Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

132

 

ПУТЬ К ЦЕЛОСТНОСТИ: ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ НА ОСНОВЕ ЭКСПРЕССИВНЫХ ИСКУССТВ

Н. РОДЖЕРС

 

Когда объединяются искусство и психотерапия, их глубина и сфера  действия могут быть расширены, а работая  вместе, они оказываются связанны на всем протяжении  человеческой истории целительства и врачевания.

 

Ш.МакНифф. «Искусство и психотерапия»

 

 

Пробуждение творческой жизненной энергии человека является частью психотерапевтического процесса. Таким образом, творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс. Включая творческие искусства в мою терапевтическую практику, я использую термин человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств (personcentered expressive arts therapy)[1]. Термин экспрессивная терапия, или терапия на основе экспрессивных искусств обычно обозначает танцевальную терапию, арт-терапию и музыкальную терапию. Эти термины служат также для обозначения использования в терапии дневниковых записей, стихов, воображения, медитации и драматической импровизации. Использование экспрессивных искусств в целях облегчения процессов эмоционального оздоровления, разрешения внутреннего конфликта и пробуждения творчества человека представляет собой расширяющееся поле деятельности. В главах этой книги я надеюсь побудить вас к тому, чтобы вы обогатили вашу личную и профессиональную жизнь экспрессивными искусствами в том их качестве, которое усилит вашу способность к самопознанию, к культивированию более глубоких отношений с другими людьми, к обогащению ваших методов работы в качестве художника, терапевта и фасилитатора групп.

Что такое терапия на основе экспрессивных искусств?

Терапия на основе экспрессивных искусств использует различные искусства — движение, рисование, живопись,

133

 

скульптуру, музыку, письмо, вокализацию и импровизацию — в условиях, обеспечивающих поддержку человека, с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления. Она представляет собой процесс самоисследования посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства.

Мы выражаем наши внутренние чувства посредством создания внешних форм. Экспрессивное искусство — это использование эмоциональных, интуитивных аспектов нас самих с помощью различных средств. Использовать искусство экспрессивно — это значит войти в наш внутренний мир для того, чтобы обнаружить находящиеся в них переживания и затем выразить эти переживания посредством художественных форм, движения, звука, письма или драматизации. Проговаривание своих переживаний также является важным способом осмысленного самовыражения и самоисследования. В терапевтическом мире, основанном на гуманистических принципах, термин экспрессивная терапия был зарезервирован за невербальной и/или метафорической экспрессией. Гуманистическая терапия на основе экспрессивных искусств отличается от аналитической или медицинской модели арт-терапии, в которой искусство используется для того, чтобы продиагностировать, проанализировать и «пролечить» людей.

Большинство из нас уже открыли для себя тот или иной аспект экспрессивного искусства в качестве несомненно полезного для каждодневной жизни. Вы можете рисовать каракули, когда говорите по телефону, и находить это занятие успокаивающим. Вы можете вести личный дневник и обнаружить, что, по мере того как вы пишите, ваши переживания и представления претерпевают изменения. Возможно вы записываете свои мечты и ищите в этих записях некие знаки и символы. Вы можете заниматься живописью или скульптурой в качестве хобби и при этом осознаете всю силу этого опыта, уносящую вас от ваших каждодневных проблем. Или же вы напеваете, когда ведете машину или совершаете длительные прогулки. Все это — примеры самовыражения, самоэкспрессии посредством движения, звука, письма и искусства с целью изменения своего состояния. Все это пути высвобождения ваших переживаний, прояснения ума, поднятия духовных способностей и введения себя в более высокие состояния сознания. Это процесс, который является терапевтическим.

Когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, мы не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим обращениям, содержащимся в произведениях экспрессивных искусств. Наши произведения обращаются к нам, и мы можем понять эти обращения, если найдем время, чтобы вникнуть и прочувствовать их.

Хотя в ходе экспрессивной терапии иногда возникают интересные и подчас вполне совершенные произведения, мы оставляем эстетику и мастерство тем, кто желает заниматься искусством профессионально. Конечно, некоторые из нас оказываются настолько вовлеченными в искусство как Средство самовыражения, что впоследствии решают усовершенствовать свои навыки в той или иной конкретной области искусства. Многие арт-терапевты видят себя теперь уже не столько в качестве терапевтов, сколько в качестве художников. Многие художники поняли целительные свойства творческого процесса и стали арт-терапевтами.

