Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

148

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

15—17 июня в Москве состоялся I съезд практических психологов образования России. Инициаторы и организаторы съезда — Министерство образования Российской Федерации, Российская Академия образования и Психологический институт РАО. На съезд собрались более 1500 человек из всех регионов России — психологи, работающие в системе образования — областных, городских и районных центрах психологической службы, детских садах, школах, детских домах, интернатах, работники органов управления образования, специалисты, разрабатывающие проблемы научного и научно-методического обеспечения службы, готовящие психологов образования. Кроме того, съезд привлек внимание значительного числа психологов-исследователей, а также практиков из других областей.

Первое пленарное заседание съезда состоялось в Колонном зале Дома союзов. В выступлениях Министра образования РФ Е.В. Ткаченко, зам. министра М Н. Лазутовой подчеркивалось значение психологической службы в решении проблем, стоящих сегодня перед системой образования, отмечалось, что психологическая служба за короткий срок стала необходимым элементом системы образования, завоевала признание, как работников управления образования и педагогов, так и учащихся и их родителей. Президент РАО А.В. Петровский показал связь и преемственность практической психологии образования с лучшими традициями российской психологической науки и наметил возможные перспективы развития службы.

В докладе зам. министра образования А.Г. Асмолова «Психология, педология и изменение парадигмы образования России» особое внимание было уделено проблемам инноваций. Многие сложности работы практического психолога продиктованы прежде всего тем, что он начинает работать не в устоявшейся системе, а в атмосфере инновационных начинаний. Однако именно это порождает множество возможностей и делает его деятельность плодотворной. Докладчик представил инновационные психологические центры образования России.

Доклад И.В. Дубровиной был посвящен истории и современному состоянию психологической службы образования в нашей стране, изложению стоящих сегодня перед службой проблем и перспектив ее развития.

В докладе директора Психологического института РАО В. В. Рубцова «Психологическая стратегия педагогики развития» освещались роль и место психологической службы в решении кардинальных научных и научно-практических проблем современной возрастной и педагогической психологии и педагогики развития.

Вопросы научного и технологического обеспечения службы рассматривались в докладах Ю.М. Забродина «О научных основах практической психологии»

 

149

 

и Н.Ф. Талызиной «Психологическая диагностика в контексте деятельностной теории учения». Особо актуально прозвучали слова докладчиков о том, что в настоящее время существует ряд взаимодополняющих концепций психологической службы в сфере образования, в различных научных коллективах ведется работа по ее научно-методическому оснащению. Однако соотношение этих концепций с практикой работы психологов образования зачастую не обеспечивает все возрастающие потребности практики образовательных учреждений.

А.И. Подольский рассмотрел вопросы подготовки и переподготовки кадров практических психологов образования. Б.А. Вяткин и С.М. Другова проанализировали опыт организации, развития службы в конкретных регионах — Перми и Пермской области, Иркутске.

Своего рода «выступлением от лица заказчика» прозвучал, доклад начальника управления образования департамента Юго-Западного территориального округа Москвы Е.А. Ямбурга, в котором были выдвинуты и обоснованы требования работников образования к практической психологии, проанализировано, почему сегодня практические психологи часто не могут найти общий язык с другими работниками отрасли.

Далее работа съезда осуществлялась по секциям и «круглым столам». По замыслу организаторов на них не было заранее заявленных и подготовленных докладов, вся работа осуществлялась в виде свободных дискуссий по вопросам, специально изложенным в программе съезда.

