Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

79

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

 

К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. А. УХТОМСКОГО

 

ВКЛАД А. А. УХТОМСКОГО В ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ФИЗИОЛОГИЮ

 

В. П. ЗИНЧЕНКО

 

Тезисы доклада на Конференцию, посвященную 125-летию А.А. Ухтомского (г. Рыбинск, июнь, 1995).

 

1. Словосочетание «зачинательная личность» я встретил у нашего замечательного поэта Вяч. Иванова. Оно относится к великому физиологу и мыслителю А. А. Ухтомскому. Пора без всяких скидок признать его полноправным членом плеяды великих физиологов России конца ХIX — середины XX столетия. А. А. Ухтомский стоит в одном ряду с И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым,  Н. Е. Введенским, Л. А. Орбели, хотя он ни при жизни, ни после кончины не был признан и понят, как поименованные выше. Из всех них он наиболее близко подошел к изучению механизмов душевной жизни. Строго говоря, он никогда не отходил от этой темы, которая составляла лейтмотив его исканий. Дух и душа повлекли его в Троице-Сергиев Посад, из интереса к душевной жизни он написал диссертацию, посвященную теории познания И. Канта и поступил на естественно-математический факультет Петербургского университета для того, чтобы понять анатомию и физиологию Духа, а не мозга.

2. А. А. Ухтомскому принадлежит естественнонаучная интерпретация понятия «духовный организм», которое, конечно, и до него было широко распространено в теологии, философии, в науках о человеке. Он ввел понятие функционального органа нервной системы (функционального органа индивида). Под функциональным (не морфологическим) органом он понимал временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение или распределение активностей в пространстве и времени. К числу функциональных органов он относил парабиоз, доминанту, интегральный образ, воспоминание, желание и т. д., подчеркивая, что функциональные органы — это новообразования, возникающие во взаимодействии со средой, в активности индивида, который «сам деятельно идет навстречу среде». Он одобрительно отозвался (в 1927 г.) о первых исследованиях Н. А. Бернштейном живого движения, которое понималось автором как функциональный орган. (Живое движение реагирует, эволюционирует, инволюционирует…) Методы анализа движений, развитые Н. А. Бернштейном,

 

80

 

А. А. Ухтомский характеризовал как микроскопию времени, микроскопию хронотопа в сравнении с микроскопией неподвижных архитектур в пространстве. Он сравнил этот вид микроскопии с изобретением Левенгука и Мальпиги. Сегодня на этих методах основана вся когнитивная психология и психология действия.

Идея функциональных органов прочно вошла в психологию и физиологию (к сожалению, по распространенной у нас советской привычке часто без должных ссылок на А. А. Ухтомского). Эти органы-новообразования называют функциональными системами, артефактами, артеактами, амплификаторами — усилителями способностей и возможностей индивида, формами превращенными (и извращенными) и т. д. Функциональные органы, обладающие биодинамической, чувственной и эмоциональной тканью, рассматриваются как материал (материя), из которого можно конструировать духовный организм. Они действительно могут рассматриваться как анатомия и физиология духа. Более того, система разнообразных связей внутри органа и между органами представляет собой кровеносную систему, которая может закупориваться (склеротизироваться), вызывать ступор, шок.

3. А. А. Ухтомскому принадлежит фундаментальная идея хронотопии сознательной и бессознательной жизни. Хронотоп соединяет в себе три цвета времени (прошлое, настоящее, будущее), он представляет собой элементарную и виртуальную единицу вечности. Понятие хронотопа благодаря М. М. Бахтину, заимствовавшему (естественно, со ссылкой) его у А. А. Ухтомского, прочно вошло в современное искусствознание, литературоведение (В. Н.  Топоров, Ю. М. Лотман, Вяч. Вс. Иванов, С. С. Аверинцев) и, к сожалению, слишком медленно, но все же входит в психологию.

4. А. А. Ухтомского характеризовал свободный ум, который, к несчастью, отлетел от науки. Этот ум и великолепный, забытый нами русский язык присутствуют в его сочинениях и в подготовленной его учениками, последователями, поклонниками книге «Интуиция совести». Ее издание будет способствовать возвращению в науку свободного ума и русского языка, осмысленной и одухотворенной речи.

5. Общепризнанно, что учение великого И. П. Павлова определяло развитие психологии в первую половину XX в. Вторая половина прошла «без царя в голове», что, может быть, и не так уж плохо. Мне кажется, что психологию XXI в. в большой степени будет определять учение А. А. Ухтомского, на основе которого уже создается подлинная психологическая физиология (не надо смешивать с классической психофизиологией). Ее предсказывали Л. С. Выготский и А. Р. Лурия. Последний внес в нее значительный вклад.

6. Учение А. А. Ухтомского далеко выходит за пределы физиологии и психологии. Его идеи намного опередили достижения теории необратимых процессов, диссипативных структур, неустойчивых динамических систем, которая определяет сегодня развитие естествознания. К сожалению, ее создатель, наш соотечественник И. Р. Пригожин забыл русский язык и не знает трудов А. А. Ухтомского. Это особый сюжет, для развития которого можно и нужно искать энтузиастов.

7. А. А. Ухтомский не только знал философию. Его собственные философские идеи, в частности, непривычная для его времени интерпретация Декарта заслуживает философского осмысления (см.: Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993).