Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

37

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

 

О ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ, ИХ ДИАГНОСТИКЕ, УПРАВЛЕНИИ И НАПРАВЛЕННОМ ФОРМИРОВАНИИ (В ПРОЦЕССЕ СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ)

 

Ю. Б. НЕКРАСОВА

 

Проблема дефекта заикания гораздо шире проблемы речи заикающегося. Она распространяется на область общения и самопредъявления личности. Именно поэтому в качестве ведущего механизма социореабилитации пациентов мы рассматриваем психические состояния, их выявление, учет и преобразование.

Психические состояния — многоуровневая система. Согласно определению Н.Д. Левитова [1] — это целостная характеристика психической деятельности на определенном отрезке времени, показывающая своеобразие протекающих психических процессов в зависимости от отраженных предметов и явлений, предшествующих состояний и свойств личности. По своей структуре психические состояния — своего рода синдромы, отличающиеся по знаку (положительные — отрицательные), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющиеся в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики.

По параметрам ситуативность — долговременность и изменчивость — постоянство психические состояния находятся между психическими процессами и устойчивыми чертами личности и характера. Основными свойствами психических состояний служат их поситуативная воспроизводимость (по типу условного рефлекса) и возможность в условиях особой значимости и повторяемости переходить в устойчивые характеристики личности. Такое промежуточное положение психических состояний [2] ставит проблему поиска методов и условий перевода продуктивных психических состояний в устойчивые характеристики личности.

Традиционно внимание исследователей чаще концентрировалось на психических состояниях, связанных с патологией, психологическими проблемами и разного рода трудностями, между тем как исследование и поиск средств вызывания, закрепления и развития позитивных психических состояний представляет особой интерес. Поэтому мы поставили своей главной целью изучение именно положительных, продуктивных психических состояний, развивающихся на фоне эмоционального тонуса и повышения уровня психической активности. Разработанная нами методика системы логопсихотерапии позволяет вызывать, пролонгировать и закреплять положительные психические состояния и таким образом переводить личность на более высокий уровень развития.

Важной особенностью психических состояний является динамичность их существования, протекания в континууме. Поэтому процесс социореабилитации рассматривается нами как естественный психолого-педагогический эксперимент, благодаря которому нам удается наполнять психологическую категорию психических состояний конкретным содержанием [3].

В нашей системе логопсихотерапии

 

38

 

начальный этап — специально разработанная динамическая психотерапевтическая диагностика, которая является важнейшим элементом исследования психических состояний пациентов. Под динамической психотерапевтической диагностикой мы понимаем анализ психотерапевтом выполняемых в течение продолжительного времени (3—6 мес) пациентами специально подобранных заданий. В эти задания входят отобранные, взаимно дополняющие друг друга художественные произведения (библиотерапия) и психологические тесты — так называемый диагностический блок, цель которого — выявление у пациента его «картины здоровья» (вопреки болезни).

Применительно к каждому конкретному пациенту библиотерапевтические произведения и психологические тесты используются в особой «связке» — это так называемая диагностика в связке. Следует отметить, что диагностические средства выявления и оценки психических состояний включают в себя не только самооценочные процедуры, но также и проективные методы. Наиболее ценным в выявлении психических состояний при помощи проективных методик является предоставление испытуемому известной свободы выбора, дающей ему возможность проявлять себя по привычным индивидуальным законам (в отличие от стандартных опросников, предлагающих такой «выбор» уже в рамках заданной схемы и модели исследователя). В качестве основного механизма выявления психических состояний выступает осознание их прежде всего самим пациентом. Здесь происходит и репродуктивное моделирование пережитого психического состояния, поэтому одна из центральных задач разработки эффективной диагностики психических состояний — выявление информативных показателей непосредственного поведения испытуемого самим специалистом (Алехина Е.В., 1990).

