Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

3

 

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Э. ЧАРЛТОН

 

Обучение здоровому образу жизни — относительно новая дисциплина. Она основывается как на общих образовательных принципах, так и на психологическом подкреплении поведения, способствующего сохранению здоровья. Такая комбинация способствует распространению обучения здоровому образу жизни в гораздо более широкой сфере, чем это можно было предположить, когда дисциплина только начинала разрабатываться. Сначала считалось, что информации о последствиях для здоровья определенного стиля поведения будет достаточно, чтобы сформировать соответствующее отношение учащихся и таким образом изменить их поведение в желательную сторону. Этот подход, однако, не учитывал многих социальных и психологических факторов, участвующих в процессе принятия решения, как и наличия (или отсутствия) навыков принятия решений. Затем стали возникать психологические модели обучения здоровому образу жизни; одни из них носили характер приложения к поведению, способствующему сохранению здоровья, уже существующих психологических теорий, другие были результатом специальных исследовательских программ. Однако и те, и другие оказались не в состоянии объяснить поведение или повлиять на него в той мере, какая была бы желательна. Стало очевидно, что социальные и политические характеристики среды, в которой живет принимающий решения по поводу своего здоровья подросток, влияют на эти решения очень сильно; это привело к появлению нового направления — содействия в становлении здорового образа жизни.

Настоящая статья отражает взгляды автора на процессы, приведшие к возникновению современной точки зрения на обучение здоровому образу жизни и на содействие его становлению. Существует много подходов к классификации моделей и к оценке относительной значимости их составляющих. Однако целью данной публикации является также и обзор различных стратегий обучения здоровому образу жизни с точки зрения собственного опыта автора (в первую очередь в области преподавания курса

 

4

 

профилактики онкологических заболеваний) при работе в школах и с подрастающим поколением в целом.

 

МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ

Рассматриваемая модель часто именуется профилактической. Она полностью построена на информировании школьников и является чисто когнитивной; ее иногда называют моделью ЗОП (знание, отношение, поведение). Она предполагает, что, если человек знает об опасности для здоровья определенного стиля поведения, он начнет относиться к такому поведению отрицательно и будет от него воздерживаться. Аналогично, если человеку известно, что определенная вещь полезна для здоровья, знание об этом автоматически приведет к положительному отношению и соответствующему поведению. Такой взгляд оказался упрощенным и редко оправдывающимся на практике. В определении поведения человека участвует слишком много факторов, хотя информация действительно необходима как базис для принятия решения. Это может быть проиллюстрировано таким довольно вольным примером: нет необходимости разрабатывать стратегии борьбы со страхом падения с края плоской Земли, достаточно просто сообщить, что Земля круглая. Фактологическое образование необходимо, но оно имеет шанс радикально изменить поведение индивида только в том случае, если сообщаемая информация нова для него.

Можно рассмотреть и такой пример. По данным статистики, распространенность курения среди мужчин в Британии резко упала в 1962 г., сразу же после того, как был опубликован отчет Королевского медицинского колледжа (КМК) [20], [21] о последствиях курения для здоровья. Отчет касался в основном мужской части населения и рассматривал ситуацию с раком легких, сердечно-сосудистыми заболеваниями и бронхитом. Хотя данные исследований в этой области в научных публикациях появились на несколько лет раньше, они не были известны широкой публике до появления отчета КМК. Тот факт, что не наблюдалось одновременного падения распространенности курения среди женщин, подтверждает мнение, что именно новая для мужчин информация послужила толчком к отказу от курения.

