Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

136

 

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ СПОСОБНОСТЕЙ

 

А. К. БОЛОТОВА

 

МОСКВА

 

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с. Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. 102 с.

Проблема развития способностей по своей теоретической и практической значимости относится к одной из фундаментальных проблем психологии, достаточно широко представленной в трудах отечественных психологов С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса  и   Э.А. Голубевой, Л.А. Венгера и В.А. Крутецкого и других. И вместе с тем каждый новый взгляд, новый аспект решения проблемы всегда вызывает определенный интерес.

Так, после прочтения книг В.Д. Шадрикова, появившихся в печати почти одновременно, возникает ощущение построения новой феноменологической картины способностей, где наиболее полно представлен онтологический аспект проблемы, делается попытка раскрыть механизмы способностей и одаренности, ставится вопрос о природе и назначении духовных способностей.

Научное исследование способностей начинается полемикой с известными, утвердившимися в науке истинами. Думается, что автор специально задает полемическую направленность в решении вопросов развития способностей, пытаясь восполнить своего рода пропасть, образовавшуюся в понимании задатков и способностей, их онтогенеза. Полемичность выступает как способ постановки острейших проблем психологии и педагогики сегодняшнего дня. При этом автор с максимальной научной корректностью воспроизводит основные положения, которые в силу традиций реально существуют в современной

 

137

 

психологии способностей. Стремление раскрыть проблему способностей, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры способностей. Принципиальным моментом, оставшимся вне поля зрения большинства исследователей, является оперативный характер развития способностей, характеризующийся тонким приспособлением личности к требованиям деятельности. Предлагаемое понимание способностей связано с выработкой и индивидуального способа (стиля) деятельности, что аргументируется многочисленными экспериментальными данными. Результаты исследования позволяют по-новому взглянуть на проблему профессионально важных качеств, способностей личности.

Опираясь на разработанные автором представления о том, что такое способности, каковы их структура и механизм функционирования, в книге предложено решение проблемы соотношения и взаимосвязи общих и специальных способностей, исследованы механизмы развития способностей и пути диагностики способностей.

На основе тщательного анализа и обобщения трудов Л.С. Выготского по развитию высших психических функций, Б. Г. Ананьева по функциональным и операциональным механизмам перцептивных процессов,          А.Р. Лурия по основам нейропсихологии, П.К. Анохина по физиологии функциональных систем и других исследований в работе представлена концепция познавательных способностей, их структуры и механизмов в единстве как генетически обусловленных, так и прижизненно сформированных механизмов. Таким образом, теоретические предпосылки отечественной психологической мысли по проблеме способностей становятся базисным основанием при построении собственной теоретической концепции автора.

Автор предлагает совершенно нетрадиционное осмысление способностей как проявлений личности. Они всегда «выражаются в уровне мастерства, в искусстве, искусности человека» (с. 4). Мы же оцениваем, как правило, уже реализацию способностей, а не сами способности как таковые. И эта реализация может существенно искажаться в зависимости от того, свободен ли человек в самореализации, когда она детерминирована внешним миром. Автор показывает принципиальное отличие способностей «к исполнению» от способностей «к творчеству». Лучший исполнитель, как правило, не способен «к творчеству», полагает автор. Обосновывается это представление определенным историческим экскурсом в традиционные области изучения способностей. Учение о способностях было приложено к нормативной деятельности, предполагающей некий способ ее выполнения. Способности раскрываются прежде всего тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, в возможности творчества. Нормативные способности и способности творчества принципиально противостоят друг другу. Вместе с тем нормы и ценности определяют динамику развития способностей, поэтому не существует способностей вне норм и ценностей. Все эти полемические проблемы задают тон представленной работы.

Обращаясь к проблеме развития способностей, автор с необходимостью приходит к проблеме деятельности, к определению места и значения способностей в деятельности, к выявлению условий, при которых деятельность становится средством развития личности в целом и способностей в частности. Данные проблемы решаются в работе с позиций концепции системогенеза деятельности.

На основе теоретических исследований и экспериментального материала в работе дается определение понятия психологической системы деятельности, выявляются компоненты ее архитектоники, делается попытка раскрыть сущность научения в процессе освоения деятельности.

