107
ЗАМЕТКИ О ПОПУЛЯРНОСТИ Л.С. ВЫГОТСКОГО
НА ЗАПАДЕ
А.П. СТЕЦЕНКО
Л.С.Выготский очень популярен
на Западе. Точнее, не только на Западе, а в мировой психологии — в Бразилии и
Мексике, в Японии и Южной Африке, т.е. везде, где психологическая наука более
или менее развита1. Особенно заметно это стало в юбилейном
году. Трудно даже перечислить все конференции и симпозиумы, которые уже
состоялись или еще состоятся в текущем году в самых разных концах света.
Примечательно, что Швейцария, родина Жана Пиаже, отмечает юбилей Л.С.Выготского
практически наравне со столетним юбилеем своего знаменитого соотечественника. В
сентябре в Женеве состоялась конференция, которая в значительной степени была
ориентирована на Л.С.Выготского и организована психологами-женевцами,
работающими в рамках культурно-исторического подхода (Ж.-П.Бронкарт, Б.Шоули и
другими).
Популярность Л.С.Выготского
выражается не только в посвященных ему конференциях. Его имя, выражаясь
спортивным языком, входит в десятку самых известных имен в истории психологии.
Хотя официального рейтинга популярности не существует, но имеется и даже специально
отслеживается индекс цитирования в литературе, по которому Л.С.Выготский вполне
конкурирует с такими классиками, как Ж.Пиаже, Э.Эриксон, З.Фрейд, Б.Скиннер.
Это относится в первую очередь к литературе в области возрастной психологии
(психологии развития) и педагогической психологии, хотя и не сводится к этим
двум областям. Причем Л.С.Выготского не просто цитируют, его концепция
используется как основа конкретно-психологических (теоретических, эмпирических
и прикладных) исследований в работах многих психологов во всем мире. Наряду с
такими известными “выготскианцами”, как, например, М.Коул, Б.Рогофф и Дж.Верч,
в этом направлении работают, без преувеличения, десятки сотен психологов по
всему свету. Один пример конкретно-психологических (и очень впечатляющих своей
проработанностью и продуктивностью) исследований отражен в сравнительно недавно
вышедшей книге “Выготский и обучение: применение в практике и в
социоисторической психологии” [6]. К
сожалению, сколь-нибудь подробного обзора исследований, разрабатывающих
концепцию Л.С.Выготского или берущих эту концепцию за основу, не существует,
это задача специального анализа.
Вообще, судя по количеству
публикаций, иногда может создаться впечатление, что теория и идеи Л.С.Выготского
особенно продуктивно развиваются именно на Западе, в то время как в России
популярность культурно-исторического подхода (даже
108
с учетом общего кризиса в российской психологической
науке) падает.
За последнее время на Западе
также вышло несколько книг, посвященных самому Л.С.Выготскому — его жизни и
творчеству. Среди них особенно привлекательны две: Козулин А. “Психология
Выготского: биография идей” [6] и
Ван дер Веер Р., Вальсинер Ж. “Понимая Выготского: в поисках синтеза” [9]. Они выделяются в первую очередь
тем, что значительная часть их объема отдана именно описанию биографии и
подробностей жизни Л.С. Выготского (вплоть до детального описания переписки
Л.С. Выготского с коллегами и друзьями, обстоятельств его семейной жизни и
т.д.). Это примечательно в первую очередь потому, что в России подобный тип
анализа считается прерогативой историков науки и поэтому помимо книги
М.Г.Ярошевского [4] и брошюры А.А.Леонтьева [1] по степени, детальности уступающих
двум названным выше, нет других работ, авторы которых всерьез взялись бы за
анализ творческого пути Льва Выготского. Так что психологи-“выготсковеды”,
специализирующиеся на анализе такого типа вопросов, нашли свою нишу в рамках
именно западной, а не отечественной психологии.
Что касается изучения (и
соответственно преподавания) концепции Л.С.Выготского в университетах, то
ситуация здесь очень неоднородная, как неоднородно вообще преподавание
психологии, значительно варьирующее от страны к стране и даже от университета к
университету. Однако с уверенностью можно сказать, что эта концепция включена
во многие программы изучения возрастной и педагогической психологии наряду с
другими классическими теориями развития. Так, в Германии очень известная и
популярная как базовое учебное пособие книга Р. Ортера и Л. Монтада “Возрастная
психология” [8] включает в себя достаточно подробное
описание ключевых идей Л.С.Выготского (о развитии мышления и речи, о детской
игре, о научных и житейских понятиях, о соотношении обучения и развития и
т.д.). Кстати, в этой книге вообще неплохо представлены работы других
российских психологов, в том числе А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина. Так
что не будет преувеличением сказать, что не одно поколение немецких психологов
(в данном случае речь идет о западно-германских психологах, ибо в Восточной
Германии Л.С.Выготского знали по другим источникам) имеет представление о
Л.С.Выготском и его концепции.
