Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

19

 

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

В.А ЯСВИН

 

Исследования отношений развивающейся личности к миру природы представляются актуальными как для разработки психолого-педагогических основ экологического воспитания, так и для углубления представлений возрастной психологии о своеобразии психологических особенностей каждого возраста.

Психологами наиболее подробно изучены основные типы деятельностей, в которых осуществляется психическое развитие в онтогенезе: игра, учение и общественнополезная деятельность. В то же время для понимания развития психики как целостного процесса необходимо иметь представление о содержании и функциях других типов деятельности, выяснить, с какими сторонами действительности взаимодействует ребенок, какие психологические процессы и каким образом при этом протекают [11]. В этом плане экспериментальные данные о структурно-динамических особенностях личностного отношения к природе детей разного возраста представляют как практический, так и теоретический интерес.

Проблема отношения личности к природе была впервые поставлена в отечественной психологии А.Ф. Лазурским, которым в ряде работ рассматривалась совокупность субъективных отношений личности [5], [6]. Необходимость психологического анализа взаимодействий человека с природой в системных исследованиях механизмов функционирования ноосферы особо подчеркивалась и Б.Г. Ананьевым [1].

В настоящее время психологами проведен ряд экспериментальных исследований, в которых рассматриваются определенные аспекты личностного отношения к природе. В частности, А.П. Сидельковским предложены критерии и методы изучения формирования отношения к природе [10]; Д.Ф. Петяевой исследовано развитие представлений о живой природе у дошкольников [9]; Г.В. Шейнис показано влияние развития отношений подростков с природой на их нравственное становление [12]; С.Д. Дерябо изучен характер восприятия школьниками природных объектов, доказана возможность их влияния на личность,

 

20

 

когда они воспринимаются как своего рода субъекты [3]. В наших исследованиях установлены как количественные, так и качественные структурные различия личностного отношения к природе у лиц с высоким и низким уровнем его интенсивности [13].

Б.Ф. Ломов отмечал, что «субъективные отношения личности» являются наиболее общим понятием, обозначающим такие характеристики личности, как ее ценностные ориентации, симпатии, интересы и ряд других, которые связаны с потребностями, мотивами и целями, но не сводятся к ним. При этом «субъективное отношение личности» выступает в качестве родового для таких понятий, как «установка», «личностный смысл» и «аттитюд» [7].

Отношение к природе (как и другие отношения личности) может быть охарактеризовано через показатели его параметров (или измерений), разработанных в психологической концепции отношений личности В.Н. Мясищева [8]. Б.Ф. Ломовым в качестве базовых выделялись такие параметры, как модальность, интенсивность, широта и устойчивость, а доминантность, активность, когерентность, эмоциональность, обобщенность, принципиальность сознательность рассматриваются как производные параметры отношения [7].

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Проведенный теоретический анализ показал, что одним из наиболее важных параметров отношения является его интенсивность [13]. Интенсивность – это показатель силы проявления отношения, который отвечает на вопрос о том, какие именно потребности и в какой мере запечатлены в данных объектах и явлениях мира, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение личности.

Интенсивность, таким образом, выступает в качестве структурно-динамической характеристики данного отношения.

Для измерения параметров интенсивности личностного отношения к природе и изучения его структурных особенностей у разных испытуемых был разработан опросник «Натурафил» [13]. Опросник включает четыре основные шкалы, соответствующие четырем теоретически выделенным компонентам интенсивности отношения к природе (или компонентным субпараметрам отношения): перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поведенческому (на уровне поступков), а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции. Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы эстетическо-этических потребностей, проявляющейся в готовности и стремлении взаимодействовать с ними на эмоциональном уровне, восприимчивости к их эмоционально выразительным элементам и т.д. Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы познавательных потребностей, проявляющейся в готовности и стремлении искать, принимать и перерабатывать информацию об этих объектах. Практическая шкала (Пр) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы потребности в компетентности, проявляющейся в готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами. Поведенческая шкала (Пс) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы, потребности в персонализации, проявляющейся в активности личности, направленной на изменение окружающей

 

21

 

среды в соответствии с ее отношением к природе. Дополнительная шкала «натуралистической» эрудиции нацелена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы.

Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов, диагностирующих отношение к трем условным классам природных объектов: животным, растениям и целым природным комплексам (для обеспечения содержательной валидности).

«Сырые» результаты по каждой шкале (от 0 до 10 баллов) переводятся в стандартную шкалу стенов с М=5,5 и s=2. Показатель параметра интенсивности подсчитывается путем суммирования «сырых» результатов по четырем базовым шкалам и перевода в стандартную Т-шкалу с М=50 и s=10.

Ретестовая надежность методики (проверена на выборке испытуемых 14 – 15 лет, n=172) на интервале в две недели по критерию Пирсона равна 0,829, надежность – как внутренняя согласованность в целом на выборке (состоящей из разных социально-возрастных групп) по критерию Кьюдера-Ричардсона равна 0,693 (n=719).

Валидность по содержанию обеспечивалась при составлении матрицыспецификации. Критериальная валидность методом контрастных групп (по 50 человек в каждой): (А) активно участвующие в экологическом движении и (Б) школьники, у которых обнаружен низкий уровень развития отношения к природе, равный 0,560. При анализе внутренней согласованности методом контрастных групп по суммарному баллу опросника (по 20 человек в каждой) для всех шкал и всех пунктов получены значимые различия (р<0,01).

В исследовании приняли участие 1007 школьников 10 – 17 лет (по 10% учащихся V, VII, IX и XI классов каждого пола каждого возраста каждой школы города) и 81 учитель разных специальностей Даугавпилса (Латвия). В исследовании использовался констатирующий эксперимент, проведенный по методу поперечных срезов, в качестве переменной выступал возраст испытуемых.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Анализ динамики развития личностного отношения к природе школьников показывает, что в 10 – 11 лет интенсивность отношения находится на максимальном уровне (53,45 балла по Т-шкале), затем к 12 – 13 годам происходит незначительное падение (до 52,25), которое не является статистически значимым, в 14 – 15 лет наблюдается резкое падение интенсивности отношения к природе (до 46,99), значимое на 1% уровне, к 16 – 17 годам происходит подъем интенсивности, которая тем не менее не достигает уровня 10 – 13 лет. Показатель равен 48,85 балла по Т-шкале.

Анализ динамики изменения структуры интенсивности отношения к природе в различных возрастных периодах позволяет выделить ряд закономерностей (см. рис. 1).

В возрастной группе 10 – 11 лет наиболее выражен когнитивный компонент (5,95 стена), а также на высоком уровне находятся поведенческий (5,81) и практический (5,74). Значительно менее выражен перцептивно-аффективный компонент (4,79). В этой группе нельзя сделать вывод о ведущем компоненте в структуре интенсивности: если перцептивно-аффективный компонент статистически значимо на 1% уровне отличается от остальных, то различия между другими тремя компонентами незначимы даже на 5% уровне.

В группе 12 – 13 лет на первое место выходит поведенческий компонент

 

22

 

Рис 1. Возрастная динамика (а) и структура интенсивности (б) отношения к природе у школьников 10 – 17 лет; значения 1-хритерия Стьюдента при попарном сравнении возрастных групп (* – р<0,05; ** – р<0,01).

 

(5,63 стена), на втором – когнитивный (5,31), на третьем – практический (5,26), на последнем – перцептивно-аффективный (5,11). Таким образом, происходит своего рода кристаллизация поведенческого компонента как ведущего из группы «ведущих», которая была характерна для 10 – 11 лет.

В возрасте 14 – 15 лет (при самом низком уровне интенсивности отношения к природе) структура этого отношения существенно меняется. Происходит резкое падение показателей по всем шкалам и принципиальное их переструктурирование: ведущим становится перцептивно-аффективный компонент (4,79). На второй позиции поведенческий (4,58). Далее когнитивный (4,31) и практический (4,26). Ведущий перцептивно-аффективный компонент превосходит когнитивный и практический на 1% уровне.

В этом возрасте намечается структура интенсивности, которая в целом характерна для взрослых.

В возрастной группе 16 – 17 лет при общем повышении показателей перцептивно-аффективный компонент (5,22) доминирует абсолютно – он превосходит все другие на 1% уровне. На втором месте находится практический компонент (4,71), на третьем – поведенческий (4,687), на четвертом – когнитивный (4,63). Такая структура уже полностью соответствует структуре интенсивности отношения к природе у взрослых.