Однако после первоначального эффекта, произведенного новой информацией, она уже не играет значительной роли. Школьные программы борьбы с курением, созданные исключительно в когнитивном ключе, как выяснилось, не оказывают влияния на распространение курения среди подростков [23]. Почти любой английский школьник может перечислить те нежелательные последствия для здоровья, которые связаны с курением, однако многие из них тем не менее курят. Чисто информационные программы борьбы с курением могут дать эффект только в странах, где детям не известны вредные свойства табачного дыма; к тому же наиболее серьезная угроза для здоровья в связи с курением возникает в более позднем возрасте. Болезни — еще слишком далекая перспектива, чтобы волновать детей, которые зачастую не знают, что в действительности представляет собой то или иное заболевание [5]. Школьные программы, рассматривающие различные факторы риска для здоровья, скучны, излишне назидательны и часто лишь провоцируют нежелательное поведение подростков.

 

5

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

 

Итак, одна только информация недостаточна для того, чтобы оказать влияние на поведение человека в отношении своего здоровья. Это, повторяем, было подтверждено школьными антитабачными программами. Появились обзоры работ по альтернативным путям воздействия, например [23], где Э.Томпсон дает исчерпывающую оценку ранних образовательных школьных антитабачных программ. Т.Глинн [13] приводит результаты дискуссии по обучению здоровому образу жизни в Национальном институте рака в США: подчеркивалась необходимость ставить в центр внимания немедленные последствия курения, которые могут быть быстро обнаружены самими подростками. Показатели содержания угарного газа в выдыхаемом воздухе, изменение скорости пульса, вялость оказываются более убедительными доказательствами, чем гораздо более серьезные неприятности, ожидающие в отдаленном будущем.

Таким образом, решение принимается на основании имеющейся информации, но нужно еще и умение принимать решения. В этом отношении образовательная модель пошла по стопам медицинской: одним из основных стал следующий принцип: решение должно быть принято на основании достоверной информации лично подростком. Поэтому акцент был сделан на обучении навыкам, необходимым для принятия решения. В основу программы легли семь стадий принятия решения [14]; они демонстрировались в специфических областях, таких, как курение и применение наркотиков.

Процесс принятия решения состоит из следующих стадий.

1. Всестороннее рассмотрение широкого спектра альтернативного поведения.

2. Рассмотрение всех целей, которые должны быть достигнуты, и оценка ценностей, связанных с совершаемым выбором.

3. Тщательное взвешивание того, все ли отрицательные последствия, наряду с положительными, известны применительно к каждому образу действий.

4. Активный поиск информации, важной для оценки альтернатив.

5. Объективная оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут в разрез с тем образом действий, к которому изначально склонялся индивид.

6. Повторная оценка положительных и отрицательных последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые изначально рассматривались как неприемлемые, прежде чем будет принято окончательное решение.

7. Составление детального плана осуществления избранного курса, учет возможности его изменений в случае реализации нежелательных последствий.

На основании этих поэтапных шагов для подростков были разработаны следующие рекомендации по принятию решения [14; 172].

1. Оценка проблемы:

— является ли данная (очевидная) альтернатива приемлемым способом разрешения рассматриваемой проблемы?

— в должной ли мере я принял во внимание возможные пути ее решения?

2. Взвешивание альтернатив:

— которая из них является наилучшей?

             — можно ли с ее помощью достичь основных поставленных перед собой целей?

    

6

 

     3. Обдумывание решения:

             — следует ли мне начать применять на практике тот образ действий, который сочтен наилучшим, и оповестить об этом?

4. Твердость в осуществлении принятого решения, несмотря на отрицательное мнение окружающих:

— серьезен ли риск для меня, если я не буду менять свое поведение?

— серьезен ли риск для меня, если я изменю поведение?

Программа «Мое тело» [15], построенная по этой модели, оказалась весьма результативной в более позднем начале курения школьниками и в уменьшении частоты курения их родителей.

Однако принятие решений, касающихся здоровья, — сложный процесс, потребовавший дополнительного изучения психологами. Автором первой модели, основанной на учете особенностей принятия решений, является М.Бекер [3]. Соответствующая программа — модель взглядов на здоровье — состоит из четырех этапов, заключающихся в ответе на следующие вопросы: 1) является ли данное заболевание (состояние) тяжелым? 2) угрожает ли данное заболевание (состояние) мне лично? 3) что мне грозит в случае принятия определенного решения касательно моего поведения, связанного с данным заболеванием (состоянием)? 4) что я выигрываю в случае принятия определенного решения?

