Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

151

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПСИХОЛОГИ СНГ: АНКЕТА ЖУРНАЛА "ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ"

 

Д. НИССИМ-САБАТ (США). Е.В. ЩЕДРИНА (РОССИЯ)

 

Социальные, политические и экономические изменения в бывшем Советском Союзе оказали огромное влияние на все стороны жизни в этой стране, включая науку, в частности, такие академические дисциплины, как психология. В последние годы психология в России получила новые импульсы к своему развитию главным образом за счет повышения спроса на ее практическое применение, причем запросы идут не только со стороны отдельных предприятий и фирм, но и со стороны частных лиц, желающих получить индивидуальную психологическую консультацию, которая помогла бы им решить те или иные проблемы, прежде всего в плане налаживания взаимоотношений в семье, с коллегами по работе, с начальством. Возрос интерес к психологической науке и со стороны тех, кто хочет обрести соответствующую специальность. То Образование, которое получают психологи в российских вузах, должно в большей мере ориентироваться на запросы практики. Косвенно сведения об этом могут быть получены путем сбора информации о том, где реально работают специалисты-психологи. Такая работа была проделана журналом “Вопросы психологии”, на страницах которого в № 4 за 1993 г. была опубликована анкета и просьба к читателям журнала — жителям СНГ возвращать заполненные анкеты в редакцию. Данное обследование проводилось по аналогии с опросом, которое среди своих членов ежегодно проводит Американская Психологическая Ассоциация. Анкета включала около 20 вопросов об образовании, сферах занятости и профессиональной активности респондентов. И хотя в редакцию вернулось значительно меньшее количество заполненных анкет, чем ожидалось, мы рассчитываем, что в будущем, при проведении повторных исследований, процент возврата возрастет.

Обратимся к конкретным результатам обработки анкет.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

На вопросы анкеты ответили 120 респондентов, Из них 72,5% женщин и 27,5% мужчин. Средний возраст респондентов 38 лет. Более детальный анализ возрастных данных показывает, что 30% респондентов имеют возраст до 32 лет, 24% — от 38 — 40 лет, 24% —свыше 44 лет и 10% — свыше 50 лет.

Свыше трех четвертей от общего числа респондентов живут в городах с населением до 1 млн человек и 20% — в более крупных городах. Подавляющее большинство респондентов живут в России, для 94% родным языком является русский.

Анкета содержала вопросы о различных психологических журналах. Результаты обработки данных по этому пункту показывают, что помимо “Вопросов психологии”

 

152

 

(большинство респондентов являются подписчиками нашего журнала, остальные регулярно берут его в библиотеке) 32% читают “Психологический журнал”, 28% кроме этих изданий читают также еще какой-либо (чаще других упоминается “Вестник Московского университета. Серия 14. Психология”). Если проанализировать эти данные с точки зрения половых различий, то обнаружится, что женщины подписываются и читают большее количество журналов по психологии в сравнении с мужчинами. В целом респонденты упомянули 21 научный журнал (не только по психологии, но и по другим специальностям), однако лишь сочетание “Психологического журнала” и “Вестника Московского университета” встретилось более двух раз.

 

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

На вопрос о том, по какой психологической специальности они работают в настоящее время, 51% респондентов ответили, что они занимаются возрастной и педагогической психологией, и 20% — социальной психологией.

Из женщин лишь 2,5% занимаются общей психологией, в то время как 14% мужчин работают в этой области. Почти 80,5% женщин отметили, что они занимаются возрастной или/и социальной психологией (у мужчин соответственно 33%).

 

ОБРАЗОВАНИЕ

Дипломы о высшем образовании, полученные нашими респондентами, охватывают большое число специальностей; при этом 43,1% респондентов получили специальность психолога и еще 8,5% помимо данной специальности имеют еще одну. Среди других специальностей чаще всего упоминается педагогика (6,7%). Из мужчин — выпускников вузов специальность психолога имеют 46%, из женщин — 30%. 25% респондентов имеют степень кандидата или доктора (психологических и/или других) наук. Из докторов наук две женщины и шесть мужчин. В целом диссертации защитили 15,6% женщин и 53,3% мужчин. 11 респондентов (из них 10 женщин) защитили диссертации по возрастной и педагогической психологии, из 7 респондентов, получивших ученую степень по специальности общая психология, все мужчины. 40% респондентов защищали диссертации в стенах Психологического института РАО, 26% — в Петербургском университете, 11% — в Институте психологии РАН.

 

ЗАНЯТОСТЬ

Следует отметить, что период экономической нестабильности и относительного роста безработицы, который наблюдается в настоящее время в России, почти не сказался на психологах: 90% ответивших на вопросы анкеты работают на полную ставку, при этом 55% заняты на одной работе, 30% — на двух и 12,5% — на трех работах (среди последних большинство составляют мужчины).

Около 54% респондентов работают психологами, 12,9% возглавляют кафедры психологии, 6,9% являются доцентами. Здесь также наблюдаются половые различия: из 14 заведующих кафедрами лишь две женщины. Если принять во внимание, что 75% ответивших на вопросы анкеты составляют женщины, то эти результаты свидетельствуют о глубокой диспропорции возможностей продвижения по службе у мужчин и женщин.

Конкретные места работы респондентов отличаются большим разнообразием: это и кафедры, и лаборатории, и дома ребенка, и общеобразовательные, и специальные школы. Приблизительно 35% респондентов работают в общеобразовательных школах, 15% — в пединститутах, 9% — в университетах, 7% — в различных структурах Министерства образования. Здесь также прослеживаются половые различия: 42% всех женщин работают в школах и лишь 4,5% — в университетах, в то время как у мужчин эти цифры составляют соответственно 26,7 и 23,3%.