Кроме того, существует еще одна общая тенденция развития интенсивности отношения к природе у школьников: на каждом следующем возрастном этапе когнитивный компонент опускается на один ранг ниже – от первого в 10 – 11 лет до четвертого в 16 – 17 лет, т.е. отношения становятся

 

23

 

все менее познавательными, рациональными и все более эмоциональными.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Если сопоставить возрастную динамику интенсивности отношения к природе с возрастными изменениями других психологических характеристик, также описывающих его, то можно получить более полное представление о процессе формирования личностного отношения к природе в онтогенезе.

Для этого был проведен сравнительный анализ данных, полученных в различных исследованиях с помощью разных экспериментальных процедур (см. рис. 2). Рассматривались возрастные изменения следующих характеристик отношения к природе: 1) его доминантность в системе других отношений личности; 2) типы экологических установок – готовность к действиям с природными объектами эстетического, этического (природоохранного) или прагматического характера [13]; 3) готовность (или отказ) заниматься решением экологических проблем и заботиться о природе [12]; 4) восприятия объектов природы в качестве своего рода субъектов [3].

 

Рис 2. Возрастная динамика психологических параметров, характеризующих личностное отношение к природе у школьников 10 – 17 лет: а) доминантность отношения (Д) и экологические установки этического типа (ЭУ); б) интенсивность отношения (И) и экологические установки прагматического типа (ПУ); в) экологические установки эстетического типа; г) восприятие природных объектов в качестве субъектов (по С.Д. Дерябо). (По оси абсцисс – возраст, по оси ординат – личностное отношение к природе, в баллах.)

 

24

 

В младшем подростковом возрасте (10 – 11 лет) доминантность отношения к природе уже достаточно выражена, но еще более возрастает к 12 – 13 годам, достигая своего максимального значения. Это согласуется с данными Г.В. Шейнис о том, что «развитие отношения с природой личностно значимо, отвечает психологическим потребностям, интересам и возможностям подростков, особенно в возрасте 12 – 13 лет» [12; 11] (рис. 2 а). К старшему подростковому возрасту (14 – 15 лет) наблюдается снижение доминантности до уровня 10 – 11 лет, которое становится еще более заметным в юношеском возрасте. Отношение с природой все более уступает другим сферам отношений личности.

Интересно, что возрастная динамика отношения к природе в целом совпадает с возрастной динамикой экологических установок этического типа (природа воспринимается как объект охраны и заботы). Отметим также, что в подростковом возрасте подобная тенденция характерна и для готовности школьников заниматься решением экологических проблем и заботиться о природе.

Обращает на себя внимание также «зеркальный» характер возрастных изменений интенсивности отношения к природе у подростков и юношей и динамики их экологических установок прагматического типа (природные объекты воспринимаются как источник какого-либо полезного для человека продукта) (рис. 2 б). Прагматическое восприятие природы возрастает от младшего к старшему подростковому возрасту, в то время как интенсивность отношения на этом промежутке понижается. В 14 – 15 лет прагматические установки достигают максимального уровня, а интенсивность – минимального.

Характерно, что от младшего к старшему подростковому возрасту повышается также процент школьников, отказывающихся принимать участие в природоохранной деятельности [12]. Затем к юношескому возрасту наблюдается как повышение интенсивности, так и понижение уровня установок прагматического типа. К старшему подростковому и особенно к юношескому возрасту отмечается возрастание уровня сформированности эстетических установок, которые начинают доминировать среди других типов экологических установок (рис. 2 в).

Для восприятия природных объектов в качестве своего рода субъектов характерно постепенное снижение интенсивности отношения к природе на возрастном промежутке от 10 до 17 лет [3] (рис. 2 г).

Таким образом, личностное отношение к природе является сложной системой взаимосвязанных составляющих элементов, которые, обладая собственной возрастной динамикой, в то же время подчиняются определенным общим закономерностям.

