132
ПУТЬ К ЦЕЛОСТНОСТИ: ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ
НА ОСНОВЕ ЭКСПРЕССИВНЫХ ИСКУССТВ
Когда объединяются искусство и психотерапия, их глубина и сфера действия могут быть расширены, а работая вместе, они оказываются связанны на всем протяжении человеческой истории целительства и врачевания.
Ш.МакНифф. «Искусство и психотерапия»
Пробуждение
творческой жизненной энергии человека является частью психотерапевтического
процесса. Таким образом, творчество и терапия частично совпадают: то, что
является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично,
часто представляет собой творческий процесс. Включая творческие искусства в мою
терапевтическую практику, я использую термин человеко-центрированная терапия на
основе экспрессивных искусств (person — centered expressive arts therapy)[1].
Термин экспрессивная терапия, или терапия на основе экспрессивных искусств
обычно обозначает танцевальную терапию, арт-терапию и музыкальную терапию. Эти
термины служат также для обозначения использования в терапии дневниковых
записей, стихов, воображения, медитации и драматической импровизации.
Использование экспрессивных искусств в целях облегчения процессов
эмоционального оздоровления, разрешения внутреннего конфликта и пробуждения
творчества человека представляет собой расширяющееся поле деятельности. В
главах этой книги я надеюсь побудить вас к тому, чтобы вы обогатили вашу личную и профессиональную жизнь
экспрессивными искусствами в том их качестве, которое усилит вашу способность к
самопознанию, к культивированию более глубоких отношений с другими людьми, к
обогащению ваших методов работы в качестве художника, терапевта и фасилитатора
групп.
Что такое терапия на основе
экспрессивных искусств?
Терапия на основе экспрессивных искусств использует различные искусства — движение, рисование, живопись,
133
скульптуру, музыку, письмо, вокализацию и импровизацию — в условиях,
обеспечивающих поддержку человека, с целью стимулирования его личностного
роста, развития и исцеления. Она представляет собой процесс самоисследования
посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных
глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является
танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое
переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства.
Мы
выражаем наши внутренние чувства посредством создания внешних форм.
Экспрессивное искусство — это использование эмоциональных, интуитивных аспектов
нас самих с помощью различных средств. Использовать искусство экспрессивно —
это значит войти в наш внутренний мир для того, чтобы обнаружить находящиеся в
них переживания и затем выразить эти переживания посредством художественных
форм, движения, звука, письма или драматизации. Проговаривание своих
переживаний также является важным способом осмысленного самовыражения и
самоисследования. В терапевтическом мире, основанном на гуманистических
принципах, термин экспрессивная терапия был зарезервирован за невербальной
и/или метафорической экспрессией. Гуманистическая терапия на основе
экспрессивных искусств отличается от аналитической или медицинской модели
арт-терапии, в которой искусство используется для того, чтобы
продиагностировать, проанализировать и «пролечить» людей.
Большинство
из нас уже открыли для себя тот или иной аспект экспрессивного искусства в
качестве несомненно полезного для каждодневной жизни. Вы можете рисовать
каракули, когда говорите по телефону, и находить это занятие успокаивающим. Вы
можете вести личный дневник и обнаружить, что, по мере того как вы пишите, ваши
переживания и представления претерпевают изменения. Возможно вы записываете
свои мечты и ищите в этих записях некие знаки и символы. Вы можете заниматься
живописью или скульптурой в качестве хобби и при этом осознаете всю силу этого
опыта, уносящую вас от ваших каждодневных проблем. Или же вы напеваете, когда
ведете машину или совершаете длительные прогулки. Все это — примеры
самовыражения, самоэкспрессии посредством движения, звука, письма и искусства с
целью изменения своего состояния. Все это пути высвобождения ваших переживаний,
прояснения ума, поднятия духовных способностей и введения себя в более высокие
состояния сознания. Это процесс, который является терапевтическим.
