Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

94

 

БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

 

А.М. МУСТАФИН

 

В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос, какую роль в интеллекте человека играют, с одной стороны, биологические факторы, наследственность, а с другой — социальная среда, воспитание. Сторонниками преимущественного влияния на интеллект биологических факторов являются психофизиологи, их оппонентами обычно выступают психологи.

К первым примыкает известный ученый Г.Айзенк [1]: по его приблизительным подсчетам 70% интеллекта человека определяются биологическими факторами. Как доказательство этого он приводит эксперименты, выявившие достоверную корреляцию коэффициента IQ с физиологическими (слуховое различение, характеристики вызванных потенциалов в ЭЭГ, скорость двигательных реакций) и биохимическими (активность ацетилхолинтрансферазы, скорость утилизации глюкозы) факторами.

В проведенных нами экспериментах была обнаружена корреляционная связь между температурой в зоне биологически активных точек (БАТ) уха и данными психологического тестирования. Было выдвинуто предположение, что данный феномен связан с регуляцией кровообращения головного мозга и уха человека.

Целью проведенного нами исследования явилось сопоставление термо- и морфометрии ушей с типом мышления обследуемого, а также поиск температурного коррелята успеваемости.

Всего обследовано было более тысячи человек, в том числе 160 взрослых, 800 детей дошкольного и школьного возраста, а также 70 студентов колледжа. Обследование заключалось в следующем.

Тип мышления взрослых (левокортикальный, правокортикальный) определялся с помощью психологического теста Шалвена — Херманна. От испытуемых требовалось из предлагаемых ответов выбрать один, а затем подсчитать количество выбранных из правой и левой колонок ответов. Если ответов из левой колонки больше, то тип мышления определялся как левокортикальный, если из правой — правокортикальный.

Температура измерялась в симметричных БАТ передней поверхности ушей и в нескольких точках лба и носа с помощью малоинерционного термометра оригинальной конструкции [4]. Успеваемость школьников оценивалась по среднему баллу. Поиск точек, температура в которых коррелирует с успеваемостью, проведен с помощью многофакторного анализа. В качестве морфометрического параметра была выбрана длина ушей; регистрировалась разница в ней, т.е. асимметрия.

 

95

 

В результате тестирования группа взрослых испытуемых разделилась на 97 правокортикальных (группа 1) и 73 левокортикальных (группа 2). У 70 человек из группы 1 температура БАТ правого уха оказалась ниже, а длина в большинстве случаев (74%) — больше тех же параметров левого уха. В группе 2 эти соотношения оказались противоположными:

 

96

 

левое ухо было холоднее и длиннее правого (р<0,05 по непараметрическому критерию Вилкоксона).

У детей разница в длине ушей менее выражена, а если она наблюдается, то часто сопровождается задержкой психического развития. Таким образом, разница в длине ушей взрослого человека достаточно определенно указывает на когнитивный стиль или тип мышления. Данный феномен может быть использован как новый физиогномический признак. Любопытно отметить, что в восточной физиогномике интеллекта много внимания уделяется ушам.

Попытки сравнить тип мышления и успеваемость в школе предпринимались неоднократно. Так, В.В.Аршавский и В.С.Ротенберг пришли к выводу, что к современной школьной программе легче адаптируются «левополушарные» дети [2]. По нашим данным, успеваемость выше у «левополушарных» только в старших классах, к тому же эта тенденция статистически не достоверна. В младших классах «правополушарные» дети достоверно превосходят «левополушарных» по среднему баллу. Успеваемость по математике достоверно выше у «левополушарных» старшеклассников и студентов.

Идея найти физиологическую характеристику, коррелирующую с успеваемостью, привлекала многих исследователей. Интересные результаты получены при исследовании электроэнцефалограммы школьников [3].

