Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО,
заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии
Психологического института РАО Ирина Владимировна Дубровина родилась в Москве,
где и прошли ее детские и юношеские годы. После окончания Московского
городского педагогического института им. В. П. Потемкина в 1958 г. она начала
работать в школе учителем русского языка и литературы. В 1963 г. И. В.
Дубровина поступила в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР (ныне
Психологический институт РАО), где и работает в настоящее время. В 1967 г. она
успешно защитила кандидатскую диссертацию по проблемам психологии
математических способностей. После окончания аспирантуры продолжала
исследования в этой области. В 1976 г. она стала заведующей лабораторией
психологии формирования личности, которой до того времени руководила Л. И. Божович. С этого времени и в течение почти 20 лет И. В.
Дубровина возглавляет этот научный коллектив. Она продолжала заведовать
лабораторией и тогда, когда была заместителем директора Института, — с 1978 по
1993 г.
И. В. Дубровина внесла большой вклад в разработку проблем генезиса
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выявила ряд фактов и
закономерностей, имеющих фундаментальное значение для возрастной психологии.
Под ее руководством и с ее непосредственным участием проведено глубокое и
всестороннее исследование переходного периода от подросткового к юношескому
возрасту, впервые ставшего предметом специального систематизированного
исследования. Его результаты нашли отражение в монографии
«Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому
возрасту)» (М.: Педагогика, 1987). В 80-е гг. под руководством И. В. Дубровиной на значительной выборке учащихся
было проведено исследование возрастной динамики психического развития на
протяжении подросткового - раннего юношеского возраста, охватывающее широкий
круг аспектов развития познавательной мотивационно-потребностной
сферы, самосознания и других сторон личности. Результаты этого исследования
были отражены в выпущенной под редакцией И. В. Дубровиной коллективной
монографии «Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет»
(М.: Педагогика, 1988).
146
Детальному анализу формирования личности старшего школьника
посвящена монография «Формирование личности старшеклассника» (М.: Педагогика.
1989). Различные аспекты формирования личности, осмысление этого процесса в
широком научном контексте рассматриваются в исследования» обобщенном в сборнике
под редакцией И. В. Дубровиной «Формирование личности в онтогенезе» (М.:
Педагогика, 1992).
С конца 70-х гг. под руководством И. В. Дубровиной проводилось
также исследование специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В
результате многолетних исследований впервые в отечественной психологии были
получены научные данные и выявлены причины особого типа психического развития и
развития личности детей школьного возраста» воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. На материале этого исследования
совместно с лабораторией дошкольного воспитания под редакцией И. В. Дубровиной
и М. И. Лисиной была издана коллективная монография «Психическое развитое
воспитанников детского дома». М.: Педагогика. 1990.
В 1980 г. по инициативе вице-президента АПН СССР Ю. К. Бабанского И. В. Дубровина начала работу по организации в
стране школьной психологической службы, и
уже в течение 15 лет она является признанным лидером в этой области,
успешно сочетая как теоретико-экспериментальные, так в научно-практические
разработки. Под ее руководством и при ее непосредственном участии созданы
«Положение о психологической службе образования» и ряд других нормативных
документов, составляющих основу деятельности психолога в системе образования. У
психологов, в том числе непосредственно работающих в школе, заслуженной
популярностью пользуется изданная под редакцией И. В. Дубровиной серия книг и
практических пособий по службе практической психологии образования, прежде
всего «Рабочая книга школьного психолога», а также созданная
ею оригинальная программа подготовки практических психологов
образования. И. В. Дубровина была одним из инициаторов, организаторов и
руководителей I съезда практических психологов образования России.
И. В. Дубровина является основоположником разработки нового
направления возрастной психологии — детской практической психологии.
Фундаментальные исследования И. В. Дубровиной, посвященные разработке
теоретических основ и прикладных аспектов детской практической психологии и ее воплощения в практике народного образования —
школьной психологической службе, отражены в авторской монографии «Школьная
психологическая служба: вопросы теории и практики (М.: Педагогика, 1991). И. В.
Дубровина является инициатором создания и главным редактором журнала «Детский
практический психолог».
Ирина Владимировна Дубровина обладает редким даром — глубокого,
почти интуитивного ощущения «пульса времени»: вот почему все ее исследования и
начинания оказываются на передовом рубеже наука и практики и так нужны людям.
Друзья, коллеги, многочисленные аспиранты и практические психологи
образования, а также сотрудники
редакции журнала «Вопросы психологии» от всей души поздравляют Ирину
Владимировну с юбилеем и желают ей счастья и долгих лет плодотворной
деятельности.