Когда
мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в
терапевтических целях, мы не беспокоимся относительно красоты произведений,
грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности
звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения,
облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если
обратимся к символическим или метафорическим обращениям, содержащимся в
произведениях экспрессивных искусств. Наши произведения обращаются к нам, и мы
можем понять эти обращения, если найдем время, чтобы вникнуть и прочувствовать
их.
Хотя в
ходе экспрессивной терапии иногда возникают интересные и подчас вполне
совершенные произведения, мы оставляем эстетику и мастерство тем, кто желает
заниматься искусством профессионально. Конечно, некоторые из нас оказываются
настолько вовлеченными в искусство как Средство самовыражения, что впоследствии
решают усовершенствовать свои навыки в той или иной конкретной области
искусства. Многие арт-терапевты видят себя теперь уже не столько в качестве
терапевтов, сколько в качестве художников. Многие художники поняли целительные
свойства творческого процесса и стали арт-терапевтами.
Когда мы работаем с клиентами, использование творческого процесса для глубокого внутреннего исцеления предполагает ряд последовательных шагов. Терапевты, применяющие экспрессивные
134
искусства,
осознают, что вовлечение в терапевтический процесс ума, тела и эмоций человека активизирует как интуитивные способности клиента,
его воображение, так и логическое, линейное мышление. Поскольку эмоциональные
состояния редко бывают логичными, использование воображения и невербальных
средств предоставляет клиенту альтернативный путь для самоисследования и
общения. Этот процесс является мощной интегрирующей силой.
Традиционно
психотерапия является словесной формой терапии, и речь в ней всегда будет
важной составляющей. Однако я обнаружила, что, когда клиент выражает себя с
помощью образов, можно быстрее понять его внутренний мир. Цвет, форма и символы
— это различные языки, которые говорят из бессознательного и для каждого
человека содержат особые смыслы. По мере того как я слушаю объяснение клиентом
своих образов, я отчетливо вижу мир так, как видит его клиент. Он может также
использовать движение или жест, чтобы показать, что и как он чувствует. Следуя
его движению, я могу понять его мир посредством кинестетической эмпатии.
Знание клиента о самом себе расширяется по
мере того как его движение, художественная деятельность, письмо и вокализация
предоставляют ему своего рода ключи для дальнейшего исследования. Использование
экспрессивных искусств становится как целительным процессом, так и новым
языком, который говорит о многом и клиентам, и терапевту. Эти искусства
являются мощными средствами для обнаружения, проживания и принятия неизвестных
аспектов своего Я. Словесная терапия сконцентрирована на эмоциональных
нарушениях и неприемлемом поведении. Экспрессивные искусства переносят клиента
в мир эмоций и добавляют его опыту как бы новое измерение. Включение искусства
в психотерапию дает клиенту способ использования неконтролируемых, свободных и
наполненных энергией частей своего Я. Терапия может включать в себя моменты
радостного, полного жизни учения, идущего на многих уровнях — сенсорном,
кинестетическом, понятийном, эмоциональном и мифическом. По свидетельствам
клиентов, экспрессивные искусства помогли им выйти за предел своих проблем и
увидеть себя конструктивно действующими в окружающем мире.
ЧТО
ТАКОЕ ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ?
Человеко-центрированный
аспект терапии на основе экспрессивных искусств представляет собой исходную
философию, лежащую в основе моей работы. Клиенто-центрированный или человеко-
центрированный подход, развитый мок отцом, К.Роджерсом, акцентирует роль
терапевта, проявляющего эмпатию, открытость, честность, конгруэнтность, заботу,
когда он слушает индивида или группу и фасилитирует их рост. Эта философия
включает убеждение в том, что каждый человек обладает самоценностью,
достоинством и способностью к самоуправлению. Философия К.Роджерса основана на
доверии к неотъемлемому, присущему каждому человеку внутреннему импульсу в
направлении роста и развития. Я строю мой подход к терапии на основе
экспрессивных искусств на этой очень глубокой вере в природную способность
человека стремиться к полной реализации своего потенциала.