Исходя из структуры диагностического блока, анализ полученных материалов проводится по следующим показателям:

1) наличие и особенности прямых (т. е. блочных, заданных самим предлагаемым библиотерапевтическим произведением), а также личных тем и их содержание;

2) выявление «якорных» произведений — ставших основными для пациента, где он раскрывается наиболее полно, эмоционально ярко. Эти произведения, как правило, связаны с переосмыслением чего-либо, открытием для себя новых знаний, что говорит об имеющем место психокоррекционном эффекте;

3) соотношение полученных данных с показателями тестов и опросников;

4) выявление опорных для психотерапевта черт индивидуальности, дающих «портрет неповторимости»1 личности испытуемого.

Следует отметить, что традиционно динамическая диагностика дает картину развития болезни. В таком случае возможно, что диагностика и лечение (коррекция) могут проводиться с разных позиций и даже разными людьми. В наших же исследованиях и практической работе динамическая диагностика работает не только сама по себе, она является также психотерапевтической, что позволяет в одно и то же время осуществлять диагностику и лечение (коррекцию). Возникает двуединый процесс, в котором диагностика направляет, ориентирует коррекцию, а затем контролирует результаты коррекционных воздействий и вновь направляет их, но уже на новом, более высоком уровне. Такой способ построения диагностики есть своего рода психокоррекция, «лечебное перевоспитание», а точнее деятельность саморегулирующихся систем, которые, как подчеркивает У. Эшби (1962), «управляются своей ошибкой».

Среди психических состояний особое

 

39

 

значение имеет психическое состояние успеха процесса коммуникации. В нашей системе логопсихотерапии оно моделируется в ходе специально организованного взаимодействия, интегрирующего как элементы субъективного опыта пациента, так и формирующее влияние психотерапевта. Это особое звено сложной цепи регуляции процесса общения, организованное психотерапевтом, которое в конечном счете должно смениться моделированием положительных мотивационно-потребностных установок самим пациентом.

По своей роли в контексте восстановления нарушенного общения психические состояния успеха являются ресурсными, а по структуре они приближены к саногенным психическим состояниям. Психические состояния успеха коммуникации выполняют информативную и психотерапевтическую функции. Психотерапевтическая функция данных состояний заключается в активизации процессов внутреннего моделирования и предвосхищения коммуникативного успеха.

Изучение эффективности процесса психотерапевтической диагностики осуществляется с помощью обратной связи от пациентов в виде положительной динамики психических состояний. Мотивация к излечению или «подготовительная психологическая почва» проявляется у пациентов в виде желания сотрудничества с психотерапевтом, появления интереса к самому себе (своему образу, своему телу). Форма психологической защиты изменяется от сокрытия своего дефекта к его демонстрации. Возникают механизмы компенсации и гиперкомпенсации, появляются элементы творчества, самовыражения (пока еще в неречевых формах общения). Происходит смена ролевого поведения, поиск своего индивидуального образа. Все это увеличивает интенсивность положительных психических состояний, сопутствующих мотивационной включенности, выстраивается так называемая перспективная линия выздоровления. По качеству и многообразию проявления психических состояний психотерапевт воссоздает внутреннюю «картину здоровья» пациента.

Основные группы саногенных психических состояний, возникающих в качестве обратной связи на эффективно реализованный для каждого отдельного пациента прием воздействия, следующие:

— состояния, связанные с удовольствием от самого процесса выполнения диагностике- психотерапевтических заданий;

— состояния «озарения», инсайта по поводу осознания себя и своей проблемы: «...Дело даже не в силе воли, а в моральном здоровье, потому что, если имеешь реальные препятствия и даже думаешь о них — это и есть моральное здоровье...» (из анализа книги А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи», данного пациенткой Г. И., 22 года). Другой пример: «До прочтения «Барьера» я ограничивал себе цели и задачи, однако теперь лед тронулся, и «барьер» будем стараться перепрыгнуть» (из анализа романа П. Вежинова «Барьер» пациентом С. А., 24 года);

— состояние катарсиса, одним из которых является выделенный нами «эффект Ионы» (см. рассказ А. П. Чехова «Тоска») как реализация желания высказаться, «выплакаться» собеседнику;

— психические состояния уверенности в достижении цели, являющиеся ведущими в иерархии выделенных групп состояний.

