5
ВОЗРАСТНАЯ
И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА СЕБЯ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ
ЖИЗНИ
Н.Н.
АВДЕЕВА
Предметом нашего исследования является образ
себя, который рассматривается как структурно организованный
аффективно-когнитивный комплекс.
Теоретической основой работы
выступает концепция генезиса общения М.И. Лисиной [2].
Основой изучения становления образа себя служит понимание его формирования в
качестве продукта общения и индивидуального опыта ребенка во взаимодействиях с
окружающей действительностью.
Для экспериментального
исследования были выдвинуты следующие гипотезы.
1. В первом полугодии жизни
ребенка развивается преимущественно аффективная часть образа себя, отношение к
себе, выражающееся в положительном эмоциональном самоощущении ребенка,
переживании своей субъектности, личностной значимости для окружающих людей.
2. Начиная со второго
полугодия жизни и на протяжении раннего детства формируется преимущественно
когнитивная часть образа (знания о себе).
3. Качественные особенности
развития образа себя в различных социальных условиях определяются опытом
общения детей со взрослыми.
4. Используя специально
организованные субъектно ориентированные занятия с детьми, можно оказать
влияние на становление образа себя в раннем детстве.
Под субъектностью
понимается способность ребенка воспринимать себя как субъекта деятельности. В
первом полугодии образ себя развивается на основе общения взрослого с ребенком,
в нем преобладает переживание себя ребенком как субъекта коммуникативной
деятельности; начиная со второго полугодия и на протяжении раннего возраста на
основе собственной предметно-манипулятивной деятельности - и как субъекта
предметно-практических действий.
Экспериментальная работа
включает в себя две части. В первой - изучаются дети первого года жизни,
воспитывающиеся в семье и Доме ребенка, имеющие различный опыт общения со
взрослыми.
6
Основным методическим
приемом было изучение восприятия ребенком своего зеркального отражения и
отношения к нему. Восприятие зеркального образа традиционно связывается в
психологии с изучением самосознания. Еще А. Гезелл применял пробы с зеркалом
при диагностике психического развития. Рассматривание своего отражения в
зеркале выступает как репрезентация образа себя во многих современных
исследованиях детского самосознания [4], [5].
Методика исследования заключалась в
регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом в двух сериях
опытов, каждая из которых содержала пять различных экспериментальных ситуаций.
В серии I ребенок находился один перед зеркалом на пеленальном столике.
В первой ситуации
регистрировалось свободное поведение ребенка, во второй - на лоб ребенка
предварительно незаметно для него наносилось пятно диаметром 1,5 см, в третьей
- перед началом опыта на голову ребенка надевался цветной платочек (повязка),
под которым над левым ухом помещался комок ваты диаметром 5 см, в
четвертой - ребенок находился перед зеркалом, а сзади к нему подходила мать
(или знакомый взрослый - для воспитанников Дома ребенка). В пятой ситуации
позади ребенка над его плечом помещалась яркая незнакомая игрушка, отражавшаяся
в зеркале.
В серии II ребенок
находился перед зеркалом на руках у матери (или знакомого взрослого). Первая,
вторая, третья и пятая ситуации были теми же, что и в серии I, а в четвертой
ситуации мать незаметно для ребенка надевала яркие бусы, не знакомые ребенку.
Мать (знакомый взрослый -
для воспитанников Дома ребенка) получала инструкцию смотреть в зеркало на свое
отражение. В зеркале отражались голова и туловище ребенка, голова и верхняя
часть туловища матери. Расстояние между зеркалом и ребенком было 20-30 см.
Эксперимент проводился в период активного бодрствования детей после еды и сна. Продолжительность
одного опыта 2,5 мин.
Во время опытов
регистрировались различные психические проявления детей: характеристики взгляда
(направление, длительность в баллах); эмоциональные проявления (количество,
адресованность, длительность и интенсивность); вокализации (адресованность,
длительность, интенсивность). Поведение перед зеркалом (направленное на себя,
зеркало, взрослого). Все количественные данные преобразовывались в условные
единицы (перемножение количества на длительность и интенсивность, сложение
произведений, вычисление среднего арифметического). В опытах принимали участие
20 детей: 10 семейных и 10 воспитанников Дома ребенка, в возрасте от 2 мес
до 1 г 2 мес.
