104
ТЕМПЕРАМЕНТ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ:
РОДИТЕЛЬСКИЕ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Индивидуальные особенности
проявляются с первых месяцев жизни: в одних и тех же условиях разные дети ведут
себя неодинаково, причем отличительные черты поведения с постоянством
проявляются в самых различных ситуациях. Именно этот устойчивый индивидуальный
стиль поведения и называют темпераментом [5].
Свойства темперамента имеют биологическую основу, однако “это не только
генетически обусловленные характеристики поведения” [19;
133 – 134], биологическая основа может быть в любом возрасте и не
генетической природы. Кроме того, темперамент в любом возрасте является
результатом взаимодействия между особенностями индивида и окружающей его среды.
Исследования по генетике поведения показали, что помимо общепризнанного влияния
среды существует и противоположно направленное влияние: индивид в процессе
развития активно формирует окружающую его среду в соответствии с особенностями
своего темперамента [12]. Однояйцовые близнецы,
например, живут в значительно более сходных условиях, чем разнояйцовые, а тем
более – обычные братья и сестры. В целом влияние семейной среды усиливает
генетические различия между детьми [6].
Современная психофизиология
объясняет свойства темперамента характеристиками трех эмоциогенных систем
мозга: достижения, борьбы или бегства и торможения поведения. Эти системы
контролируют реакции индивида на стимулы награды, наказания и угрозы.
Деятельность системы торможения поведения проявляется в снижении текущей
активности, повышении уровня внимания. Активация системы достижения приводит к
импульсивному поведению и снижению сосредоточенности. Обе системы вызывают
вегетативную мобилизацию [1]. Вполне возможно, что
одна и та же ситуация некоторыми индивидами может расцениваться как опасная, а
другими – как привлекательная, в зависимости от темперамента –
конституциональных особенностей систем торможения и активации поведения. Эта концепция
широко применяется в возрастной психофизиологии, так как в период раннего
детства имеется уникальная возможность наблюдать непосредственные проявления
деятельности систем активации и торможения поведения [15].
Большинство методик определения темперамента основано на
девяти показателях Нью-Йоркского лонгитюдного исследования [9], [13]. Это: 1)
двигательная активность; 2) ритмичность –
105
предсказуемость
физиологических функций; 3) приближение или избегание нового; 4) привыкание; 5)
чувствительность; 6) настроение; 7) интенсивность эмоциональных реакций; 8)
отвлекаемость; 9) внимание – настойчивость. Первоначально темперамент оценивали
с помощью полуструктурированного опроса родителей. В последнее время чаще всего
используются менее трудоемкие методы – стандартные опросники, выявляющие
типичное поведение человека в каждодневных ситуациях [3], [8]. Многие
из них характеризуются достаточно хорошими показателями надежности (внутренней
согласованностью, сходством экспертных оценок и данных повторного
тестирования); однако согласованность оценок обоих родителей и данных различных
опросников, как правило, невысока. Недостаточно разработаны и вопросы
обоснованности опросников темперамента [13],
[14].
Большинство
опросников предназначено для определенных возрастных групп, что не позволяет
изучать темперамент человека в различные периоды жизни. Исключение составляет
Модифицированный опросник темперамента М. Уиндла и Р.М. Лернера (МОТ), который
можно применять с раннего детского до взрослого возраста [18]. Он определяет следующие факторы темперамента:
1) общую активность; 2) активность во сне; 3) гибкость; 4) настроение; 5)
ритмичность сна; 6) ритмичность еды; 7) ритмичность привычек; 8) отвлекаемость;
9) внимание. Две последние черты у детей объединены в одну – ориентацию на
задание [19].
Родительские оценки
темперамента ребенка складываются из трех составляющих: объективной,
субъективной и психометрической ошибки [10].
Ошибка измерения отражает надежность опросников, субъективную же составляющую
выявить значительно труднее, так как восприятие и оценка поведения зависят не
только от особенностей детей и родителей, но и от степени сходства между ними.
Цель настоящей
работы – анализ объективных и субъективных факторов, связанных с родительскими
оценками темперамента детей: сравнение материнских и отцовских оценок, данных
различных опросников, выявление многомерной структуры темперамента детей и
взаимосвязей темперамента детей с темпераментом родителей и
социально-экономическим положением семьи.
