42
ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ВКЛЮЧЕННОСТИ ЗАИКАЮЩИХСЯ И ИХ БЛИЗКИХ В
ПРОЦЕСС СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИИ
Н. Л. КАРПОВА
В методике социореабилитации,
разработанной Ю.Б. Некрасовой, заикание понимается как одна из крайних форм
нарушения речевого общения. Для пациентов, проходящих курс лечения по данной
методике, характерно обостренное отношение к проблеме общения и самореализации,
большая выраженность страдания и, как следствие, высокий уровень осознания
своих трудностей. Опыт работы с логоневротиками и
многочисленные исследования в этой области указывают на необходимость активного
включения усилий не только самих пациентов в процесс избавления от недуга, но и
членов их ближайшего окружения — родителей и родственников. Именно глубокая
мотивационно-личностная включенность обеих сторон в происходящее лечение
является основным условием действительного выхода из логоневроза,
который представляет собой системное нарушение не только речи, но также общения
и личности.
Чтобы повысить эффективность процесса социореабилитации пациентов, страдающих логоневрозом,
мы выявили особенности воспитания в семьях пациентов, послужившие в свое время
поводом для закрепления личностного и речевого дефекта, особенности характера
родителей, степень их причастности или отчужденности по отношению к дефекту, а
также уровень заинтересованности в излечении близкого человека [5].
На сеансах эмоционально-стрессовой психотерапии,
разработанной К.М. Дубровским, присутствие родителей и родственников пациентов
было обязательным. Ю.Б. Некрасова на всех этапах работы с пациентами также
приглашала их близких, и был уже накоплен большой опыт включения последних в
различные виды и формы «лечебного перевоспитания» (В.Н. Мясищев) заикающихся
подростков и взрослых. Но этот же опыт и основные принципы оригинальной
авторской методики социореабилитации показывали, что
привлечение родителей и родственников к работе должно происходить путем
специальной организации мотивационной включенности их в лечебный процесс.
В 1989 г. было начато обследование 35 семей будущих
пациентов, и в выполнение заданий включились 79 родителей и родственников. На
основе психотерапевтической диагностики, разработанной Ю.Б. Некрасовой для
пациентов, был создан диагностический блок для их родителей и родственников,
который подтвердил основной принцип методики: диагностика
может стать одновременно и терапией (нами было получено более 140 ответов на
психологические тесты и опросники и более 180
анализов библиотерапевтических произведений,
отличавшихся большой глубиной и высокой степенью самораскрытия и самоанализа).
Рассматривая мотив как
системный и целостный способ организации человеческой активности (а в данном
случае речь шла о формировании мотивации-побуждения родственников к активному
включению в процесс излечения уже взрослого и много раз безуспешно лечившегося
человека), мы сразу предположили, что будет две группы выполняющих задания: те,
кто психологически вовлечется в процесс работы, и те, кто лишь формально
включится.
Мотивационная вовлеченность
43
членов ближайшего окружения пациента в процесс социореабилитации организовывалась на всех этапах работы1 посредством специфических методов и
приемов.
Одна из основных целей первого
(пропедевтического) этапа, проводимого в течение нескольких месяцев «на
расстоянии» (без непосредственного контакта с пациентом и его родственниками),—
мотивационно-стимулирующая [2]. И если при выполнении первых
заданий мы часто встречали у родителей и родственников пациентов такие слова:
«Вся надежда на Вас» (мама 25-летнего Б. А.); «Я думаю, у меня слишком мало
энергии, чтобы достичь цели одной» (мама 20-летнего Ю. А.); «Только Вы можете
помочь моему сыну. Я для него прежде всего мать со
всеми своими слабостями, несмотря на то, что сама педагог...» (мама 22-летнего
С. В.); или совсем однозначно: «Юлия Борисовна, сделайте моего сына
счастливым!» (мама 35-летнего Г. А.),— то постепенно все больше появлялось
таких ответов: «Готов помогать — приеду с сыном» (отец 37-летнего Ш. А.).
