компьютер и
технотронные игрушки (в этом проявляется нарушение последовательности стадий
онтогенеза). Или же вместо того, чтобы ребенку, родившемуся и жившему в
Подмосковье, читать русские сказки, родители воспитывают его исключительно на
сказках и легендах североамериканских индейцев или сказках Дж.Толкиена
(этнофункциональное нарушение проработки содержания стадий онтогенеза).
При исследовании этнофункциональной
рассогласованности внутрипсихических отношений к различным этническим
признакам (социокультурным,
расово-биологическим и климато-географическим [1]) в
экспериментально-полевом и клиническом исследованиях были получены следующие
результаты. На донозологическом уровне (в экспериментально-полевом
исследовании) такая этнофункциональная рассогласованность обусловливала рост
«плавающей» и «предметной» тревоги, в то время как на нозологическом уровне (в
клинике) — качественное нарастание глубины психического расстройства — от
невротического уровня до процессуального [11].
С другой стороны, в работе со взрослыми пациентами, имеющими аффективные
расстройства депрессивного спектра, нам удалось добиться положительной динамики
их основной симптоматики, как бы возвращая их в процессе психотерапии на
сказочно-мифологический уровень их отношения к миру, восстанавливая не
сформированные в свое время в онтогенезе или утраченные осознанные и
неосознанные информационные связи с природной и культурной средой,
соответствующие «языческой», а отчасти «религиозно-этической» стадиям
филогенеза [13].
На основании теоретико-экспериментальных исследований
нами была разработана методика, получившая название этнофункциональной
психотерапии [13]. В процессе этой терапии
претерпевает динамику прежде всего этноид
пациента как субъективно предпочитаемый образ его этнической самоидентификации [13]. Элементы этноида составляют
совокупность отношений индивида к описанным выше этническим признакам.
Внутренняя этнофункциональная рассогласованность
этноида и его рассогласованность с реальными средовыми условиями является
показателем нарушения индивидуального социокультурного развития, показателем
этнокультурного (или этнофункционального) дизонтогенеза. Перечисленные типы
рассогласованности могут проявляться в когнитивной, эмоциональной,
сенсорно-моторной
95
и поведенческой сферах, которые и определяют
основные направления этнофункциональной психотерапевтической проработки. С
применением этой методики были получены некоторые предварительные конструктивные
результаты в терапии аффективных расстройств смешанной эндогенной и психогенной
этиологии в условиях стационара у взрослых [13].
Этот 32-часовой курс психотерапии был интенсифицирован за счет включения более
мощных эмоциогенных средств ( работа с музыкой, запахами, драматизация
мифологических сюжетов и др.) и преобразован в более короткий ( девятичасовой —
шесть ежедневных занятий по 1—1,5 ч), который и использовался в настоящем
исследовании в детских группах. Подобный экспресс-психотерапевтический курс в
основном был направлен на этнофункциональную проработку моторно-поведенческой и
эмоциональной сфер и в меньшей степени — когнитивной. Соответственно акцент
здесь делался в большей мере на этногерменевтическую фазу терапии и в меньшей
степени — на фазу этнодиссонанса [13].
Особенность психотерапии с детьми заключается, на
наш взгляд, в том, что ее скорее можно было бы назвать психотерапевтической
педагогикой, поскольку работа проводится в дидактическом ключе, но
психотерапевтом.
Занятия с детьми, поступившими в детское клиническое
отделение Института психиатрии МЗ МП РФ, проходили в двух группах по четыре
человека в каждой. Первую группу составили три девочки с диагнозами «эндогенная
депрессия» (возраст 11 лет), «задержка психического развития» (возраст 11 лет),
«задержка психического и речевого развития» (возраст 7 лет) и мальчик с
диагнозом «патохарактерологические реакции на основе последствий раннего
органического поражения ЦНС» (возраст 10 лет). В состав второй группы входили
две девочки с диагнозами «реактивная депрессия» (возраст 11 лет), «задержка
психического развития на фоне выраженного органического поражения ЦНС» (возраст
9 лет) и два мальчика с диагнозами «психопато-подобный синдром на фоне
выраженного органического поражения ЦНС» (возраст 13 лет), «неврозоподобный
синдром» (возраст 13 лет).
В целом методика исследования эффективности
психотерапии кроилась на сочетании идиографического и номотетического подходов.
Идиографический метод является способом познания, весьма подходящим и
необходимым, на наш взгляд, для исследований в психотерапии, так как его целью
является изображение объекта как единого уникального целого. В то же время мы
ставили целью установление общего, типического в изучаемых явлениях, что
соответствует номотетическому подходу и позволяет выявить закономерности.