Обследовано 89 детей
(36 девочек и 53 мальчика), посещавших ясли. Социально-экономические показатели,
полученные из опроса родителей и карт развития детей, включали: пол и возраст
ребенка, возраст его поступления в ясли; возраст родителей; размер и состав
семьи; ее доход и жилищные условия. Применялись три опросника темперамента [4], [7]:
1)
ШОТ-24 – Шведский опросник
темперамента двухлетних детей [17];
2)
МОТ-Д – Модифицированный
детский опросник темперамента;
3)
МОТ-В – модифицированный
опросник темперамента для взрослых [18].
Русский вариант МОТ
дополнен шкалами чувствительности и интенсивности эмоциональных реакций.
Психометрические характеристики русских вариантов опросников изучены
недостаточно; имеются лишь сведения о согласованности данных ШОТ с экспертными
оценками [2].
106
В двух группах яслей
родителям предлагали ШОТ-24, не указывая, кто именно должен отвечать на
вопросы. Опросники заполнили 98% родителей (50 матерей и один отец). В двух
других группах ШОТ-24, МОТ-Д и МОТ-В предлагалось заполнить обоим родителям.
Процент возврата опросников составил у матерей: ШОТ-24 – 95%, МОТ-Д – 97%,
МОТ-В – 97%; у отцов – 67, 70 и 77% соответственно. Материнские оценки
темперамента тех детей, чьи отцы заполнили опросники, не отличались от оценок
всей выборки. Одного ребенка воспитывала бабушка, которая заполнила опросники
темперамента. С помощью компьютерной программы определилась средняя взвешенная
оценка каждой черты темперамента. В обеих версиях МОТ вычислялась выраженность
отвлекаемости и внимания, а также суммарная оценка ориентации на задачу. Шкала
“активность во сне” была исключена из анализа в силу недостаточной
обоснованности.
Многомерная
структура темперамента и его взаимосвязи с характеристиками семьи
анализировались по данным ШОТ-24 (N=88). Величина выборки при анализе
корреляций материнских и отцовских оценок составила 21; корреляции между
оценками ШОТ-24 и МОТ-Д определялись по данным 36 материнских и 22 отцовских
опросников. Значение социально-экономического положения изучалось с помощью
дисперсионного и корреляционного анализа.
1.
СТРУКТУРА ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСГА
Распределение оценок
темперамента существенно не отклонялось от нормального. Средние значения ШОТ-24
отличались от опубликованных [3] большим
приближением (девочки, t(57, 35)=3,11; р<0,01; мальчики, t(74, 52)=2,24;
р<0,05). Оценки темперамента у мальчиков и девочек существенно не
различались. Результаты многомерного анализа по методу главных компонент
представлены в табл. 1.
Таблица
1
Вклады
черт темперамента в первые три главные компонента (N=88)
Показатель |
Номер компонента |
||
1 |
2 |
3 |
|
1. Активность 2. Ритмичность 3. Приближение 4. Привыкание 5. Чувствительность 6. Настроение 7. Интенсивность 8. Отвлекаемость 9. Внимание |
0,302 0,222 0,399 0,563 -0,245 0,452 -0,160 0,250 0,178 |
-0,381 0,214 -0,079 -0,027 0,071 -0,054 -0,563 0,556 -0,410 |
-0,081 -0,523 0,184 -0,131 0,580 0,391 -0,314 0,020 0,284 |
% объяснимой дисперсии |
25,2 |
17,3 |
11,5 |
Три первые главные компонента объясняли более половины всего разнообразия темпераментов. Первая выделяла легко приспосабливающихся детей с хорошим настроением, интересующихся всем новым, и детей с противоположными характеристиками. Следующая компонента выделяла группу отвлекающихся детей со слабой настойчивостью, интенсивностью и активностью и противоположную группу – детей, сосредоточенно погруженных в свои занятия, бурно выражающих чувства, активных. И, наконец, третья компонента указывала на то, что повышенной чувствительности обычно сопутствует непредсказуемость функционального
107
состояния
ребенка, хорошее настроение и невысокая интенсивность эмоциональных реакций.
В самых разных
странах основные различия между детьми первых лет жизни связаны с легкостью или
трудностью воспитания: быстрое привыкание, интерес к новому и хорошее
настроение в сочетании со слабой интенсивностью, отвлекаемостью и
ненастойчивостью “легкого” ребенка, а противоположный набор черт – “трудного” [9], [16]. В настоящем
исследовании этот комплекс черт представлен двумя первыми главными
компонентами. Результаты анализа указывают на существование трех
психофизиологических механизмов, определяющих различия в темпераменте детей.