В целом большинство учебных
пособий, вышедших за последние годы, обязательно включают в себя разделы (часто
специальные главы) о культурно-исторической теории. Например, в книге “Теории
развития” [5] (выдержавшей уже три издания)
теория Л.С.Выготского рассматривается как один из классических подходов к
человеческому развитию, наряду с концепциями Ж.Пиаже, Г.Колберга, У.Вернера,
З.Фрейда, Э.Эриксона и К.Юнга. Почти любая книга, затрагивающая тему мышления и
речи (не только в рамках возрастной психологии), как правило, обязательно
отражает идеи Л.С.Выготского, причем часто в сравнении с идеями Ж.Пиаже
(например, о соотношении внешней и внутренней речи). Это значит, что
Л.С.Выготского хорошо и досконально знают студенты (все зависит от их
конкретной специализации и от специализации ведущих профессоров того или иного
университета), но некоторые базовые знания все
109
же, как правило, им даются. Сложность состоит в том,
что далеко не все работы Л.С.Выготского переведены на основные языки мира, а
некоторые переводы остаются малодоступны; психологов же, читающих его труды в
оригинале, — единицы. Все же из личных наблюдений могу сказать, что я редко
встречала на Западе психологов, никогда не слышавших имени Л.С.Выготского.
Сейчас ситуация постепенно улучшается, так как работы Л.С.Выготского продолжают
выходить в свет во все новых переводах. В частности, издан том, куда включены
до сих пор мало известные на Западе работы Л.С.Выготского [10].
Отдельный и очень интересный
вопрос: в чем корни и причины популярности учения Л.С.Выготского в мировой
психологии? Одного простого ответа здесь не существует, и наивно пытаться дать
его в данных кратких заметках. Однако трудно удержаться, чтобы хотя бы
упомянуть о том, что причины эти связаны с внутренней логикой развития самой
психологии. Необходимо уйти от объяснения популярности культурно-исторической
теории Л.С.Выготского через апелляцию только к внешним, например,
общественно-политическим обстоятельствам его жизни и творчества (типа эффектов
советской пропаганды, сыгравшей, якобы, немалую роль в привлечении внимания
Запада к Л.С.Выготскому), как это получилось в интерпретации Р. ван дер Веера и Ж. Вальсинера [10].
Альтернативное объяснение связано, в частности, с тем, что Л.С.Выготский
заложил фундамент методологии психологии как науки конкретно-преобразующего, а
не констатирующего типа2
и тем самым наметил пути выхода из кризиса, характерного для психологии на
рубеже XX в. и не разрешенного по сей день. То, что само здание подобной науки
до сих пор еще не построено (хотя движение в этом направлении есть, и примеров
тому не так уж мало — это, среди прочих, работы П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца,
В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и других), и создает потребность в “новой
психологии” и, как следствие, почву для интереса к культурно-исторической
теории. Есть основания думать, что именно эта теория (иногда эксплицитно, иногда
только имплицитно) представляет собой ту зону ближайшего развития, в которой
возможен выход из кризиса современной психологии.
1. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М., 1990.
2. Пузырей
А.А. Культурно-историческая теория Выготского и современная психология. М.,
1986.
3. Стеценко А.П. О роли и статусе методологического знания в
современной советской психологии // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1980. № 2.
С. 39—49.
4. Ярошевский М.Г. Лев Выготский. М., 1989.
5. Craig W. Theories of
development. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1982.
6. Kozulin A.
Vigotsky’s psychology: A biography of ideas. N.Y.; L., etc.: Harvester
Wheatsheaf, 1990.
7. Moll L.C. (ed.) Vygotsky and education:
Instructional implications and applications of sociohistorical psychology.
N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1990.
8. Oeter R., Montada L.
Entwicklungspsychologie. Ein Lehrbuch 2. Auflage. München-Weinheim:
Psychologie Verlags Union, 1987.
9. Van der
Veer R., Velsiner J. Understanding Vygotsky: A quest for synthesis. Oxford,
UK & Cambridge, USA: Blackwell, 1991.
10. Van der Veer R.,
Valsiner J. (eds.) The Vygotsky’s reader. Oxford, UK & Cambridge, USA:
Blackwell, 1994.
Поступила в редакцию 12.IX
1996 г.