Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

136

СПРАВОЧНОЕ РУКОВОДСТВО ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ТЕСТОВ

 

Л.А. СТУКАЛОВА, С.Н. БОКОВ

 

МОСКВА

 

П. Клайн. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование: Перевод с английского / Под ред. Л.Ф. Бурлачука. Киев: ПАН Лтд., 1994. 288 с.

 

Книга является первым переводом на русский язык руководства по методологии психодиагностики профессора факультета психологии Эксетерского университета (Великобритания) Пола Клайна, чьи многочисленные работы по различным аспектам психологии широко известны и признаны в мире. Она состоит из предисловия редактора русского перевода, предисловия автора к английскому изданию 1986 г., 11 глав, словаря, библиографии и именного указателя.

Автор в своем предисловии к английскому изданию 1986 г. пишет о том, что книга преследует сугубо практические цели. Ее надо рассматривать как методическое пособие, путеводитель для всех, кто занимается разработкой психологических тестов.

Словарь представляет собой достаточно подробное толкование используемых в психометрии терминов. Необходимо отметить, что это первый изданный на русском языке систематизированный свод специальных понятий, связанных с психодиагностическими измерениями. Он включает в себя и некоторые определения, либо ранее на русском языке не приводившиеся, либо не имевшие своего четкого русскоязычного толкования применительно к психодиагностическим исследованиям.

Первая глава («Характеристики эффективных психологических тестов») посвящена анализу требований, которые автор рассматривает в качестве условий эффективности психологического теста: использование шкалы интервалов; надежность; валидность; дискриминативность; наличие нормативных данных или критериев, установленных экспертами (в случае индивидуальноориентированных тестов). Серьезно разработано в главе понятие валидности. Автор анализирует содержание

 

137

 

очевидной (внешней); конкурентной; прогностической; инкрементной и дифференциальной; содержательной и конструктивной валидности. При этом подчеркивается, что не может быть какого-либо единственного показателя, демонстрирующего валидность теста, и для полной ее проверки следует учитывать множество получаемых показателей. В качестве своего рода приложения к обсуждаемым в главе проблемам надежности, валидности и дискриминативности приводится изложение классической теории погрешности измерений, иллюстрированное необходимым математическим аппаратом.

В заключении первой главы значительное внимание уделяется особенностям ответов на задания тестов. В рамках этого описываются кривые зависимости «задание-ответ», модель Раша и т.д. Представлен небольшой раздел, посвященный проблемам компьютерного представления психологических тестов. Автор подчеркивает, что целью конструирования тестов является разработка высоко валидных, надежных и дискриминативных тестов.

Конкретным путям осуществления этого для тестов различных типов посвящены последующие главы руководства.

Глава 2 («Создание надежных тестов 1: Интеллект и способности. Разработка заданий») посвящена анализу закономерностей создания тестов способностей и достижений. Основное внимание автор уделяет рассмотрению вопросов разработки заданий, что он считает фундаментальным аспектом конструирования тестов. Дается подробная характеристика различным видам заданий для тестов интеллекта: аналогиям, заданиям типа «встретил лишнее - убери», последовательностям. По мнению   П. Клайна, используя эти три типа заданий, можно создать большое их количество для измерения «текучих и кристаллизованных» способностей на разнообразном материале и разного уровня сложности. Уделяется внимание тестам специальных способностей и достижений, заданиям с несколькими вариантами выбора. Анализируются также сложности, возникающие с альтернативными заданиями. Рассматривая проблемы эффективности заданий, автор формулирует четыре положения подхода к конструированию заданий, включающие в себя рекомендации использования заданий с вариантами выбора, заданий на восстановление соответствия и альтернативных в их сочетании.

Третья глава методически является продолжением второй, но посвящена рассмотрению личностных опросников («Создание надежных тестов 11: Личностные опросники. Разработка заданий»). Она содержит рассмотрение общих вопросов конструирования личностных опросников, формулирование вопросов (утверждений) для личностных опросников, обсуждение путей устранения влияния установок на ответ испытуемых, короткое рассмотрение принципов содержания вопросов (утверждений). В заключении к главе приводится алгоритм («краткое пошаговое описание») для конструирования заданий тестов личности.