Решение, принятое в результате такого процесса, является строго индивидуальным и принимается самим человеком. Иногда первый этап оказывается связан с болезнью, но весьма вероятно, что для молодежи он будет связан с разрешением социальных проблем. Антитабачные школьные программы представляют собой хороший пример модели взглядов на здоровье в действии. Первый вопрос трансформируется в следующий: являются ли рак легких, сердечно-сосудистые заболевания и бронхит серьезными болезнями? Дети часто просто не знают, о чем идет речь, и тогда процесс принятия соответствующего решения обрывается в самом начале. Однако если выполняются рекомендации [13] и детям демонстрируются непосредственные, сразу заметные последствия курения, подросток, вероятнее всего, поймет их серьезность. Второй этап требует оценки риска лично для себя. Рак легких, заболевания сердечно-сосудистой системы, бронхит — угрозы слишком отдаленного будущего, чтобы принимающий решение подросток ощутил их как личный риск, но те непосредственные проявления, о которых шла речь выше, опять же могут преодолеть это препятствие, если они должным образом продемонстрированы. Тем не менее невозможность ощутить лично для себя угрозу наиболее серьезных заболеваний, связанных с курением, привела к провалу многих традиционных школьных антитабачных программ. Если молодые люди доходят до третьего этапа, они чаще всего обращают наибольшее внимание на социальные потери. Не потеряют ли они своего молодого человека (девушку), если решат отказаться от курения (начать курить)? Не возникнет ли противоречий с семейными традициями, не потеряют ли они уважение близких? Не лишатся ли они некоторых психологических преимуществ (успокоения нервов, уверенности в себе, способности выглядеть «крутым»), не начнут ли наращивать вес? Трудно перед лицом этих существенных ожидаемых потерь доказать, что выигрыш перекрывает их. Разве несколько дополнительных месяцев или даже лет жизни в старости покажутся 

 

7

 

такими уж важными, если за них нужно заплатить очень чувствительными и немедленными потерями? Довольно расплывчатое обещание «лучшего здоровья» также не особенно много значит для молодежи, поэтому подростки часто предпочитают сохранить социальные и психологические преимущества, даваемые курением, и пренебречь отдаленным и не особенно привлекательным воздаянием за отказ от него.

Процесс принятия решений, касающихся здоровья, имеет и другие аспекты, скрытно присутствующие в модели взглядов на здоровье, но гораздо более отчетливо они обсуждаются теорией мотивированных действий [12]. Данная модель (рис. 1) касается двух основных элементов принятия решения: отношения к поведению и нормативных представлений. Другими словами, принимающий решение сначала оценивает, что принесет ему/ей данный образ действий, а потом прикидывает, что о нем/ней подумают другие люди, если он/она будет себя вести именно таким образом. Связь с моделью взглядов на здоровье отчетливо прослеживается, однако гораздо больший акцент делается на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для индивида, нежели факторы, связанные с возможной будущей болезнью.

