135
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
23 сентября 1995 г. исполнилось 75 лет Евгению Николаевичу Соколову —
действительному члену РАО, доктору биологических наук, профессору, заведующему кафедрой
психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, создателю
оригинального научного направления и школы в отечественной и мировой
психофизиологии, исследователю, которому удалось построить новый предмет этой
науки.
В отличие от традиционного понимания
психофизиологии как науки о протекании физиологических реакций при изменяющихся
внешних воздействиях
Е.Н.
Соколов выдвинул и экспериментально обосновал положение о том, что
психофизиология — это наука о нейронных механизмах психических процессов и
состояний. Схематически стратегию исследований, предложенную Е.Н. Соколовым и
успешно реализуемую под его руководством его учениками и последователями, можно
представить в виде цикла: человек — нейрон — модель. Включение концептуальной
модели в качестве промежуточного и организующего звена реализует монистический
подход к решению проблемы отношения мозга и психики. Психофизиологическое
исследование начинается с изучения психического явления на макроуровне,
затем осуществляется с помощью раскрытия нейронных механизмов тех или иных
процессов в опытах на животных и завершается построением адекватной модели,
ассимилирующей как особенности изучаемого психического процесса, так и
характеристики нейронов.
Научная
деятельность Е.Н. Соколова началась во время обучения в аспирантуре Института
философии АН СССР, где он, вчерашний фронтовик, в секции психологии,
руководимой С.Л. Рубинштейном, провел исследование, посвященное проблемам
восприятия. Уже в этой работе развивались учение И.П. Павлова об анализаторах и
его представление об ориентировочном рефлексе, которые послужили Е.Н. Соколову
основой для создания детекторной концепции восприятия и так широко известной
сейчас концепции нервной модели стимула и ориентировочного рефлекса.
136
В 1954
г. Е.Н. Соколов вместе с известными советскими учеными — Б.М. Тепловым, А.В.
Запорожцем, Г.С. Костюком, А.Н. Леонтьевым и Е.А. Асратяном впервые принял участие в XIV Международном
конгрессе по психологии. Его доклад «Высшая нервная деятельность и проблемы
восприятия» содержал основные направления изучения ориентировочного рефлекса,
которые Евгений Николаевич развивал в последующие годы и которые нашли
отражение в его монографии «Восприятие и условный рефлекс» (1958), изданной,
помимо нашей страны, в США, Великобритании, Мексике и Японии.
В 60-е
гг. Е.Н. Соколов исследовал физиологические механизмы памяти в процессах
восприятия. Одним из первых в мировой нейрофизиологии он применил методы
экстра- и внутриклеточной регистрации реакций отдельных нейронов. В этом
исследовании был обнаружен конкретный механизм опережающего отражения —
фундаментального явления в теории функциональных систем П.К. Анохина. Этот цикл исследований был обобщен в монографии «Механизмы памяти»
(1969) и нашел отражение в лекциях, прочитанных в 1969 г. в Кембриджском и
Оксфордском университетах (Англия) и в 1974 г. в Массачусетсом технологическом
институте (США).
Е. Н.
Соколов активно занимается разработкой нейронных и молекулярных механизмов
памяти и обучения, обращая особое внимание на постсинаптические механизмы
пластичных перестроек, в частности на эндогенный пейсмекерный механизм. Эти результаты опубликованы в
работах: «Пейсмекерный потенциал нейрона» (1975),
«Нейронные механизмы памяти и обучения» (1981). В 1974 г. Е.Н. Соколов был
приглашен на кафедру психологии Массачусетского технологического института США,
в 1975 и в 1976 гг. — в университеты Софии и Будапешта для чтения лекций по
результатам его последних работ. Исследования в области нейрофизиологических
механизмов памяти и обучения выдвинули Е.Н. Соколова в число ведущих психофизиологов мира.
В
начале 70-х гг. Е.Н. Соколов возвращается к изучению механизмов восприятия.
Исследование работы различных сенсорных анализаторов и центральных механизмов
ВНД позволило сформулировать общие принципы организации сенсорных и
исполнительных систем и построить теорию работы органов чувств
в виде обобщенной модели «концептуальной рефлекторной дуги». На основе
этой модели в настоящее время разрабатываются методы построения искусственных
органов чувств роботов из нейроподобных элементов.
