ОБЛАСТИ И СТРАТЕГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА-ПРАКТИКА

Б.А. СОСНОВСКИЙ. А. К. БОЛОТОВА

МОСКВА

 

Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие / Под ред. Ю.М.Жукова,  Л.А.Петровской,  О.В.Соловьевой. М.: Наука, 1994. 255 с.

Тот факт, что рецензируемое учебное пособие представляет собой одну из первых в отечественной психологии попыток исследования, систематизации, анализа и обобщения проблемных областей и методов практической работы социальных психологов, не требует доказательств. Несомненно, его появлению предшествовали отдельные учебные пособия и спецпрактикумы, в частности «Диагностика и развитие компетентности в общении», библиотечка-серия «Психология общения», «Спецпрактикум по социальной психологии: семейное и индивидуальное консультирование» и т.д., авторы которых и составили впоследствии авторский коллектив

 

                                                                                                   139

 

рассматриваемого пособия. Это обстоятельство позволило сделать представленный в пособии материал панорамным и многоаспектным как по структуре, так и по направлениям исследований, ведущихся социальными психологами России в настоящее время. Речь идет о таких областях современной практической социальной психологии, как гуманитарная экспертиза, адаптация к новым социокультурным условиям, политика, маркетинг, реклама, работа с персоналом в организациях и т.д.

Учебное пособие подготовлено в основном сотрудниками кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В авторский коллектив вошли такие известные исследователи, как        А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьева, Е.Н. Емельянов, А.У. Хараш и другие. Ценность рецензируемого пособия в том, что оно отличается сочетанием широты подхода к проблемам современной социальной психологии с выверенностью методологических средств анализа и решения практических проблем, органичной исторической и контекстуальной включенностью социальной психологии в новые социокультурные, общественно-экономические и политические условия существования и социализации человека или социальной группы, поиском реальных путей оптимизации межличностных взаимодействий как в области профессиональной деятельности самого психолога-практика, так и в области психологии маркетинга, рекламы, в практике работы с персоналом в организациях, в практике школьной психологической службы.

Все это предопределяет практическую целесообразность и актуальность данного пособия, его настоятельную необходимость в подготовке будущих психологов-практиков, социальных работников, школьных психологов. «Введение в практическую социальную психологию» — это первое учебное пособие, где обобщено то новое осмысление проблем, областей и методов социальной психологии, что отвечает сегодняшнему состоянию науки, ее перспективам. Преимущественная опора на реальные эмпирические материалы исследовательского коллектива и общая концептуальная позиция обеспечили цельность пособия, придали ему своеобразную дидактическую функцию, когда знания не только определенным образом систематизируются, но и открывают изучение новых проблемных областей. В пособии не только представлены новые тенденции и направления применения знаний практической социальной психологии, помимо этого оно совмещает сведения, необходимые как для начинающего психолога, так и для опытного исследователя.

Книга одновременно проста и сложна. Простота ее в четкости гуманистической направленности позиций авторов, в ясности основных идей, узнаваемости научных традиций и определении границ продуктивного использования того или иного практического метода. Сложность в том, что при всей доступности и обращенности к психологу-практику, эта книга глубоко научна, фундаментальна. Научное содержание, его основательность, методологическая и теоретическая непротиворечивость, надежная экспериментальная обоснованность представленного материала, осмысленная интеграция заимствованных и оригинальных методов придают всей работе фундаментальность истинного знания. Для специалистов других наук значительным в пособии явится четко обрисованная панорама областей и методов практической социальной психологии. Пособие будет стимулировать совместную работу психологов и специалистов других дисциплин, объединяющихся в решении задач активного социально-психологического обучения, задач формирования управленческой команды, повышения коммуникативной активности личности. Таким образом,

 

                                                                                                  140

 

это пособие будет оказывать существенную помощь в поисках путей решения самых различных конкретных социальных задач.

В первой части пособия на обширном историческом и литературном материале раскрывается социально-исторический контекст становления практической социальной психологии, престиж и значение которой заметно выросли в последние годы. Обоснованно доказывается идея практической целесообразности психологии как вида профессиональной деятельности, дается оценка взаимоотношения теории и практики в области практической социальной психологии. Глава I «Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности» (А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская) посвящена осмыслению проблем практической социальной психологии. Традиционно она характеризуется как нечто, существенно отличающееся и даже противоположное фундаментальной социальной психологии. Если целью последней выступает приращение знаний об общих закономерностях и механизмах возникновения и воспроизводства социально-психологических явлений, то первая направлена на решение конкретных проблем реальных социальных субъектов. Практическая социальная психология выступает здесь проблемно-центрированной, т.е. направленной на поиск решения жизненных проблем. Разумеется, постановка проблемы является основой всякой науки, но мастерство психолога-практика заключается в умении посмотреть на неразрешимую проблему в таком свете, что она становится разрешимой наличными средствами. Задача состоит в том, чтобы уяснить позиции психолога-практика при взаимодействии с другими участниками событий. Имеется в виду то, какое место его деятельность занимает в системе процессов, развертывающихся в реальной жизни, и какова цель этой деятельности.

