Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Wottawa H., Gluminski I. Psychologische Theorien fur Unternehmen. Gottingen: Hogrefe, 1995. 334 S.

 

Авторами изданной крупнейшим специализированным психологическим издательством монографии являются сотрудники Рурского университета (Бохум, ФРГ) профессор психологии Хейнрих Воттава, известный специалист в области методов психологических исследований (изучавший психологию и математику в Венском университете, где сначала и специализировался как психолог), и Ирис Глумински.

Русскоязычный читатель посвящен в современное состояние проблем психологии и предпринимательства за рубежом благодаря обзорным статьям, представлявшим, в частности, сложившиеся подходы к выделению личностных профилей разных групп людей в мире бизнеса. Более развернутые описания психологических задач в этой области даны в пособиях по экономической психологии или эмпирических статьях.

В ФРГ в последнее время вышли несколько книг, посвященных психологическому анализу личностных особенностей современных предпринимателей; например, это отрецензированная нами ранее работа Б. Асверус (см.: Вопр. психол. 1995. № 4. С. 130 — 132). В отличие от нее вновь представляемая монография отражает не результаты одного проведенного эмпирического исследования, а дает полный обзор всех направлений в этой области. Она может рассматриваться в качестве прообраза учебника. Не случаен, видимо, и выбор авторами этой монографии внешнего ее оформления. Во всех 11 главах обзоры литературы сведены в таблицы с ключевыми словами, названиями основных теорий, цитатами из работ.

Нужно отметить, что на русском языке нет подобных фундаментальных монографий, которые давали бы более или менее полные обзоры не только проблем психологии предпринимательства, но и обоснованности рассмотрения их как практики приложения академических психологических знаний. Книга же немецких авторов дает полный свод возможных аннотаций имеющихся на сегодняшний день психологических теорий предпринимательской деятельности и более широко - деятельности "экономического человека" с точки зрения психологических предпосылок и механизмов ее регуляции. Другое ее принципиальное отличие состоит в том, что она перешагнула этап, который характеризовался сведением в одну общую область проблем экономической психологии и учета психологического фактора в собственно экономической науке. Она написана как специальная психологическая монография, предполагающая применение психологических знаний для продвижения в решении психологических проблем предпринимательства. Все главы завершаются практическими рекомендациями по использованию

 

                                                                                                134

 

рассмотренных психологических подходов.

Некоторые рассмотренные подходы известны отечественному читателю по другой литературе, например, той, где обсуждаются критерии оценки рациональности стратегий в условиях выигрыша и проигрыша, модели, учитывающие эмпирические свойства и способы получения в лабораторных условиях так называемой функции полезности денежных величин, проблемы организационного консультирования, теории мотивации достижения, модели преодоления конфликтов, теории "социальной власти" (в частности, в отношении деятельности менеджеров) и т.д. Ряд известных проблем будет восприниматься по-новому, поскольку они даются в контекстах, пока не представленных в отечественной литературе. Так, выделенные еще А. Смитом моральные критерии взаимоотношений с партнерами существенно разнятся, когда речь идет о "внутренних" и "внешних" партнерах. Идеология макиавеллизма раскрывается в психологических аспектах широко понятой рациональности, предполагающей, в частности, заботу предпринимателя о психологическом комфорте своих сотрудников.

Старые экономические и новые социальные и психологические теории анализируются при этом в целостном контексте практических следствий для реализации идеологии "выигрывают все", что оказывается довольно неожиданным с точки зрения устоявшихся воззрений о мотивационных основаниях предпринимательской деятельности. Действительная новизна книги связана с детализацией в ней разных социально направленных принципов психологических оснований развития предпринимательства. Современный предприниматель стремится к максимальному использованию возможностей собственного личностного роста и созданию условий для роста своих сотрудников, переориентируется с показателей внешнего достижения на показатели внутренних достижений (в том числе развития личности). К тому же восприятие социальных и личностных проблем предпринимателем в немецкой культуре оказывается существенно иным, чем в более привычном для нас американизированном его облике. Для характеристики межличностных отношений в европейских предпринимательских структурах более существенными оказываются отношения партнерства и уважения к компетентности сотрудника. В частности, неприемлемой считается позиция "Я босс, значит, я принимаю решение".

Собранные в книге идеи относительно возможности отстаивания разных идеологий предпринимательства еще только должны быть освоены в отечественной психологии. Они дают существенно отличающиеся критерии в оказании психологической помощи и направленности рекомендаций, касающихся оптимизации процессов принятия решений и учета личностных качеств людей в этой профессиональной нише. Все эти идеи должны быть переосмыслены применительно к российской действительности. В первую очередь это касается психологического портрета современного российского предпринимателя. Необоснованный перенос на отечественную почву представлений о критериях личностного роста человека, занимающегося предпринимательской деятельностью в существенно иных социально-политических условиях, дал бы только ложную картину.

Нужно при этом учесть, что, во-первых, в современном российском обществе личностные ценности в самосознании имеют более высокий уровень, чем правовые нормативы. Причем это относится к разным уровням личностной регуляции поведения: и к тенденциям действовать подчас в обход закона, ссылаясь на его несовершенство, и к тенденциям сохранять более высоким статус определенных ценностных (нравственных) нормативов по отношению

 

                                                                                              135

 

к общепринятым правилам поведения.

Во-вторых, для социального мышления личности в российском обществе может быть поставлена под сомнение обязательность влияния системы мнений участников малых групп на личностные позиции субъекта при принятии им решений. Ориентировка на личностные или групповые ценности не всегда четко преобладает, а значит, для представлений складывающегося слоя предпринимателей принятие той или иной идеологии (саморазвития и регуляции межличностных отношений) - это еще вопрос самоопределения.

 

Т.В. Корнилова

Москва

 

 

ПСИХОЛОГИЯ САМОПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

Mummendey H.D. Psychologie der Selbstdarstellung. 2 uberarb, erweit. Aufl. Cottingen: Hogrefe, 1995. 339 S.

 

 

Книга Ханса Дитера Муммендея, профессора социальной психологии из ФРГ, является вторым, расширенным изданием его предыдущей монографии с тем же названием, вышедшей пятилетием ранее. Автор работал научным сотрудником в Бонне, потом был профессором Психологического института в Дюссельдорфе, а с 1974 г. - университета в Биленфельде. Его более ранние монографии - "Поведение и установка", "Самопредставление у спортсменов", "Опросниковые методики" - так или иначе касались общей проблемы, рассматриваемой и в новой монографии: саморегуляции поведения на уровне образа Я. Рецензируемая работа включила детальное изложение теоретических и методических вопросов психологического анализа уровня самосознания в более общем контексте личностной саморегуляции.

В книге не только представлены сложившиеся подходы к пониманию уровня субъектной регуляции, связываемого с Я (Selbst) и становлением Я-концепции, но и задан сравнительно редко затрагиваемый в отечественной литературе контекст многомерности самосознания. Всего в монографии 12 глав. Новизна авторского подхода прослеживается уже в начальных главах. В первой обсуждается отличие представления себя, или самопредставления (Selbstdarstellung), в ежедневной жизни и в научном познании, во второй главе - в искусстве и литературе. В третьей главе вводится важная теоретическая предпосылка, определяющая дальнейшую структуру изложения: обоснование того, что открытость личности себе, своему самонаблюдению и другим, т.е. "публике", опосредствована различными психологическими механизмами самосознания. То Я, которое пытается анализировать психолог, использующий вербальные опросники, есть результат создания впечатления о себе, или самопредставления. Соответствующие процессы свидетельствуют скорее не об истинном - личностном - Я, а об управлении собой и другими через построение Я-образа, нацеленного на учет мнения публики. И эта проблема шире, на взгляд автора, чем проблемы учета эффектов "социальной желательности", "самокатегоризации", "социальной идентичности" и т.п., поскольку отражает регуляторный аспект любых форм представления личностью себя в тех или иных анализируемых психологом показателях. Например, анализ автобиографий позволяет продемонстрировать, что рисуемый субъектом портрет может свидетельствовать об образе Я только в более широком контексте "психологического театра".