Принципам конструирования тестов других типов посвящена глава 4 («Создание надежных тестов 111: Конструирование тестов других типов»), также являющаяся логическим продолжением (и заключением) второй главы. Под «другими тестами» автор подразумевает объективные тесты личности или темперамента, проективные тесты, инструменты измерения настроения и интересов, шкалы позиций. Каждой из перечисленных групп тестов дается определение, освещаются основные преимущества и недостатки, описываются основные методические и методологические приемы конструирования. Автор высказывается в пользу разработки новых проективных тестов, в которых изучение конкретных психологических явлений будет сочетаться с осуществлением объективной обработки результатов.

 

138

 

Разработке вопросов надежности тестов, отбору и оцениванию заданий, вычислению дискриминативности и валидности посвящены соответственно главы 5, 6 и 7. Очень подробно, с использованием методов математической статистики обсуждаются два основных для психометрических тестов понятия – надежности и валидности. Анализируются источники неудовлетворительной надежности, требования к выборке испытуемых для изучения надежности; описываются процедуры, используемые для отбора заданий с учетом различных переменных выборки, рассматриваются процедуры анализа заданий тестов; значительное место уделяется освещению значению различных видов валидности для психометрического конструирования.

Глава 8 отражает рассмотрение одного из наиболее актуальных вопросов создания тестовых методик – стандартизации тестов. Подчеркнуто, что определяющим аспектом этого является стандартизация выборки, при формировании которой следует учитывать такие важные переменные, как объем и репрезентативность выборки, причем последняя, по мнению П. Клайна, более важна, чем ее размер. Изложение материала главы сопровождается подробной математической иллюстрацией и примерами различных тестовых методик.

Глава 9 («Другие методы конструирования тестов») содержит описание еще двух методов конструирования тестов: на основе критериальных ключевых признаков и факторно-аналитических методов. Указывается на то, что конструирование факторно-аналитических тестов имеет преимущества по сравнению с тестированием, основанным на критериальных ключевых признаках.

Небольшая по объему глава 10 («Компьютеризированное тестирование, индивидуальноориентированное тестирование, шкалирование по Рашу и изучение когнитивных процессов») характеризуется исключительно большой информационной насыщенностью. В частности, она содержит материал об использовании в психодиагностике компьютеров, что достаточно слабо освещено в отечественной литературе. П. Клайн указывает на то, что теоретически любой тест может быть представлен в компьютерном варианте, за исключением тестов, использующих трехмерные объекты. Преимуществом компьютерного представления тестов является его автоматическое проведение, автоматическая обработка и представление результатов, а также автоматизированное хранение данных в любой необходимой форме, чем обеспечивается их статистический анализ. Однако при этом автор специально подчеркивает, что «компьютеризированная версия стандартного теста напоминает, вероятно, прекрасно оформленное издание книги, но сафьяновый переплет не улучшит ее содержание». П. Клайн призывает потенциальных разработчиков тестов не создавать их только для того, чтобы компьютер позволял их реализовать.

В главе 11 («Обзор и заключение») в кратком резюме излагается в виде шестнадцати «шагов» «памятная записка» при конструировании тестов.

В заключение приводятся подготовленные редактором издания на русском языке библиографические списки основных публикаций по психодиагностике и применению математической статистики в психологии, вышедших в нашей стране в 60 – 90-е гг.

Оценивая «Руководство» П. Клайна в целом, необходимо подчеркнуть актуальность и своевременность его выхода. Оно в какой-то мере заполняет вакуум специальной литературы по психологической диагностике, к сожалению, все еще сохраняющийся в нашей стране. Несомненно, что рецензируемая книга окажется ценным пособием как для специалистов, занимающихся проблемами создания новых психодиагностических методик, так и для всех, кто так или иначе связан с вопросами психодиагностики.