Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

69

 

 

К СОЗДАНИЮ МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

Г.Н.КАРОПА

 

Ответственное отношение человека к природе предполагает, чтобы он, человек, одновременно, т.е. «как момент переживания», осознавал себя ответственной личностью и в то же время понимал, в чем лично для него и общества в целом заключается многосторонняя ценность природы. Осознание себя и природы как противоречивого единства является совершенно необходимой предпосылкой для выработки таких обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности личности в природе, которые, с одной стороны, реализуют духовные и физические потребности человека, с другой — не допускают нанесения ущерба окружающей среде.

Экологическая ответственность — интерактивное нравственно-экологическое качество, проявляющееся прежде всего в адекватном, т.е. ответственном отношении личности к природе и вбирающее в себя все основные признаки таких категорий, как отзывчивость, бережливость, рачительность и др., но в то же время существенно отличающееся от названных качеств более высоким уровнем обобщенности, а также некоторыми содержательными, в том числе правовыми аспектами. В целостной структуре личности данное качество выполняет ту важнейшую функцию, которая связана с регулированием сложных и неоднозначных отношений человека с окружающей его социоприродной средой.

Нашими исследованиями установлено, что структура экологической ответственности раскрывается взаимодействием мотивационно-ценностного, содержательно-операционного (процессуального) и оценочно-результативного компонентов, стержневым среди которых является мотивационно-ценностный. Данный компонент определяется наличием социально значимых мотивов отношения личности к природе, пониманием многосторонней (универсальной) ценности природы, проявлением интереса к вопросам экологии и современным экологическим проблемам, позитивной эмоциональной установкой на природоохранительную деятельность и др. Содержательно-операционный компонент характеризуется глубиной и систематичностью экологических и нравственно-экологических знаний, сформированностью природоохранительных умений и навыков, соблюдением правил поведения и деятельности в природе, проявлением активности и инициативности в процессе природоохранительной деятельности, соотношением регуляции и саморегуляции поведения в природе и др. Оценочно-результативный компонент определяется  оценочными суждениями личности по фактам взаимодействия человека и общества с природой, соответствием оценок нормам морали, проявлением нравственно-экологической направленности в оценке результатов деятельности человека в природной среде и др. [8], [9], [11].

Педагогическая технология формирования у школьников экологической ответственности включает в себя следующие основные звенья:

1) формирование интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;

2) развитие социально ценных мотивов отношения личности к природе;

3) раскрытие универсальной ценности природы;

4) формирование экологических и нравственно-экологических знаний, соответствующих умений и навыков, обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности в природной среде;

 

70

 

5) включение в непосредственную работу по охране природы родного края;

6) побуждение к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой, привлечение к контролю и оценке результатов собственной природоохранительной деятельности.

Очевидно, указанная технология может быть реализована в полной мере лишь в целостном педагогическом процессе, включающем в себя, как известно, обучение, внеклассную воспитательную работу и общественно полезную деятельность школьников. Более эффективному переходу внешних эколого-воспитательных воздействий на личность и ее внутренние качества и отношения должен способствовать строгий учет педагогами психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их реального отношения к природе [8], [14], [15].

Важнейшим направлением экологического образования и воспитания является формирование у школьников системы экологических и нравственно-экологических понятий.

Ответственное отношение личности к природе есть отношение осознанное, т.е. основанное на понимании личной ответственности за состояние и сохранение окружающей природной среды. Понимание же невозможно вне оперирования соответствующими понятиями. Только в понятии и через понятие человек получает возможность материализовать, опредметить свое реальное отношение к природе, сделать данное отношение предметом своего критического анализа, т.е. действовать с ним как с существующим вовне предметом, как с чем-то внешним и объективным. Именно благодаря понятиям человек способен осознать то противоречие, которое существует между его реальным отношением к природе и тем социально детерминированным и потенциально возможным уровнем, на достижение которого ориентированы социальные цели экологического воспитания.

Известно, что развивать понятие — значит развивать понимание отраженных в нем противоречий, а процессы усвоения и применения понятий неразрывно связаны друг с другом. При формировании у учащихся нравственно-экологических понятий важно также учитывать и то, что усвоение понятий, объединенных определенными логическими отношениями, идет более успешно и быстро, если они вводятся, даются учащимися сразу и в системе, а не одно за другим [4]. Следовательно, логическая последовательность нравственно-экологических понятий «отзывчивость — гуманность — бережливость — рачительность — рациональность — ответственность» может быть введена в мышление учащихся сразу (на одном занятии), показана как система норм отношения личности к природе и раскрыта как совокупность содержательных аспектов категории «экологическая ответственность». В последующем каждому из этих понятий должно быть уделено специальное внимание, но каждое из них всегда должно рассматриваться во взаимосвязи друг с другом и на основе наиболее обобщенного понятия, т.е. ответственности. При этом чрезвычайно важно не только раскрыть существенные признаки каждого из этих понятий, но и показать логические взаимосвязи и переходы, общность и противоречия между формируемыми в системе понятиями.