Полученные результаты отражены в монографиях «Искусственные органы чувств»
(1979), «Нейробионика» (1983), «Нейроинтеллект:
от нейрона к нейрокомпьютеру» (1989).
Общие
принципы «концептуальной рефлекторной дуги» были конкретизированы при изучении
цветового зрения человека. Будучи достаточно хорошо проработанной, эта область
стала объектом нового психофизического и психофизиологического исследования
Е.Н. Соколова и его учеников, завершившегося построением сферической теории
цветового зрения. Данная теория главным образом отражена в двух монографиях
Е.Н. Соколова и его сотрудников: «Цветовое зрение» (1984) и «Психофизиология
цветового зрения» (1989).
Изучение восприятия цвета стимулировало
развитие нового направления в работе Е.Н. Соколова — исследования соотношения перцептивного и семантического пространств
представления данных (на примере восприятия цвета и семантики цветообозначений). В дальнейшем этот же подход, т.е.
многомерный анализ системы вербальных обозначений, был распространен на
137
другие предметные области и позволил перейти к
компьютерной системе количественной оценки структуры усваиваемых понятий.
Диагностика направлена на объективный контроль структуры знаний обучаемого,
определение способа его ориентировки в учебном материале и степени усвоения
системы понятий на каждом этапе обучения.
Наряду
с активной и разнообразной научной деятельностью Е.Н. Соколов в течение сорока лет
ведет большую педагогическую работу на факультете психологии МГУ. Им
разработаны курсы лекций по физиологии высшей нервной
деятельности, физиологии анализаторов, психофизиологии, нейроинтеллекту,
информационным процессам в нейронных сетях. Лекции Е.Н. Соколова, на которых
«душа обязана трудиться», всегда отличаются насыщенностью информацией,
стройностью и строгостью изложения, привлечением новейших данных. Их основное
содержание опубликовано в нескольких учебных пособиях: «Физиология высшей нервной деятельности» (часть 1 — 1974, часть 2 —
1981), «Психофизиология» (1979), «Теоретическая психофизиология» (1986),
«Психофизиология:
нейрон.
Компьютеризованный курс» (1988). За выдающийся вклад в педагогический процесс
на факультете психологии Е.Н. Соколов отмечен Ломоносовской премией МГУ (1993).
Под
руководством Е.Н. Соколова написаны десятки курсовых и дипломных работ,
кандидатских и докторских диссертаций. Для многих его учеников общение с ним
стало истинной школой культуры научного исследования, главными предметами
которой для Евгения Николаевича всегда остаются самостоятельность научного
поиска, грамотность в изучаемой области, корректность экспериментирования,
аккуратность и строгость в изложении результатов, уважение к читателю. Курсы
лекций Е.Н. Соколова слушали студенты и преподаватели Кембриджского,
Оксфордского, Софийского, Будапештского, Стэнфордского,
Калифорнийского и Хельсинкского университетов, Массачусетского технологического
института. В 1975 г. Е.Н. Соколов был избран иностранным членом Национальной
академии наук США и в 1976 г. — членом Американской академии искусств, в 1984
г. — иностранным членом Академии наук Финляндии. С 1984 г. он является почетным
членом Международной ассоциации психофизиологов.
Ассоциация психофизиологов США в 1989 г. отметила
наградой его фундаментальные достижения в психофизиологии.
Евгений
Николаевич — ветеран Великой Отечественной войны, кавалер боевых орденов и
медалей. Его трудовые достижения также отмечены правительственными наградами —
орденом Трудового Красного Знамени и медалями. За большой вклад в развитие
физиологии высшей нервной деятельности Академия наук
СССР в 1985 г. присудила профессору Е.Н. Соколову золотую медаль им. И.П.
Павлова.
Ученики,
коллеги, студенты, аспиранты и друзья горячо поздравляют Евгения Николаевича
Соколова с юбилеем и желают ему активной работы, новых научных достижений и
крепкого здоровья.