Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

154

 

 

27 сентября 1996 г., на 91-м году жизни скончался Владимир Иванович Селиванов — заслуженный деятель науки РСФСР, доктор философских наук, профессор кафедры психологии Рязанского государственного педагогического университета им. С.А.Есенина.

Родился В.И.Селиванов 7 июля 1906 г. в деревне Борисовская Ленского района Архангельской области.

После окончания педагогического техникума в 1926 г. и двухлетней работы учителем В.И.Селиванов был направлен в Москву для  обучения в Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской. В 1935—1938 гг. он учился в аспирантуре Государственного института психологии (ныне Психологического института РАО), по окончании которой защитил кандидатскую диссертацию. В 1953 г. он стал доктором философских наук, защитив диссертацию в Институте философии АН СССР.

С 1938 г. и до конца своей жизни В.И.Селиванов трудился в Рязанском госпединституте, где с 1942 по 1982 г. заведовал кафедрой педагогики и психологии, им же созданной.

В.И.Селиванов внес большой вклад в психологическую и педагогическую науку нашей страны. Под его руководством разрабатывались актуальные проблемы волевой регуляции поведения человека. Многочисленные ученики В.И.Селиванова успешно работают в различных вузах и НИИ страны. Его труды — а их насчитывается более 130, главным образом по проблемам воли и социальной психологии, — известны как в нашей стране, так и за рубежом. Наиболее значительными из них являются: “Воспитание воли школьника” (1954), “Психология волевой активности” (1974), “Воля и ее воспитание” (1976), “Воспитание воли в условиях соединения обучения с производительным трудом” (1980), а также многочисленные статьи, опубликованные в изданиях АН СССР. Отдельные работы В.И.Селиванова переведены на иностранные языки и изданы в Польше, Румынии, Чехословакии, Венгрии, ГДР, Китае, Франции, Португалии.

Имея широкие научные интересы, В.И.Селиванов разрабатывал актуальные вопросы педагогики, социальной психологии и социологии. В этом плане более всего его интересовала жизнь советского села. На примере изучения опыта Федякинской семилетней школы им была написана монография “Сельская школа”. Под редакцией В.И.Селиванова издан коллективный труд “Соединение обучения с производственным трудом в условиях сельской школы” (1961), получивший высокую оценку АПН РСФСР. В нем было представлено

 

155

 

конкретно-социологическое исследование, посвященное многоплановому анализу истории, труда, жизни и быта рязанского села Кораблино. Под руководством В.И.Селиванова были выполнены также такие коллективные работы, как “Труд и игры сельского школьника”, “Быт и развитие личности”, “Очерки психологии студента” и др.

В.И.Селиванов имел высокую квалификацию ученого-психолога и педагога, пользовался заслуженным уважением преподавателей, студентов и аспирантов института, учителей школ, с которыми он был связан. Многие годы он являлся членом Центрального совета Общества психологов СССР, членом комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР, принимал активное участие в работе областного общества “Знание”, дважды избирался членом Рязанского обкома КПСС, а также депутатом районного и городского Советов.

В.И.Селиванов был принципиален и требователен к себе и к окружающим. За большую научно-педагогическую работу В.И.Селиванов был награжден орденом В.И.Ленина и медалями, ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР.