Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

К 40-ЛЕТИЮ ЖУРНАЛА “ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ”

 

Е.В. ЩЕДРИНА

 

Нынешний и предыдущий годы оказались богатыми на юбилеи, имеющие отношение к психологической науке: на страницах нашего журнала мы отметили 80-летие созданного Г.И. Челпановым Психологического института им. Л.Г. Щукиной [1994. М 1 – 4], 50-летие Российской Академии образования [1994. № 4], 110-летие со дня учреждения Московского психологического общества [1995. № 3], 50-летие сектора психологии в Институте философии АН СССР [1995. № 3], с этого же, 1995 г. будет вести отчет времени своего существования и воссозданное Московское общество психологов, учредительный съезд которого состоялся также в текущем году (см.: Вопр. психол. 1995. № 2 - 4). В ряду этих юбилеев и 40-летие журнала “Вопросы психологии”. Это было первое после длительного перерыва[1] периодическое издание, консолидировавшее научное психологическое сообщество в СССР. Кроме того, новый журнал, рассчитанный на специалистов-психологов, открыл для ученых, работавших как в научно-исследовательских институтах психологии, так и на многих кафедрах психологии в пединститутах и в психологических лабораториях страны, возможности широкой и, главное, оперативной публикации результатов своих исследований. Конечно, издавались отдельные труды психологов – главным образом в виде книг, брошюр, некоторые статьи публиковались в журналах по смежным дисциплинам, в “Известиях АПН СССР”, выходивших с 1945 г., однако этих возможностей для отечественных психологов было явно недостаточно.

Решение о создании журнала “Вопросы психологии” было принято на заседании Президиума Академии педагогических наук РСФСР (ныне Российской Академии образования) 11 ноября 1954 г. Заслушав доклад А.А. Смирнова о будущем журнале, Президиум постановил:

«1. Утвердить ответственным редактором журнала А.А.Смирнова, заместителем отв. редактора – В.Н. Колбановского.

2. Журнал издавать в объеме 8 печатных листов, формата 70х108 в 1/16 долю, тиражом 5000 экземпляров с выходом один раз в два месяца.

 

6

 

3. Продажную стоимость одного экземпляра журнала установить в 10 рублей.

4. Среднюю ставку авторского гонорара за статьи, помещенные в журнале, установить в 2000 рублей за авторский лист...

6. Издание журнала возложить на Издательство Академии педагогических наук» [Архив АПН СССР. Ф. 25. Оп. № 1. Д. 1623. Л. 121 – 122].

В редколлегии журнала всегда работали ведущие отечественные психологи. Так, в самую первую редколлегию входили А.А. Смирнов, В.Н. Колбановский, Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, К.Н. Корнилов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов.. Именно этот состав редколлегии, в котором определяющую роль играли А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Б.М. Теплов, на многие годы вперед задал тот высокий научный уровень представления материалов, который наш журнал пытается сохранять и по сей день. За 40 лет существования журнала его редколлегию возглавляли А.А. Смирнов (1955 – 1958, 1967 – 1980), Б.М. Теплов (1958 – 1965),            А.М. Матюшкин (1981 – 1993). С большой частью научно-организационных функций замечательно справлялся Ф.А. Сохин – один из самых первых сотрудников редакции, впоследствии включенный в состав редколлегии и проработавший в течение десяти лет заместителем главного редактора.

Учрежденный в тот период развития нашего государства, когда о свободе творчества можно было только мечтать, журнал порою был вынужден приспосабливаться к нелегкой идеологической ситуации в стране. За три первых десятилетия его существования немало страниц в нем было пожертвовано на так называемые передовицы, на материалы, связанные с необходимостью откликаться на всевозможные “революционные” даты, а также даты в истории советского государства и съезды КПСС. Но невзирая на это, журнал делал все возможное, чтобы поддерживать высокий академический стиль подачи научной информации.

Юбилей не очень располагает к неприятным воспоминаниям. Однако нельзя не упомянуть, что в ряде публикаций основной упор делался на реализацию философских принципов марксизма-ленинизма в полном соответствии с задачами, обозначенными в статье, которая открыла самый первый номер “Вопросов психологии”: “журнал должен стать органом идейного сплочения психологов, строящих и развивающих свою науку на основе философских принципов марксизма-ленинизма и опирающихся на физиологическое учение И.П. Павлова как на естественнонаучный фундамент психологической науки. Проводя последовательную партийную линию в науке, линию воинствующего материализма, журнал должен давать беспощадный отпор всяческим рецидивам идеализма и вульгарного материализма в психологии” [1955. № 1. С. 3]. И все же, несмотря на идеологическое давление, умелыми и мудрыми действиями редколлегии журналу удалось сохранить лицо именно психологического издания, избегнуть участи быть подавленному, с одной стороны, физиологическим учением И.П. Павлова, а с другой стороны – философией марксизма. Главные редакторы стремились сформировать каждый номер журнала таким образом, чтобы и наука не пострадала, и цензура пропустила.

“Вопросы психологии” задавали тон обсуждения научных вопросов, над которыми размышляли ведущие психологи страны. На страницах журнала находили отражение научные дискуссии, всколыхнувшие психологическую общественность (вспомним хотя бы дискуссии о предмете психологии [1971. № 4 — 6; 1972. № 1 – 3], о психолого-педагогических проблемах обучения детей шестилетнего возраста [1984. № 5], о путях перестройки психологической науки [1988. № 1 – 5]). В новых условиях журнал обращается к обсуждению таких тем, как соотношение психологии

 

7

 

и педагогики, психология высшей школы, психологическая служба вообще и в школе в частности и др. О том, что эти темы действительно привлекают внимание наших читателей, свидетельствуют не только их письма, но и данные, полученные в результате анализа ответов подписчиков на анкету журнала. Проводившееся дважды (в 1988 и 1993 гг.) анкетирование показало, что большинство психологов – читателей нашего журнала на сегодняшний день заняты в системе образования и воспитания [1995. № 3].

На страницах журнала нашли отражение многие фундаментальные проблемы психологии, которые разрабатывались отечественными специалистами. “Вопросы психологии” послужили тем центром, который объединил психологов, работавших в разных концах необъятной страны. Такому объединению во многом способствовали тематические “круглые столы” – наиболее демократическая форма публикации материалов, позволяющая донести свою точку зрения до широкой общественности практически любому специалисту, как бы далеко от центра он ни работал и каких бы взглядов ни придерживался.

Читательская почта время от времени приносит письма, авторы которых выражают благодарность сотрудникам редакции за ту пользу, которую приносит им журнал.

Образованный в 1955 г., журнал “Вопросы психологии” в течение первых 22 лет был единственным научным психологическим журналом в СССР. Лишь в 1977 г. к нему прибавился ежеквартальник “Вестник Московского университета. Серия 14. Психология”, предназначенный, как и другие серии данного издания, для публикации работ сотрудников соответствующего факультета МГУ. В 1980 г. появился “Психологический журнал”, учрежденный АН СССР на базе Института психологии как одного из научных подразделений данной академии. Отрадно отметить, что за последние годы число издаваемых в России научных и научно-популярных журналов по психологии увеличилось и продолжает возрастать. В этих условиях редколлегия “Вопросов психологии” прилагает все усилия к тому, чтобы журнал оставался информативным и интересным для наших постоянных и новых читателей. В настоящее время число подписчиков нашего журнала приближается к 10 тыс., опережая, таким образом, тиражи других научных журналов по психологии.

Основные задачи журнала “Вопросы психологии” редколлегия видит в том, чтобы знакомить читателей с последними достижениями психологической науки в стране и за рубежом. Отражая в определенной степени ее сегодняшнее состояние, журнал стремится максимально способствовать развитию фундаментальных теоретических исследований и разработке методов решения практических задач, внедрению психологических знаний в жизнь. Наш журнал по-прежнему рассчитан на профессиональных психологов, в особенности на специалистов, разрабатывающих психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения, на работников системы народного образования (от дошкольного до послевузовского), а также на широкий круг читателей, интересующихся психологией. Поэтому, публикуя теоретические, экспериментальные и прикладные работы по общей, возрастной и педагогической, социальной, исторической психологии, журнал выделяет в качестве приоритетных темы, служащие психологизации образовательного процесса и прежде всего развитию психологической службы в школе, активному внедрению психологических знаний в обучение и воспитание, их использованию при анализе проблем развития современного общества, а также для психологического обоснования гуманистического подхода к проблемам человеческого существования.

 

8

 

Редколлегия журнала стремится к тому, чтобы на его страницах получило достойное отражение богатство отечественной психологической мысли, чтобы “Вопросы психологии” воспринимались читателями и как источник надежных сведений по истории психологической науки, в первую очередь российской. Именно поэтому в последние годы существенно расширилось число публикаций в разделах “История психологии” и “Памятные даты”.

Большое количество работ, впервые появившихся на страницах журнала “Вопросы психологии”, переиздаются затем за рубежом. К примеру, выпускаемый в США “Journal of Russian and East European Psychology” (прежнее название “Soviet Psychology”) формируется во многом за счет переводов статей из нашего журнала.

“Вопросы психологии” публикуют работы не только российских авторов, но также и специалистов из бывших союзных республик, пытаясь таким образом сохранить единое информационное пространство бывшего СССР. Кроме того, в журнале налажены прямые контакты с зарубежными, преимущественно американскими, психологами, которые пишут статьи специально для “Вопросов психологии”.

И сегодня, в год своего 40-летия, наш журнал отстаивает преемственность в плане сохранения не только основного профиля этого научного издания и основных рубрик, которые сформировались уже в начальном году издания (в самых первых номерах журнала, изданных в течение 1955 г., помимо рубрики, где публиковались теоретические исследования, существовали “Дискуссии и обсуждения”, “Критика и библиография, “За рубежом”, “Научная хроника”, “Экспериментальная аппаратура”), но даже таких технических характеристик, как объем (10 печатных листов) и формат издания. Журнал неизменно готовился небольшим числом штатных сотрудников редакции (на сегодняшний день в ней работают, помимо главного, еще два редактора и оператор ЭВМ). Нельзя не помянуть добрым словом зав. редакцией Л.И. Пригожину, которая работала в редакции с момента основания журнала в течение более двух десятков лет, налаживая всю организационно-техническую сторону жизни редакции, а также редакторов Н.И. Лименес, Т.В. Мишину и А.А. Никольскую. Эти женщины всегда помогали неопытным авторам, способствовали созданию интеллигентной, полной доверия атмосферы, предполагавшей неформальное отношение к делу. Традиции доброжелательности, внимательного отношения к посетителям пытается сохранить и новое поколение редакторов, пришедших на работу в журнал в первой половине 80-х гг., – А.В. Александрова и В.Г. Щур.

В настоящее время журнал “Вопросы психологии”, как и другие научные издания, переживает финансовые трудности. Инфляция, а также постоянный рост цен на полиграфические услуги вынуждают нас с каждой новой подпиской повышать цену. Пришлось это сделать и в первом полугодии 1996 г. Однако мы с надеждой смотрим в будущее. Уверены, что новизна постановки научных психологических проблем в сочетании с глубокими традициями их изложения, уровень их обсуждения будут и впредь привлекать читателей.



[1] В 1928 – 1932 гг. в СССР издавался журнал “Психология”, однако говорить о преемственности между этим изданием и журналом “Вопросы психологии” не приходится.