Именно сочетание этих подходов представляется нам адекватным для исследований в
психотерапии как области, стоящей на водоразделе гуманитарных и
естественнонаучных дисциплин [8]. В
связи со спецификой психотерапии мы не считали необходимым изучение большого
количества случаев для статистической достоверности результатов (номотетия), но
акцентировали углубленное изучение содержания и смысла динамики состояния
каждого пациента ( идиография ). При этом выделение типического, закономерного
осуществлялось в результате теоретического осмысления динамики состояния
каждого пациента и сопоставления полученных результатов с предварительными
экспериментальными исследованиями.
В начале и в конце психотерапевтической работы дети
обследовались
96
лечащими врачами, наблюдались педагогами и проходили
специальное экспериментально-психологическое исследование (по методикам Люшера [9], Роршаха [12] а также по самооценке своего
состояния самими пациентами).
Наблюдение в процессе психотерапии показало, что у
детей возросли активность, адекватность эмоциональных реакций, вовлеченность в
совместную деятельность, снизилась тревога, стали менее выраженными проявления
негативизма. По самоотчетам все дети отмечали, что им было очень интересно,
занятия прибавили им «ум», «новые чувства о природе», они испытывали приятную
грусть, расслабление и т.д.
Наиболее приятные моменты у детей были связаны с
обсуждением музыки (народной и классической), звуков природы, запахов растений,
деревьев. Наибольшие трудности (только в двух случаях) представляло
моторно-двигательное изображение традиционных мифологических персонажей и
образов природы («Кривды», «ветра», «реки» и др.). В трех случаях дети
отметили, что занятия влияют «на все хорошее вообще в жизни». Все дети проявили
очень большую заинтересованность именно в
такого рода занятиях, хотя работа была довольно интенсивной,
целенаправленной и не всегда приятной (порой кто-то плакал и т.п.). Клиническая
оценка динамики состояния у детей лечащими врачами во всех случаях показала
заметное смягчение основной симптоматики. В процессе обучения в двух случаях
педагогами было зафиксировано выраженное улучшение и в одном — незначительное.
По оценке лечащих врачей, происшедшие изменения в
состоянии пациентов не могли быть обусловлены использованием фармакологического
лечения по двум причинам: во-первых, фармакотерапия применялась до начала
психотерапии постоянно в течение длительного времени (1— 2 мес), однако
соответствующие изменения произошли у всех детей именно за период психотерапии
(одна неделя); во-вторых, характер изменений, происшедших в эмоциональной
сфере, отражал изменения в качестве переработки
эмоций, тогда как фармакотерапия воздействует в основном на интенсивность
эмоций, их динамические параметры. (Следует заметить, что к аналогичным выводам
мы пришли и в процессе работы со взрослыми пациентами [13].) По результатам
Роршах-диагностики у всех пациентов произошло снижение уровня невротизации,
повышение продуктивности мышления вследствие устранения эмоционального
торможения. У двух пациентов, имеющих относительно выраженные признаки
органического поражения ЦНС. было выявлено исчезновение соответствующих
психологических проявлений (например, забывание названий предметов по
органическому типу, исчезновение «чисто эмоциональных» бесконтрольных реакций).
У одной из пациенток, проявлявшей наибольшую произвольную активность на
занятиях и интерес к ним, было выявлено более органичное взаимодействие
эмоциональной и когнитивной адаптационных систем, что соответствует результатам
наших предварительных исследований [11].
Интересно также отметить, что если в работе со взрослыми, имеющими смешанные
андогенно-психогенные расстройства, наименьший эффект наблюдался у пациентов с
относительно более выраженными нарушениями ЦНС (а также при наличии
постпроцессуального дефекта), то в работе с детьми в первой
97
группе наличие более или менее выраженной
резидуальной органики в меньшей степени влияло на эффективность терапии. В случае
с относительно выраженным органическим поражением ЦНС (у мальчика) произошли
весьма существенные позитивные сдвиги (исчезновение признаков бесконтрольных
аффектов, гармонизация взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер).
Представляет интерес и тот факт, что при выраженной
положительной клинической динамике и динамике показателей теста Роршаха в двух
случаях отсутствовали какие-либо изменения по тесту Люшера (в двух остальных
случаях наблюдалась динамика показателей в сторону большей адаптивности
пациентов). На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что даже при
сохранении высокой личностной ригидности (константность цветового выбора [9]) адаптационные возможности
пациентов возрастали именно за счет более качественной
проработки эмоций, а не за счет изменения их динамических характеристик. В
катамнезе происшедшие сдвиги сохранялись у всех пациентов в течение не менее
одного месяца. Никаких негативных сдвигов после психотерапии у пациентов не
наблюдалось.