Динамика психических состояний как обратной связи на приемы воздействия первого (пропедевтического) этапа работы протекает как нагнетание интенсивности саногенных состояний пациентов через многократное воображаемое «проигрывание» ими себя здоровыми. Это отвечает задаче подготовительного этапа и проявляется в состоянии, которое мы называем свернутой моделью готовности к излечению, когда воображение пациентов уже готово к принятию и трансформации лечебного внушения психотерапевта. Приведем примеры из анализов библиотерапевтических произведений, данных нашими пациентами в конце пропедевтического

 

40

 

этапа, когда они достигают названного состояния. Так, пациентка А. О., 18 лет, которая в ответах на первое задание писала: «Для меня заикание, как красные флажки для волка — преграда вроде бы призрачная, но нет ничего страшнее»,— утверждает по завершении этапа: «Теперь я перейду через флажки». Другой пациент (Ш. А., 31 год) закончил анализ пьесы Б. Шоу «Пигмалион» словами: «Я тоже стану герцогом!». А пациент Ю. А., 20 лет, последнее задание завершил так: «Финиш подготовительного этапа привел меня в светлое, праздничное, активное и убедительное состояние. Течение реки времени привело к перелому невозвратимо. Дать это настроение, нетерпение к переменам, сосредоточение на них (непроизвольно), наверное, и есть главная цель ваших заданий, анализов текстов, которые я выполнял...»

Задачей второго этапа системы социореабилитации — сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии — является развертывание свернутой модели излечения, усиление состояния готовности к принятию методов работы.

Основным приемом сеанса является «вызывание синдрома по ситуации в прошлом» — моделирование ситуаций через слово и условия внешней среды (сцена, зрительный зал и др.). Усиление и нагнетание отрицательных проблемных и положительных саногенных психических состояний на сеансе представляют собой психологический механизм «раскачки» ригидной системы патологического состояния заикающихся. Таким образом, на сеансе происходит личностно-мотивационный взрыв, ведущий к эмоциональным и поведенческим изменениям. Отметим, что интенсивность и качество предыдущего психического состояния готовят рождение последующего. Такую взаимосвязь психических состояний на сеансе мы назвали континуумом. Данный континуум отличается от иерархической системы состояний равноценностью входящих в него элементов. Поясним это на конкретном примере. Несмотря на наличие плана проведения сеанса, интенсивность и продолжительность используемых приемов могут меняться. Основой для таких изменений служат психические состояния пациентов и психотерапевта. Наблюдение в ходе сеанса за психическими состояниями пациентов позволяет оценить их встречные действия, готовность к преодолению недуга, степень внушаемости, силу эмоционального возбуждения и в зависимости от результатов такой оценки переходить к следующему приему или продолжать данный прием, усиливая его воздействие. Непрерывной корректировкой силы и продолжительности воздействий на участников психотерапевт вызывает состояние наибольшей мотивационной готовности для «ввода в речь».

Наблюдение за психическими состояниями испытуемых позволяет психотерапевту убедиться в правильности проводимых приемов, что имеет положительную связь с его собственным психическим состоянием. Таким образом, психические состояния проводящего сеанс и испытуемых составляют как бы целебный замкнутый круг эмпатии врача и больных.

Психические состояния пациентов на втором этапе по своей предметной направленности, интенсивности и эмоциональному характеру едины для всех пациентов, поскольку моделируются в общей для них ситуации (использование закономерного эмоционального «заражения» в группе). Финальными психическими состояниями сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии являются стенические состояния коммуникативной готовности, соответствующие принятию критического решения преодолеть психологический барьер и реализации этого решения в виде осуществления речи с особой экспрессией. В таких состояниях после сеанса бывшие заикавшиеся пишут словами А.С. Пушкина: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких...». После сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии у участников группы возникает новое психическое состояние, которое мы назвали эмоциональной волной сеанса. Находясь в этом состоянии, пациенты как бы заново


 

41

 

раскрываются миру, эмоционально распахиваются и в последующем с доверием и интересом включаются в работу третьего этапа.