В работе предпринята оригинальная авторская попытка рассмотрения проблематики деятельности с позиции деятельности

 

138

 

как искусства и деятельности как счастья (с. 7).

Понимание деятельности как искусства, по мнению автора, будет неполным, если не будут раскрыты идеи индивидуализации деятельности в зависимости от способностей. Понимание деятельности как искусства сокрыто в личности. Исходя из общей методологической установки о том, что внешние воздействия преломляются через внутренние условия, можно утверждать, что нормативная деятельность всегда будет принимать индивидуально выраженный характер.

При изучении теоретических основ деятельности была разработана идеальная модель деятельности. Выделение такой модели может рассматриваться как теоретическое (или содержательное) обобщение, которое позволяет свести разнообразные виды и формы профессиональной деятельности к определенному теоретическому конструкту. В дальнейшем этой идеальной моделью можно пользоваться при анализе любой конкретной деятельности, рассматривая ее как частную. Так, автором разрабатывается общая функциональная психологическая система деятельности.

Продуктивность предложенной модели подтверждается проведенными исследованиями профессиональной деятельности на разных уровнях и в разных профессиях. Эта модель позволяет выявить общие компоненты и связи в многообразных частных формах профессиональной деятельности. Оказались успешными и попытки ее применения к изучению учебной деятельности. Обширные теоретические и экспериментальные данные, представленные в работе, позволяют думать, что подход, рассматривающий научение как процесс формирования функциональной системы деятельности, поведенческого акта, может быть перспективным. Выявленные закономерности системогенеза учебной деятельности выступают как серьезное теоретическое обоснование принципа индивидуального подхода к обучению.

Основной главой монографии «Деятельность и способности» и по содержанию, и по полемической наполненности выступает завершающая глава «Способности». В психологии с помощью этого понятия определяются специфические процессы познания и его результаты. Теоретический анализ проблемы способностей является своего рода ключом к решению многих психологических и педагогических проблем.

Исследования В.Д. Шадрикова ставят и решают многие принципиальные проблемы современной психологии и педагогики, которые невозможно рассмотреть во всей полноте в краткой рецензии. Отметим лишь некоторые принципиальные положения, определяющие их общетеоретическое значение и практическую актуальность.

В рецензируемых работах содержится изложение и теоретический анализ общих концептуальных положений проблемы способностей. Во-первых, способности рассматриваются как сущностные качества, благодаря которым реализуется конкретная психическая функция. Во-вторых, представлен онтологический аспект этих качеств личности, базирующийся на понимании психики как свойстве мозга, которое проявляется при взаимодействии человека с окружающим миром. В-третьих, способности имеют сложную структуру, отражающую системную организацию мозга, межфункциональные связи и деятельностный характер психических функций.

Результаты исследований позволяют по-иному подойти к проблеме диагностики профессионально важных качеств, способностей личности. Формулируя дальнейшие перспективы исследования, автор справедливо отмечает его комплексность, включая интеграцию и приспособление отдельных способностей к предметному миру, к требованиям деятельности, т.е. «восхождение» к конкретным, частным проявлениям общих способностей.

Логичным дополнением дальнейшего изучения явилось эссе «Духовные

 

139

 

способности», раскрывающее интересные аспекты в понимании сущности человека и законов его поведения. Раскрытие природы и назначения духовных способностей есть в определенной мере и ответ на вопрос о назначении человека, о путях его развития. Духовные творения, по мысли автора, это прежде всего творения, относящиеся к самому человеку и осмыслению его роли и назначения в истории. Способности, которые позволяют совершать это восхождение, этот акт постижения, суть духовные способности, т.е. способности к самопознанию, самоосознанию, самопереживанию, соотнесенности себя и мира, соотнесенности себя с другими людьми, познанию других (с. 4). Обоснование и построение духовной вертикали человеческого бытия, человеческих способностей познания мира и самого себя, выражение ее в психологической интерпретации — лейтмотив рецензируемых изданий.

Книги написаны хорошим литературным языком, с экскурсами в историю философских и теологических учений, читаются с интересом и будут полезны не только специалистам, психологам, но и широкому кругу работников образования.