Р а б о т а л о 13 с е к ц и й, рассматривавших общие вопросы организации и обеспечения деятельности службы — «Психологическая служба образования: содержание, структура, профессионализм, этика» (Руководители: И.В. Дубровина, Москва, В.Ю. Коробов, Салехард, Л.И. Бершедова, Петрозаводск, Т.А. Гаврилова, Уссурийск), «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации практических психологов» (Руководители: А.И. Подольский, А.Ф. Ануфриев, Москва, Б.А. Вяткин, Пермь, Г.А. Берулава, Бийск), «Психологическая подготовка кадров в системе новых моделей образования» (Руководители: В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Москва, Г.И. Лавецкий, Калуга); проблемы ее научного и методического обеспечения — «Организационные, методические и этические аспекты использования психодиагностических средств в сфере образования» (Руководители: А.С. Чернышев, Курск, Е.М. Борисова, Москва, В.И. Чирков, Ярославль); «Психическое здоровье детей и подростков: междисциплинарный подход» (Руководители: В.М. Астапов, В.Н. Касаткин, Москва, Г.М. Залевский, Томск), «Взаимодействие практического психолога с педагогическим коллективом школы» (Руководители: А.К. Маркова, Москва, В.И. Долгова, Челябинск, В.П. Котюкова, Орск, Р.И. Цветкова, Хабаровск), «Проблема дифференциации в образовании» (Руководители: Н.И. Гуткина, В.Н. Дружинин, Москва, В.А. Гаевская, Липецк), «Психологическое сопровождение выбора карьеры» (Руководители: Е.С. Романова, Москва, Г.М. Парсаданов, Калининград, А.Б. Суслов, Сыктывкар); особенности деятельности службы в различных образовательных учреждениях — «Психологическая служба в дошкольных учреждениях образования» (Руководители: О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, Е.О. Смирнова, Москва, В.В. Урбаневич В.В., Санкт-Петербург), «Работа практического психолога в детских домах и школах-интернатах» (Руководители: В. С. Мухина, М.Ю. Кондратьев, Т.Н. Счастная, Москва, Л.И. Алексеева, Якутия-Соха, А.Ф. Шадура, Благовещенск), «Работа практического психолога в специальных корекционно-воспитательных учреждениях и классах выравнивания» (Руководители: В.Г. Петрова, Москва, У. Н. Ульенкова, Нижний Новгород, Л.М. Шипицина, Санкт-Петербург), «Социально-психологическая служба в высших учебных заведениях» (Руководители: И.А. Зимняя, В.Г. Бочарова, Москва, Р.М. Куличенко, Тамбов, В.Н. Равкин, Санкт-Петербург, В А. Лабунская, Ростов-на-Дону).

 

150

 

Оказанию психологической помощи в зонах «Чернобыльского следа» было посвящено заседание секции «Работа практического психолога в регионах, пострадавших от радиационного заражения» (Руководители: А.А. Тюков, Г.В. Семья, Москва, В.П. Быков, Брянск, В.И. Екимова, Тула).

На десяти «круглых столах» обсуждались конкретные направления деятельности психологической службы образования, рассматривалось ее место в современном меняющемся мире — «Проектирование образования и практическая психология» (Руководители: В.И. Слободчиков, Ю.В. Громыко, Москва), «Практический психолог в мире детской и юношеской субкультуры» (Руководители: Д.И. Фельдштейн, В.В. Абраменкова, Москва, С.П. Иванов, Смоленск, И.П. Шахова, Пенза), «Практическая психология в работе по профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков» (Руководители: С.А. Беличева, Москва, И.Ф. Мягков, Воронеж, Б.Н. Алмазов, Екатеринбург), «Работа практического психолога с семьей» (Руководители: А.С. Спиваковская, Л.А. Петровская, А.Б. Орлов, Москва, Э.Г. Эйдемиллер, Санкт-Петербург), «Территориальные психологические центры образования: проблемы и перспективы» (Руководители: А.Г. Лидерс, Москва, В.Н. Власов, Брянск, А.Ф. Подставкина, Сургут, В.Г. Колесников, Обпинск), «Психология как учебный предмет в школах и других общеобразовательных учреждениях» (Руководители: Л.М. Дубовый, Пенза, Е.С. Романова, Москва, В. В. Новиков, Красноярск, К. Н. Сульжин, Пермь), «Деятельностная теория учения — практике образования» «Руководители: Н.Ф. Талызина, И.И. Ильясов, Н.Г. Салмина, 3.А. Решетова, В.Я. Ляудис, Г.Е. Залесский, Москва), «Рефлексивная диагностика в развитие творческого потенциала» (Руководители: И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Москва, С.В. Дмитриев, Нижний Новгород), «Психотерапия и консультация» (Руководители: Ф.Е. Василюк, Т.П. Гаврилова, Москва, М.А. Хуторная, Ярославль), «Психология. Мистика. Вера.» (Руководители: Ф.Т. Михайлов, Б.С. Братусь, Б.В. Ничипоров, Москва).

На всех секциях был обсужден проект решения съезд а, в него были внесены добавления, исправления, корректировки. На заключительном пленарном заседании этот проект решения был одобрен.

Участники съезда отметили, что психологическая служба стала сегодня значимым фактором системы образования. Достаточно высока репутация службы. Сам созыв съезда психологов и его проведение на таком представительном уровне свидетельствует о ее общественном признании. Вместе с тем, сегодня состояние психологической службы образования характеризуется следующим. Постоянно увеличивается количество психологов, работающих непосредственно в школах, детских садах и других образовательных учреждениях. Это касается как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. В большинстве регионов России уже созданы районные или городские психологические кабинеты и центры. Однако они не всегда выстраиваются в какую-либо структуру, не распределяют между собой функции и т. п., что снижает эффективность их работы.