Придавая формированию нравственно-экологических понятий важнейшее значение, следует все же учитывать, что не понятие само по себе, а осмысленная в понятиях деятельность является главным фактором воспитания личности. Именно в деятельности нравственно-экологические понятия применяются, обобщаются, закрепляются, развиваются, наполняются глубоким личностным смыслом, переносятся «на себя», что является непременным условием формирования на основе того или иного понятия соответствующего личностного качества.

Реализация вышеназванных задач требует включения учащихся в различные виды деятельности, например такие, как трудовая, оценочная,

 

71

 

природоохранительная, шефская, опытническая, спортивно-оздоровительная, учебно-познавательная, игровая, контрольная, пропагандистская, исследовательская, туристско-краеведческая, художественная, правоохранительная и др. Между тем следует подчеркнуть, что ни один из указанных видов деятельности, взятый в отрыве от других, не может обеспечить всех задач экологического образования и воспитания учащихся. Только органическое взаимодействие многих видов деятельности приводит к ожидаемым результатам. Эффективными средствами формирования у учащихся ответственного отношения к природе выступают ведущие межпредметно-экологические идеи; задания, разработанные в соответствии со структурой экологической ответственности и сконструированные на содержании предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов; разрешение реальных конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия человека и общества с природой; учебные модели, отражающие основные взаимосвязи в системе «человек — общество — природа», и др. [8], [9]. [10], [11].

Основываясь на вышеприведенных положениях, можно сказать, что эффективное формирование ответственного отношения личности к природе представляет собой динамический, многоступенчатый и целенаправленный процесс. Каждая новая ступень данного процесса связана с раскрытием сущности одного из целостной системы нравственно-экологических понятий, что органично увязывается с последовательным формированием у учащихся адекватных личностных качеств на основе соответствующей нравственно-экологической категории.

Рассмотрим более подробно единство, содержание и особенности вышеупомянутых понятий. Прежде всего отметим, что все указанные качества носят ценностный характер, имеют принципиально общую структуру и формируются в процессе совместной деятельности в результате интериоризации социальных ценностей, норм и правил. Вместе с тем они обладают различным уровнем осознанности и обобщенности, различаются некоторыми содержательными признаками.

Отзывчивость — нравственное качество, первоначально проявляющееся в желании и готовности прийти на помощь человеку, попавшему в беду. Формирование отзывчивости неразрывно связано с эмпатией, т.е. способностью сопереживать и сочувствовать. Важной характеристикой эмпатии является, как известно, слабое развитие рефлексивной стороны, определенная замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Именно поэтому отзывчивость как личностное качество не всегда осознается субъектом достаточно ясно. Решающим фактором становления отзывчивости является совместная деятельность (игра, общение), предполагающая сотрудничество ребенка со взрослыми, а затем и со сверстниками. Именно эта совместная деятельность создает общность эмоциональных переживаний и формирует у ребенка отзывчивое отношение вначале к значимым другим людям, а затем к окружающей природной среде, прежде всего к одушевленным предметам — животным и растениям. Постепенно в ходе развития ребенок от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости переходит к опосредованным моральными нормами актам соучастия в совместной деятельности. Другими словами, ребенок поднимается на более осознанный и произвольный уровень отношения личности к природе, обусловленный более активно-деятельным типом взаимодействия со средой. Обобщая собственный опыт отзывчивого отношения к природе, решая новые задачи, ребенок впервые открывает для себя категорию «гуманность».

Гуманность — личностное качество, система установок личности на социальные, живые объекты, представленная в сознании индивида осознанными переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в актах содействия, соучастия, оказания живой природе практической помощи. Очевидно, гуманность есть более продвинутое и обобщенное качество, чем отзывчивость, так как проявляется не только в переживаниях личности, но и в практических действиях. В целом

 

72

 

же понятие «гуманность» в экологическом образовании неразрывно связано с осуществлением помогающего поведения. Отзывчивость и гуманность лежат в основе духовно-нравственного аспекта отношения личности к природе. Второй аспект этого отношения — рационально-практический — определяет такие нравственно-экологические категории, как бережливость, рачительность, рациональность [7], [8].