Нами исследовалась температура кожи в 19 точках головы - температурный индекс кожи (ТИК); в качестве испытуемых выступали студенты колледжа. ТИК у юношей составил 4,2 ± 1,3; у девушек — 3,3±1,1, и данные были сопоставлены с успеваемостью посредством многофакторного анализа. Таким образом, удалось определить

 

97

 

ТИК, достоверно коррелирующий с успеваемостью у юношей (r=0,57; р<0,05). Затем ТИК исследовался у школьников Казани и г. Захонь в Венгрии, а связь с успеваемостью оценивалась с помощью корреляционного анализа. У девочек достоверной корреляции между ТИК и средним баллом успеваемости не обнаружено ни в одном случае. У учениц некоторых классов наблюдалась достоверная корреляция с успеваемостью по отдельным предметам, например с оценками по рисованию в I классе. У мальчиков связь ТИК с успеваемостью обнаруживается во всех классах (наибольший из полученных коэффициентов корреляции равен 0,83) (см. таблицу).

Таблица

Коэффициенты корреляции между успеваемостью и температурным индексом кожи у пятиклассников

 

Предмет

ТИК

Общий

Мальчики

Девочки

Русский язык

0,49

0,88*

0,36

Литература

0,27

0,51

0,15

Математика

0,17

0,67*

0,28

История

0,07

0,42

0,47

Биология

0,12

0,46

0,09

Рисование

0,19

0,81*

0,06

Музыка

0,01

0,61

0,53

Физкультура

0,12

-0,21

-0,31

Труд

0,06

0,71*

-0,51

Английский язык

0,60*

0,63

0,69*

Средний балл по всем предметам

0,20

0,83*

-0,33

Примечание. * - данные статистически достоверны для р<0,05.

 

Из таблицы видно, что наиболее высокие и достоверные коэффициенты корреляции наблюдаются при сравнении успеваемости мальчиков и ТИК, что, на наш взгляд, свидетельствует о существовании психофизиологических половых различий невыявленной пока природы. По-видимому, в подобного рода исследованиях статистическую обработку следует проводить для групп мальчиков и девочек отдельно.

Интересно также отметить, что показатель корреляции между средним баллом успеваемости и ТИК у мальчиков выше, чем коэффициенты корреляции для отдельных предметов (за исключением русского языка; с успеваемостью по физкультуре корреляция носит даже отрицательный характер). Этот феномен, вероятно, служит признаком того, что в мозге имеет место конкуренция способностей: развивая одни способности, не уменьшаем ли мы другие? Такое же предположение было высказано Т. Любарт [5]. Возможно, это же подтверждают данные американских исследователей, отмечающих более низкие IQ и успеваемость у негритянских детей по сравнению с белыми: имеет место более интенсивное развитие двигательных способностей у детей темнокожих американцев, что в результате взаимодействия воспитания и конкуренции способностей и приводит к упомянутому результату. В нашей стране различия в двигательных и интеллектуальных способностях между городскими и сельскими детьми также могут служить не менее ярким примером этой тенденции.

Конкуренция способностей является приспособительным механизмом в деятельности мозга. Возможности мозга не безграничны и, по-видимому, зависят от количества нервных клеток, т.е. объема мозга [6].

Известно, что система образования отражает культурную эволюцию общества, а возможности мозга определяются биологической эволюцией. Первая происходит значительно быстрее второй. Можно предположить, что в истории человечества наступил такой момент, когда требования образования в цивилизованных странах превышают биологические возможности мозга. Поскольку мозг контролирует состояние организма в целом, и в частности физическое здоровье, ухудшение состояния здоровья современных школьников может быть связано с характером школьной программы. Обследование, проведенное Центром охраны материнства и детства в Казани, показало, что, чем больше по объему школьная программа, тем больше среди школьников хронически больных (данные об этом были представлены на конференции «Школа и здоровье», Казань, 1995). Социальные последствия этого могут быть весьма серьезны.

 

98

 

Мы считаем, что данные проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы.

1. Успеваемость и тип мышления определяются преимущественно биологическими факторами.

2. Способы использования этих задатков у представителей разных полов различны.

 

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психол.1995. № 1. С.111—131.

2. Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Право на «полушарный» образ мысли // Человек. 1991. № 4. С. 102—105.

3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

4. Мустафин А.М. Обнаружена связь между биологически активными точками кожи человека и его психологическими функциями // Бюлл. Эксперимент. биологии и медицины. 1993. № 7.

5. Abstracts of VII European Conference of Developmental Psychology. Krakov, 1995. P. 274.

6. Abstracts of XXVI International Congress of Psychology. Canada. 1996. P. 389.

Поступила в редакцию 17.Х 1995 г.