Приведем примеры, иллюстрирующие результаты
исследования.
Пациент В.А., 10 лет, родился и проживает
в Москве; госпитализирован с диагнозом «патохарактерологические реакции»; в
плане неврологии имеются диффузные изменения в виде нестабильной межполушарной
асимметрии с акцентом справа при наличии параксизмальной активности в стволовых
мозговых структурах. Ребенок обладает хорошими способностями, интеллектом (ОП —
общий интеллектуальный показатель по Векслеру — 105). Имеют место отклонения в
поведении, воровство, «ложь без нужды», переменчивость настроения, негативизм,
неспособность к стабильным контактам, отсутствие усидчивости и длительной
концентрации внимания.
В процессе всей психотерапии ребенок проявлял
нарастающий интерес к занятиям, вначале постоянно старался привлекать к себе внимание, был крайне
неусидчив и неуравновешен. Больше всего интересовался прослушиванием записей
шума ветра и дождя, а также «языческой» народной музыки. Очень переживал, когда
не удавалось изобразить, например, «реку» или рассказать, «что чувствует дерево
ель». В результате занятий стал в целом более эмпатичен и работоспособен, у
него пропал негативизм. Изменение этноида [12], [13] в процессе терапии произошло в
сторону его большей адаптивности (от предпочтения только положительного
регистра зимних температур к допущению «небольших морозов»).
По результатам Роршах-диагностики исчезли признаки неуправляемой
эмоциональности (ответы типа Fb), увеличилось с одного до
двух количество ответов типа FFb+ как показателей более
дифференцированных и регулируемых эмоциональных реакций, количество цветовых
(два) и красных (два) шоков снизилось с четырех до одного (остался один красный
шок — показатель существенного снижения уровня невротизации, агрессивности).
Также несколько увеличилось количество ответов (с 20 до 25) и возросла
потребность в общении, о чем свидетельствовало появление М-ответов. Лекарственную
терапию (пантогам, глицин) пациент получал в течение месяца до психотерапии без
каких-либо результатов.
Результаты теста Люшера показали динамику осознанных
установок от честолюбивого требования признания к возросшей гибкости в
стремлении к самоутверждению.
98
Клиническая оценка лечащим врачом показала
существенный сдвиг к улучшению качества эмоциональных контактов, появление
более глубокого интереса к общению, уравновешенности. Педагог отметил некоторое
улучшение внимания и усидчивости.
По нашим предварительным наблюдениям, маркером в
пользу психогенного (не эндогенного) характера эмоционального расстройства
является предпочтение ребенком для жительства ландшафта и климата
соответствующих месту его рождения и проживания (т.е. наличие «адаптивного» этноида)
[11].
Этнокультурный дизонтогенез пациента
проявлялся в недостаточной проработке сказочно-мифологической стадии и
конфликтной ситуации в отношении религиозно-этической стадии. Для мальчика было
весьма значимо (спонтанно проявилось у него при первом знакомстве с
психотерапевтом), что он является наполовину татарином (по матери). Бабушка (по
матери) привлекала его к исламской религии, по ее инициативе он даже заучивал
молитвы на арабском языке, правда, не понимая их смысла. После цикла
психотерапевтических занятий мальчик все же разрешил свой внутренний конфликт.
В частности, он заявил буквально следующее:...да ну, я это не понимаю...
(мусульманство. — А.С.), мне хочется
верить в Бога, как все» (т.е. ориентируясь на православно-христианское
направление проработки религиозно-этической стадии в процессе психотерапии. — А.С.). В данном случае пациент
субъективно разрешил свое внутреннее этнофункциональное противоречие
(«русскость» — «ислам и арабский язык»).
Пациентка А.Г., 7 лет, родилась в Москве;
была госпитализирована с диагнозом «задержка интеллектуального и речевого
развития»; также имели место признаки внутричерепной гипертензии и умеренного
расширения желудочковой системы. Девочка плаксива, упряма, имеет дефект речи
(речь крайне неразборчива).
В процессе психотерапевтических занятий, по
наблюдениям психолога, девочка с каждым занятием все более активно вовлекалась
в деятельность, адекватнее вербализовывала эмоции, воплощала образы (моторно и
словесно). В эти моменты ее речь постепенно становилась все более разборчивой.
С точки зрения этнокультурного онтогенеза девочка
проявила себя как весьма развитый человек. Она выражала интерес и к сказкам, и
к народной («языческой») музыке, с удовольствием высказывалась по поводу
произведений М.П.Мусоргского, А.К.Лядова и др. Когда детям было предложено
прослушать знаменный распев мужского хора Афонского монастыря «С нами Бог»,
девочка неожиданно заплакала. Я спросил ее:
«Почему ты плачешь?» «Мне грустно», — ответила она.