В блок “Работа” анкеты был включен пункт о трех видах занятий, которые составляют основное содержание работы респондента; требовалось обозначить их ранг в зависимости от того, сколько времени отнимает то или иное занятие. Как и ожидалось, исследовательскую работу выделили в качестве основной лишь 10% и второй по рангу 28,3% респондентов. Лекционную и преподавательскую работу в качестве основной выделили 22,5% и второй по рангу 23% респондентов. Половые различия по данному пункту анкеты проявились в том, что чтение лекций и работу со студентами ставят на первое место 47% мужчин и лишь 14,4% женщин. Как это ни странно, лишь несколько

 

153

 

респондентов указали, что занимаются медико-психологическим обслуживанием (включая психотерапию), хотя в другом блоке вопросов анкеты 86% из них указали, что давали консультации по проблемам психического здоровья и оказывали другие медико-психологические услуги. Большинство респондентов (56%) в качестве основной сферы своей деятельности указали работу в области народного образования: из них 85% составили женщины, плюс к этому 13% респондентов ставят эту сферу деятельности на второе место.

Хотя российское общество постепенно продвигается по пути развития рыночной экономики, число психологов, чья работа связана со сферой производства и управления, явно отстает от требований дня. Менее 2% респондентов поставили данную сферу деятельности на первое место.

В блоке анкеты “Опыт работы в качестве психолога” значился лишь один пункт, отражавший опыт работы респондента в качестве психолога за последние три года. Вот какие здесь были получены результаты (столбик цифр означает процент ответов “да”):

1) проводили исследование как психолог по гранту или по трудовому соглашению                   44;

2) давали кому-либо бесплатную консультацию по проблемам психического здоровья             82,5;

3) оказывали кому-либо другие профессиональные услуги                                                             67,5;

4) были платным консультантом                                                                                                        21,7;

5) получали грант или работали по контракту                                                                                  15,9;

6) привлекались в качестве эксперта в судебной практике                                                             20,8;

7) выступали как психолог по радио или на телевидении                                                               25;

8) принимали участие или представляли свой доклад (сообщение) на международную

    конференцию                                                                                                                                    21,7.

Самые большие половые различия наблюдались по показателю участия и представления докладов на конференции: 12,4% женщин против 55% мужчин.

 

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Данные, полученные в помощью анкеты, были обработаны с точки зрения не только половых, но и возрастных различия, выше уже приводились сведения о возрастном составе респондентов. Оказалось, что чем старше респондент, тем выше его должность и тем больше у него возможностей реализовать себя в работе. Из 30 респондентов, имеющих ученую степень, 55% были старше 44 лет. Не удивительно, что из 14 заведующих кафедрами 85% также старше 44 лет. Все респонденты, которые специализировались по общей психологии, также относятся к этой возрастной группе. К данной группе принадлежат и 37% тех респондентов, которые занимаются в основном научно-исследовательской работой (для сравнения: из возрастной группы до 32 лет лишь один респондент считает проведение научных исследований своим основным занятием).

Кроме того, 33% тех, кто считает своим основным занятием работу в области народного образования, — это люди моложе 32 лет, а в возрастной группе 44 года и старше таких лишь 13%.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование, хотя в нем приняло участие ограниченное число респондентов, дает некоторые представления об уровне образования и сфере занятости психологов СНГ.

Полученные с его помощью результаты показывают, что большинство психологов на сегодняшний день заняты в системе образования и воспитания. Однако если общество рассматривает психологию как дисциплину, которая может сослужить большую службу при решении различных социальных проблем, то она должна проникать и в другие сферы жизни общества. Исследование, которое было проведено в 1992 г. Центром научных исследований и статистики и отражено в книге “Наука и технология в России”, показало, что годовой прирост числа аспирантов по психологии находится на втором месте после аспирантов, занимающихся исследованиями в области сельского хозяйства. Судя по числу абитуриентов, психология становится все более популярной как особое профессиональное поле деятельности в будущем. И чтобы психология стала действительно общественно значимой специальностью, психологи должны активнее выходить за стены школьных учреждений. На прежнюю анкету журнала “Вопросы психологии”, которая была опубликована

 

154

 

в № 1 за 1988 г., откликнулись лишь 57 респондентов (см.: Агеев В.С., Толмасова А.К. Ответы читателей на анкету журнала // Вопр. психол. 1988. № 6. С. 177 — 182).

Наше исследование показало, что лишь немногие психологи работают в области психологии труда, однако по мере упрочения позиций рыночной экономики интерес к этому разделу психологической науки и практики должен возрастать.

Результаты обработки анкеты отражают существование явных половых и возрастных различий в ответах респондентов. Мужчины больше заняты в “научных” областях, женщины — в “практических”. Специальность “общая психология” чаще значится в дипломах, полученных мужчинами, среди женщин же преобладают специальности “возрастная психология” и “социальная психология”. Мужчины занимают более высокие должности, они же чаще участвуют в работе международных конференций. Правда, из полученных нами данных не ясно, оказывается ли мужчинам предпочтение в этом плане или же просто женщины сами не стремятся ездить на конференции.

Мы надеемся, что собранная с помощью анкет информация о психологах СНГ поможет лучше осознать реальную потребность нашего общества в упрочении позиций профессионального психолога и повышении той роли, которую уже в ближайшем будущем станет играть отечественная психология при выработке путей социального развития на правительственном уровне.