Количественные показатели поведения перед зеркалом воспитанников Дома ребенка и детей из семьи представлены в табл. 1 и 2. В табл. 1 отражены показатели экспрессивных проявлений. Прежде всего обращают на себя внимание высокие показатели положительных и полное отсутствие отрицательных экспрессий у семейных детей, по сравнению с младенцами из Дома ребенка. При сопоставлении I и II серий необходимо отметить более высокий уровень положительных экспрессий у воспитанников Дома ребенка, когда они были на руках у взрослого, а у детей из семьи наоборот - в серии "наедине с зеркалом".
7
Таблица 1
Показатели экспрессивных проявлений, адресованных собственному
зеркальному отражению, у детей первого года жизни из семьи
и Дома ребенка (среднее пяти опытов I и II серий
для возрастной группы в условных баллах)
Возраст,
мес |
Серия |
Характеристика экспрессии
детей |
|||||||
Радостная
улыбка — смех |
Робость
— смущение |
Тревога—
неприятное дивление |
Недовольство
— испуг |
||||||
Из
семьи |
Из
Дома ребенка |
Из
семьи |
Из
Дома ребенка |
Из
семьи |
Из
Дома ребенка |
Из
семьи |
Из
Дома ребенка |
||
2—6 |
I |
18 |
4,5 |
0 |
0 |
0 |
1,7 |
0 |
0 |
|
П |
7,5 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6—12 |
I |
18 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4,5 |
0 |
3,2 |
|
П |
11 |
0,75 |
2 |
1,5 |
0 |
0 |
0 |
1,8 |
В
среднем |
I II |
18 9,2 |
2,2 3,9 |
0 1 |
0 0,7 |
0 0 |
3,1 0 |
0 0 |
1,6 0,9 |
Таблица 2
Показатели поведения, направленного на себя, собственное отражение,
на зеркальное отражение и на зеркало у детей из семьи и Дома ребенка
(среднее пяти опытов I и II серий для возрастной группы в условных
баллах)
Возраст,
мес |
Серия |
Рассматривает
собственное отражение |
Действия детей, направленные
на |
||||||
себя |
зеркальное
отражение |
зеркало |
|||||||
Из
семьи |
Из
Дома ребенка |
Из
семьи |
Из
Дома ребенка |
Из
семьи |
Из
Дома ребенка |
Из
семьи |
Из
Дома ребенка |
||
2—6 |
I |
83,5 |
26 |
4,5 |
0,7 |
3 |
0 |
0 |
1,5 |
|
П |
61,5 |
34 |
6 |
5 |
4 |
0 |
0 |
0 |
6—12 |
I |
109 |
45 |
18 |
4 |
9 |
14 |
6 |
14 |
|
П |
116 |
60 |
24 |
10 |
11 |
11,5 |
23 |
4 |
В
среднем |
П |
96,2 88,7 |
35,5 47 |
11,2 15 |
2,3 7,5 |
6 7,5 |
7 5,7 |
3 11,5 |
7,7 2 |
Наивысший показатель
положительных эмоций в первом полугодии жизни отмечается у детей из семьи в
серии I, а наиболее низкий - в той же серии у воспитанников Дома ребенка. Показатели
положительных экспрессий в серии II почти одинаковы для обеих выборок.
Проявлений смущений и робости в первом полугодии не наблюдалось.
Настороженность, тревога отмечались у воспитанников Дома ребенка в ситуациях
"наедине с зеркалом".
Во втором полугодии
показатели положительных экспрессий выше у семейных детей и достигают максимума
в серии I. У воспитанников Дома ребенка в той же серии положительных экспрессий
не наблюдалось, а в серии II они слабо выражены. Отрицательные экспрессии были
зарегистрированы лишь у воспитанников
8
Дома ребенка и проявлялись в серии I интенсивнее,
чем во II.
В табл. 2 представлены
количественные показатели поведения, направленного на себя (ребенок
рассматривает собственное отражение в зеркале, гримасничает, совершает
ритмические движения руками, головой, туловищем, игровые действия), на свое
зеркальное отражение (прикасается к отражению руки, лица) и на зеркало
(обследует край зеркала, зеркальную поверхность, не обращая внимание на свое
отражение).