Исследование
К.Роджерсом терапевтического процесса выявило, что исцеление происходит тогда,
когда клиент чувствует себя принятым и понятым. Почувствовать себя принятым и
понятым — достаточно редкий опыт, особенно тогда, когда вы испытываете страх,
гнев, горе и. ревность. И тем не менее, исцеляют именно эти моменты принятия и
понимания. В качестве друзей или терапевтов мы часто полагаем, что в этих
случаях мы должны иметь готовый ответ или же должны дать совет. При этом,
однако, мы игнорируем исключительно важную истину: самую большую помощь мы
оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» во всю глубину его
эмоциональной боли и проявляем уважение к способности человека найти свой
собственный ответ.
135
Эмпатия
и принятие дают индивиду возможность усилить самого себя и выявить свой
уникальный потенциал. Эта атмосфера понимания и принятия также позволяет вам,
вашим друзьям или вашим клиентам почувствовать себя в достаточной безопасности,
чтобы опробовать экспрессивные искусства в качестве пути к становлению
собственной целостности.
Меня
интригует то, что я называю
творческой связью (creative connection), —
усиливающееся взаимодействие между движением, искусством, письмом и звуком.
Например, движение в сочетании с осознанием открывает для нас глубокие
переживания, которые затем могут быть выражены с помощью цвета, линии или
формы. Когда мы пишем сразу же после движения или занятия искусством, в
процессе возникает свободный поток, иногда воплощающийся в стихах.
Разработанный мною процесс творческой связи стимулирует подобное
самоисследование. Он подобен раскрывающимся лепесткам лотоса, цветущего летним
днем. В теплом, принимающем окружении лепестки открываются, чтобы явить
внутреннюю сущность цветка. Как только мы осознаем наши переживания, они
становятся источником дальнейшего самопонимания и творчества. Мы осторожно
позволяем себе ощутить свои новые возможности. С каждым таким открытием мы
можем углублять наш опыт. Когда мы
достигаем нашего внутреннего ядра, то обнаруживаем свою связь со всеми живыми
существами. Мы создаем, творим для того, чтобы установить связь с нашим
внутренним источником и вступить в контакт с миром и всей вселенной.
Некоторые
писатели, художники и музыканты осознают эту творческую связь. Если вы один из
них, то можете сказать: «Конечно, я всегда музицирую и танцую прежде чем
начинаю рисовать». Или если вы писатель, то возможно вы отправляетесь в дальние
пешеходные прогулки прежде чем сесть за письменный стол.
Впрочем,
вы не одиноки и в том случае, если, подобно многим людям в нашем обществе,
говорите про себя: «Я нетворческий человек». Я надеюсь, что эта книга будет
способствовать тому, что вы опробуете новый для себя опыт. Вы удивитесь самому
себе.
Я
верю, что все мы способны быть подлинно творческими, независимо от того,
используем ли мы это творчество, чтобы установить связь с семьей, или для того,
чтобы нарисовать картину. Многое в нашем творчестве привносится из
бессознательного, из наших переживаний и интуиции. Бессознательное — наш
глубокий колодец. У многих из нас поверх этого колодца лежит крышка.
Переживания могут быть конструктивно канализированы в креативные занятия — в
танец, музыку, занятия искусством или письмо. Когда наши переживания радостны, художественная
форма дает духовный подъем. Когда наши переживания полны жестокости и гнева, мы
можем преобразовать их в преисполненное мощи искусство вместо того, чтобы
изливать их на мир. Такое искусство помогает нам принять этот темный аспект нас
самих. Самопринятие имеет первостепенное значение для сочувствия и сострадания
другим.
ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ
СИЛА ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННЫХ ЭКСПРЕССИВНЫХ ИСКУССТВ
Я
почувствовала свое собственное оздоровление, когда объединила вместе мои
интересы в психотерапии, занятиях искусством, танцем, сочинительством и
музыкой. Человеко-центрированная экспрессивная терапия возникла в результате
моей личностной интеграции этих искусств и той философии, которую я разделяла.
В процессе личного экспериментирования я испытала этот инсайт благодаря моему
художественному журналу-дневнику. Я рисовала каракули, «выпускала пар» или же
играла красками без заботы о результате.
Сначала у меня не было достаточной
уверенности, чтобы предложить эти методы клиентам, я попросила их попробовать
все это, а затем дать мне обратную
136
связь. Они сказали, что эти пробы были для них
полезны: их самопонимание быстро повысилось, а общение между нами чрезвычайно
улучшилось.
То же
самое произошло, когда я предложила использовать в целях самовыражения
движение, вокализацию и свободное письмо. Клиенты и участники групп отмечали
ощущения «новых начинаний» и свободы быть. Один участник группы писал: «Я вновь
научился играть, научился тому, как отпускать то, что я «знаю» — мои успехи,
достижения и познания. Я открыл важность того, чтобы намного легче иметь дело с
тяжелыми эмоциями в экспрессивной игре, нежели думать или говорить о них».
Стало
очевидно, что процесс творческой связи усиливает интеграцию. Это ясно
сформулировал один из клиентов, который сказал так: «Исследуя свои переживания,
я обнаружил, что могу благодаря выражению своих эмоций в движении и танце
прорваться сквозь внутренние барьеры (структуры), которые я установил для
самого себя. Если зарисовать чувство, возникающее после движения, то это
продлевает процесс раскрытия».
Трудно
выразить в словах глубину и силу художественного экспрессивного процесса. Я
хотела бы поделиться эпизодом из личной жизни, в котором использование
экспрессивных искусств помогло мне на протяжении трудного периода в моей жизни.
Я надеюсь, что, читая об этом, вы хотя бы отчасти ощутите мой процесс роста и
развития, ставший возможным в условиях принимающего окружения и благодаря
движениям, занятиям искусством и ведению дневника.
Месяцы
после кончины моего отца были для меня в эмоциональном отношении, как езда с
горы на роликах. Потеря воспринималась, как чудовищная, и в то же время было
ощущение, что меня освободили. Мое внутреннее чувство состояло в том, что его
уход открыл для меня своего рода психическую дверь, и в то же время он принес
мне огромную печаль.
Экспрессивные
искусства сослужили мне хорошую службу в это время скорби. Двое моих друзей
арт-терапевтов пригласили меня поработать какое-то время с ними вместе. Конни
Смит-Сигел пригласила меня провести
неделю в коттедже в Болинас Бей. Я рисовала одну черную картину за другой.
Каждый раз, когда мне надоедали эти черные образы, я начинала рисовать новую
картину. Она также оказывалась унылой и мрачной. Хотя изначально Конни была
художницей, ее терапевтическая подготовка и способность принимать мое
эмоциональное состояние позволили мне быть искренней.
Я
поехала также на семинар, который проводила по выходным дням Колин Киберт, и
пробыла там какое-то время, занимаясь ваянием и живописью. На это раз темой
были приливные волны, и вновь — черные картины. Одно скульптурное произведение,
выполненное в глине, изображало голову, выныривающую из-под чудовищной волны.
Мое ощущение захлестнутости частностями в связи с опустением дома моих
родителей, принятием решений относительно вещей моего отца и ответами сотням
людей, которые любили его, брало свое. И вновь
мои занятия искусством дали полную свободу моим чувствам и, таким
образом, принесли ощущение облегчения. Другим большим шагом на этом пути было
то, что Колин всячески поддерживала меня
в том, чтобы использовать опыт художественного творчества для облегчения
и понимания моего внутреннего процесса. Я думала, что должна преодолеть свою
скорбь в течение месяца, но эти две женщины позволили мне продолжать выражать
мою реку печали. Весь тот год мое экспрессивное искусство обнаруживало мое
длящееся ощущение утраты в сочетании с чувством открытия новых горизонтов.