Основным средством организации
мотивационной включенности и вовлеченности на пропедевтическом этапе является
разработанная Ю.Б. Некрасовой динамическая психотерапевтическая диагностика, в
основе которой — нетрадиционный метод библиотерапии
(лечение книгой) и диагностика «в связке» (художественное произведение
предлагается одновременно со специально подобранным психологическим тестом или опросником) [4]. Такая необычная
диагностика вызывает у родителей, так же как и у пациентов, интерес к
предстоящей работе, изменение потребностно-мотивационных установок и взгляда на свою
роль в процессе излечения родственника; также происходит снятие возможных
сопротивлений и осуществляется психологический механизм «раскачки» ригидной
системы поведенческих стереотипов. Так, письмо со вторым заданием мама
23-летнего Л. А. (уже пенсионерка) начала словами: «Дорогие друзья! Дел много,
голова кругом, а надо писать? И о чем? О «Гадком утенке»? А вы знаете, мне
кажется, в моем возрасте это очень трудно...» И дальше на трех больших листах
она дает рассказ о соседском мальчике — друге сына, которого с III класса
родители сдали в интернат для слаборазвитых детей, поскольку «в школе он не
прижился». Но парень потом отслужил в армии, закончил
институт — «вырос во взрослого лебедя». И, радуясь жизненной победе
соседского мальчика, мама Л. А. пишет: «А вот о сыне такого
не скажу... ведь он не был «гадким утенком» — он и хороший, и умный, и
красивый. А сейчас он жесткий (не жестокий), ленивый... Что-то я просмотрела,
чего-то в него не вложила...» И заканчивает свое письмо такими словами: «Я как
Иона из рассказа А.П. Чехова «Тоска», мучаюсь и волнуюсь... высказываюсь
приходящим друзьям и знакомым... Ионе же было хуже — он совсем одинок».
Так уже в процессе выполнения предложенных заданий происходит
переход от простой включенности в работу в состояние заинтересованного
осмысления личностных и семейных проблем через сопереживание и эмоциональную
идентификацию с героями специально подобранных высокохудожественных
произведений, их литературных метафор и смыслов. Это позволяет углубить и
дополнить «портрет неповторимости» не только пациентов [4],
но и членов их семей, а также «портрет неповторимости» каждой отдельной семьи,
что дает необходимый диагностический и содержательный материал для
психотерапевтической работы как с группой пациентов,
так и с группой их родителей и родственников [5].
Особо следует сказать о том, что результатом
пропедевтического этапа, построенного на такой психотерапевтической
44
диагностике, является не
только позитивное изменение настроя и мотивационно-окрашенное моделирование
себя в предстоящем лечении заикающегося родственника («феномен вовлеченности»),
но и постепенное выстраивание общего с пациентом смыслового поля: чтение одних
и тех же художественных произведений и выполнение тестов вводят всех участников
процесса лечения в область новых и значимых для терапии речевой коммуникации
знаний.
Здесь также происходит опосредованное обучение новому лечебному приему символотерапии (терапии лечебным символом) [4]
— приемам опосредованной помощи своим «взрослым детям» в работе над речью и
организации полноценного речевого общения с ними.
На втором этапе работы логопсихо-терапевтической
группы (во время сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии) у пациента
происходит личностно-мотивационный взрыв, ведущий к эмоциональным и
поведенческим изменениям. У присутствующих здесь родителей и родственников тоже
происходит нечто подобное — эффект «параллельной эмпатии
зала» [З]. Наблюдается и сходная с пропедевтическим этапом картина смены
мотивации: от первоначальной включенности ("наблюдатель") — к
дальнейшей вовлеченности — активному сочувствию и сопереживанию: «На сеансе у
меня родилось ощущение праздника — светлое и чистое состояние души. Если в
начале сеанса я, конечно, сострадала стоящим на сцене людям и желала им
выздороветь, но как-то умом, то в конце сеанса я любила их! — именно такое было
чувство: каждый из них был мне дорог и близок не менее,
чем мой муж, который тоже стоял на сцене» (жена 32-летнего А. А.). И такое
чувство было у многих: «Я могу с уверенностью сказать, что мои переживания не зацикливались на моем родном человеке — сестре, а в равной
степени были поделены на всех» (брат 29-летней Р. С.); «Сеанс для нас, сидящих
в зале, был гимном человеку, его силе, его неограниченным возможностям. Одинокое Я ушло, в силу вступило всесильное МЫ» (отец
23-летнего Л. А.). Таким образом, через методику сеанса закрепляется выраженная
мотивация к излечению близкого человека.