При анализе суммарных
показателей обнаружилось, что наиболее ярко выраженное рассматривание себя в
зеркале наблюдалось у семейных детей на протяжении всего первого года жизни.
Причем показатели такого поведения почти в два раза выше, чем у воспитанников
Дома ребенка. Аналогично средние показатели действий, направленных на себя, у
воспитанников Дома ребенка значительно (почти в два раза) ниже, чем у детей из
семьи. В первом полугодии жизни изучение своего отражения в зеркале наблюдалось
только у детей из семьи, а действия, направленные на зеркало как на интересный
для ребенка предмет - только у воспитанников Дома ребенка.
Во втором полугодии жизни
показатели действий, адресованных своему отражению, выше у воспитанников Дома
ребенка в серии I и ниже всего у детей из семьи в той же серии. Показатели
серии II сближаются у обеих групп. Действия, направленные на зеркало, наиболее
выражены у семейных детей в серии II и менее всего - у воспитанников Дома
ребенка в той же серии опытов. В серии I показатель действий, направленных на зеркало,
у воспитанников Дома ребенка более чем вдвое превышает этот показатель у
семейных детей.
На основании полученных
данных можно выделить две линии развития образа себя: становление аффективной
части образа, отношения к себе, субъектности и когнитивной части -
представления, знания о себе.
Качественный анализ
поведения детей свидетельствует о развитии субъектной составляющей образа себя.
Это проявляется в особом взгляде в глаза при рассматривании ребенком своего
отражения. Взгляд в глаза выступает как признак субъектности,
субъектного взаимодействия в процессе общения. В наших опытах уже у детей
первого полугодия жизни отмечалось пристальное внимание, проявляемое детьми к
отражению своего лица, и особенно продолжительная фиксация глаз, причем лицо
ребенка приобретает особое выражение интимности, поглощенности, всматривания.
Этот феномен наблюдался у всех детей, но имел различное оформление. Так, у
детей из семьи в первом полугодии жизни взгляд в глаза сопровождался яркой,
продолжительной, интенсивной улыбкой.
У воспитанников Дома ребенка
в том же возрасте латентный период взгляда в глаза более продолжительный;
встретившись глазами со своим отражением и установив контакт, ребенок надолго
замирает, реже и менее интенсивно улыбается.
Во втором полугодии жизни к
радостной улыбке, возникающей почти сразу после взгляда в глаза, у детей,
растущих в семье, присоединяются певучее гуление, тихие радостные звуки,
адресованные своему отражению. У воспитанников Дома ребенка в том же возрасте
улыбка появляется только на руках у взрослого и лишь после улыбок, адресованных
отражению взрослого, и контакта глазами с его отражением.
9
К концу года дети из семьи
при взгляде в глаза на свое отражение совершают много разнообразных действий
перед зеркалом: гримасничают, размахивают руками, качают головой, играя со
своим меняющимся отражением и получая от игры удовольствие. Воспитанники Дома
ребенка тоже совершают действия перед зеркалом, но они не имеют характера
веселой, раскованной игры, а являются по своему содержанию робкими попытками
соотнесения реальных движений с наблюдаемыми в зеркале.
Другая линия развития образа
себя - развитие представлений, знаний о себе - выступила в узнавании детьми
себя в зеркале.
По ходу опытов выявлялось
узнавание детьми своего отражения. На это были направлены вторая и третья
экспериментальные ситуации с искажением внешнего вида ребенка.
За критерий узнавания
принималась попытка ребенка снять повязку с головы при взгляде на свое
отражение.
Уже в первом полугодии жизни
искажение внешнего облика вызывало у детей, растущих в семье, поисковые,
ориентировочные движения (они внимательно рассматривали контур повязки,
совершали хаотические движения в направлении головы). Во втором полугодии дети
из семьи указывали на повязку, старались снять ее с головы, к концу года они
снимали ее, а затем, глядя в зеркало, снова пытались надеть. Воспитанники Дома
ребенка в первом полугодии жизни ведут себя так же, как и дети из семьи, однако
менее разнообразно и активно. Во втором полугодии они уже отстают: у детей лишь
намечаются движения в направлении к повязке, они робко дотрагиваются до нее
рукой и часто замирают, не пытаясь снять.
