Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

153

 

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

 

К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.М. ГУРЕВИЧА

 

 

19 октября 1996 г. одному из старейших психологов России, доктору психологических наук, профессору, почетному члену Российской Академии образования, главному научному сотруднику Психологического института РАО Константину Марковичу Гуревичу исполнилось 90 лет.

К.М. Гуревич родился в Самаре. Высшее образование получил на педагогическом факультете Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (психотехническое отделение). Затем окончил аспирантуру Московского государственного института экспериментальной психологии. Среди его учителей были известнейшие отечественные психологи: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и другие.

С 1949 г. и по сей день его жизнь связана с Психологическим институтом РАО. Начав работать в лаборатории дифференциальной психофизиологии под руководством Б.М. Теплова по проблемам индивидуально-психофизиологических различий человека, К.М. Гуревич разрабатывал вопросы профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы. Значительным вкладом в развитие проблемы профессиональной пригодности стала книга К.М. Гуревича "Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы" (М., 1970), за которую он был удостоен ученой степени доктора психологических наук.

В 1968 г. К.М. Гуревич создал лабораторию психофизиологических основ профессиональной деятельности. Эту лабораторию, которая с 1983 г. стала называться лабораторией психологической диагностики, он возглавлял до 1985 г. Константин Маркович очень ответственно отнесся к подбору кадров, пригласив в лабораторию в основном выпускников факультета психологии МГУ.

Нельзя не отметить умение К.М. Гуревича работать с людьми, особенно с молодежью. Перед каждым членом лаборатории всегда ставилась конкретная, обозримая во времени научная

 

154

 

проблема, решение которой могло вылиться в диссертационное исследование.

Практически все сотрудники, принятые на работу К.М. Гуревичем, через 3-4 года защитили кандидатские диссертации, получившие высокие оценки специалистов.

Под руководством К.М. Гуревича сотрудниками лаборатории подготовлены и опубликованы коллективные монографии, учебные пособия, статьи, брошюры, диагностические методики и коррекционно-развивающие программы, получившие признание научных работников и практиков. Самим К.М. Гуревичем опубликовано около 100 научных работ.

В 80-90-е гг. основные научные интересы К.М. Гуревича были сосредоточены в области психологической диагностики. Им проведен глубокий и всесторонний критический анализ основных теоретических и методологических концепций зарубежной психодиагностики, в частности тестирования интеллекта, по-новому поставлены многие вопросы тестологии (проблема надежности и валидности, правомерности использования статистической нормы как критерия сравнения результатов тестирования и т.д.).

Конструктивно подходя к рассмотрению проблем психологической диагностики, К.М. Гуревич теоретически обосновал новый подход к созданию методик, который назвал нормативным. Суть его в том, что при разработке психодиагностических методов необходимо ориентироваться на социально-психологический норматив, представляющий собой систему требований, которую общность предъявляет каждому из ее членов. Эти требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, социальных норм, отличающихся на разных образовательно-возрастных ступенях развития, и включать самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нравственное, эстетическое и др. Этот подход реализован при разработке Школьного теста умственного развития (ШТУР), теста умственного развития для старшеклассников и абитуриентов (АСТУР), серии коррекционно-развивающих программ и т.д. По инициативе К.М. Гуревича и под его редакцией (совместно с В.И. Лубовским) вышел перевод книги авторитетного американского тестолога А. Анастази "Психологическое тестирование" (Москва, 1982). Эта книга до сих пор считается своеобразной энциклопедией по проблемам психодиагностики.

Под редакцией К.М. Гуревича (совместно с Е.М. Борисовой) вышли учебные пособия "Психологическая диагностика" (Москва-Бийск, 1993) и "Психологическая диагностика детей и подростков" (Москва, 1995).

Константин Маркович - человек эрудированный и широко образованный, интересы которого не ограничиваются областью теоретических психологических знаний. Он любитель и знаток литературы, музыки, театра, удивительный рассказчик.

К.М. Гуревич - человек редкостных душевных качеств. Если можно было бы составить профессиограмму истинного, идеального психолога, то образцом мог бы стать К.М. Гуревич. Его доброта и стремление оказать помощь и поддержку удивительны. Он снискал огромную любовь не только своих близких и учеников, но и всех тех, кто обращался к нему по разным поводам.

Возраст не является помехой для человека такого масштаба, как К.М. Гуревич. Он полон сил, энергии, замыслов, идей, т.е. живет в процессе постоянного поиска, творчества.

Хочется от имени всех российских психологов, от всех людей, знающих и любящих этого необыкновенного Человека, пожелать Константину Марковичу крепкого здоровья, бодрости, работоспособности и новых свершений.