Бережливость — личностное качество, формирующееся главным образом в процессе трудовой деятельности человека и проявляющееся в умении и способности экономно расходовать природное сырье и материалы, принимать во внимание возможные негативные последствия хозяйственной деятельности, намечать наиболее экономные способы хозяйствования, рассчитывать и обосновывать эффективные пути снижения материалоемкости и энергопотребления, осознавая при этом тот факт, что природа не есть бесконечная кладовая богатств, но система, требующая бережного использования и отношения. Однако в этом свойстве не отражаются вопросы восстановления нарушенных природных равновесий, не подразумевается необходимость возврата природе у нее взятого. Отмеченное противоречие разрешает категория «рачительность».

Рачительность — нравственно-экологическое качество, формирующееся в различных видах трудовой деятельности и проявляющееся в ситуациях, когда человек, нанося в процессе своего труда определенный ущерб природе, предпринимает ряд действий, направленных на восстановление ее целостности. Рачительность особенно ярко проявляется в трудовой деятельности сельских тружеников: в чувстве хозяина земли, в нормах трудовой крестьянской этики, в любви и преданности своей родной земле, в сохранении вековых традиций, в национальной специфике отношения к природе и т.д. Формула рачительного отношения к земле проста: «Возвратить земле взятое у нее, не дать земле истощиться».

Рациональность — качество, проявляющееся в умении и способности личности разумно и научно обоснованно планировать и использовать имеющиеся природные ресурсы и материалы, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять основные (разумные и необходимые) потребности личности, группы, общества в целом.

Ответственность — интегративное личностное качество, обладающее максимально высоким уровнем осознанности и обобщенности, характеризующееся нравственно-правовым содержанием, представляющее собой единство духовно-нравственного и рационально-практического аспектов отношения личности к природе. Экологическая ответственность проявляется в чувстве долга, в таких действиях, поступках и отношениях личности к природе, которые соответствуют не только моральным принципам, но и правовым нормам.

Таким образом, процесс формирования у школьников ответственного отношения к природе может быть представлен в виде следующей обобщенной схемы: отзывчивость — гуманность — бережливость — рачительность — рациональность — ответственность.

Между всеми ступенями данного процесса существует объективная преемственность и взаимосвязь: формирование одного понятия (равно как и качества) является ключом к формированию остальных, так как «каждая высшая ступень отрицает низшую, но отрицает, не уничтожая ее, а заключая в себе как снятую категорию, как свой составной момент» [2; т. 4. C.113]. Каждая последующая ступень опирается на обобщение уже обобщенных в прежнем понятии знаний, взглядов и убеждений, умений и навыков, свойств и отношений, практического опыта, ценностных ориентации, личностных качеств, взятых в единстве с новыми, привнесенными логикой данного процесса моментами, развивающимися на основе целенаправленно задаваемой нравственно-экологической тенденции.

Таким образом, экологическая ответственность как интегративное нравственно-экологическое качество формируется в определенной логической системе и последовательности. Каждая новая ступень

 

73

 

процесса становления и развития экологической ответственности есть новый синтез, представляющий собой обобщение знаний, взглядов и убеждений, умений и навыков, практического опыта, ценностных ориентаций и отношений, приобретенных личностью на предыдущей (менее высокой) ступени развития.

Учет важнейшего диалектического положения о том, что развитие не есть прямая линия, но кривая, приближающаяся к спирали, требует не только уделить формированию каждого из отмеченных качеств определенный этап целостного педагогического процесса, но и неоднократно возвращаться к тому или иному качеству на последующих, более высоких этапах целенаправленного процесса формирования ответственного отношения личности к природе.

 

1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982— 1984.

3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

5. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. М., 1980.

6. Каропа Г.Н. Межпредметные связи в процессе экологического воспитания: Методические рекомендации / УНОГО, ГОСПО, БССР, ГОИУУ. Гомель, 1990.

7. Каропа Г.Н. Экологическое воспитание сельских подростков (6 — 8 кл.) в учебной и внеклассной работе по предметам естественнонаучного цикла // Взаимосвязь теоретической и практической подготовки педагога в вузе. Минск, 1990. С. 170 — 175.

8. Каропа Г.Н. Экологическое образование и. воспитание учащихся сельских школ. Минск, 1993.

9. Каропа Г.Н. Экалагiчнае выхаванне сельскiх школьнiкау //Народная асвета. 1990. № 9. С. 57 — 60.

10. Каропа Г.Н. Экалагiчная адукацыя на уроках геаграфii // Народная асвета. 1992. № 6. С.48 — 53.

11. Каропа Г.Н. Экалагiчнае выхаванне вучняу у грамадскапрацоунай дзейнасцi // Народная асвета. 1993. № 6. С.26—32.

12. Отношение школьников к природе / Под ред. И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной. М., 1988:

13. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной. М., 1983.

14. Environmental education: A source book / Troost G.I., Altman M. (eds.). N.Y., 1972.

15. Environmental Study Area Workshop. Washington, 1972.

Поступила в редакцию 9. VI 1993 г.