Таким образом, у детей из
семьи на протяжении первого года жизни происходит становление субъектности
(аффективная часть образа себя), отношение к себе, а также представление о себе
(когнитивная часть образа). Это находит отражение в том, что на протяжении
первого года жизни взгляд в глаза своего отражения развивается по длительности,
интенсивности, сопровождающим эмоциям и личностно самому себе адресованным
действиям перед зеркалом; при сокращении латентного периода последующих
положительных эмоциональных проявлений он сочетается со стабильным
положительным отношением к себе, с возможностью самоузнавания в конце первого
года жизни, использования зеркала для игры и коррекции внешнего облика. У
воспитанников Дома ребенка этой линии развития нет (см. [1]). Сходство с семейными детьми в
первом полугодии жизни сменяется расхождением во втором и становится резко
заметным к концу первого года. Расхождение выражается прежде всего в
эмоциональном сопровождении контакта глазами: появление на фоне почти
исчезающих во втором полугодии жизни улыбок смущения, застенчивости, недоумения
неприятного удивления и даже испуга при взгляде на свое отражение, особенно в
опытах с искажением внешнего облика. Взгляд в глаза в этих опытах становится
коротким, боязливым, дети не снимают повязку и не корректируют внешний облик.
Во второй части
работы изучалось становление образа себя у детей второго и третьего года жизни
(совместно с И.И. Раку [3]). В исследовании участвовали 140
детей в возрасте от года до трех лет, составлявшие три группы: 1) дети из семьи,
2) дети из неполных и неблагополучных семей, воспитывающиеся в дошкольном
10
учреждении с пребыванием пять дней в неделю, 3)
дети, воспитывающиеся в Доме ребенка.
Методика эксперимента включала констатирующие
и формирующие опыты. Констатирующая серия включала шесть опытов по методике
"Восприятие зеркального отражения" (ВЗО) и восемь опытов, нацеленных
на изучение содержания знаний ребенка о себе. Была использована ранее описанная
для детей первого года жизни методика с зеркалом, к пяти экспериментальным
ситуациям серии I которой, была добавлена еще одна: отражение ребенка и
знакомого сверстника. (Серия II по данной методике не проводилась.)
Следующие восемь опытов были направлены на выявление возможностей ребенка: 1) узнать себя на фотографии; 2) проявить чувство собственности; 3) чувство эмпатии; 4-6) общее отношение к себе ("Я хороший, я красивый") (в данный опыт вошли три различные пробы); 7) влиять на поведение других; 8) половая идентификация ("Я мальчик, я девочка"). Подсчитывалось количество правильных ответов по бинарной шкале (0 или 1) и вычислялось среднее для группы.
В констатирующей серии
решалась задача изучения становления образа себя у детей, воспитывающихся в
семье, а также специфика формирования образа себя у детей, находящихся в других
социальных условиях, с другим опытом общения - в Доме ребенка и на
"пятидневке".
Общие результаты констатирующего эксперимента представлены в табл. 3. Анализ результатов обнаружил, что количественные показатели детей первой выборки, воспитывающихся в семье, в среднем более чем в два раза превышают показатели детей того же возраста, воспитывающихся в дошкольных учреждениях с группой продленного дня, и в среднем примерно в четыре раза выше, чем у детей третьей выборки - воспитанников Дома ребенка. Отметим, что только у воспитанников Дома ребенка во второй половине второго года жизни и на третьем году наблюдались отрицательные эмоциональные проявления (плачь, хныканье, испуг) в методике "Зеркальное отражение" в пробах с искажением внешнего облика (табл. 4).