Как часто бывает, когда человек испытывает глубокое страдание, — одновременно приоткрываются духовные сферы. Через три месяца после кончины моего отца я отправилась в Швейцарию, чтобы поработать там ко-фасилитатором группы вместе с арт-терапевтом Паоло Книллем. Это было время, когда у меня было повышенное ощущение связанности и общности с людьми, природой и моими
137
снами. В моем внутреннем бытии произошли удивительные события. Я переживала
синхронности (synchronicities),
особые послания и замечательные образы. Однажды ночью я внезапно проснулась от
того, что, как мне казалось, в моей комнате билось множество больших крыльев.
На следующее утро я зарисовала этот опыт настолько хорошо, насколько смогла.
Как-то
днем я проводила группу, где мы делали упражнение, которое называется «Таяние и
рост». Группа распределилась на пары участников, и партнеры по очереди
наблюдали за тем, как их напарники танцевали, «таяли» и затем «вырастали». Я
участвовала в этом действе в паре с Паоло. Он наблюдал, как я медленно таяла из
позы в полный рост до совершенной распластанности на полу. Позднее я записала в
своем дневнике:
«Мне
очень понравилась возможность растаять, полностью отпустить себя. Когда я
растаяла и просочилась в пол, то почувствовала себя полностью расслабленной. Я
сдалась! Внезапно я ощутила, что буквально пронизана невероятным светом. Хотя
мои глаза были закрыты, все сияло. Изумленная, я какое-то время спокойно
лежала, а затем начала медленно «расти», пока не выпрямилась в полный рост».
Я дала
участникам группы инструкцию изобразить в цвете опыт их движения.
Всепроникающий свет трудно нарисовать, но я попыталась схватить этот
ошеломляющий опыт в цвете.
Рефлектируя
этот опыт, мне представляется, что сердце вдруг раскрылось. Это сделало меня
одновременно и уязвимой, и преисполненной внутренней силы и света. Несколько
дней спустя появилась новая картина с волной. На этот раз яркая зелено-голубая
вода была освещена розово-золотым небом.
Эти
случаи являются частью моего внутреннего опыта, и я поделилась ими по двум
причинам. Во-первых, я хотела проиллюстрировать преобразующую силу
экспрессивных искусств. Во-вторых, мне хотелось показать, что человеко-центрированная
экспрессивная терапия базируется на очень специфических гуманистических
принципах. Например, крайне важно было то, что я была с людьми, которые
позволили мне быть в моем горе и слезах, а не похлопывали по плечу и говорили,
что все будет хорошо. Я знала, что если у меня будет что сказать, я буду
услышана и понята. Когда я сказала Паоло, что испытала ощущение пронизанности
светом, он мог бы сказать — "Это просто твое воображение". Однако он
не только понял, он сказал мне также, что видел в тот момент драматическое
изменение в выражении моего лица.
Представляется
важным ясно и четко сформулировать гуманистические принципы в качестве основы
для дальнейшей работы:
Все
люди обладают природной способностью к творчеству.
Творческий
процесс исцеляет. Экспрессивный продукт несет важные сообщения индивиду. Вместе
с тем именно процесс творчества является глубоко преобразующим.
Личностный
рост и высшие состояния сознания достигаются посредством самоосознания,
самопонимания и инсайта.
Самоосознание,
понимание и инсайт достигаются погружением в наши эмоции. Переживания горя,
гнева, боли, страха, радости и экстаза являются тем туннелем, по которому мы
должны пройти, чтобы попасть на другую сторону — к самоосознанию, пониманию и
целостности.
Наши
переживания и эмоции являются источником энергии. Эта энергия может быть
канализирована, высвобождена и преобразована посредством экспрессивных
искусств.
