Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

18

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ

 

Ю. М. ДЕСЯТНИКОВА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящая работа посвящена изучению личностных особенностей, определяющих реакцию старшеклассников на изменение их социального окружения и условий жизни1. Исследование проводилось на старшеклассниках, переживающих так называемый эмиграционный стресс. Вместе с тем, обнаруженные в нем закономерности носят достаточно общий характер и приложимы также к реакциям на стрессы иного происхождения.

Несмотря на то, что, по общему мнению, старшин школьный возраст особо важен для становления личности, самоопределения и выбора своего жизненного пути, исследован он явно недостаточно. Однако можно выделить по меньшей мере две возрастные особенности старшеклассников, признаваемые разными исследователями и имеющие существенное значение с точки зрения интересующей нас проблемы. Одна из них — это повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов (в частности, в отличие от предшествующего — подросткового — периода, для которого характерны более активные, но менее эмоционально насыщенные отношения со сверстниками) [4]. Другая особенность старшего школьного возраста —это интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу [6], [8].

Эти особенности приводят к обострению стрессогенного воздействия смены социальных условий. С одной стороны, при столкновении с новыми этническими и социо-культурными группами сверстников многие сформировавшиеся ранее способы установления эмоциональных контактов оказываются неадекватными. С другой — новые социальные нормы и ценности общества затрудняют процесс социализации. Поэтому неудивительно, что в эмиграции у многих старшеклассников развиваются неблагоприятные психологические состояния, приводящие к серьезной социальной дезадаптации [1].

 

19

 

В современной психологии широкое распространение получили представления М. Селигмана о том, что важнейшим фактором, определяющим психологическую устойчивость личности, является уровень оптимизма (или, напротив, пессимизма). Согласно М. Селигману, этот уровень отражается в оценке субъектом своих успехов и неудач [7]. Выделяются три параметра, характеризующих эту оценку: 1) представление о постоянстве или временности успехов и неудач, 2) представление об их ситуативности или всеобщности, 3) приписывание их себе или окружению. При пессимистической установке неудачи рассматриваются как типичное явление, не ограниченное ни данным конкретным моментом (постоянство), ни данной конкретной ситуацией (всеобщность) и определяемое неотъемлемыми качествами самого субъекта. Успехи же связываются с воздействием сиюминутных факторов (временность), действующих только в данной конкретной ситуации (ситуативность) и определяемых не качествами субъекта, а внешними обстоятельствами. Оптимистический подход, обеспечивающий психологическую устойчивость, характеризуется прямо противоположными представлениями.

Анализируя взгляды М. Селигмана в свете собственных и литературных клинических данных и экспериментов на животных, B. C. Ротенберг и В. В. Аршавский развили теорию поисковой активности [5]. Согласно этой концепции, существенна не сама по себе оптимистическая или пессимистическая установка, а связанный с этой установкой уровень поисковой активности субъекта. Под поисковой активностью понимается деятельность, направленная на изменение ситуации или ее субъективного осмысления, при отсутствии уверенности в результатах своих действий, но при постоянном учете этих результатов на каждой стадии деятельности (альтернативными вариантами являются пассивный отказ от поиска, стереотипная активность и хаотическая активность панического типа). Уровень поисковой активности приобретает решающее значение в «тупиковых» ситуациях, когда действие по заранее заданному алгоритму становится невозможным или неэффективным. Понятие поисковой активности близко к введенному А. В. Запорожцем понятию ориентировочно-исследовательской деятельности [3], но, в отличие от последнего, соотносится прежде всего с установками личности, а не с когнитивными процессами.

Представляется чрезвычайно перспективным использование концепции поисковой активности при изучении психологической устойчивости старшеклассника к изменению социальных условий, хотя до сих пор эта концепция использовалась преимущественно в совершенно иной сфере — в сфере изучения и профилактики психосоматических заболеваний.