Один из них регулирует поведение при изменениях окружающей обстановки, определяя
знак реакции (положительный – приближение, отрицательный – избегание) и
скорость ее протекания (привыкание); второй обеспечивает “энергетический
уровень” – выраженность внимания и интенсивность эмоциональных реакций. Третий
отвечает за фоновое состояние организма, определяя порог чувствительности и
ритмичность функций.
2.
ТЕМПЕРАМЕНТ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ
Средний возраст
детей составил 24,7 мес (15 – 31 мес). Средний возраст поступления в ясли –
18,6 мес (9 – 28 мес); 56% обследованных были единственными детьми, 16%
проживали без отца, 24% – вместе с бабушкой или дедушкой. Возраст 58% матерей и
отцов во время рождения ребенка не превышал 25 лет. 37% родителей имели высшее
образование, 20% – учились в вузе, 58% семей жили в одной комнате.
1. Активность.
Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24, г=0,54; р<0,01; МОТ-Д,
г=0,6З; р<0,001; корреляция ШОТ-24 и МОТ-Д незначима. Уровень двигательной
активности был выше у мальчиков (F(1, 85)=5,79; р=0,02) и единственных детей в
семье (F(1, 83)=5,89; р<0,02), причем эти факторы не взаимодействовали друг
с другом. Активность детей коррелировала с ритмичностью сна у матери (r=0,42;
р<0,01) и уровнем внимания у отца (г=0,55; р<0,01).
2. Ритмичность.
Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – недостоверна, МОТ-Д – г=0,45;
р<0,03; корреляция ШОТ-24 и МОТ-Д значима только для материнских оценок
ритмичности сна (r=0,55; р<0,01) и привычек детей (г=0,37; р<0,05).
Ритмичность по ШОТ-24 была связана с относительной частотой пропусков детьми
яслей не по болезни (r=--0,23; р<0,05) и с ритмичностью сна у матери
(r=0,38; р<0,05). Корреляции между ритмичностью детей и родителей по МОТ
приведены в табл. 2. Взаимосвязей с другими чертами темперамента родителей
выявлено значительно меньше: уровня значимости 0,05 достигали корреляции
ритмичности детей в еде с активностью матери (г=-0,35) и приближением отца
(r=0,42), а также ритмичности привычек детей с отвлекаемостью отцов (r=-0,42).
3. Приближение.
Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – г=0,56; р<0,01; МОТ-Д –
г=0,60; р<0,001. Корреляция ШОТ-24 и МОТД: оценки матерей – r=0,44;
p<0,01; отцов – r=0,45; р<0,05. Дети, живущие в общежитии, отличались
большим приближением, чем дети, живущие
108
в отдельной квартире (F(1,
83)= =7,09; р=0,01), а дети, растущие в семьях из четырех и более человек, –
преобладанием избегания (F(1, 84)=9,766; p=0,003); при этом значимыми факторами
были и наличие других детей (F(1, 83)=7,81; р=0,01), и совместное проживание с
бабушкой (F(1, 83)= 4,07; р=0,04). Приближение было связано с возрастом отца
(г=0,23; р<0,05). У детей с преобладанием приближения матери также
интересовались новым (МОТ: r=0,41; р<0,01; ШОТ-24: r=0,43; р<0,01) и
отличались гибкостью (r=0,43; р<0,01), а отцы – хорошим настроением (r=0,48;
р<0,05).
4. Привыкание.
Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – г=0,64; р<0,001; МОТ-Д –
г=0,55; р<0,01. Корреляция ШОТ-24 и МОТ-Д значима только у матерей (r=0,38;
р<0,05). Единственные дети лучше других приспосабливались к переменам (F(1,
83)=4,21). Гибкость детей по МОТ-Д коррелировала с гибкостью (г=0,53;
р<0,01) и настроением их матерей (r=0,38; р<0,05).
5. Чувствительность.
Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – r=0,66; р<0,001; МОТ-Д
значима так же, как и корреляция ШОТ-24 и МОТ-Д. Чувствительность ребенка по
МОТ коррелировала с чувствительностью обоих родителей (мать: r=0,37; р<0,05;
отец: г=0,44; р<0,05), с приближением (г=-0,35; р<0,05) и гибкостью
матери (r=-0,40; р< 0,01) и с настроением отца (r=0,42; р<0,05).