В этом отношении особый интерес представляет глава II пособия «Позиции психолога-практика»       (Ю.М.Жуков). Иначе говоря, вопрос стоит так: имеет ли психолог право занять отстраненную и беспристрастную позицию, что обеспечит неискаженность анализа положения дел и получение максимально объективной картины ситуации: на практике же часто невозможно одновременно следовать принципу невмешательства и принципу следования за клиентом. В качестве критериев конкретного выбора, как отмечает автор, безусловно, должны быть общепринятая мораль и профессиональная этика.

Специальная глава посвящена стратегиям работы социального психолога-практика (О.В. Соловьева), где теоретически обосновываются реализация определенной стратегии, перевод ее с уровня феноменологии или симптоматики на уровень причин и предпосылок. Здесь же освещаются основные формы практической работы социального психолога с мезагруппами в контексте межгрупповых отношений как нетрадиционной формы активного социально-психологического обучения.

Каждая глава пособия завершается постановкой контрольных вопросов, в которых представлено основное содержание изложенного материала. Такое построение учебного пособия соответствует классическим методическим канонам и стимулирует самостоятельную работу студентов. Позитивным моментом является и тщательно составленный список литературы после каждой главы.

Важной составляющей частью методического аппарата пособия является тщательно составленный предметный указатель, в котором со всей полнотой отображена практическая целесообразность психологии и ее различных прикладных областей как вида профессиональной деятельности.

Новации современной социальной психологии и области ее практической

 

                                                                                                141

 

реализации нашли достаточно полное отражение во второй части учебного пособия «Области практической социальной психологии». Главы этой части пособия также характеризуются содержательной насыщенностью и многоаспектностью анализа выделившихся к настоящему времени прикладных сфер социальной психологии, в том числе связанных с определенными этапами внедрения и осмысления рыночных отношений в нашей стране. Это и главы, посвященные анализу формирования психологии маркетинга, и практика работы с персоналом в организациях, включая построение процесса кадрового консультирования, и проблемы осуществления гуманитарной экспертизы в экстремальных ситуациях и психология рекламы.

С точки зрения анализа социальной природы и практических проблем управления организацией, прогнозирования кадровых процессов, большой интерес представляет глава «Практика работы с персоналом в организациях» (Т.Ю. Базаров). Автор раскрывает основы кадрового консультирования по ресурсам и по процессу, в которых предлагается либо конкретное решение кадровых проблем (диагностика и обучение персонала, создание компьютерных банков кадровой информации и т.д.), либо организация процесса решения кадровых проблем, когда консультант должен обучать заказчика использованию специальных средств.

Введению большого массива новых фактов и аналитических процедур предшествует специальная глава, раскрывающая этапы и программы кадрового консультирования. Кроме того, обсуждение теоретических подходов к проблеме кадрового консультирования позволяет читателю достаточно полно оценить современное состояние науки и уточнить вклад в нее отечественных психологов.

В последующих главах — «Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях» (А.У. Хараш), «Психология в политике» (Л.Я. Гозман), «Развитие компетентного общения» (Л.А. Петровская) — авторы расширяют теоретико-научное обоснование традиционных проблем социальной психологии, уместно вводя и систематизируя новые теоретические концепции, представленные в различных школах и направлениях, включая достижения отечественной и западной социальной психологии. Таков, в частности, авторский подход в освещении некоторых принципиальных ориентиров практики совершенствования общения. Выбор гуманистической направленности в качестве стратегической в развитии компетентного общения определяется не столько его соответствием современной социальной ориентации, сколько обобщенному принципу эколого-психологической защиты и компенсации. Гуманистическая направленность общения — это забота о психологической экологии: об условиях сохранности и развития человека как целостной, гармоничной, субъективной и субъектной реальности.