Когда мы работаем с клиентами, использование творческого процесса для глубокого внутреннего исцеления предполагает ряд последовательных шагов. Терапевты, применяющие экспрессивные

 

134

 

искусства, осознают, что вовлечение в терапевтический процесс ума, тела и эмоций человека активизирует как интуитивные способности клиента, его воображение, так и логическое, линейное мышление. Поскольку эмоциональные состояния редко бывают логичными, использование воображения и невербальных средств предоставляет клиенту альтернативный путь для самоисследования и общения. Этот процесс является мощной интегрирующей силой.

Традиционно психотерапия является словесной формой терапии, и речь в ней всегда будет важной составляющей. Однако я обнаружила, что, когда клиент выражает себя с помощью образов, можно быстрее понять его внутренний мир. Цвет, форма и символы — это различные языки, которые говорят из бессознательного и для каждого человека содержат особые смыслы. По мере того как я слушаю объяснение клиентом своих образов, я отчетливо вижу мир так, как видит его клиент. Он может также использовать движение или жест, чтобы показать, что и как он чувствует. Следуя его движению, я могу понять его мир посредством кинестетической эмпатии.

Знание клиента о самом себе расширяется по мере того как его движение, художественная деятельность, письмо и вокализация предоставляют ему своего рода ключи для дальнейшего исследования. Использование экспрессивных искусств становится как целительным процессом, так и новым языком, который говорит о многом и клиентам, и терапевту. Эти искусства являются мощными средствами для обнаружения, проживания и принятия неизвестных аспектов своего Я. Словесная терапия сконцентрирована на эмоциональных нарушениях и неприемлемом поведении. Экспрессивные искусства переносят клиента в мир эмоций и добавляют его опыту как бы новое измерение. Включение искусства в психотерапию дает клиенту способ использования неконтролируемых, свободных и наполненных энергией частей своего Я. Терапия может включать в себя моменты радостного, полного жизни учения, идущего на многих уровнях — сенсорном, кинестетическом, понятийном, эмоциональном и мифическом. По свидетельствам клиентов, экспрессивные искусства помогли им выйти за предел своих проблем и увидеть себя конструктивно действующими в окружающем мире.

ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ?

Человеко-центрированный аспект терапии на основе экспрессивных искусств представляет собой исходную философию, лежащую в основе моей работы. Клиенто-центрированный или человеко- центрированный подход, развитый мок отцом, К.Роджерсом, акцентирует роль терапевта, проявляющего эмпатию, открытость, честность, конгруэнтность, заботу, когда он слушает индивида или группу и фасилитирует их рост. Эта философия включает убеждение в том, что каждый человек обладает самоценностью, достоинством и способностью к самоуправлению. Философия К.Роджерса основана на доверии к неотъемлемому, присущему каждому человеку внутреннему импульсу в направлении роста и развития. Я строю мой подход к терапии на основе экспрессивных искусств на этой очень глубокой вере в природную способность человека стремиться к полной реализации своего потенциала.

Исследование К.Роджерсом терапевтического процесса выявило, что исцеление происходит тогда, когда клиент чувствует себя принятым и понятым. Почувствовать себя принятым и понятым — достаточно редкий опыт, особенно тогда, когда вы испытываете страх, гнев, горе и. ревность. И тем не менее, исцеляют именно эти моменты принятия и понимания. В качестве друзей или терапевтов мы часто полагаем, что в этих случаях мы должны иметь готовый ответ или же должны дать совет. При этом, однако, мы игнорируем исключительно важную истину: самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» во всю глубину его эмоциональной боли и проявляем уважение к способности человека найти свой собственный ответ.

 

135

 

Эмпатия и принятие дают индивиду возможность усилить самого себя и выявить свой уникальный потенциал. Эта атмосфера понимания и принятия также позволяет вам, вашим друзьям или вашим клиентам почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы опробовать экспрессивные искусства в качестве пути к становлению собственной целостности.

ТВОРЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

Меня интригует то, что я называю творческой связью (creative connection), — усиливающееся взаимодействие между движением, искусством, письмом и звуком. Например, движение в сочетании с осознанием открывает для нас глубокие переживания, которые затем могут быть выражены с помощью цвета, линии или формы. Когда мы пишем сразу же после движения или занятия искусством, в процессе возникает свободный поток, иногда воплощающийся в стихах. Разработанный мною процесс творческой связи стимулирует подобное самоисследование. Он подобен раскрывающимся лепесткам лотоса, цветущего летним днем. В теплом, принимающем окружении лепестки открываются, чтобы явить внутреннюю сущность цветка. Как только мы осознаем наши переживания, они становятся источником дальнейшего самопонимания и творчества. Мы осторожно позволяем себе ощутить свои новые возможности. С каждым таким открытием мы можем углублять наш опыт. Когда мы достигаем нашего внутреннего ядра, то обнаруживаем свою связь со всеми живыми существами. Мы создаем, творим для того, чтобы установить связь с нашим внутренним источником и вступить в контакт с миром и всей вселенной.