Автором подробно демонстрируются отличия в подходах к психологическому пониманию Я в теориях самовосприятия, самоконтроля, "внимания к себе",

 

                                                                                                136

 

самоограничения, самообладания и т.д. Этому посвящены четвертая и пятая главы книги. В следующей, шестой главе анализируются предпосылки формулирования психологической теории "управления впечатлением" (Impression-Management-Theorie): символический интеракционизм Дж. Мида и способ психологического анализа, предложенный Е. Гофманом, чья книга "Все мы играем в театр", вышедшая сначала на английском (Goffmann E., 1959) и спустя десятилетие на немецком языках, во многом определила включение исследований "социальной желательности" в более широкие контексты приобретения социального влияния и власти. Остается удивляться отсутствию в рецензируемой нами книге напрашивающихся аналогий с образами другого Гофмана - Эрнста Теодора Амадея (Hoffmann), классика немецкой литературы, перу которого принадлежит наиболее яркое описание эффекта магического навязывания другим представления о себе, причем полностью противоположного реальности ("Крошка Цахес по прозванию Циннобер", 1819).

Анализ процессов самопрезентации как управления Я-образом продолжается в седьмой и восьмой главах, где даны подробнейшие обзоры, включившие англоязычные и немецкоязычные работы, посвященные многообразным феноменам, стратегиям и тактикам на этом уровне саморегуляции. В двух следующих главах рассматривается влияние самопредставления как личностного фактора регуляции социального поведения. Взаимосвязи понятий "самопредставления" и "личность" даются в анализе теоретических и эмпирических закономерностей, включающих такие разные реалии, как "локус контроля", "макиавеллизм", "самомониторинг", "жизненный возраст" и т.д. Приводятся данные о межкультурных различиях в тенденции максимально позитивной самопрезентации, о корреляциях действенности "самопредставления" и внутреннего локуса контроля, о связи этого механизма саморегуляции с разными мотивационными тенденциями (мотивации достижения, манипулирования людьми), о невербальных способах самовыражения. Интерес представляют отдельные параграфы с изложением проблем, требующих вмешательства психологов в диагностику и коррекцию механизмов самопрезентации: агрессивное поведение, социальное влияние и конформизм, изменение установок и "самоатрибуции", психические заболевания и психотерапия.

В девятой главе раскрываются связи особенностей и действенности самопредставлений с разными личностными шкалами в контексте нормативной психодиагностики. В десятой главе на примере выборки спортсменов разного уровня квалификации дано описание экспериментального исследования, где с помощью инструкций варьировались области реальности, в отношении к которым человек строил Я-образ. Показана зависимость отражения тех или иных черт от разной степени включаемости субъектом своего Я в контекст профессиональной и обыденной жизни. В результате автором вновь задается вопрос: являются ли получаемые с помощью методик свободного самоописания или вербальных тестов данные отражением личностных качеств или эффектами самопредставлений?

В одиннадцатой главе обсуждается ряд экспериментов, в которых систематически варьировалась направленность самоописаний (разным адресатам и реципиентам), что вновь продемонстрировало влияние социального фактора на характер "самопредставлений".

Последняя глава посвящена методическим проблемам; здесь также даны опросники, которые были разработаны для анализа различных составляющих самопредставлений. В ней обобщаются связи психологического анализа эффективности поведенческого выражения самопредставлений, действенности самооценивания и аргументы в пользу необходимости учета социального контекста самопрезентаций личности в обыденной жизни и психологическом исследовании.

В целом книга интересна тем, что дает систематическое изложение не отражательного аспекта самооценивания, а менее привычного для отечественных исследований регулятивного аспекта самопрезентаций личности (как представленности своего Я в контексте социальных взаимодействий, даже если речь идет об описании своих действий в личном дневнике).

 

Т.В. Корнилова

Москва