Теория мотивированных действий также может быть проиллюстрирована ситуацией с курением. Когда ребенок или подросток решает, что даст ему приобщение к курению, его мнение в значительной степени определяется воздействием рекламы и образами героев фильмов или телепередач. Чтобы понять это, нужно рассмотреть, какие потребности молодежи удовлетворяет курение. У тех детей, чьи матери курили во время беременности и которые подвергаются воздействию табачного дыма из-за курения окружающих (пассивное курение), возникают многочисленные проблемы со здоровьем [22]. Они чаще оказываются жертвами респираторных заболеваний [11], хуже растут [19], им труднее учиться [7], чем детям некурящих родителей. Эти факторы, усугубляющиеся частыми пропусками уроков из-за болезни, а потом и из-за прогулов [8], приводят к школьной неуспеваемости. Отставание от школьной программы ведет к потере интереса, трудностям, в свою очередь еще больше ухудшающим успеваемость, а в конечном счете к низкой самооценке, потере самоуважения в том, что касается академической сферы. Хорошо известно, что такие подростки, особенно те из них, кто отличается недисциплинированностью и отвергает принятые правила поведения и общепринятые ценности, в наибольшей степени подвергаются риску начать курить. Неадекватное восприятие собственной внешности и всеобъемлющий эгоцентризм у девочек (но не среди мальчиков) также ассоциируются с большей опасностью курения [16]. Курение приводит к завышенному представлению о внешних данных и собственной значимости, создавая, таким образом, положительное отношение к своему поведению. Нормативные представления также способствуют тому, что молодые люди думают, будто окружающие станут больше уважать их, если они курят. Все эти социальные и психологические факторы тесно переплетаются, оставляя где-то на периферии знание о той угрозе здоровью, которую несет курение. Ребенку может быть свойственно отношение к курению как делающему его взрослее и одновременно нормативное представление, согласно которому

 

8

 


9

мать будет сердиться и накажет его. В этом случае нормативное представление перевешивает отношение, и у ребенка складывается намерение не курить (пока!). С другой стороны, подросток может думать, будто курение успокаивает, помогает снижению веса, а референтной группой для него являются уже не родители, а сверстники, среди которых он станет более популярен, если начнет курить; в результате у подростка формируется намерение начать курить. Намерение приводит к поведению, и все желаемые подростком цели оказываются достигнуты.

 

РАДИКАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

 

Образовательная, делающая упор на принятие решений модель ориентируется на индивида, однако было обнаружено, что решения не всегда принимаются им лично. Это может быть проиллюстрировано притчей: врач видит плывущего по реке утопающего, вытаскивает его на берег, делает искусственное дыхание и спасает ему жизнь. Тут же он видит еще одного утопающего, потом еще и еще. Он спасает их всех, но при этом задумывается: по какой причине все они оказались в воде. Отправившись вверх по течению, он видит великана, бросающего людей в реку. Применительно к нашей теме великаном, заставляющим людей вести нездоровый образ жизни, оказываются социальные обстоятельства, действия правительства, загрязнение окружающей среды или низкий финансовый статус. Например, дешевые и легко приобретаемые сигареты, реклама табака могут подтолкнуть молодежь к началу курения. Недостаток денег, отсутствие продуктов питания, традиции и семейные предпочтения и представления могут определять то, что человек ест (рис. 2).


 

Радикально-политическая модель делает шаг дальше по сравнению с образовательной и включает в себя содействие становлению здорового образа жизни. Иногда требуется изменить внешние обстоятельства, чтобы помочь принятию правильных с точки зрения здоровья решений. Лоббирование необходимых законодательных изменений, субсидии на питание и другие меры могут помочь создать среду обитания, которая способствовала бы рациональному образу жизни. С радикально-политической моделью тесно связаны и некоторые другие теории. В 1971 г. Э. Роджерс и Ф.Шумейкер опубликовали свои исследования по распространению инноваций [18]. Рис. 3 представляет эту модель в адаптации К. Тоунса [24].

 

 

Первыми, кто осуществляет новшество, являются его инициаторы. Это обычно образованные люди, предприимчивые и часто хорошо обеспеченные. За ними следуют те, кто принимает новшество первыми; это, как правило, люди, обладающие теми же характеристиками, но несколько менее инициативные. Затем новшество принимается большинством, и наконец остается группа отстающих. Это обычно наименее обеспеченные люди. Дети, принадлежащие к каждой из групп, в очень сильной степени подвергаются ее воздействию. Это обстоятельство легло в основу теории социального научения А. Бандуры [1]: молодежь усваивает ролевые модели родителей и сверстников и таким образом копирует их поведение. Это значит, что они имеют тенденцию к такому поведению, которое одобряется группой. Молодой человек, решая, какой образ действий ему выбрать, например курить или не