Некоторые писатели, художники и музыканты осознают эту творческую связь. Если вы один из них, то можете сказать: «Конечно, я всегда музицирую и танцую прежде чем начинаю рисовать». Или если вы писатель, то возможно вы отправляетесь в дальние пешеходные прогулки прежде чем сесть за письменный стол.

Впрочем, вы не одиноки и в том случае, если, подобно многим людям в нашем обществе, говорите про себя: «Я нетворческий человек». Я надеюсь, что эта книга будет способствовать тому, что вы опробуете новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе.

Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими, независимо от того, используем ли мы это творчество, чтобы установить связь с семьей, или для того, чтобы нарисовать картину. Многое в нашем творчестве привносится из бессознательного, из наших переживаний и интуиции. Бессознательное — наш глубокий колодец. У многих из нас поверх этого колодца лежит крышка. Переживания могут быть конструктивно канализированы в креативные занятия — в танец, музыку, занятия искусством или письмо. Когда наши переживания радостны, художественная форма дает духовный подъем. Когда наши переживания полны жестокости и гнева, мы можем преобразовать их в преисполненное мощи искусство вместо того, чтобы изливать их на мир. Такое искусство помогает нам принять этот темный аспект нас самих. Самопринятие имеет первостепенное значение для сочувствия и сострадания другим.

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННЫХ ЭКСПРЕССИВНЫХ ИСКУССТВ

Я почувствовала свое собственное оздоровление, когда объединила вместе мои интересы в психотерапии, занятиях искусством, танцем, сочинительством и музыкой. Человеко-центрированная экспрессивная терапия возникла в результате моей личностной интеграции этих искусств и той философии, которую я разделяла. В процессе личного экспериментирования я испытала этот инсайт благодаря моему художественному журналу-дневнику. Я рисовала каракули, «выпускала пар» или же играла красками без заботы о результате.

Сначала у меня не было достаточной уверенности, чтобы предложить эти методы клиентам, я попросила их попробовать все это, а затем дать мне обратную

 

136

 

связь. Они сказали, что эти пробы были для них полезны: их самопонимание быстро повысилось, а общение между нами чрезвычайно улучшилось.

То же самое произошло, когда я предложила использовать в целях самовыражения движение, вокализацию и свободное письмо. Клиенты и участники групп отмечали ощущения «новых начинаний» и свободы быть. Один участник группы писал: «Я вновь научился играть, научился тому, как отпускать то, что я «знаю» — мои успехи, достижения и познания. Я открыл важность того, чтобы намного легче иметь дело с тяжелыми эмоциями в экспрессивной игре, нежели думать или говорить о них».

Стало очевидно, что процесс творческой связи усиливает интеграцию. Это ясно сформулировал один из клиентов, который сказал так: «Исследуя свои переживания, я обнаружил, что могу благодаря выражению своих эмоций в движении и танце прорваться сквозь внутренние барьеры (структуры), которые я установил для самого себя. Если зарисовать чувство, возникающее после движения, то это продлевает процесс раскрытия».

Трудно выразить в словах глубину и силу художественного экспрессивного процесса. Я хотела бы поделиться эпизодом из личной жизни, в котором использование экспрессивных искусств помогло мне на протяжении трудного периода в моей жизни. Я надеюсь, что, читая об этом, вы хотя бы отчасти ощутите мой процесс роста и развития, ставший возможным в условиях принимающего окружения и благодаря движениям, занятиям искусством и ведению дневника.

Месяцы после кончины моего отца были для меня в эмоциональном отношении, как езда с горы на роликах. Потеря воспринималась, как чудовищная, и в то же время было ощущение, что меня освободили. Мое внутреннее чувство состояло в том, что его уход открыл для меня своего рода психическую дверь, и в то же время он принес мне огромную печаль.

