Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

151

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

20—24 августа в Будапеште состоялась 6-я Всемирная конференция по семейной терапии, организованная под эгидой международной ассоциации семейной терапии (IFTA). Основной идеей конференции, на которую съехались около 500 участников из 43 стран мира, являлось определение места семейной терапии в сложных социальных, политических и экономических процессах, происходящих в обществе.

Работа конференции проходила в форме пленарных докладов, тематических заседаний, семинаров, мастерских и симпозиумов, сгруппированных по дням в соответствии с четырьмя общими темами: «Меньшинства», «Бедность и преследования», «Семья и сообщества», «Духовность».

Вопросы кооперации Запада и Востока, преодоления тоталитарного прошлого на социологическом, конкретно-психологическом и духовном уровнях функционирования семьи были едва ли не самыми важными на конференции. Социальная направленность была задана в первом же выступлении почетного председателя конференции И. Божормени-Надя (США), который поставил вопрос о будущем психотерапии в контексте проблемы выживания человечества.

Высокий методологический уровень, системный взгляд на семейную терапию и семейные проблемы отличал пленарные доклады Ю. Харгенса (Германия), Д. Уокер (Великобритания), Д. Келли (США). Вопросы взаимосвязи семейной терапии с другими социальными науками были поставлены в докладах представителей смежных дисциплин. А. Эстер (США) предложил взгляд на семью и семейную терапию с точки зрения антропологического и культурологического подхода, а социолог Г. Анкерт (США) акцентировал внимание аудитории на проблемах, возникающих в семье и обществе в связи со смешением языков в многонациональных государствах, в том числе особенностях общения между представителями разных этнических групп.

На конференции обсуждались наиболее острые вопросы, волнующие человечество, в том числе проблемы беженцев, этнических конфликтов, СПИДа. О психологических особенностях феномена отрицания факта этнических преследований и пренебрежения реальности повторения геноцида, о необходимости объединения в связи с этим специалистов, в том числе семейных терапевтов, говорил вновь избранный президент IFTA Израэль Чарни (Израиль). Тема преодоления последствий политических и этнических репрессий, их влияния на семью неоднократно поднималась выступающими. Впечатляющий доклад по материалам совместного исследования с К. Бейкер (США) о психологических последствиях политической чистки 1930-х гг. для нынешнего поколения российских семей был сделан Ю.Б. Гиппенрейтер (Россия). Проблема поисков путей психологической помощи семьям беженцев и иммигрантов оказалась актуальной для специалистов разных стран. Ф. Каслоу (США) рассказала о некоторых психологических проблемах, возникающих у иммигрантов—представителей этнических меньшинств в США, Ю. Ландау-Стентон (США), высказав общую идею о том, что помощь семьям, оторванным от корней и этнической родины, это своего рода наведение моста через миры, предложила использовать социальные ресурсы сообществ, ввела понятие «связующей терапии». Сходные идеи высказывались в докладах Д. Вудкок (Великобритания) о системной терапии с семьями беженцев, Я. Прошутински (Польша) — о фактическом возникновении новой области научного исследования — психологии беженцев, и Л.М. Вильдавской (Россия) — о необходимости интегративного подхода к терапии беженцев и мигрантов. Конкретные практические приемы работы были предложены в докладе В. Сельтцер (Норвегия) о терапевтическом использовании мифов в работе с семьями иммигрантов, в сообщениях многочисленных представителей стран Восточной Европы — Польши, Венгрии, Боснии, Югославии, Хорватии и Словении, для которых помощь беженцам является одной из наиболее актуальных областей практической помощи. Так, И. Янкович (Хорватия) рассказал о методе консультирования в приюте для беженцев, Э. Лезнак (Польша) — о психологическом кризисе, вызванном «рабочей эмиграцией», Н. Капор-Станулович (Югославия) — о проблемах идентификации у детей из семей беженцев. Как примеры разнообразия конкретных

 

152

 

проблем, возникающих у специалистов по семейной терапии в связи с местными и региональными социальными условиями, прозвучали сообщения Л. Оннис (Италия) — о семейной терапии в связи с сексуальными насилиями в бедных, мультипроблемных семьях, М. Моретти (Венгрия) — о психических расстройств у цыган как последствиях ассимиляции, X. Каур (Индия) — о социальных проблемах у женщин, больных проказой, Г. Преториус (Южная Африка) — о тренинге житейских навыков для дискриминируемых групп общества в Южной Африке.