 

11

 

курить, учитывает, сможет ли он придерживаться такого поведения. В этом и заключается концепция уверенности в себе. Многим детям свойствен низкий уровень уверенности в себе [2]. Они могут не хотеть стать курильщиками, могут стремиться отказаться от предложенной сигареты, но им не хватает для этого силы, не хватает уверенности в себе. Некоторые предназначенные для проведения в школах программы направлены на развитие именно этого качества; часть из них дала высокие результаты. Современный мета-анализ исходов антитабачных программ [6] показывает, что программы, учитывающие социальные аспекты, наиболее эффективно отодвигают сроки начала курения к более позднему возрасту. Этот успех является, несомненно, следствием применения методов, вытекающих из теорий социального научения и уверенности в себе.

 

МОДЕЛЬ САМОУСИЛЕНИЯ

 

Если объединить достоверную медицинскую информацию, даваемую профилактической (медицинской) моделью, навыки, требующиеся для принятия решений, развиваемые в рамках образовательной модели, дающей психологическую поддержку, и поддерживающее здоровый образ жизни окружение, обеспечиваемое радикально-политической моделью, возникает модель самоусиления. Нет сомнения в том, что для успеха школьного обучения здоровому образу жизни должны быть выполнены все эти условия. Развитие во всем мире школы, содействующей становлению здорового образа жизни, в настоящее время помогает улучшению ситуации. Однако правительства многих стран еще делают далеко не все, чтобы можно было говорить о создании ими такой среды, которая поддерживала бы решение подростка отказаться от курения. Продолжается реклама табачных изделий, сигареты часто дешевы и легко доступны молодежи. То, что курят взрослые, также действует отрицательно на возможность принятия решения ребенком отказаться от курения.

 

 

13

 

МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИЙ НА БЛАГО ЗДОРОВЬЯ

 

Наиболее всеобъемлющей и реалистичной моделью, учитывающей факторы, влияющие на поведение человека в отношении своего здоровья, может быть названа модель действий на благо здоровья, разработанная английским ученым К.Тоунсом. В ней отражены все социальные и психологические воздействия, которым подвергается индивид. Для подробного рассмотрения модели действий на благо здоровья была бы нужна отдельная статья, однако некоторое представление о ней дает рис. 4.

 


 

ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ШКОЛЕ

 

Как явствует из изложенного выше, обучение здоровому образу жизни — непростой процесс. Слишком часто оказывается, что преподаватели с лучшими намерениями снабжают учеников информацией о какой-либо угрозе для здоровья в будущем, например раке легких, и надеются, что этого достаточно для того, чтобы побудить детей отказаться от курения. Аналогичные данные имеются и в других областях приобщения к здоровому образу жизни. Успех достигается редко — в силу указанных выше причин. Профилактика курения часто приводится в качестве наиболее яркого примера, поскольку соответствующие программы наиболее разработаны и распространены в школе в настоящее время. Комитет экспертов Национального института рака в США рассмотрел факторы, необходимые для успеха профилактики курения в школе. Согласно их заключениям, наиболее действенна демонстрация непосредственных последствий курения в сочетании с социальным подходом, приуроченная к периоду, когда курение чаще всего возникает; такие меры могут отсрочить начало курения школьниками, хотя результат не всегда значителен и достаточно кратковременен. Пропаганда к тому же не окажет воздействия на тех, кто уже начал курить. Обзоры [4], [6] дают ценный материал по всем рассмотренным вопросам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Программы обучения здоровому образу жизни нуждаются в психологической и социальной разработке с акцентом на информацию о непосредственных последствиях вредных привычек, которая бы могла подкрепить принятые на основании полученной информации решения отказаться от них. Эти решения, далее, должны найти поддержку со стороны общества и государства, чтобы, например, отказ от курения стал нормой. Свободные от табака школы, лечебные учреждения, запрет на рекламу табачных изделий, более высокие цены на сигареты, законодательный запрет продажи их детям и борьба с курением взрослых — все это оказало бы сильную социальную поддержку в принятии решения молодым человеком отказаться от курения. Роль психологов в разработке и осуществлении программ обучения здоровому образу жизни жизненно важна.