Качественный анализ
экспериментальных данных показал, что максимальные значения по всем 14 опытам
констатирующей серии достигаются детьми из семей в первой половине третьего
года жизни, однако большинство исследуемых составляющих представления о себе
(самоузнавание на фотографии и в зеркале, чувство
Таблица 3
(в среднем по возрастной подгруппе)
Возрастная
подгруппа |
Методика ВЗО (6 опытов) |
Вторая
часть исследования (8 опытов) |
||||
Первая
выборка |
Вторая
выборка |
Третья
выборка |
Первая
выборка |
Вторая
выборка |
Третья
выборка |
|
1 |
114,3 |
35,4 |
17,5 |
1,8 |
0,13 |
0 |
2 |
125,1 |
44,7 |
21,4 |
6,5 |
2,25 |
0,20 |
3 |
119,2 |
54,6 |
30,2 |
8,0 |
3,64 |
1,71 |
4 |
113,4 |
66,1 |
33,6 |
8,0 |
5,30 |
3,85 |
Таблица 4
Отрицательные эмоциональные проявления, адресованные себе
в констатирующем эксперименте (в средних условных единицах)
Возрастная подгруппа |
Первая выборка |
Вторая выборка |
Третья выборка |
1 2 3 4 |
- - - - |
- - - - |
- 0,5 0,7 0,5 |
Качественный анализ
экспериментальных данных показал, что максимальные значения по всем 14 опытам
констатирующей серии достигаются детьми из семей в первой половине третьего
года жизни, однако большинство исследуемых составляющих представления о себе
(самоузнавание на фотографии и в зеркале, чувство
11
собственности, половая идентификация, чувство
эмпатии) сформировалось к концу второго года жизни. Конец второго - начало
третьего года жизни и есть тот возрастной период, в который происходит
формирование изучаемых знаний о себе у детей, воспитывающихся в семье, в
адекватных условиях взаимодействия и общения со взрослыми. В то же время у
детей двух других выборок многие компоненты образа себя не достигают полного
оформления даже к концу раннего возраста.
Таким образом, опыт общения
и взаимодействия детей со взрослыми играет решающую роль при формировании
образа себя. Для выявления особенностей общения взрослых с детьми в Доме
ребенка и дошкольных учреждениях с группой продленного дня
("пятидневка") проводилось включенное наблюдение за детьми, их
поведением, общением и взаимодействием с персоналом, беседы с родителями и
воспитателями, интервью, а также анкетирование с целью детального изучения
специфических характеристик личностно-ориентированного общения.
Анализ полученных материалов
выявил дефицит личностно-ориентированного общения со взрослыми (родителями и
воспитателями) у детей второй и третьей выборок. Стиль взаимодействия с детьми
имеет авторитарный характер на основе приказа, правила, регламентаций. В целом
взрослые больше ориентированы на уход за детьми, чем на общение, эмоциональный
контакт, личностно-адресованное отношение, являющееся ведущим для формирования
субъектности, аффективной составляющей образа себя, положительного
эмоционального самоощущения ребенка, становление которого в адекватных
социальных условиях происходит в первом полугодии жизни.
В формирующей серии исследования апробировалась гипотеза о том, что с помощью специально организованных субъектно-ориентированных занятий с детьми можно оказать влияние на формирование образа себя.
Особое внимание при
организации занятий уделялось субъектно-ориентированным параметрам общения и
взаимодействия, направленным на "усиление" переживания себя ребенком
как личностно значимого для взрослого партнера по общению, а также как субъекта
действий. В качестве детерминант развития образа себя были выделены: взгляд в
глаза ребенка, предоставление свободы выбора действий, похвала, адресованная
личности и действиям ребенка, эмоциональная поддержка инициатив ребенка. С
двадцатью детьми третьей выборки (воспитанники Дома ребенка) было проведено по
10 занятий,
12
каждое из которых включало семь различных ситуаций.
Общее время формирующего цикла для одного ребенка составляло 2,5-3 мес.
По окончании формирующих
занятий был проведен контрольный эксперимент, включающий все 14 опытов
констатирующей серии. В эксперименте принимала участие контрольная группа
воспитанников Дома ребенка (20 детей), с которыми занятий не проводилось.
Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 5. При анализе
результатов обнаружилось увеличение всех показателей компонентов образа себя в
среднем примерно в три раза по всем 14 опытам у детей экспериментальной группы,
тогда как у воспитанников Дома ребенка из контрольной группы значимых изменений
не произошло. (Значимость различий по Y-критерию Манна - Уитни p<0,05.)