Вопрос о духовности как важном аспекте семейной и социальной жизни понимался участниками скорее в общечеловеческом, а не в узко религиозном смысле. Поискам источников духовности в эволюции природы и общества, в повседневной жизни семьи был посвящен доклад Р. Мюссиг (Германия) «Бог и Дьявол: эволюционная этика, современное общество и конфликт». Вопросы личной ответственности, морали и этики в работе терапевта были поставлены в докладах С. Карел (Израиль), Б. Буды (Венгрия), Б. Каррер (США).

Убеждения, ценности, предрассудки психотерапевта непосредственно влияют на процесс взаимодействия с пациентом, поэтому их прояснение должно быть необходимой частью подготовки семейного терапевта — эта идея прозвучала в докладах М. Раймундо (Мексика), известного представителя миланской школы семейной терапии Дж. Чеккина, создателя идеи «рефлексирующей команды» Г. Андерсона (Норвегия). Актуальный вопрос о необходимости осознания социальной позиции психотерапевта в контексте социальной ситуации поставили М. Иванович и Р. Микович (Югославия), а Ж. и Р. Георгиевы (Болгария) предложили использовать идеи семейной терапии для понимания процесса изменения общества.

Общие вопросы мировоззренческого и социального плана служили необходимым фоном для обсуждения традиционных вопросов семейной терапии — супружеских и детско-родительских отношений, помощи при алкоголизме, психических и психосоматических расстройствах. Ряд сообщений касались научных исследований в области семьи: «Роль семьи в преодолении последствий суицида» Ш. Фекети (Венгрия), «Сравнительное исследование депрессий у пожилых людей, живущих в семье и в приюте для престарелых» М. Дабковски (Польша); «Исследование эффективности индивидуальной и семейной терапии на примере больных с нарушениями пищевого поведения» И. Эйслера (Великобритания). Примером международного сотрудничества явились сообщения о результатах кросскультурного исследования успешного длительного брака (К. Хансон, Швеция; Ш. Шарлин, Израиль), о сравнительном исследовании психосоциальных особенностей больных шизофренией и их семей в Италии и Венгрии (Т. Тений, Венгрия). Вопросы организации и эффективности семейно-центрированной психотерапии психозов обсуждались на семинарах и симпозиумах группой финских специалистов (Ю. Аалтонен, Ю. Холма, Я. Сеикуа). Некоторые психологические механизмы алкоголизма были раскрыты в сообщениях Г. Порсас (Венгрия), Ш. Функа (Венгрия), Р. Шеа (США). О возможностях и ценности использования идей семейной терапии в социальной работе говорил С. де Врез (Нидерланды), а М. Чизмадиа (Венгрия) рассказала о возможностях использования представлений семейной терапии в педагогике.

Практическую работу удалось показать ряду известных и опытных специалистов: Дж. Чеккин (Италия) провел мастерскую по тренингу системного видения, Г. Андерсен (Норвегия) — мастерскую «Рефлексирующие процессы — информирование других и формирования себя». Использование позитивной проблемно-ориентированной семейной терапии (чрезвычайно близкой к идеям популярного в России германского психотерапевта Н. Пезешкиана) артистически продемонстрировал Б. Фурман (Финляндия). Безусловно неординарным событием было совместное проведение психотерапевтами Ф. Каслоу (США) и М. Киршенбаум (Германия) тренинговой и супервизорской группы «Понимание и помощь выжившим: виновники и жертвы геноцида еврейского народа», на которую были приглашены только пострадавшие лица и терапевты из Венгрии, Израиля и Германии, имеющие дело с посттравматическими проблемами выживших.

К сожалению, на большинстве семинаров специалисты могли лишь рассказать о своем опыте, но не показать его. Некоторым упущением можно считать и недостаточное внимание, уделявшееся на конференции проблеме развития личности в семейном окружении.

Следующая Всемирная конференция по семейной терапии состоится 25—29 октября 1995 г. в Гвадалахаре (Мексика).

 

Л. М. Вильдавская, А. З. Шапиро

Москва