Существенной характеристикой современной ситуации в рассматриваемой области является осознание руководителями образования, администрацией учебно-воспитательных учреждений, учителями и воспитателями, многими родителями, а также самими школьниками необходимости психологической службы в обществе, что и формулирует запрос на специалистов соответствующего профиля. Министерством образования России разработан и утвержден ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность практических психологов в системе образования. В тарификационную сетку учреждений образования введена должность «педагог-психолог». Тем не менее в перечне профессий, принятом Минтруда России, до сих пор нет специальности «практический

 

151

 

психолог», что делает невозможным введение в систему образования специальности «практический психолог образования».

Практические психологи образования не имеют на сегодняшний день многих профессиональных прав и гарантий, которые распространяются на других работников отрасли. Так, у них 24-дневный отпуск, 36-часовая рабочая неделя, им присваиваются разряды 7— 14 по тарификации «педагог-психолог». Это приводит к такому положению, что специалисты высокой квалификации приравнены к служащим среднего звена и не рассматриваются как самостоятельные специалисты. Особые проблемы возникли сейчас в связи с аттестацией психологов. Во многих случаях при присвоении разряда не учитывается значительный педагогический стаж по базовой специальности.

В результате нередко психологи уходят из системы образования, что существенно затрудняет решение многих актуальных задач, в частности таких, как профилактика детской и юношеской преступности, сохранение психического здоровья детей, в том числе детей, проживающих в регионах с неблагоприятной в радиационном, экологическом и др. отношениях обстановкой, профилактика и преодоление школьных неврозов, психологическая помощь детям-сиротам и инвалидам и многие другие проблемы. Весьма неблагополучно обстоит дело и с финансированием психологической службы в системе образования: нет соответствующей статьи бюджета, отсутствует материально-техническое обеспечение деятельности разных звеньев службы, оплата работы психолога осуществляется, как правило, за счет сэкономленных образовательными учреждениями средств или за счет внебюджетных источников.

Несмотря на трудности интенсивно развивается сеть подготовки и переподготовки специалистов для службы. Психологов для работы в системе образования готовят факультеты и отделения университетов и педвузов, различные курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием. Однако они не могут удовлетворить все возрастающей потребности в практических психологах. За последние годы в стране возникло значительное количество организаций, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации практических психологов образования. При этом наряду с серьезно организованными, базирующимися на оправдавших себя подходах учебно-научными центрами возникают и, порой, процветают многочисленные предприятия, лишь обещающие подготовить психологов в считанные месяцы и даже недели с обязательным присвоением квалификации и выдачей дипломов установленного образца, что не может не дискредитировать саму идею подготовки практических психологов. Не все спецфакультеты и спецотделения укомплектованы достаточным количеством высококвалифицированных, имеющих опыт практической работы кадров профессиональных психологов. Программы существующих курсов подготовки и переподготовки весьма произвольны, что противоречит закону «Об образовании», а также утвержденной в 1991 году квалификационной характеристике практического психолога. Отсутствует стандарт образования по практической психологии. Работа по профессиональной экспертизе вновь открывающихся спецфакультетов и спецотделений практически свернута; лицензирование функционирующих центров так и не начиналось, несмотря на остроту проблемы. Прекратил свою работу экспертный совет по подготовке психологов образования при Гособразовании СССР.

Научная разработка проблем психологической службы, ее научно-методического обеспечения ведется сегодня во многих коллективах страны, но эта работа достаточно разрознена, часто непосредственно направлена на удовлетворение запросов практики, а не на прогнозирование и разработку перспектив, что в настоящий период имеет первостепенную значимость. Важной

 

152

 

тенденцией в современной отечественной психологии является появление значительного количества литературы, специально адресованной практическим психологам образования. Начали издаваться журналы: «Детский психолог» (Ростов-на-Дону), «Детский практический психолог» (Москва), «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» (Москва), «Альтер эго» (Рига), «Психология сегодня» (Москва) и др. Однако выпуск этой литературы явно отстает от потребностей практики.

Значительные сложности в деятельности службы связаны с тем, что ее отдельные звенья не объединены в единую вертикальную структуру. Между тем анализ опыта стран с развитой психологической службой свидетельствует, что именно достаточно разработанная иерархическая структура службы с низовыми и промежуточными звеньями, с четко разделенными функциями, а также верхними, координирующими и контролирующими инстанциями, способна обеспечить полноценное психологическое обслуживание системы образования, оказывать действенную помощь как детям, родителям и учителям, так и учреждениям образования и всей системе в целом.

Съезд подчеркнул, что в настоящее время в России создана система психологической службы в сфере образования и необходимо предпринять ряд мер по ее дальнейшему развитию и совершенствованию.