«Выключить музыку, музыка плохая?» — «Нет, музыка хорошая, она мне силу дает».
Меня потрясла зрелость ответа девочки. Остальные дети слушали с интересом,
однако никак не могли понять реакцию этой девочки, спрашивали меня: «А почему
она плачет?» Девочке было 7 лет, а остальным детям — по 10—11 лет. В результате
опроса в конце цикла занятий дети говорили о том, что им нравится та или иная
народная или симфоническая музыка, но лишь эта девочка отметила монашеский хор
как наиболее понравившийся. С церковной точки зрения инструментальная музыка
соответствует языческому миросозерцанию, тогда как голосовое пение — духовному.
Вообще воцерковление ребенка может, с позиций Церкви, производиться с шести
лет, т.е. приблизительно когда впервые проявляется
99
страх смерти. С этнокультурной точки зрения у
ребенка, о котором идет речь, дизонтогенез в эмоциональной сфере отсутствовал
или был относительно минимальным. Этой девочке было необходимо наименьшее по
сравнению с другими детьми время (или объем усилий) для достижения адекватной
готовности в нравственно-этической (в данном случае — христианско-этической)
стадии этнокультурного онтогенеза. Этим, по-видимому, можно объяснить то, что у
нее произошли наиболее сильные позитивные изменения в эмоциональной сфере (а
также частично в поведении и интеллектуальной деятельности) по сравнению с
другими детьми.
Клиническая оценка состояния девочки лечащим врачом
показала, что выраженные изменения в психическом состоянии произошли именно за
неделю психотерапевтических занятий, хотя при этом фармакологическое лечение
(пантогам, глицин) она получала в течение более чем одного месяца до начала
занятий. Врач отметила появление раскрепощенности, смягчение дизартрии,
возросшую активность общения, девочка стала легче переносить разлуку с матерью,
у пациентки исчезла «согбенная» поза, она стала сидеть прямо.
По результатам Роршах-диагностики у нее было
диагностировано снижение общего уровня невротизации; исчезли «отказ» на карту
V, а также два забывания названий предметов по органическому типу, увеличилось
(с 8 до 15) общее количество ответов (с сохранением процента F+),
исчез ответ типа «смешение фигуры и фона». Все эти изменения мы интерпретируем
как позитивные, свидетельствующие, как минимум, о снижении эмоциональной
заторможенности. По результатам цветового теста Люшера произошли изменения
осознанной установки от защитного отказа быть вовлеченной в какую-либо
деятельность к стремлению достигнуть внутреннего равновесия посредством
восприятия и переживания высших эмоций (чувства прекрасного), а также
значительно уменьшилась тревожность.
Отношение девочки к этническим параметрам (этноид)
является согласованным со средовыми условиями ее рождения и проживания в
этнофункциональном смысле. В плане динамики этноида у нее усилился чувственный
компонент отношения к религии (к Богу). Другими словами, этнокультурный
дизонтогенез пациентки, хотя и был исходно относительно минимален, претерпел
изменения в сторону большей адаптивности.
Вкратце приведем также результаты
экспериментально-психологического и клинического исследования двух других
пациенток.
Пациентка O.K.,
11 лет, поступила с диагнозом «эндогенная депрессия». В заключении клинического
обследования врачом после проведения психотерапии отмечалось, что девочка стала
более доступна для общения, моторно более раскрепощена, у нее возросли интерес
к учебным и психотерапевтическим занятиям и моторно-эмоциональная активность в
целом, незначительное повышение интереса к учебе отметил также педагог.
По результатам Роршах-диагностики после
психотерапевтического цикла у девочки снизилось количество «отказов» с шести
(три темных и три цветных карты) до одного (на цветную карту IX). Общее
количество ответов увеличилось с пяти до двенадцати. Мы интерпретируем это как
показатели снижения эмоциональной заторможенности. Люшер-диагностика никаких
изменений не выявила. По оценке самой пациентки, психотерапевтические занятия
дали ей «знания, ум, расслабление, покой, бодрость и
хорошее настроение».
100
Пациентка
Н.К., 11
лет, поступила с диагнозом «задержка психического развития». В заключении
клинического обследования врачом после проведения психотерапии отмечалось, что
у девочки возросли активность и адекватность эмоционального отреагирования.
Педагог отметил существенное возрастание активности и интереса к учебе на
занятиях.