Экспрессивные искусства сослужили мне хорошую службу в это время скорби. Двое моих друзей арт-терапевтов пригласили меня поработать какое-то время с ними вместе. Конни Смит-Сигел  пригласила меня провести неделю в коттедже в Болинас Бей. Я рисовала одну черную картину за другой. Каждый раз, когда мне надоедали эти черные образы, я начинала рисовать новую картину. Она также оказывалась унылой и мрачной. Хотя изначально Конни была художницей, ее терапевтическая подготовка и способность принимать мое эмоциональное состояние позволили мне быть искренней.

Я поехала также на семинар, который проводила по выходным дням Колин Киберт, и пробыла там какое-то время, занимаясь ваянием и живописью. На это раз темой были приливные волны, и вновь — черные картины. Одно скульптурное произведение, выполненное в глине, изображало голову, выныривающую из-под чудовищной волны. Мое ощущение захлестнутости частностями в связи с опустением дома моих родителей, принятием решений относительно вещей моего отца и ответами сотням людей, которые любили его, брало свое. И вновь мои занятия искусством дали полную свободу моим чувствам и, таким образом, принесли ощущение облегчения. Другим большим шагом на этом пути было то, что Колин всячески поддерживала меня в том, чтобы использовать опыт художественного творчества для облегчения и понимания моего внутреннего процесса. Я думала, что должна преодолеть свою скорбь в течение месяца, но эти две женщины позволили мне продолжать выражать мою реку печали. Весь тот год мое экспрессивное искусство обнаруживало мое длящееся ощущение утраты в сочетании с чувством открытия новых горизонтов.

Как часто бывает, когда человек испытывает глубокое страдание, — одновременно приоткрываются духовные сферы. Через три месяца после кончины моего отца я отправилась в Швейцарию, чтобы поработать там ко-фасилитатором группы вместе с арт-терапевтом Паоло Книллем. Это было время, когда у меня было повышенное ощущение связанности и общности с людьми, природой и моими

 

137

 

снами. В моем внутреннем бытии произошли удивительные события. Я переживала синхронности (synchronicities), особые послания и замечательные образы. Однажды ночью я внезапно проснулась от того, что, как мне казалось, в моей комнате билось множество больших крыльев. На следующее утро я зарисовала этот опыт настолько хорошо, насколько смогла.

Как-то днем я проводила группу, где мы делали упражнение, которое называется «Таяние и рост». Группа распределилась на пары участников, и партнеры по очереди наблюдали за тем, как их напарники танцевали, «таяли» и затем «вырастали». Я участвовала в этом действе в паре с Паоло. Он наблюдал, как я медленно таяла из позы в полный рост до совершенной распластанности на полу. Позднее я записала в своем дневнике:

«Мне очень понравилась возможность растаять, полностью отпустить себя. Когда я растаяла и просочилась в пол, то почувствовала себя полностью расслабленной. Я сдалась! Внезапно я ощутила, что буквально пронизана невероятным светом. Хотя мои глаза были закрыты, все сияло. Изумленная, я какое-то время спокойно лежала, а затем начала медленно «расти», пока не выпрямилась в полный рост».

Я дала участникам группы инструкцию изобразить в цвете опыт их движения. Всепроникающий свет трудно нарисовать, но я попыталась схватить этот ошеломляющий опыт в цвете.

Рефлектируя этот опыт, мне представляется, что сердце вдруг раскрылось. Это сделало меня одновременно и уязвимой, и преисполненной внутренней силы и света. Несколько дней спустя появилась новая картина с волной. На этот раз яркая зелено-голубая вода была освещена розово-золотым небом.

Эти случаи являются частью моего внутреннего опыта, и я поделилась ими по двум причинам. Во-первых, я хотела проиллюстрировать преобразующую силу экспрессивных искусств. Во-вторых, мне хотелось показать, что человеко-центрированная экспрессивная терапия базируется на очень специфических гуманистических принципах. Например, крайне важно было то, что я была с людьми, которые позволили мне быть в моем горе и слезах, а не похлопывали по плечу и говорили, что все будет хорошо. Я знала, что если у меня будет что сказать, я буду услышана и понята. Когда я сказала Паоло, что испытала ощущение пронизанности светом, он мог бы сказать — "Это просто твое воображение". Однако он не только понял, он сказал мне также, что видел в тот момент драматическое изменение в выражении моего лица.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Представляется важным ясно и четко сформулировать гуманистические принципы в качестве основы для дальнейшей работы:

Все люди обладают природной способностью к творчеству.

Творческий процесс исцеляет. Экспрессивный продукт несет важные сообщения индивиду. Вместе с тем именно процесс творчества является глубоко преобразующим.

