Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

137

 

ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ ПОГРАНИЧНЫХ РАССТРОЙСТВАХ И СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

 

А.А. РЕАН, Е.И. ПЕТАНОВА

 

Соколова Е.Т., Николаева В.Н. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995. 352 с.

 

Рецензируемая книга, представляемая авторами как учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов, на самом деле выходит за рамки учебной литературы и представляет собой этапный труд, имеющий большое теоретико-концептуальное и практическое значение. Более того, эта работа выходит и за границы специальных вопросов патопсихологии и медицинской психологии, так как представляет значительный интерес с точки зрения общей психологии личности.

 

138

 

Книга состоит из двух частей. Первая часть написана известным патопсихологом и специалистом в области психологии личности Е.Т. Соколовой, вторая часть написана В.В. Николаевой — психологом, известным в связи с рядом научно-экспериментальных работ в области соматопсихологии.

Книга состоит из двух самостоятельных частей. Первая часть написана известным патопсихологом и специалистом в области психологии личности Е.Т. Соколовой, вторая часть написана В.В. Николаевой - психологом, известным в связи с рядом научно-экспериментальных работ в области сомато-психологии.

Основы изучения психологии личности с пограничными расстройствами были заложены концептуальными трудами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева в отечественной психологической школе и классиками фрейдовского направления. Такой теоретический базис позволил современной психологии преодолеть зависимость от физиолого-механистических подходов в изучении субъективного мира личности с пограничными нарушениями в психической деятельности и приблизиться к постижению фундаментальной проблемы - проблемы самосознания.

Форма изложения концепции самосознания, выбранная Е.Т. Соколовой, - это представление целостной теоретико-методологической парадигмы, экспериментальное ее обоснование и иллюстративное комментирование. В основе теоретической парадигмы автора лежит личностный подход к изучению самосознания. При этом автор справедливо подчеркивает, что реализация личностного подхода к изучению самосознания требует определения релевантного круга переменных, выступающих в роли личностных факторов. В ряде своих исследований Е.Т. Соколова в качестве таковых выделяет структуру потребностей и мотивов общения, что позволяет продуктивно изучать трудности процесса адаптации и развития личности, а также глубинную природу личностных конфликтов.

Основным методом исследования недифференцированного самосознания является здесь проективный эксперимент, в котором использовались методики: TAT, тест Роршаха, тест Люшера, методика управляемой проекции, а также MMPI и другие диагностические тесты. В ряды исследований большое значение имел развернутый психологический анамнез жизни больных. Таким образом, исследование самосознания при пограничных расстройствах осуществлялось в соответствии с методом, который Л.С. Выготский обозначил как экспериментально-генетический.

В рецензируемой работе используется центральная объяснительная категория - стиль личности, "рассматриваемый в качестве структурно-процессуальной характеристики уровня индивидуального личностного развития" [с. 33]. Именно ригидный стиль, сформированный в патогенных семейных условиях, определяет пограничные искажения личностной структуры, что по содержанию соответствуют клиническому пониманию развития пограничных расстройств. Однако в трактовке Е.Т. Соколовой имеется и принципиальное своеобразие понимания реакции пограничной личности: если в клинически ориентированных исследованиях подчеркивается и особо выделяется связь преморбидных особенностей (клинических радикалов) с развивающимися на их основе различными формами пограничных расстройств, то предлагаемый психологический подход в определенной мере отвлекается от специфики, связанной с клиническим радикалом, ради выявления узловых личностных нарушений, общих для всех форм пограничных расстройств.

В формировании пограничной личностной структуры автор наиболее значимую роль отводит неблагоприятным семейным условиям, что представляется нам вполне обоснованной позицией, с которой мы солидаризируемся. Патогенным семейным условиям придается столь важное значение, что они попадают в качестве важного основания в само определение пограничной личности. Пограничная личностная структура определяется Е.Т. Соколовой как сложившийся в патогенных семейных условиях

 

139

 

