142
ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
КОНГРЕСС ПО ПРОБЛЕМЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
И.В.
ДУБРОВИНА, И.Н. СЕМЕНОВ (МОСКВА)
В конце XX в. в странах европейской цивилизации
(включая, разумеется, Россию и США) вновь на передний план выступают проблемы
гуманизации образования. Это объясняется наблюдающейся в современной культуре
сменой парадигм: от технократической к гуманистической. Господство
технократической парадигмы (уподоблявшей человека машинообразному винтику,
рационально функционирующему в системах управления и образования) определялось
тем, что после второй мировой войны в общественном сознании довлела вера в
неограниченные возможности научно-технического прогресса. Если теоретическим
ядром этой парадигмы явилась кибернетика (как наука об управлении), а методологическим
стержнем — системный анализ, то ее реальным воплощением стала концепция
программированного обучения и компьютеризации образования на основе
когнитивизма.
Однако технический прогресс в смене поколений ЭВМ
привел к тому, что компьютеры быстро взяли на себя элементарные операции
мышления, освободив его от рутины и открыв новые перспективы для развития
интеллектуальных творческих возможностей человеческой личности. В то же время
обострение ряда глобальных проблем — экологических, энергетических, демографических,
социальных — потребовало пересмотра иерархии общественных ценностей и
законодательного введения в качестве приоритетного — человеческого измерения
как аксиологической и образовательной точки зрения, отсчета для технологической
реализации гуманистических ценностей в качестве общечеловеческих для населения
разных стран Земли.
После выхода широко известной книги А. Печчеи
«Человеческие качества» и создания им
Римского клуба (куда помимо западноевропейской интеллектуальной элиты вошли и советские
ученые) ЮНЕСКО взяло курс на конструктивное преодоление с позиций гуманизма
«кризиса образования». Однако предлагавшиеся для его преодоления проекты
касались в основном отдельных аспектов перестройки образования —
эпистемологического, дидактического, управленческого. Проблему же составляют вопросы, связанные с
разработкой научно обоснованной стратегии гуманизации образования в целом на
рубеже XX—XXI вв. с учетом развития различных его аспектов при определенной
социальной поддержке и соответствующем психолого-педагогическом обеспечении.
Обсуждению именно этого комплекса актуальных и
сложных вопросов был посвящен Первый международный конгресс по проблеме
гуманизации образования, состоявшийся в конце июня 1995 г. на Алтае в Бийске.
Открывая конгресс, его президент, член-корреспондент
РАО, директор Института прикладных проблем РАО, проф. М.Н. Берулава выступила с докладом «Гуманизация образования:
проблемы и перспективы». На пленарном заседании с докладами выступили также:
председатель Педагогического общества Германии Р. Кекк («К истории
143
гуманизации образования»), академик-секретарь
отделения философии образования и теоретической педагогики РАО В.В. Краевский («Место философского
анализа в обосновании гуманизации образования»), проф. Магдебургского
университета (Германия) Р. Гольц
(«Ренессанс реформаторской педагогики в Восточной Европе»), проф. Летбриджского
университета (Канада) К. Мазурек
(«Смена направлений в образовании»), академик-секретарь отделения образования и
культуры РАО И.В. Бестужев-Лада («Культура,
контркультура и антикультура в проблематике народного образования»).
На конгрессе работало пять симпозиумов: 1) теория и
история гуманизации образования — председатели В.В. Краевский и Р. Гольц,
2) философские и культурологические проблемы гуманизации образования — И.В. Бестужев-Лада, М.С. Махаджан
(Индия), 3) гуманистические тенденции в профессиональном образовании — Н.И. Загузов, С. Рудник. (Польша), 4)
инновационные технологии развития личности — И.М. Бобко, Г. Реттер (Германия), 5) психологические проблемы
гуманизации образования — И.В. Дубровина,
Г.А. Берулава. Остановимся кратко на проблемах психологии развития и
психологического обеспечения гуманизации образования. На этом пятом симпозиуме
было обсуждено свыше 15 докладов: «Состояние развития школьной психологической
службы России в русле гуманизации образования» (И.В. Дубровина), «Психодиагностика как средство гуманизации
образования» (Г.А. Берулава),
«Неизменное и изменяемое в образовании» (Г.В.
Залевский), «Гуманизация образования и развитие свойств личности» (А.И. Крупнов), «Проблемы
психологического обеспечения гуманизации образования» (В.Г. Леонтьев), «Социальная адаптация аномальных детей в условиях
гуманизации образования» (O.K. Агавелян),
«Проблемы психологического обеспечения гуманитаризации
обучения» (В.Е. Клочко),
«Рефлексивная энциклопедия самообразования как средство гуманизации обучения» (И.Н. Семенов), «Учебная тревожность в
дошкольном возрасте в соотношении с индивидуальными особенностями мышления» (Н.В. Фролова) и другие. В
развернувшейся дискуссии была подчеркнута важная роль психологического
обеспечения гуманизации образования, центром которого является развивающаяся
личность учащегося на всех звеньях непрерывного и профессионального образования
(дошкольника, школьника, студента, повышающего свою квалификацию специалиста).
Особое значение приобретает психология развития, изучающая механизмы и
закономерности физиологического, психического, интеллектуального, личностного,
творческого, профессионального и социального роста человека на различных
возрастных ступенях своего развития. Учет этих закономерностей необходим при
разработке путей и способов гуманизации образования в быстро меняющихся
условиях современной социальной практики.
На конгрессе завершилось формирование Международной
Академии гуманизации образования (МАГО), устав которой был зарегистрирован в
начале 1995 г. по инициативе ряда ученых Австралии, Германии. Испании, Канады,
России, США. Франции и других стран. Целью Академии являются разработка,
координация и внедрение в социальную практику фундаментальных и прикладных
проблем гуманизации образования, в том числе их философско-теоретического
анализа и психолого-педагогического обеспечения. Академия состоит из отделений:
1) философии гуманизации образования, 2) культурологии и социологии
гуманистического образования, 3) теории и истории гуманистического образования,
4) психологии гуманизации образования. Среди избранных
144
академиков известные психологи — Г.А. Балл (Украина), И.В. Дубровина, В.Г. Леонтьев, И.Н. Семенов (Россия),
а членами-корреспондентами —С.В. Дмитриев
(Россия), П. Т. Тюрин (Латвия) и
другие. Важно отметить, что с 1994 г. издается печатный орган МАГО —
ежеквартальный международный психолого-педагогический журнал «Гуманизация
образования» (главный редактор — президент МАГО М.Н. Берулава). Следующий, Второй международный конгресс по
проблеме гуманизации образования состоится в 1997 г. в Берлине.