Это состояние активности, направленное на соучастие
в лечебном процессе, закрепляется при пролонгировании
так называемой эмоциональной волны сеанса [3] на третьем
этапе работы — в ходе двухмесячного курса активной логопсихотерапии.
Задачей данного этапа и для пациентов и для их родственников стало поддержание
выраженной мотивации. Средством решения данной задачи явилось
введение родителей и родственников пациентов в особую символическую структуру
языка занятий через знакомство с основными лечебными символами методики:
«айсберг», «весы», «нарцисс» и др. Символика дает установку на творчество в
межличностном общении, развивая и усиливая мотивацию через расширение и
изменение привычных форм общения, и превращается постепенно в символотерапию — лечение целебным символом [4].
Поскольку каждый человек — это особая тема и символ, то для каждого
члена группы лечебный символ имеет помимо общего и глубоко личностный смысл. И
здесь сами пациенты отмечали в своих дневниках: «Нужны родители: не только
потому, чтобы уменьшить тоску по дому, но и потому, чтобы отчитаться за свою
работу над новой речью, за каждый ее шаг радоваться вместе, а не только увидеть
большой скачок» (20-летний Ю. А. из Риги).
Анализируя весь пройденный курс логопсихотерапии
в группе Ю.Б. Некрасовой, мама нашего 18-летнего пациента Ш. А. из Киева
написала: «Лечение подходит к концу. И хочется многое сказать об увиденном и
пережитом, которое никогда не забудется. Я счастлива тем, что мой взрослый
ребенок как бы родился вновь, он говорит, он счастлив». Особо мама Ш. А.
подчеркнула значение подготовительного этапа работы — библиотерапии:
«Сын углублялся в творчество, пытался анализировать, размышлял. А как жаль
45
было его, когда он отождествлял себя с «Гадким
утенком», или разрывалась душа, когда читал «Живые мощи». Но если это так, то
душа жива, а живую израненную душу надо лечить...» О непосредственной работе в
группе эта мама-инженер написала даже стихи, где есть строки:
«Мы все такие разные, а здесь — одна семья,—
Сроднила нас, наверное, библио
— тера — пи —я».
Свой анализ мама Ш. А. закончила словами: «Всего не
напишешь. Важно одно — «гадкий утенок» (и не один!) взлетел в небо лебедем!» —
и пожеланием, чтобы такие группы создавали не только для заикающихся.
Таким образом, работа 25 родителей и родственников
наших 16 пациентов в логопсихотерапевтической группе
1993 г. полностью подтвердила правильность и действенность основных принципов и
авторских методов разработанной Ю.Б. Некрасовой системы социореабилитации
по организации мотивационной включенности и вовлеченности в психокоррекционный
процесс.
1. Карпова Н. Л. К вопросу об особенностях психокоррекционной работы с родственниками пациентов с нарушениями
речевого общения // Тезисы докладов научной конференции «Проблемы психологии
творчества в работе с людьми». Ч. II. Гродно, 1990. С. 55 - 56.
2. Некрасова Ю. Б. Библиотерапия
на подготовительном этапе социальной реабилитации // Психотерапия в дефектологии
/ Под ред. Н.П. Вайзман. М.,
1992. С. 80—102.
3. Некрасова Ю. Б. Сеанс
психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся // Вопр. психол. 1980.
№ 5. С. 32—40.
4. Некрасова Ю. Б. Особенности
диагностики при реабилитации людей с нарушениями речевого общения // Вопр. психол. 1991. № 5. С. 123—129.
5. Некрасова Ю. Б., Карпова Н. Л.
Проблема включения ближайшего окружения в процесс социореабилитации
людей с нарушением речевого общения // Тезисы докладов научно-практической конференции
«Психология педагогического общения». Кировоград, 1990. С. 218—219.
Поступила в редакцию 25.III 1994 г.
1 Методика социореабилитации заикающихся подростков и взрослых, разработанная Ю; Б. Некрасовой, состоит из трех основных этапов: подготовительного (пропедевтического), сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии и этапа активной логопсихотерапии.