Специального внимания заслуживает вопрос о соотношении формирующей и коррекционной стратегией в развитии компетентного общения. Это связано с рядом обстоятельств. Среди них — особая традиция отечественной психологии по использованию формирующего эксперимента в контексте гипотезы П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Автор обоснованно отмечает необходимость существенной дифференциации подхода прежде всего с учетом типа психологических задач, характера контингента и условий. При этом подчеркивается, что стратегия формирования вряд ли может быть определяющей, приоритетной в задаче оказания психологической помощи взрослому человеку в сфере общения. Принципиальной здесь становится задача самодиагностики, решаемая с помощью психолога самим

 

                                                                                             142

 

человеком. Этот может происходить в контексте групповой и/или индивидуальной работы. В развитии коммуникативной компетентности автором представлены два направления — нормативная тенденция, т.е. усвоение норм и эталонов, и личностно-творческая тенденция, которая предполагает конструирование норм в ходе общения. Соотношение названных тенденций определяется разными стадиями социальной и личностной динамики, что достаточно убедительно проиллюстрировано соответствующими примерами.

Наиболее полно прагматическая направленность социально-психологических исследований прослеживается в психологии рекламы (Ю.Э. Ширков), поскольку именно здесь отсутствие должного выбора специальной и квалифицированной литературы вынуждает специалиста обращаться к собственному практическому опыту. В пособии выделены новые акценты и диалектические взаимосвязи в трактовке психологических явлений в области рекламы. Исследовательская работа ведется по трем основным направлениям: определение эффективности рекламного воздействия, мотивационные исследования и изучение образа марки.

Если такие области практической социальной психологии как реклама, гуманитарная экспертиза и политика только еще осваиваются психологами, то психолог в школе, школьная психологическая служба уже стали в России реальностью. На основе социально-психологического анализа и характеристики сложившейся наличной социальной ситуации как условий социализации на современном этапе в пособии обозначены главные направления работы школьного психолога, выделены две основные стратегии психологической работы в школе: психологическое консультирование и проектирование. При этом авторы (главы VII, VIII, IX) подчеркивают, что при консультировании цель психолога — максимальное проникновение в особенности конкретного случая и поиск механизмов коррекции, а при проектировочной деятельности его задачей становится выявление психологического содержания определенного вида ситуаций. Теоретическая обоснованность особенностей позиции школьного психолога, предложенные стратегии его деятельности помогут осознанию содержания тех целей, которые ставит перед школьным психологом нынешняя ситуация в обществе.

С особым интересом читатель отнесется к последней, третьей, части учебного пособия, где достаточно четко изложены методы практической социальной психологии, раскрываются .этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Основой такой формы воздействия является прежде всего изменение установок клиента — как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В пособии представлены некоторые базовые принципы организации диалога с клиентом, технологии ведения беседы, пути оказания психокоррекционного воздействия. Здесь же представлены методы социально-психологической диагностики организации, качественные методы в решении практических социально-психологических задач: расширенные креативные группы, фокус-группы, мини-группы, глубинные интервью и т.д. Приводится описание основных особенностей и принципов модельного подхода в группах активного социально-психологического обучения. Рассматриваются технологии построения моделей, способы практической реализации их в группе тренинга, а также технология воздействия в русле модельного подхода с опорой на конкретные отношения с членами группы.

 

                                                                                143

 

Эта часть пособия, несомненно, обобщает накопленный к настоящему времени опыт работы в практической психологии, описывает процедурные особенности различных методов, которые задаются спецификой объекта исследования. Таким образом, проведенная в пособии систематизация методического арсенала экспериментально-психологических методов, применяемых в практической социальной психологии, во всей полноте отражает концептуальный аппарат, предопределивший значительное увеличение доли прикладных разработок в области социальной психологии, адекватность научных разработок, их соответствие явлениям общественной жизни.

Пособие имеет четкую логическую структуру, написано хорошим литературным языком. Думается, ему суждено сыграть значительную роль не только в учебных целях, но и в развитии исследовательской мысли психологов и специалистов других наук, поскольку здесь ставятся вопросы, решение которых касается жизненно важных проблем в различных сферах человеческой деятельности, например в экономике, политике, образовании. Учебное пособие — это не только авторская работа единомышленников, но и демонстрация приложимости результатов разработки теорий, рожденных в недрах социально-психологических лабораторий, к ситуациям за пределами этих лабораторий, к решению жизненно важных и трудных проблем человеческого бытия в ситуации социальной нестабильности.Вместе с тем практическая ценность монографии, на наш взгляд, была бы еще более весомой, если бы ее авторы дали в конце небольшое приложение с образцами оригинальных анкет, опросников и другого методического инструментария, используемого в практической работе психолога. Надеемся, что эти пожелания будут учтены авторами в дальнейшей работе при подготовке его нового издания. Необходимость нового издания очевидна, ибо тираж (3000 экз.!) уже сегодня предрекает этому учебному пособию участь библиографической редкости.