Задачей третьего этапа является перевод саногенных психических состояний в устойчивые при поддержании выраженной мотивации. Этому способствует основной прием — повторение, проигрывание саногенных психических состояний, применяемый каждый раз по-новому, что вызывает переход прежнего устойчивого состояния болезни в устойчивое состояние здоровья. Особенностью психических состояний, возникающих как обратная связь на приемы воздействия третьего этапа, является их общность для всей группы. В этом смысле каждое из них несет мощный коммуникативный потенциал: участники группы испытывают состояния эмоционального группового переживания успеха («быть по-новому», «быть вместе», «высокое состояние духа», «увлечь другого в свой полет»), состояние творчества и сотворчества в группе, желание поделиться радостью с окружающими («резонанс состояний»). Иерархически наиболее значимыми здесь являются состояния мобилизационной готовности пациентов к принятию новой лечебной информации и внутреннего проигрывания оптимистической модели будущего.

Финалом работы на третьем этапе системы социореабилитации является возникновение устойчивого континуума саногенных психических состояний, носящего следующие характеристики:

— доступность для осознания пациентом своих психических состояний, умение использовать их в дальнейшем в непосредственной деятельности и общении — т. е. самоуправление психическими состояниями;

— включенность уже имеющегося у пациента внутреннего потенциала здоровья и направленность его на дальнейшее развитие, т. е. эволюция внутренней картины здоровья;

— ориентация бывших заикающихся на сохранение и развитие полученных в ходе занятий навыков речи, знаний и умений, на наращивание психологической и речевой вооруженности. Такая ориентация неизбежно сочетается с ощущением необходимости постоянного движения, личностного роста, творчества. Методика в руках бывших пациентов становится «самозатачивающейся»;

— направленность состояний на разделенность их с другими людьми, на совместность переживания (коммуникативно-диалогический характер). Такая установка сочетается, как правило, со стремлением к глубокому пониманию и принятию других людей.

Анализ психических состояний как обратной связи на приемы воздействия каждого из этапов системы социореабилитации подтверждает, что ведущим в нашей работе является целенаправленное формирование особых саногенных состояний, приводящих к стойким новообразованиям личности через последовательное рождение, пролонгирование и закрепление их. Таким образом, стало возможным продемонстрировать и проанализировать механизм формирования новых черт личности. Условием такого перехода в нашей работе явилось долговременное внутреннее «проигрывание» пациентом состояния здоровья.

Система социореабилитации формирует психические состояния особой эмоциональной включенности и вовлеченности на всех трех этапах работы, когда пациенты сами выходят на уровень творчества, начинают проявлять в нем потребность и реализовывать его в определенных, связанных с излечением формах. Творческое развитие личности в данном случае есть не побочный эффект лечения, а магистральный путь личностных изменений.

 

1. Левитов Н. Д. Проблемы психических состояний // Вопр. психол. 1955. № 2. С. 16—26.

2. Петровский А. В. Еще раз о психических состояниях // Вопр. психол. 1966. № 1. С. 168—169.

3. Некрасова Ю. Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии // Вопр. психол. 1985. № 2. С. 127—133.

4. Некрасова Ю. Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушениями речевого общения // Вопр. психол. 1991. № 5. С. 123 - 129.

Поступила в редакцию 25.III 1994 г.



1 Термин «портрет неповторимости» автор использует в описании своей методики, направленной на определение совокупности неповторимых личностных черт и особенностей каждого пациента (см.: Некрасова Ю. Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: Автореф. докт. дис. М., 1992. С. 14).— Прим. ред.