Задачи нашего исследования состояли в выявлении того, какое влияние оказывают на психическую устойчивость старшеклассников два типа личностных характеристик: а) оптимистическая или пессимистическая оценка своих успехов и неудач, б) выраженность установки на поисковую активность. B. C. Ротенберг и В. В. Аршавский указывают, что между этими характеристиками имеется тесная взаимосвязь: оптимистическая позиция способствует установке на поисковую активность, тогда как пессимистическая снижает ее. Однако мы предположили, что связь психологической устойчивости старшеклассников с уровнем поисковой активности будет более непосредственной, чем с уровнем оптимизма.

 

20

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для выявления уровня оптимизма-пессимизма использовался опросник CASQ, разработанный М. Селигманом с соавторами и направленный на выявление способов объяснения личностью своих успехов и неудач (в настоящее время он широко применяется в психологических исследованиях, проводимых в разных странах мира) [7]. Этот опросник включает 48 вопросов, позволяющих выявить три параметра оценки субъектом своих успехов и неудач: 1) постоянство-временность, 2) всеобщность-ситуативность, 3) атрибутивный стиль (поиск источника в себе или в окружении). Оценка по каждой из трех шкал может колебаться от -16 (предельный пессимизм) до +16 (предельный оптимизм). Суммарная оценка по первым двум шкалам определяет степень выраженности «надежды» (она колеблется от -32 до +32). Итоговая оценка представляет собой сумму оценок по всем трем шкалам и может колебаться от -48 до +48.

Для выявления уровня ориентации личности на поисковую активность была разработана оригинальная методика «Ситуации». Она основана на сочетании принципов построения проективных тестов и личностных опросников. Методика включает вербальное описание 15 открытых ситуаций, для каждой из которых предлагается по 4 варианта поведения. Тестируемый человек должен выбрать наиболее и наименее приемлемую, с его точки зрения, реакцию. На основе его предпочтений выводится количественная оценка предрасположенности к каждому из основных вышеописанных типов реакции: к поисковой активности, стереотипной активности, пассивному отказу от поиска и хаотическому (паническому) поведению. Предлагаемые для выбора варианты поведения равно приемлемы с точки зрения этической оценки, что позволяет избежать намеренного искажения результатов испытуемым. Они также по возможности уравнены с точки зрения их объективной адекватности описываемой ситуации. Приведем пример одной из использовавшихся ситуаций:

«Группа туристов отправилась в незнакомую им пещеру. Пока они находились там, произошел обвал, заваливший выход. При обсуждении сложившейся ситуации были высказаны следующие мнения:

I. Я предлагаю ждать, пока друзья спохватятся, что нас нет. Тогда они начнут нас искать и обязательно найдут. Если мы не будем тратить лишних сил, то нам надолго хватит наших скудных запасов еды и мы спокойно дождемся помощи.

II. Я предлагаю пойти на поиски другого выхода. Мы будем тщательно отмечать свой путь, складывая кучки из камней. Благодаря этому мы сможем узнать место, по которому уже проходили, даже на ощупь, когда кончатся батарейки в наших фонарях.

III. Я тоже предлагаю искать другой выход. Но складывание кучек из камней замедлит наше передвижение вдвое. Надо действовать быстро, не тратя драгоценного времени на излишние предосторожности. Не забывайте, что у нас почти нет еды.

IV. Я предлагаю попытаться разобрать завал. На это может уйти много времени, но зато мы точно знаем, что здесь есть выход, и не знаем, есть ли он где-либо еще».

«Позитивный» выбор ответа I в этой ситуации отвечает пассивной установке, так как он не предусматривает никакой деятельности. Ответ II работает на поисковую установку, поскольку он предполагает совершение деятельности с непредсказуемым

 

21

 

исходом, но с четкой фиксацией всех промежуточных результатов (маркировка пути кучками из камней). Вариант III свидетельствует о тенденции к хаотической активности: в нем подчеркивается дефицит времени и отрицается необходимость фиксации результатов поиска. Ответ IV отражает тенденцию к стереотипной деятельности (высокая активность без поискового элемента). «Негативный» выбор каждого из этих ответов, напротив, снижает балл по соответствующей шкале.

Итоговый суммарный балл по каждой из 4 шкал может колебаться от -15 (если во всех 15 ситуациях соответствующий вариант указывается как наименее приемлемый) до +15 (если он во всех 15 ситуациях указывается как наиболее приемлемый).