 

 

1. Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1977.

2. Bandura A. Analysis of self-efficacy theory of behavioral change // Cogn. Ther. Res. 1977. V. 1. Р. 287—308.

3. Becker M.H. The health belief model and personal health behavior // Health Educat. Monogr. 1974. V. 2. P. 324—508.

4. Best J. A. et al. Preventing сigarette smoking among children // Ann. Rev. Public Health. 1988. V. 9. P. 161—201.

5. Bland J.M. et al. Schoolchildren's beliefs about smoking and disease // Health Educat. J. 1975. V. 34. P. 71—78.

 

14

 

6. Bruvold W.H. A meta-analysis of adolescent smoking prevention programmes // Am. J. Public Health. 1993. V. 83. P. 872—880.

7. Butler N.R., Goldstein H. Smoking in pregnancy and subsequent child development // Brit. Med. J. 1973. V. 4. P. 573—575.

8. Charlton A., Blair V. Absence from school related to children's and parental smoking habits // Brit. Mcd. J. 1989. V. 298. P. 90—92.

9. Charlton A., Blair V. Predicting the onset of smoking in boys and girls // Soc. Sci. Med. 1989. V. 29. P. 813—818.

10. DeVries H., Djikstra M., Kuhlman P. Self-efficacy: The third factor beside attitude and subjective norm as a predictor of behavioural ibtentions // Health Educat. Res. 1988. V. 3. P. 273—282.

11. Evans J.A., Golding J. Parental smoking and respiratory problems in childhood // Effects of smoking on the fetus, neonate and child / Paswillo D., Alberman E. (eds.) Oxford: Oxford Medical Publ., 1992. P. 121—137.

12. Fishbein M., Ajzen 1. Belief, attitude, intention and behaviour. N.Y.: Addison Wesley, 1985.

13. Glynn TJ. Essential elements of school-based smoking prevention programs: Research results // J. School Health. 1989. V. 59. P. 181—188.

14. Janis I.L., Mann L. Decision making: A psychological analysis of conflict, choice and commitment. N.Y.: The Free Press & L.: Collier Macmillan, 1977.

15. Health Education Council. My body. L.: Heinemann, 1979.

 16. Minagawa К., While D., Charlton A. Smoking and self-perception in secondary school students // Tobacco Control. 1993. V. 2. P. 215—221.

17. Murray M. et al. The effectiveness of the HEC's «My body» school health education project // Health Educat. J. 1982. V. 41. P. 126—132.

18. Rogers E.M., Shoemaker F.F. Communication of innovations. N.Y.: Free Press, 1971.

19. Rona RJ. et al. Parental smoking at home and height of children // Brit. Med. J. 1981. V. 283. P.1363.

20. Royal College of Physicians. Smoking and health. Turnbridge Wells: Pitman Medical, 1962.

21. Royal College of Physicians. Smoking or health. Turnbridge Wells: Pitman Medical, 1977.

22. Royal College of Physicians. Smoking and the young. L.: Royal College of Physicians, 1992.

23. Thompson E.L. Smoking education programs 1960—1976 // Am. J. Public Health. 1878. V. 68. P. 250—257.

24. Tones K. Health promotion: Affective education and the personal-social development of young people // Health education in schools (2nd edition) / David K., Williams T. (eds.) L.: Harper and Row, 1987.

25. Tones K., Tilford S. Health education: Effectiveness, efficacy and equity (2nd edition). L.: Chapman and Hall, 1994.

 

Поступила в редакцию 13.V 1996 г.

Перевела с английского А.В. Александрова