157
Трагически погиб на пороге
своего пятидесятилетия доктор психологических наук, профессор Георгий
Алексеевич Ковалев.
Он родился в 1947 г. в
Ленинграде в семье военнослужащего. До окончания VIII класса учился в обычной средней школе, увлекался музыкой, играл в оркестре
Ленинградского Дворца пионеров. IX и X классы заканчивал в вечерней школе,
работая на Балтийском судостроительном заводе. Потом были армия, работа на
Ленинградской студии телевидения, а с 1969 г. — учеба на вечернем отделении
факультета психологии Ленинградского университета. С 1972 г. он работал в
созданном Б.Г.Ананьевым Институте комплексных социальных исследований при ЛГУ.
Переехав в 1974 г. по
семейным обстоятельствам в Москву и проработав непродолжительное время в НИИ
проблем высшей школы, Г.А.Ковалев в 1976 г. стал аспирантом, а затем
сотрудником лаборатории социальной перцепции Института общей и педагогической
психологии АПН СССР (ныне Психологического института РАО). Одним из первых он с
увлечением и очень целеустремленно опробовал различные виды тренинга с целью
коррекции психологических характеристик субъектов общения. Теоретические и
прикладные наработки по этой проблеме он обобщил в кандидатской диссертации
(1980).
В последующие годы с
привлечением своих учеников он осуществил цикл исследований, посвященных
проблеме психологического воздействия. Г.А.Ковалев фундаментально изучил виды
этих воздействий, объективные и субъективные факторы, которые определяют их
основные параметры, разработал, обосновал и успешно проверил на эффективность
технологию организации разнокачественных воздействий, когда заранее планируется
их результат. Итогом проведенных исследований явилась докторская диссертация,
защищенная Г.А.Ковалевым в 1991 г.
Логичным
продолжением этой работы выступил проведенный Г.А.Ковалевым и его учениками единый
комплекс исследований, относящихся к области экологической психологии. Георгия Алексеевича в этих работах интересовало получение научно
убедительных ответов главным образом на два вопроса: как помочь личности в
окружающем ее социуме интериоризовать преимущественно
только ту информацию, которая положительно влияет на действительное развитие
этой личности? и, далее, каким образом надо воздействовать на человека, чтобы
он сам целенаправленно и продуктивно создавал для себя среду, которая работала
бы на его всестороннее развитие?
Результаты сделанного им как ученым Г.А.Ковалев отразил почти в ста
публикациях. Знакомство с ними однозначно
158
убеждает в том, что в науке он не был конформистом,
всегда имел на разрабатывавшиеся им проблемы и пути их решения собственную
точку зрения, умел ее аргументированно отстаивать не
только в публикациях, но и в научных дискуссиях, а также в лекциях.
Последние три года
Г.А.Ковалев работал в должности профессора в Академии государственной службы
при Президенте РФ, развивая дальше свои исследования с учетом профиля этого
учреждения и продолжая при этом активную научно-общественную работу во многих
регионах России. Его выступления на конференциях, симпозиумах всегда были
актуальными, научно глубоко продуманными, вызывали живой интерес ученых и
разных категорий практических работников.
Сокурсники, товарищи по
работе, друзья Г.А.Ковалева отзываются о нем как об очень доброжелательном,
душевно обращенном к людям, гармоничным и интересном человеке, и сейчас, когда
трагическая смерть отняла его, они глубоко переживают эту потерю.