Отбор и корректировка предлагаемых ситуаций, а также предусмотренных вариантов поведения в каждой из них производились на основе обследования 30 старшеклассников. Основными критериями для отбора и корректирования ситуаций служили попарные интеркорреляции между разными ситуациями и коэффициенты корреляции «вопрос - тест».

По методике «Ситуации» и опроснику CASQ было обследовано по 30 старшеклассников-эмигрантов, относящихся к двум группам:

А. Старшеклассники в возрасте 15 — 18 лет, ориентированные на продолжение обучения и посещающие Центральный иерусалимский молодежный клуб, обеспечивающий им возможность коллективной художественной и научной деятельности;

Б. Старшеклассники того же возраста, не имеющие каких-либо определенных планов на будущее и посещающие районные иерусалимские клубы для подростков-эмигрантов (в этих клубах преобладающими видами деятельности являются настольные игры и просмотр видеокассет).

Группу А составляют старшеклассники со значительно более высокой психологической устойчивостью и успешностью адаптации, чем группу Б. Это подтверждается как наблюдениями и беседами со старшеклассниками, так и результатами выполнения диагностических методик (более подробную психологическую характеристику групп А и Б см. [2]).

Для оценки психологического состояния и уровня адаптированности использовались:

·     набор клинических проб (рисунки дома, дерева, человека, несуществующего животного);

·     оригинальная методика «Настоящее - Прошлое - Будущее», направленная на выявление наиболее значимых для испытуемого сфер его жизни, круга важнейших (по субъективной оценке) событий, оценки настоящей ситуации в соотношении с прошлыми, способов планирования своего будущего;

·     оригинальная методика «Я, Мы, Они», выявляющая, какие свои качества старшеклассник рассматривает как наиболее существенные, с какой группой он идентифицируется, каковы его установки в отношении ближайшего и более отдаленного социального окружения.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Средние данные по обследованным группам приведены в табл. 1, 2 (М — среднее значение по группе, s — среднее квадратичное отклонение). Статистическая значимость различий между группами А (с относительно высокой психологической устойчивостью) и Б (с более низкой устойчивостью) проверялась по критерию Манна-Уитни.

 

22

 

Таблица 1

 

Результаты выполнения опросннка CASQ

 

Группа

Показатель

 

Надежда

Атрибуция

Оптимизм

 

М

s

М

s

М

s

А

3,67

3,23

-0,97

2,07

2,70

4,29

Б

2,50

3,95

0,50

2,33

3,00

4,78

 

Таблица 2

Результаты выполнения методики «Ситуации»

 

Группа

Установка

Поисковая

Стереотипная

Паническая

Пассивная

М

s

М

s

М

s

М

s

А

4,07

3,25

1,93

2,87

-3,00

1,77

-3,00

2,28

Б

-0,67

3,91

1,4

2,57

-1,47

3,02

0,67

2,74

 

Как видно из табл. 1, уровень «надежды» несколько выше у более адаптированной группы (средние значения по группам А и Б равны соответственно 3, 67 и 2, 50). Другими словами, старшеклассники с большей психологической устойчивостью более склонны считать успехи постоянным и всеобщим явлением, а неудачи — временным и ситуативным. Однако различие не достигает статистической значимости. По второму показателю — атрибутивному стилю — различия противоположны. Для старшеклассников с большей психологической устойчивостью более характерно приписывание своих успехов внешним факторам, а неудач — своим промахам, тогда как для группы с меньшей устойчивостью более типичен противоположный вариант (средние значения равны соответственно -0, 97 и 0, 50 при р<0, 01).

Таким образом, более оптимистический, по мнению М. Селигмана, атрибутивный стиль оказывается менее перспективным с точки зрения возможностей приспособления старшеклассника к резкому изменению условий его жизни. Разнонаправленность различий по двум показателям оптимизма приводит к тому, что итоговый суммарный показатель в двух группах различается крайне слабо (средние значения по группам А и Б равны соответственно 2, 70 и 3, 00).