Экспрессивные искусства — включая движения, художественные ремесла, вокализацию, музыку, медитацию и воображение — ведут нас в бессознательное. Это зачастую позволяет нам выразить прежде неизвестные фрагменты нас самих и, таким образом, высветить новую информацию и достичь нового осознания.
138
Виды искусства взаимосвязаны таким образом, который
я называю творческой связью. Когда мы двигаемся, это влияет на то, как мы пишем
или рисуем. Когда мы пишем или рисуем, это влияет на то, как мы чувствуем или
думаем. В процессе творческой связи одна форма искусства стимулирует и питает
другую, приближая нас к внутреннему ядру или сущности, которая является нашей
жизненной энергией.
Существует
связь между нашей жизненной силой — нашим внутренним ядром или душой — и
сущностью всех существ.
Поэтому,
по мере того как мы путешествуем внутрь себя, чтобы открыть нашу сущность или
целостность, мы обнаруживаем нашу связанность с внешним миром. Внутреннее и
внешнее становятся единым.
Мой
подход к терапии основан на психодинамической теории индивидуального и
группового процесса:
Личностный
рост имеет место в безопасном, поддерживающем окружении.
Безопасное,
поддерживающее окружение создается фасилитаторами (учителями,
139
терапевтами, руководителями групп,
родителями, коллегами), которые являются подлинными, теплыми, эмпатичными,
открытыми, честными, конгруэнтными и заботливыми.
Эти
качества лучше всего осваиваются, если первоначально переживаются в собственном
опыте.
Отношения
клиент-терапевт, учитель-учащийся, родитель-ребенок, жена-муж, партнер-партнер
могут быть контекстом для проживания всех этих качеств.
Личностная
интеграция интеллектуального, эмоционального, телесного и духовного измерений
происходит по мере рефлексии и выражения элементов этого жизненного опыта.
Схема,
приводимая выше, иллюстрирует то, как выявление сущности Я посредством
экспрессивных искусств соединяет нас с универсальным источником энергии,
помогая устанавливать отношения с сообществом и с миром в целом.
Если
вы пожелаете, то можете отправиться вместе со мной в путешествие такого
внутреннего исследования, целью которого является пробуждение вашей
креативности. Возможно, что вы — писатель, которого пугает изобразительное
искусство, или же вы — художник, который говорит: «Я не могу танцевать», или же
вы — терапевт, который хотел бы открыть методы обогащения отношения
консультант-клиент.
Процесс творческой связи:
приведенная выше схема показывает, что по мере того как благодаря экспрессивным
искусствам мы отправляемся в путешествие внутрь себя, мы погружаемся в
бессознательное и осознаем новые аспекты своего Я, получая таким образом новое
видение и новые возможности. Затем, устанавливая связь с хотя бы еще одним
человеком в эмпатическом и поддерживающем окружении, мы учимся способам
установления связей с сообществом людей. По мере того как мы учимся быть
аутентичными и обладающими новыми возможностями в рамках небольшого сообщества,
мы начинаем испытывать все большее воодушевление, продвигающее нас в более
широкий социальный круг. Мы становимся способными к сотворчеству и
сотрудничеству, достижению нашей высшей цели и реализации всех наших сил. Все
это в сочетании с сочувствием и состраданием соединяет нас с миром — другими
культурами и природой.
Поступила
в редакцию 15. VII 1994 г.
Публикуемый текст
представляет собой перевод первой главы новой книги известного американского
психотерапевта Натали Роджерс «Творческая связь»
(Rogers N. Creative Connection. Polo Alto Scienсe & Behavior Books, Inc.,
1993) .— Прим. перевод.
[1] Перевод термина «person-centered therapy» как
«личностно-центрированная терапия» не является, на наш взгляд, вполне точным.
Принимая во внимание общепринятое в англоязычной психологической литературе
различение терминов person
(человек) и personality
(личность), терапию К.Роджерса следует обозначить как «центрированную на
человеке» или «человеко-центрированную». — Прим.перевод.