Результаты Роршах-диагностики показали увеличение
числа ответов типа F+, ответов типа FB+ с одного до трех, типа FFb+ с
одного до двух, общее количество ответов возросло с 11 до 23; появился ответ
типа Orig+ и исчез ответ типа «отказ». Все эти показатели, на наш взгляд,
свидетельствуют о снижении эмоциональной заторможенности, улучшении
интеллектуальной продуктивности. По тесту Люшера никаких изменений
зафиксировано не было. По оценке самой девочки, занятия дали ей «знания о
природе, новые чувства о природе, радость, новое чувство о Боге».
Результаты исследований, проведенных на второй
группе пациентов, в целом согласуются с результатами, полученными на первой
группе. Наиболее выраженные клинические изменения произошли у девочки с
реактивной депрессией и у мальчика с неврозоподобным синдромом. Относительно
менее выраженные клинические изменения произошли у детей с выраженным
органическим поражением ЦНС: у девочки с диагнозом ЗПР и у малыша с
психопатоподобным синдромом. Выраженность клинических изменений у первой пары
детей соответствовала, в частности, появлению у них ответов типа FFb+
(Роршах-диагностика). Другие экспериментально-психологические показатели (их
выраженность) также соответствовали выраженности изменений в основной
симптоматике.
В приведенных выше примерах, кроме случая с
эндогенной депрессией, этноиды пациентов либо были адаптивными в
этнофункциональном смысле, либо в процессе психотерапии претерпевали динамику в
сторону большего соответствия реальным этнокультурным условиям, в которых
пациенты родились и проживали, при общей положительной динамике их психического состояния. У пациентки с эндогенной депрессией
после психотерапии этноид стал менее адаптивным (в ландшафтных предпочтениях у
нее появились море и кедры — как «маркер» эндогении) при общем улучшении
качества отношений к реальной этнокультурной среде. Это вполне соответствует
результатам проведенных нами ранее исследований [11], [13], которые показали, что в случаях
психогенных расстройств при эндогенных расстройствах вырабатывались некоторые
компенсаторные механизмы в отношении к реальной среде.
В настоящем исследовании на данной группе пациентов
удалось достаточно отчетливо разграничить независимый эффект этнофункциональной
психотерапии (смягчение основной симптоматики) в детском возрасте и результаты
фармакологического лечения аффективных и поведенческих расстройств смешанной
этиологии (при наличии эндогенного, психогенного и органического радикалов).
Результаты настоящего и ранее проведенных психотерапевтических исследований
позволяют предполагать, что отклонения в психическом развитии могут быть
обусловлены не только дизонтогенезом развития морфологических систем организма
во внутриутробном, постнатальном и других периодах [6], но и дизонтогенезом
этнофункциональным (этнокультурным),
101
связанным с нарушением как последовательности стадий
развития отношений к природно-культурной среде, качества проработки этих
отношений, так и этнофункциональнои согласованности содержания этих отношений с
регионом рождения и проживания и этнического самосознания в целом у конкретного
человека.
На наш взгляд, предварительные результаты
исследования процесса и эффективности этнофункциональнои психотерапии на
взрослых пациентах [13] и
в настоящем исследовании на детях, предполагают дальнейшее всестороннее
изучение как этого метода в целом, так и гипотезы об этнофункциональном
дизонтогенезе в частности.
1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.,
1983.
2. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова.
М., 1995.
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.
М., 1990.
4. Давыдовский И.В., Снежнееский А.В. О
социальном и биологическом в этиологии психических болезней// Социальная реадаптация психических болезней.
М., 1965.
5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста.
М., 1995.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития
у детей. М., 1985.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.;
Воронеж, 1995.
8. Риккерт Г. Науки о природе и науки о
культуре // Культурология XX в. М.. 1995. С. 69—104.
9. Собчик Л.Н. Методы психологической
диагностики. Вып. 2. М., 1990.
10. Соколов А.А. Структурные факторы
самоорганизации этноса // Расы и народы. 1990. № 20. С. 5—39.
11. Сухарев А.В. Этническая функция культуры
и психические расстройства // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 2. С. 129—137.
12. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме
возникновения психических расстройств // Этнографич. обозр. 1996. № 4. С.
31—38.
13. Сухарев А.В., Степанов И.Л.
Этнофункциональная психотерапия аффективных расстройств // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 1. С. 122—133.
14. Bohm E. Lehrbuch dcr Rorschach-Psychodiagnostik. Bern: Verl.
Hans Huber, 1972. S. 208— 211.
15. Erikson E. Life
history and the historical moment. N.Y.: Harper and Row, 1975.
Поступила в редакцию 14.V 1996 г.