Как видно из табл. 2, установка на поисковую активность в группе А выражена существенно больше, чем в группе Б (средние значения соответственно — 4, 07 и -0, 67 при р<0, 01). Напротив, пассивная установка представлена в группе А значительно меньше, чем в группе Б (средние значения соответственно — -3, 00 и 0, 67 при р<0, 01). Установка на стереотипную активность несколько более выражена в группе А, на хаотическую (паническую) активность — в группе Б, однако различия не достигают статистической значимости.

Согласно взглядам М. Селигмана, как уже отмечалось, оба показателя оптимистической установки («надежда» и тенденция приписывать успехи себе, а неудачи — внешним факторам) позитивно связаны с психологической устойчивостью личности. По нашим данным, только первый из этих показателей связан с психологической устойчивостью позитивно, второй же — негативно. Мы объясняем это тем, что в исследованиях М. Селигмана не изучалась реакция испытуемых на стресс, вызванный резким изменением условий жизни. По-видимому, в этой ситуации психологическая устойчивость зависит, в первую очередь, от того, насколько активно человек анализирует и перестраивает свое поведение в соответствии с его результативностью, «оптимистическая» же атрибуция своих

 

23

 

успехов и неудач, напротив, способствует консервации прежнего стиля поведения.

Результаты, полученные по опросчику CASQ и методике «Ситуации», сопоставлялись с клиническими данными и результатами выполнения методик «Настоящее - Прошлое - Будущее» и «Я, Мы, Они». Это позволило более конкретно охарактеризовать изменения поисковой активности в разных жизненных сферах в зависимости от адаптационных психологических синдромов, имеющихся у тех или иных старшеклассников [1]. Было проанализировано три психологических синдрома, характерных для старшеклассников-эмигрантов:

1. Для синдрома сужения сферы деятельности — одного из наиболее мягких адаптационных синдромов, нередко встречавшегося в группе А, — типично повышение поисковой активности в социальной сфере, сопровождаемое тенденцией к стереотипной активности в сфере межличностных отношений. В методике «Настоящее - Прошлое - Будущее», как правило, дается обедненное описание прошлого; в описании настоящего подчеркиваются события, отражающие успехи в социальной сфере; дается развернутое описание предполагаемого будущего с акцентом на социальном функционировании. В методике «Я, Мы, Они» наблюдаются: фиксация социально значимых характеристик в описании себя; отнесение категории «Мы» к сверстникам независимо от страны их проживания и этнической принадлежности; позитивная или нейтрально-объективистская характеристика противопоставляемой группы («Они»). В опроснике CASQ по показателю «надежды» преобладает оптимистическая установка, по атрибутивному стилю — нейтральная. Несмотря на относительную мягкость этого синдрома, он может приводить к некоторым психологическим проблемам: трудностям в общении со сверстниками, конфликтам с родителями, снижению общего фона настроения и т. п.

2. Для синдрома психологической инкапсуляции, встречавшегося в обеих группах, типичны пассивный отказ от поиска или тенденция к хаотическим (паническим) реакциям в сфере межличностных отношений при сохранной поисковой активности в социальной сфере. В методике «Настоящее -Прошлое - Будущее» регулярно встречаются прямые указания на недостаток общения в настоящем, а нередко также и в прошлом; предполагаемое будущее описывается формально. В методике «Я, Мы, Они» присутствует дифференцированная психологическая характеристика себя; группа, описываемая как «Мы», или предельно узка (семья), или предельно широка (все эмигранты из России); крайне типична фиксация неудачливости своей группы («Мы»). В опроснике CASQ у этих старшеклассников преобладает нейтральная установка по показателю «надежды» и пессимистическая — по показателю атрибутивного стиля. Синдром психологической инкапсуляции менее благоприятен, чем сужение сферы деятельности, однако он, как правило, не приводит к особо тяжелым нарушениям адаптации.

3. Для тотального регрессаHaи более тяжелого из адаптационных синдромов, встречавшегося только в группе В, — типичны полный отказ от поисковой активности и общая пассивность. В методике «Настоящее - Прошлое - Будущее», как правило, наблюдаются идеализированное oписание прошлого, формальное описание настоящего и пессимистическая окраска предполагаемого будущего.