Личностный рост и высшие состояния сознания достигаются посредством самоосознания, самопонимания и инсайта.

Самоосознание, понимание и инсайт достигаются погружением в наши эмоции. Переживания горя, гнева, боли, страха, радости и экстаза являются тем туннелем, по которому мы должны пройти, чтобы попасть на другую сторону — к самоосознанию, пониманию и целостности.

Наши переживания и эмоции являются источником энергии. Эта энергия может быть канализирована, высвобождена и преобразована посредством экспрессивных искусств.

Экспрессивные искусства — включая движения, художественные ремесла, вокализацию, музыку, медитацию и воображение — ведут нас в бессознательное. Это зачастую позволяет нам выразить прежде неизвестные фрагменты нас самих и, таким образом, высветить новую информацию и достичь нового осознания.

 

138

 

Виды искусства взаимосвязаны таким образом, который я называю творческой связью. Когда мы двигаемся, это влияет на то, как мы пишем или рисуем. Когда мы пишем или рисуем, это влияет на то, как мы чувствуем или думаем. В процессе творческой связи одна форма искусства стимулирует и питает другую, приближая нас к внутреннему ядру или сущности, которая является нашей жизненной энергией.

Существует связь между нашей жизненной силой — нашим внутренним ядром или душой — и сущностью всех существ.

Поэтому, по мере того как мы путешествуем внутрь себя, чтобы открыть нашу сущность или целостность, мы обнаруживаем нашу связанность с внешним миром. Внутреннее и внешнее становятся единым.

Мой подход к терапии основан на психодинамической теории индивидуального и группового процесса:

Личностный рост имеет место в безопасном, поддерживающем окружении.

Безопасное, поддерживающее окружение создается фасилитаторами (учителями,

 


                                            

 

 

139

 

терапевтами, руководителями групп, родителями, коллегами), которые являются подлинными, теплыми, эмпатичными, открытыми, честными, конгруэнтными и заботливыми.

Эти качества лучше всего осваиваются, если первоначально переживаются в собственном опыте.

Отношения клиент-терапевт, учитель-учащийся, родитель-ребенок, жена-муж, партнер-партнер могут быть контекстом для проживания всех этих качеств.

Личностная интеграция интеллектуального, эмоционального, телесного и духовного измерений происходит по мере рефлексии и выражения элементов этого жизненного опыта.

Схема, приводимая выше, иллюстрирует то, как выявление сущности Я посредством экспрессивных искусств соединяет нас с универсальным источником энергии, помогая устанавливать отношения с сообществом и с миром в целом.

Если вы пожелаете, то можете отправиться вместе со мной в путешествие такого внутреннего исследования, целью которого является пробуждение вашей креативности. Возможно, что вы — писатель, которого пугает изобразительное искусство, или же вы — художник, который говорит: «Я не могу танцевать», или же вы — терапевт, который хотел бы открыть методы обогащения отношения консультант-клиент.

Процесс творческой связи: приведенная выше схема показывает, что по мере того как благодаря экспрессивным искусствам мы отправляемся в путешествие внутрь себя, мы погружаемся в бессознательное и осознаем новые аспекты своего Я, получая таким образом новое видение и новые возможности. Затем, устанавливая связь с хотя бы еще одним человеком в эмпатическом и поддерживающем окружении, мы учимся способам установления связей с сообществом людей. По мере того как мы учимся быть аутентичными и обладающими новыми возможностями в рамках небольшого сообщества, мы начинаем испытывать все большее воодушевление, продвигающее нас в более широкий социальный круг. Мы становимся способными к сотворчеству и сотрудничеству, достижению нашей высшей цели и реализации всех наших сил. Все это в сочетании с сочувствием и состраданием соединяет нас с миром — другими культурами и природой.

Поступила в редакцию 15. VII 1994 г.

Перевел с английского А.Б. Орлов



Публикуемый текст представляет собой перевод первой главы новой книги известного американского психотерапевта Натали Роджерс «Творческая связь» (Rogers N. Creative Connection. Polo Alto Scienсe & Behavior Books, Inc., 1993) .— Прим. перевод.

[1] Перевод термина «person-centered therapy» как «личностно-центрированная терапия» не является, на наш взгляд, вполне точным. Принимая во внимание общепринятое в англоязычной психологической литературе различение терминов person (человек) и personality (личность), терапию К.Роджерса следует обозначить как «центрированную на человеке» или «человеко-центрированную». — Прим.перевод.