6. Настроение.
Согласованность оценок матерей и отцов: ШОТ-24 – r=0,61; р<0,001; МОТ-Д –
недостоверна. Корреляция ШОТ-24 и МОТ-Д значима только у отцов (r=0,44;
р<0,05). Настроение детей было связано с их календарным возрастом (r=0,27;
р<0,05), возрастом поступления в ясли (r=0,40; р<0,01) и образованием
родителей (r=0,25; р<0,05). Кроме того, настроение детей коррелировало с
чувствительностью матери (ШОТ-24: r=-0,38; р<0,05) и гибкостью обоих
родителей (МОТ-Д, мать: r=0,35; р<0,05; отец: r=0,44; р<0,05).
7. Интенсивность. Согласованность оценок матерей и отцов, ШОТ-24: r=0,70; р<0,001; МОТ-Д: r=0,56; р<0,01. Корреляция ШОТ-24 и МОТ-Д значима только у матерей (r=0,44; р<0,01). У детей, растущих без отца, интенсивность эмоций была больше: F(1, 83)=5,64; р<0,02. Выявлены взаимосвязи с отвлекаемостью отцов (ШОТ-24: r=-0,46; р<0,05) и с интенсивностью (МОТ-Д: г=0,36; р<0,05) и чувствительностью (МОТ-Д: r=-0,42; р<0,01) матерей.
8. Отвлекаемость
и внимание. Согласованность оценок матерей и отцов недостоверна, корреляция
ШОТ-24 и МОТ-Д значима только у материнских оценок отвлекаемости: г=0,34;
р<0,05. Взаимосвязи с темпераментом родителей представлены в табл. 2.
Введение в МОТ шкалы “ориентация на задачу” существенно не меняет картины;
появляется лишь корреляция этой черты с интенсивностью эмоциональных реакций у
матери, согласующаяся с взаимосвязью внимания ребенка по ШОТ-24 с
интенсивностью темперамента отца.
Отвлекаемость
характеризует способность реагировать на внешние стимулы во время какого-либо
занятия; активное внимание (или настойчивость) – способность продолжать
деятельность, несмотря на препятствия [2]. Эти
способности достижения цели взаимосвязаны: дети оказались похожими на мать по
настойчивости и на отца – по отвлекаемости; кроме
109
Корреляция
между чертами темперамента детей и родителей
Родители, МОТ-В Ритмичность |
Дети, МОТ-Д |
||||||||
Сон |
Еда |
Дневные привычки |
|||||||
М |
О |
М |
О |
М |
О |
||||
Сон Еда Дневные привычки Активность Ритмичность, сон Приближение Чувствительность Настроение Интенсивность Отвлекаемость Внимание Приближение Чувствительность Интенсивность |
0,67** 0,28 0,11 |
0,46 0,32 0,02 |
0,44** 0,28 -0,05 |
0,61** 0,58** 0,08 |
0,66** 0,48** 0,26 |
0,26 0,34 0,32 |
|||
Отвлекаемость |
Внимание |
Ориентация на задачу |
|||||||
М |
О |
М |
О |
М |
О |
||||
0,16 -0,10 -0,12 0,04 0,23 0,28 0,18 -0,22 |
-0,18 -0,48* -0,30 0,08 -0,50* 0,07 0,56** 0,13 |
-0,30 -0,06 0,05 -0,39* -0,05 -О,З1 -0,40* 0,39* |
0,44* 0,78** 0,47* -0,06 0,40 0,02 -0,32 -0,17 |
-0,25 0,04 0,11 -0,21 -0,17 -0,32* -0,31 0,33* |
0,31 0,65** 0,40 -0,08 0,49** -0,04 -0,50* -0,16 |
||||
ШОТ – 24 |
|||||||||
Отвлекаемость |
Внимание |
||||||||
М |
О |
М |
О |
||||||
-0,01 -0,44** -0,16 |
-0,45* 0,05 -0,06 |
0,29 0,09 0,12 |
-0,13 0,02 -0,50* |
||||||
Примечание: МОТ-Д – Модифицированный детский опросник темперамента;
МОТ-В – Модифицированный опросник темперамента для взрослых [4]. М – матери, N=37; О – отцы, N=23. * – р<0,05; ** – р<0,01.