 

24

 

В методике «Я, Мы, Они» дается формализованная характеристика себя («анкетные данные»); категория «Мы» обычно отнесена к прошлому (описание группы своих друзей, оставшихся в России); социальное окружение («Они») характеризуется негативно. В опроснике CASQ ярко выраженная пессимистическая установка по показателю «надежды»; показатели атрибутивного стиля у разных старшеклассников с тотальным регрессом различны. Этот вариант реакции на эмиграционный стресс наиболее неблагоприятен. Для него характерна дезадаптация той или иной тяжести вплоть до клинических случаев, требующих психиатрической коррекции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы:

1. Психологическая устойчивость старшеклассников зависит в большей мере от ориентации на те или иные формы поведения в стрессогенной ситуации, нежели от общей эмоциональной установки субъекта (оптимистической или пессимистической).

2. Наиболее благоприятна ориентация на поисковую активность; ориентация на стереотипную активность нейтральна с точки зрения психологической устойчивости, пассивно-выжидательная позиция и паническая реакция — неблагоприятны.

3. Разные показатели оптимистической установки имеют разное значение для психологической устойчивости в условиях резкого изменения социального окружения. Благоприятна «оптимистическая» оценка общей ситуации (представление о временности и ситуативности неудач), и в то же время неблагоприятна «оптимистическая» атрибуция результатов своей деятельности (представление о себе как источнике успехов и внешнем окружении — как источнике неудач).

4. Дифференцированный анализ особенностей поисковой активности в разных жизненных сферах позволяет не только оценить общий уровень психологической устойчивости старшеклассника, но и охарактеризовать имеющийся у него адаптационный психологический синдром.

Проведенное исследование представляет не только теоретический, но и практический интерес. Обнаруженная в нем связь между установкой на поисковую активность и психологической устойчивостью старшеклассников к резкому изменению социального окружения позволяет, с одной стороны, предложить эффективную и портативную методику диагностики, а с другой — наметить направления коррекционной работы.

Методика «Ситуации» может успешно использоваться для выявления группы риска в ситуациях, связанных с резким изменением социального окружения и условий жизни. Кроме эмиграции такие ситуации возникают в случае смены места жительства внутри страны, при значительном изменении социального положения и уровня обеспеченности семьи, при переходе старшеклассника к жизни вне родительской семьи и т. п.

Общий принцип конструирования диагностической методики — создание проективных ситуаций с возможностью выбора того или иного варианта поведения — представляется перспективным для построения методик, направленных на оценку не только установки на поисковую активность, но и других личностных особенностей. Это позволяет сочетать высокую информативность и трудность фальсификации, характерные

 

25

 

для проективных методик, с возможностью точной количественной оценки результатов, присущей личностным опросникам и анкетам. Использованный принцип не является полностью оригинальным. В частности, на сходном принципе основан Широко известный тест Розенцвейга. Однако существенными особенностями нашей методики являются вербальная форма представления ситуаций и уравнивание предлагаемых вариантов ее разрешения с точки зрения этических критериев.

Полученные данные позволили сделать вывод о том, что для повышения адаптированности старшеклассников-эмигрантов к новым для них социальным условиям следует проводить работу по повышению интенции на поисковую активность и снижению как панических тенденций, так и пассивной установки. Такая работа проводилась в рамках групповой психотерапии и оказалась весьма эффективной в преодолении многих негативных проявлений эмиграционного стресса [2]. Это служит также косвенным подтверждением справедливости выводов, полученных в исследовании.

 

1. Венгер А. Л. Структура психологического синдрома //Вопр. психол 1994. № 4. С. 82 — 92.

2. Beнгеp A. Л., Десятников Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопр. психол. 1995. № 1. С. 25 — 33.

3. Запорожец А. В. Избр. психол. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.

4. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Политиздат. 1989.

5. Ротенберг B. C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.

6. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987.

7. Seligman М.Е.Р. Learned Optimisv. N. Y. 1991.

8. Thomae H., Lehr U. Stages, Crises, Conflicts and Life-span Development // Human Development and the Life Course. Hillstale. N. J., 1986. P. 429— 444.

 

Поступила в редакцию 16. V 1995 г.



1 В разработке методики исследования принимали участие А.Л. Венгер и B.C. Ротенбсрг.