Д.Ф. Петяева приходит к выводу, что характер отношения дошкольников к объектам живой природы в основном обусловлен мерой развития их представлений о живом, способностью дифференцировать живое от неживого, иными словами, уровнем развития их познавательной сферы [9]. В то же время для этого возраста характерно анимистическое восприятие мира (Ж. Пиаже) – наделение физических объектов сознанием, волей, душой, т.е. восприятие их в качестве своего рода субъектов.

Учитывая эти две важнейшие характеристики, личностное отношение к природе у дошкольников может быть обозначено как субъектно-познавательное.

 

25

 

Доминирование когнитивного компонента сохраняется до 10 – 11 лет, а затем происходит равномерное снижение его ранга среди других компонентов отношения. К юношескому возрасту когнитивный компонент занимает уже низший четвертый ранг (см. рис. 1).

Младший и средний подростковый возраст (10 – 13 лет) характеризуется высокой интенсивностью и доминантностью отношения к природе, готовностью участвовать в природоохранной деятельности и заботиться о природе, невысоким уровнем прагматических экологических установок, высокой степенью приписывания природным объектам субъектных свойств. Поэтому их отношение к природе в целом можно обозначить как субъектно-этическое.

Для старшего подросткового возраста (14 – 15 лет) на фоне низкой интенсивности отношения к природе характерно также снижение его доминантности, резкий спад природоохранной активности, а также понижение уровня восприятия природных объектов в качестве своего рода субъектов (в этом возрасте он становится ниже среднего значения для выборки школьников 10 – 17 лет [3]), при этом максимума достигают прагматические экологические установки. Этот тип отношения к природе может быть обозначен как объектно-прагматический.

И наконец, в юношеском возрасте (15 –.17 лет) вновь намечается повышение интенсивности отношения и снижение уровня прагматического восприятия природы; продолжает падать доминантность отношения, а также склонность к деятельности по охране природы и заботы о ней; природа все более и более воспринимается именно как объект (в противоположность субъектному восприятию, характерному для ранних этапов онтогенеза); в это время преобладают экологические установки эстетического типа. Личностное отношение к природе в юношеском возрасте, таким образом, может быть обозначено как объектно-эстетическое.

Представление об онтогенезе личностного отношение к природе в юношеском возрасте, таким образом, может быть обозначено как отношения к природе может быть расширено в результате анализа экспериментальных данных А.А. Бодалева, полученных им при исследовании онтогенеза восприятия человека [2]. В частности, он приводит данные о содержании детских рисунков на свободную тему. Эти рисунки были разделены на группы в зависимости от их тематики: пейзаж (природа), индустриальный пейзаж, животные, люди (активно действующие и портреты), иллюстрации к сказкам. «Содержание работ детей на так называемую свободную тему позволяет увидеть, что в окружающей действительности ребенку интересно в каждый момент, что вызывает у него эмоциональный отклик и осмысливается» [2; 82].

Таким образом, речь идет о проявлении в тематике рисунков личностного отношения их авторов к соответствующим объектам (точнее – его интенсивности, которая и является показателем того, с какой силой и в каких сферах проявляется отношение).

Уже в дошкольном возрасте тема природы (природный пейзаж и животные) отражается более чем в половине рисунков. Удельный вес этой тематики достигает максимума в младшем школьном возрасте (8 – 10 лет), когда природа изображается детьми на трех рисунках из четырех. Приоритет изображения мира природы сохраняется и у младших подростков (до 12 лет), хотя процент таких рисунков начинает уменьшаться.

 

26

 

 

Рис 3. Сравнение динамики интенсивности личностного отношения к природе: а) с динамикой представленности темы природы среди рисунков детей на свободную тему (по А.А. Бодалеву); б) с динамикой актуализируемых типов деятельности в онтогенезе личности (по Д.И. Фельдштейну).

 

К старшему подростковому возрасту (к 14 годам) тема природы достигает минимума своей «популярности», а в юношеском возрасте (к 16 – 17 годам) вновь ее приобретает и представлена в половине рисунков (рис. 3 а).

Таким образом, возрастная динамика интереса к миру природы, эмоционального отклика на природу и ее осмысления, отражаемых в тематике рисунков, соответствует тенденциям возрастных изменений уровня интенсивности личностного отношения к природе у подростков и юношей, выявленных в результате наших экспериментальных исследований. Если экстраполировать это соответствие на дошкольный и младший школьный возраст, то можно предполагать возрастание уровня интенсивности отношения к природе от дошкольного к младшему школьному возрасту, на который и приходится его максимум. Затем начинается снижение интенсивности, протекающее в соответствии с описанными выше закономерностями.