того, легко отвлекающиеся
матери невысоко оценивали настойчивость своих детей. С другой стороны,
чувствительные матери считали своих детей и неотвлекающимися, и ненастойчивыми,
а отцы с выраженной ритмичностью сна – неотвлекающимися и настойчивыми.
В целом доля значимых корреляций родительских оценок
темперамента ребенка и своего собственного по МОТ у матери – 16%, у отца – 12%
от общего числа возможных взаимосвязей. Корреляции между одноименными шкалами
составляют почти половину всех значимых взаимосвязей материнских оценок χ2=20,7;
р<0,0001) и треть – отцовских (χ2=5,27; р<0,02), при
случайном распределении ожидаемая доля – 14%. Число значимых взаимосвязей между
шкалами ШОТ-24 и МОТ-В невелико (50 от общего числа возможных корреляций
материнских оценок и 4% – отцовских) и вполне могло быть получено случайно.
Однако доля одноименных корреляций у матери (40%) также превосходит ожидаемую
величину 11% (χ2=4,45; р<0,03).
110
Коэффициенты корреляции
материнских и отцовских оценок в основном значимы, но невысоки. Среднее
значение коэффициента корреляции по шкалам ШОТ-24 – 0Д4; МОТ-Д – 0,53.
Согласованность вполне достаточная: обычно значения коэффициентов корреляции по
отдельным шкалам колеблются от -0,21 до 0,72, а средние значения не превышают
0Д9 [13], [14].
Согласованность
ШОТ-24 и МОТ наиболее высока по шкалам приближения и ритмичности, причем общая ритмичность
по ШОТ-24 больше всего коррелирует с ритмичностью сна по МОТ-Д. Наименее
согласованы шкалы активности, чувствительности и внимания. Средний коэффициент
корреляции материнских оценок – 0,24; отцовских – 0,33. При анализе различных
опросников темперамента детей от четырех месяцев до пяти лет [13] наиболее сходными оказались шкалы
приближения (0,46 – 0,69), настроения (0,35 – 0,69) и активности (0,50 –
-0,65).
Современные
исследования индивидуальных различий показали, что в раннем возрасте
темперамент в основном определяется деятельностью систем активации и торможения
поведения [15]. Сходство оценок
приближения/избегания, полученных различными способами, объясняется, вероятно,
хорошей обоснованностью этой черты темперамента. С другой стороны, ее
многочисленные связи с социально-экономическими показателями говорят о том, что
темперамент создает окружающую среду. Изучая эти связи, можно понять, как
воспроизводится определенный образ жизни. Неудивительно, что повышенным
приближением к новому отличаются дети, чьи родители стремятся получить
образование и живут в общежитии, а также дети наиболее молодых отцов. Гораздо
более интересно, что избеганию нового может способствовать существование
большой семьи – с бабушкой и более чем с одним ребенком.
Проявление таких черт, как активность и настроение,
вероятно, обусловлено деятельностью разных психофизиологических систем.
Конституционально активный и жизнерадостный ребенок может отличаться и высокой
возбудимостью системы торможения поведения, и тогда он будет “самим собой”
только в привычных условиях, а в новой обстановке покажется скованным,
заторможенным и подавленным. Ситуационная специфичность и приводит, скорее
всего, к невысокой согласованности оценок активности и настроения. Интересна
связь настроения с возрастом детей. У нас нет оснований полагать, что в раннем
возрасте доля положительных эмоций увеличивается. Необоснованно и предположение
о том, что дети с плохим настроением поступают в ясли раньше: показано, что
“трудные” дети чаще воспитываются дома, чем “легкие”, жизнерадостные [11]. Поэтому полученные результаты скорее всего
говорят о внешних влияниях: поступление в ясли – травмирующее событие, и чем
позже оно произойдет, тем лучше будет преобладающее настроение у ребенка. С
течением времени, однако, неблагоприятное воздействие новой обстановки
уменьшается. Более высокая двигательная активность и лучшее привыкание
единственных детей также может свидетельствовать о средовых влияниях на
темперамент. Дети, имеющие братьев или сестер, живут в менее предсказуемой
среде, чем единственные, и, вероятно, у них меньше резервы поведенческой
адаптации.