Таблица
5
Суммарные результаты контрольного эксперимента
(в среднем по возрастным подгруппам)
Возрастные подгруппы |
Методика ВОЗ (6 опытов) |
Вторая часть исследования (8 опытов) |
||||||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Экспериментал ьная группа |
Контрольная группа |
|||||
Изначальный фон |
Итоговые показатели |
Изначальный фон |
Итоговые показатели |
Изначальный фон |
Итоговые показатели |
Изначальный фон |
Итоговые показатели |
|
1 2 3 4 |
17 21 30 33 |
85,32 103,13 100,90 94,75 |
17,5 20,5 30,1 34,0 |
15,84 19,29 30,53 39,71 |
0 0 1,7 3,8 |
1,4 4,8 5,6 3,8 |
0 0 1,65 3,75 |
0 0 1,6 3,6 |
Данные контрольного
эксперимента свидетельствуют о том, что за время формирующих занятий произошло
развитие аффективной части образа себя. Изменение в отношении к себе
проявилось, в частности, в исчезновении отрицательных эмоциональных экспрессий
в опытах с зеркальным отражением, при искажении внешности ребенка. Кроме того,
постепенно формировались знания ребенка о себе. Еще один интересный и важный
момент заключается в том, что акцентуация параметров субъектного общения у
детей экспериментальной группы способствовала развитию когнитивной составляющей
образа за счет нарастания индивидуального опыта при усвоении новых действий в
совместной со взрослым деятельности. Имея возможность накопления
индивидуального опыта, в условиях жизни в Доме ребенка дети не могут ее
использовать. И только участие взрослого, практикующего по отношению к ребенку
субъектно-ориентированное, личностное отношение, полноценно общающегося с ним,
укрепляет субъектность ребенка, его положительное отношение к себе, делает
индивидуальный опыт ребенка личностным, дает ему возможность переживать себя
как субъекта своих действий.
Последним этапом
исследования явилось сравнение показателей развития образа себя у детей всех
трех выборок: экспериментальной группы и детей из семьи и из
"пятидневки" (табл. 6).
13
Таблица 6
Суммарные показатели контрольного эксперимента для детей
экспериментальной группы, первой и второй выборок
(в среднем по возрастным подгруппам)
Возрастные
подгруппы |
Методика ВОЗ (6 опытов) |
Вторая часть исследования (8
опытов) |
||||
Экспериментальная
группа |
Первая
выборка |
Вторая
выборка |
Экспериментальная
группа |
Первая
выборка |
Вторая
выборка |
|
1 |
85,32 |
115,00 |
36,00 |
1,40 |
1,82 |
0,14 |
2 |
103,13 |
126,30 |
45,40 |
4,80 |
6,60 |
2,20 |
3 |
100,90 |
120.50 |
55,30 |
5,60 |
8,00 |
3,65 |
4 |
94,75 |
114,00 |
66,70 |
6,80 |
8,00 |
5,60 |
В целом данные
свидетельствуют о том, что даже в результате формирующих занятий воспитанники Дома
ребенка не достигают уровня развития образа себя у детей, воспитывающихся в
семье, хотя и превосходят показатели детей из "пятидневки", причем
наиболее существенные изменения происходят у детей второго года жизни (см.
табл. 5).
В заключение отметим, что
результаты, полученные в обеих частях экспериментальной работы, подтвердили
исходные гипотезы и показали ведущую роль общения для формирования образа себя.
В частности, была выявлена особая значимость субъектно, личностно
ориентированных параметров общения для оформления субъектности, положительного
отношения к себе уже на первом году жизни и для последующего развития образа
себя, в том числе его когнитивной составляющей.
1. Авдеева Н.Н. Младенческий возраст //
Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990.
2. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология
самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
3. Раку И.И. Развитие образа себя в раннем
детстве: Автореф. канд. дис. М., 1992.
4. Lewis M., Brooks-Gubb
J. Social cognition and acquisition of self. N.Y., 1979.
5. Zazzo R. Person:
Objective approaches // Review of children development research. N.Y., 1983.
Поступила в редакцию 6.II 1996 г.