Безусловно, возрастные изменения личностного отношения к миру природы не могут происходить обособленно от общего процесса онтогенеза. Развитие личности может быть описано как периодическая смена доминирования у ребенка процессов социализации и индивидуализации [11].

При этом социализация связывается с предметно-практической стороной деятельности, которая обеспечивает ребенку развитие его позиции как субъекта отношений субъект-объектного характера. Процесс индивидуализации связывается с активизацией деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений и соответственно обеспечивает развитие позиции ребенка в субъект-субъектных отношениях.

Анализ показывает, что возрастная динамика интенсивности отношений к природе соответствует динамике периодов актуализации деятельности по усвоению человеческих взаимоотношений, т.е. деятельности, носящей субъект-субъектный характер. В то

 

27

 

же время в старшем подростковом возрасте при доминировании предметно-практический (т.е. субъект-объектной) деятельности уровень интенсивности отношения к природе достигает своего минимума (рис. 3 б).

Поскольку, с одной стороны, измерение интенсивности отношения к природе в нашей методике основано на диагностике наличия у школьников опыта участия в соответствующей специфической деятельности, а с другой – выбор личностью той или иной деятельности обусловлен отношением к ее предмету [8], можно констатировать соответствие периодов актуализации деятельности подростков, направленной на природные объекты, периодам актуализации деятельности по освоению человеческих взаимоотношений (субъект-субъектных отношений).

За счет контактов с природными объектами как своего рода субъектами («иллюзорными партнерами общения», по М.С. Кагану [4]) у подростков может расширяться сфера, в которой происходит освоение этических норм. Мир природы выступает как «полигон», на котором постигаются моральные ценности, формируются нравственные качества личности. Таким образом, становится очевидной роль природы, точнее, взаимодействия школьников с миром природы, в процессе их личностного развития.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Возрастные изменения интенсивности личностного отношения к природе школьников 10 – 17 лет происходят неравномерно.

Интенсивность отношения к природе имеет тенденцию к некоторому снижению от младшего подросткового к старшему подростковому возрасту, а затем резко падает до своего минимального уровня у старших подростков; к юношескому возрасту наблюдается некоторый рост.

2. Возрастные изменения личностного отношения к природе носят гетерохронный характер.

От младшего подросткового возраста к юношескому снижается роль когнитивного компонента и повышается значение эмоционального компонента отношения. К природоохранной деятельности школьники наиболее предрасположены в среднем подростковом возрасте, когда на максимальном уровне находится доминантность отношения. Прагматическое восприятие природы достигает максимума в старшем подростковом возрасте, а затем снижается к юношескому.

3. В юношеском возрасте отношение к природе все более приобретает характер субъект-объектных связей вместо субъект-субъектных, которые свойственны младшим подросткам. Преобладающий тип отношения к природе у дошкольников и младших школьников может быть обозначен как субъектно-познавательный; в младшем и среднем подростковом возрасте – как субъектно-этический, у старших подростков – как объектно-прагматическнй, в юношеском возрасте – как объектно-эстетический.

Таким образом, в онтогенезе личностного отношения к природе каждый возрастной период имеет свои специфические особенности, представление о которых позволяет установить четкое соответствие педагогического процесса экологического воспитания психологическому процессу формирования личностного отношения к природе.

 

28

 

1. Ананьев Б.Г. Становление системы человекознания // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1980.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

3. Дерябо С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами: Автореф. канд. дис. М., 1993.

4. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.

5. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. Пг., 1917.

6. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. СПб., 1912.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

8. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

9. Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф. канд. дис. М., 1991.

10. Сидельковский А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе. Ставрополь, 1988.

11. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

12. Шейнис Г.В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности: Автореф. канд. дис. М., 1993.

13. Ясвин В.А. Личностное отношение к природе у школьников: Автореф. канд. дис. Даугавпилс, 1993.

 

Поступила в редакцию 21.VI 1994 г.