111
Наибольшие различия
в оценках ШОТ обнаружили шкалы, входившие во вторую и третью главную компоненту
темперамента – ритмичности, отвлекаемости и внимания. Именно эти три черты
отличаются наименьшим постоянством в ходе развития. Отчасти это объясняется
тем, что характер их проявления меняется по мере взросления ребенка [16]. Но вполне возможно, что психофизиологические
системы, обеспечивающие внимание и ритмичность, больше подвержены внешним
влияниям, чем системы активации и торможения поведения. При составлении МОТ
пересмотру подверглись именно эти шкалы [18], [19]. Сходство отцовских и материнских оценок всех
трех видов ритмичности по МОТ вполне достаточное, что подтверждает целесообразность
разделения общей ритмичности. В то же время черта МОТ “ориентация на задачу”,
объединяющая отвлекаемость и внимание, по-прежнему неодинаково оценивается
обоими родителями.
1. Согласованность
отцовских и материнских оценок темперамента детей по ШОТ-24 достаточная;
согласованность данных ШОТ-24 и МОТ неодинакова по разным чертам темперамента.
2. Различия
темперамента у детей раннего возраста связаны в основном с легкостью или
трудностью их воспитания и могут объясняться деятельностью психофизиологической
системы торможения поведения.
3. Стойкое ухудшение
настроения детей после поступления в дошкольное учреждение указывает на влияние
внешних условий на темперамент.
4. Особенности
окружающей среды для детей с выраженным приближением или избеганием указывают
на активную роль темперамента при формировании образа жизни.
1. Грей Дж.
Нейропсихология эмоций и структура личности // Журн. высш. нервной
деятельности. 1987. Т. 37, вып. 6.
2. Колпаков В.Г.
и соавт. Определение темперамента у детей первых лет жизни посредством
родительских опросников // Известия СО АК СССР. 1984. № 13/2. Серия
биологических наук.
3. Колпаков В.Г.
и соавт. Определение темперамента у детей посредством родительских
опросников // Известия СО АН СССР. 1987. № 6/1. Серия биологических наук
4. Опросники для
определения темперамента. Методические рекомендации. Красноярский
государственный медицинский институт. Фонд ментального здоровья. Красноярск,
1993. Вып. IV, V.
5. Павлов И.П.
Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож // 20-летний
опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных. М., 1951.
6. Пломин Р. Среда и
гены. Что определяет поведение? // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ
современных западных ученых. Новосибирск, 1994.
7. Родительские
опросники для определения темперамента детей 0,5; 1; 2 лет. Методические
рекомендации. Красноярский государственный медицинский институт. Фонд
ментального здоровья. Красноярск, 1993. Вып.
I, У.
8. Русалов В.М.
Измерение темперамента человека // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 2.
9. Чесс С., Томас А.
Значение темперамента для психиатрической практики // Детство идеальное и
настоящее: Сб. работ современных западных ученых. Новосибирск,
1994.
10. Bates J.E.,
Bayles К. Objective and subjective components in mothers' perceptions of
their children from age 6 months to 3 years // Merrill-Palmer Quarterly. 1984.
V. 30.
11. Galamos N.L.,
Lerner J.N. Child characteristics and the employment of mothers with young
children: A longitudinal study // Annual Progress in Child Psychiatry and
Child Development. N. Y., 1988.
12. Goldsmith H.H. Behavior-genetic
approaches to temperament // Temperament in Childhood. Chicester, 1989.
13. Goldsmith H.H.,
Rieser-Danner L.A. Assessing early temperament // Handbook of Psychological
and Educational Assessment of Children. N. Y.; L., 1990.
112
14.
Hubert N.C. et al. The study of early temperament: Measurement and
issues // Child Devel. 1982. V. 53, N 3.
15. Kagan J. et al. Behavioral
inhibition to the unfamiliar // Child Devel. 1984. V. 55.
16. Maziade M. et al. Empirical
characteristics of the NYLS temperament in middle childhood: Congruities and
incongruities with other studies // Annual Progress in Child Psychiatry and
Child Develop. N. Y., 1987.
17. Persson-Blennow I., McNeil T.F. Questionnaires for measurement of temperament in one- and two-year-old children: Development and standartization //J. Child Psychol. and Psychiat. 1980. V. 21, N 1.
18. Windle M., Lerner R.M. Reassessing the dimensions of temperamental individuality across the life span: The Revised Dimensions of Temperament Survey (DOTS-R) // J. Adolescent Research. 1986. V. 1.
19. Windle M. A factorial
replication study of the adult revised dimensions of temperament survey // J.
Personal. Assess. 1989. V. 53. N 4.
Поступила в редакцию 14.XII 1994 г.