130
КОРОТКО О КНИГАХ
ФИЛОСОФИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЛИНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Aswerus
B. Unternehmensphilosophie und
Personalentwicklung. Munster – N.Y.: Waxmann, 1993. 222 S.
Международное издательство
«Waxmann», выпускающее новейшие диссертационные исследования в
области гуманитарных наук на немецком и английском языках (серия
«Internationale Hochschulschriften»), опубликовало монографию Биргит Асверус –
профессионального психолога, которая также хорошо подготовлена в области
философии и математики. С 1989 г. она занималась в различных организациях
проблемой дальнейшего образования взрослых (мы бы назвали это повышением
квалификации кадров) и после защиты в 1992 г. диссертации работает научным
сотрудником в университете г. Мюнстера (ФРГ).
Психологическое
исследование Б. Асверус будет чрезвычайно интересно отечественному читателю,
знакомому пока лишь с отдельными работами в области психологии
предпринимательства. Оно охватывает достаточно полно спектр тех зарубежных
теоретических и эмпирических разработок, которые связаны с решением практических задач психологической поддержки развития
персонала. Три других направления задают более широкий психологический контекст
исследования: психология труда, психология принятия решений (в
«деятельностно»-ориентированных моделях) и развитие личности взрослого человека
при оказании ему поддержки в нахождении и совершенствовании своих способностей.
В начале книги автор
отмечает ценностный характер своих научных и практических целей,
ссылаясь на ставший классикой Хоторнский эксперимент, в котором было показано,
что задачи повышения эффективности производственной деятельности отнюдь не
обязательно должны противоречить личностным устремлениям работающего человека.
В своем исследовании Б. Асверус продемонстрировала взаимосвязи личностных
установок высокого уровня обобщения (мировоззрения, убеждения, ценностные
ориентации) с готовностью предпринимателей (в сфере производства) не просто
успешно выполнять свою работу, а стремиться в ней к инновациям и личностному
развитию.
Исследованием было охвачено около 2000 испытуемых, занятых в сфере «среднего» бизнеса, но с дифференцированным представлением результатов для выборок мелких, средних и крупных компаний. Использовались полустандартизованные интервью, опросники, методики вынужденного выбора и другой методический арсенал, который позволял психологу решать разные, но взаимосвязанные задачи психологической диагностики, социологического опроса и проверки моделей о факторах разноуровневой регуляции деятельности предпринимателя. В монографии можно выделить три основные части. В первой (1 – 3 главы) изложены теоретические предпосылки исследования,
131
во второй (4 – 5
главы) представлена его эмпирическая часть – от обоснования выбора испытуемых и
методических средств до описания сводных таблиц результатов. В последних двух
главах (6 и 7) даны обсуждение и выводы. Позиции, конкретизируемые в первых
трех главах, демонстрируют опору автора на понимание развития личности
взрослого не как реактивного процесса, а как постепенного сознавания человеком
связи задач личностного становления и дальнейшей профессионализации. Термин
«философия» предпринимательства и служит подчеркиванию имманентной, из
потребностей самого человека проистекающей тенденции поиска своего места в
жизни, поиска, каким быть, и уже в связи с этим – как организовывать свою
работу, как принимать профессиональные решения.
Автор отдает дань и хорошо
известным нам моделям – генерализации ожиданий, «теории ожидаемых ценностей»,
мотивационной модели Ханса Хекхаузена, связывающей мотивационные тенденции с
факторами переживания успеха или неуспеха своих действий (как целедостижения),
и мало знакомым отечественному читателю. Так, она особенно выделяет «теорию опоры
на имидж» американских авторов L.R.Beach и T.R. Mitchell (1987),
связывающих готовность принимать решения с тремя уровнями психологической
регуляции: 1) использования субъектом возможностей, имеющихся в наличии в
контексте образа Я, 2) формируемых на основе желательных предвосхищений (здесь
терминологически ведущим является понятие цели) и 3) планирования, основанного
на предсказаниях и развернутых стратегиях. Новизна идей для отечественного
читателя здесь будет связана с конкретизацией этих общепсихологических
предпосылок применительно к описанию на их основе стратегий профессиональных
решений людей, занятых в сфере среднего бизнеса. Автором обосновывается и
эмпирически затем подкрепляется положение о том, что только осознание целей
личностного развития позволяет предпринимателям адекватно соотносить
разноуровневые факторы регуляции в своей профессиональной деятельности.
Психологическая помощь персоналу принимает при этом вид поддержки личностного
развития.
Отечественному читателю
будут интересны и те психологические характеристики
рассмотренных популяций, которые в исследовании иногда выглядят побочными или само собой разумеющимися, но они отнюдь не «прописаны» пока в
обзорах на русском языке. Любопытными представились нам следующие факты. Во-первых,
прагматический успех предпринимательской деятельности (деньги и материальные
приобретения как конечная цель) в среднегрупповых данных занимает места только
ниже пятого, т.е. на первых местах представлены совсем
другие цели занятия профессиональной деятельностью. Во-вторых, больше всего в
своей работе предприниматели ценят возможность обмена мнениями с коллегами и
совместную разработку процедур принятия решений. Уровень же профессионализации
прямо связывается ими с возможностями самоактуализации, с возможностью
отыскания новых аспектов в своей работе и возможностью испытывать от нее
удовлетворение. Такие черты современного немецкого предпринимателя, как
готовность ставить цели личностного развития выше всех других и ориентироваться
на принципы совместного сотворчества в своей профессиональной деятельности,
явно пока далеки от характеристик популяций отечественных предпринимателей.
Отличаются они и от привычного культурологического портрета профессионала в
американском бизнесе, где подчеркивается, что люди выбирают не работу, а
деньги, которые платят за эту работу. Данное исследование интересно, таким
образом, и с точки зрения
132
расширения горизонтов в принятии как психологами, так и предпринимателями навязываемых сейчас российскому обществу якобы новых этических принципов открытого общества. Оказывается, и в открытом обществе предполагается не очевидным и достаточно трудным путь к личностному развитию, требующий психологической поддержки.
Кроме того, монография Б. Асверус
может рассматриваться в качестве серьезного введения в разработку методического
арсенала, требующего спецификации известных психологических методик в
соответствии с новыми задачами психологического исследования в сфере
предпринимательства. Обширное приложение дает хорошие ориентиры тем, кто
захочет проводить аналогичные работы.
Корнилова Т. В.
Москва