ригидный паттерн (стиль) интра- и интерпсихических связей, системообразующие радикалы которого - психологическая недифференцированность и зависимость - характеризуют три взаимосвязанных составляющих его структуры: образ Я, стратегии саморегуляции и коммуникации [с. 35]. При этом автор разводит понятия "неразвитость эмоциональных отношений" с ближайшим семейным окружением и "нарушение эмоциональных отношений", а также их вклад в формирование пограничной личности. Предполагается, что неразвитость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением лежит в основе психопатического варианта аномалий, в то время как их нарушение - в основе невротического варианта. Эта гипотеза находит обоснование в экспериментальном изучении особенностей подростковой самооценки в семьях с патогенными родительскими установками и нарушением общения. Особого внимания заслуживает изучение закономерностей формирования самооценки подростка в зависимости от оценки его родителями. Продуктивным является выделение и подробное описание автором различных типов самоотношения подростков, в основе которого лежит, как нам представляется, не статичная, а динамическая концепция самооценки.

При рассмотрении феномена нестабильности самоотношения как системообразующего фактора при пограничных личностных расстройствах изучалось изменение системы самооценок, степень конфликтности мотивации. Автор делает вывод о том, что мотивационные конфликты и низкая дифференцированность когнитивной и аффективной образующих самосознания являются основными источниками нестабильности самоотношения. Одной из важнейших особенностей пограничного сознания, сознания малодифференцированного является непереносимость амбивалентности и противоречий, невозможность существования в субъективной картине мира и образа Я "хорошего" и "плохого".

Глава о базовых принципах и методах психотерапии пограничных личностных расстройств написана в стиле такой тонкой эмоциональности, которой чуждо сокрытие значительности внутренней напряженной направленности на сопереживание. К автору, излагающему дидактику психотерапии с поэтической страстностью, рождается безоговорочное доверие и благодарность за умение так реалистично, но не приземленно, ввести в пространство деятельности психотерапевта.

Часть монографии, выполненную В.В. Николаевой, можно назвать своеобразным справочником по психологии длительно болеющего соматическими заболеваниями человека. За последнее десятилетие активно разрабатывалась концепция внутренней картины болезни, были разработаны достаточно информативные методы психологической диагностики отношения к болезни при соматической патологии, выполнен большой объем экспериментально-психологических работ на больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, почечной недостаточностью, диабетом и т.д.

В.В. Николаева на основании авторских многолетних клинических исследований дает определение феноменологии личности больных хроническими соматическими заболеваниями, обусловленной влиянием соматогенных факторов (посредством интоксикационных воздействий на мозг) и психогений, как реакций личности на заболевание и его последствия. Особое внимание автор отводит социальной ситуации, оказывающей влияние на психологию развития личности соматического больного. Психика длительно болеющего приобретает особую специфику, жизненные ценности получают иные смысловые характеристики, изменяется самосознание. Содержание социальной ситуации развития в условиях болезни складывается из различных форм личностного

 

140

 

переживания кризисов. Авторское обсуждение психологических механизмов, способствующих эффективному выходу из кризиса или возникновению и стабилизации личностных изменений концентрируется на выявлении психологических резервов компенсации болезни и полноценного личностного роста.

Динамика кризиса развития в условиях хронического заболевания зависит, в соответствии с выводами автора, от особенностей сформированной в преморбид иерархии мотивационной сферы и эффективности личностно-смысловой регуляции деятельности. Оригинальна авторская методика изучения динамики внутренней картины болезни, использующая проективный тест с введенной в него авторской шкалой критериев оценки результатов (5 составляющих), основными из которых являются показатель общего сужения степени личностной направленности и тип нарушения временной перспективы. Теоретико-экспериментальный поиск наиболее выраженного изменения в структуре личности соматических больных позволяет считать, что во внутренней картине болезни у хронического больного наиболее обедненными становятся динамика и качественная характеристика эмоциональной составляющей.

Для практикующего психолога понятны и разделяемы с автором указания-рекомендации относительно психотерапевтических задач в работе с хроническими соматическими больными. Это коррекция существующих у больных личностных установок, формирование адекватной самооценки, развитие способности к осознанию своего физического и эмоционального состояния.

Обобщая сказанное, можно заключить: рецензируемая работа представляет собой оригинальное, системное, выполненное на высоком научном уровне изложение вопросов психологии личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях, а также социогенеза (микросредовые факторы) формирования аномалий личности. Остается только порадоваться за будущих специалистов в практической психологии (а именно им авторы адресовали свою книгу) в связи с выходом столь замечательного учебника.