С ъ е з д п о с т а н о в и л: поручить Оргкомитету съезда проработать все предложения, выделить приоритетные проблемы, требующие концентрации усилий всех психологов страны; продолжить работу по окончательному оформлению и представлению на утверждение Коллегии Министерства образования набор документов, составляющих нормативную базу службы: положение о психологической службе образования, статус практического психолога образования, стандарт образования практического психолога, включающий необходимый квалификационный уровень знаний и навыков, квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста), положение об аттестации практического психолога образования, профессиональные права и гарантии работников психологической службы образования, соответствующие правам и гарантиям других работников отрасли, пакет документов по кабинетам и центрам психологической службы образования.

Предложить Минобразованию России обратиться в Минтруд РФ с предложением ввести в номенклатуру специальностей специальность «практический психолог» и на этом основании ввести в номенклатуру специальностей системы образования специальность «практический психолог образования»; провести Коллегию по проблемам психологической службы в подведомственных учреждениях, рассмотреть и утвердить документы, составляющие нормативную базу служб, обеспечение необходимых профессиональных прав и гарантий: а) о присвоении педагогам-психологам и психологам образования квалификации по Единой тарифной сетке от 9 до 16 разряда, об учете при аттестации уровня образования, стажа по педагогической или психологической специальности, наличия диплома с отличием и т. п., о проведении аттестации в соответствии с профессиональной квалификацией, определяемой специалистами в данной области — для выполнения этого пункта необходимо поручить специалистам в области подготовки и переподготовки кадров практической психологии разработать квалификационные критерии и утвердить эти критерии на уровне Министерства; б) о признании практического психолога полноправным членом педагогического коллектива учебнотвоспитательного учреждения; установлении 24-часовой рабочей недели в соответствии с обоснованными нормами практической психологической деятельности; оплате оформления и содержания психологического кабинета, оформления психологической документации, как учителям

 

153

 

предметникам; установлении продолжительности отпуска, равной отпуску педагогического состава соответствующих учебно-воспитательных учреждений; установлении соответствующих пенсионных гарантий; в) об определении нагрузки психолога, исходя из нормы не более 500—600 детей на одного психолога, но не менее одного психолога на каждое образовательное учреждение; г) о введении результатов деятельности психологической службы в показатели оценки эффективности деятельности учебно-воспитательных учреждений; д) предусмотреть необходимость постоянной переподготовки через курсы повышения квалификации после первого года работы, а затем через каждые три года.

Съезд предложил ввести в структуру Минобразования звено — отдел психологической службы образовательного учреждения — и возложить на него ответственность за координацию деятельности психологической службы образования в стране. Этот отдел должен являться центральным органом управления службой и быть гарантом защиты прав психологов в образовании. Рекомендовать создать соответствующие отделы в руководящих органах образования на республиканском, краевом, областном, районном и т. д. уровнях, что в целом должно обеспечить создание административной линии управления службой; создать при Министерстве образования координационный межрегиональный совет по психологической службе из ведущих специалистов-психологов, имеющий в своем составе специализированные комиссии по основным вопросам деятельности службы, подготовке, переподготовке и аттестации практического психолога, психодиагностике, использованию развивающих и коррекционных методов и др.

Съезд указал на необходимость утвердить функциональные обязанности работников всех видов служб, действующих в образовательных учреждениях (социальной, психологической, логопедической, дефектологической, медицинской и т. д.), предусмотреть юридические возможности и разработать нормативы их совместной работы; создать в системе образования единую сеть районных, областных, городских, региональных центров психологической службы, обеспечивающих профессиональную линию службы, и утвердить их статус, структуру и штатное расписание, включив различные виды центров психологической службы в перечень учреждений образования Российской Федерации.

В целях обеспечения стандарта образования практического психолога съезд счел целесообразным создать межрегиональный экспертный совет, отвечающий за подготовку практических психологов образования при Минобразовании России и имеющий представительства на территориях, которому поручить проведение профессиональной экспертизы и обязательного лицензирования центров, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации практических психологов образования. Учитывая научно-практический потенциал ведущих университетов страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, МПГУ, Санкт-Петербургский, Саратовский, Ростовский и др. университеты) рекомендовать их спецотделениям в сотрудничестве с психологическими подразделениями Российской Академии образования и другими психологическими учреждениями приступить к систематической и целенаправленной работе по чодготовке, переподготовке и повышению квалификации преподавательского состава соответствующих курсов и факультетов. Совместно с Российской Академией образования объявить и провести конкурс по созданию пособий и практикумов для психологов образования, разработку программ спецкурсов и спецсемипаров по новейшим направлениям работы практических психологов образования, привлекая для этой цели ведущих отечественных и зарубежных специалистов. Рекомендовать лучшие программы для подготовки практических психологов образования. Разработать и утвердить в соответствующей комиссии

 

154

 

координационного совета по психологической службе «профессиональный минимум» практического психолога (диагностический, консультационный, развивающий, коррекционный, психотерапевтический, реабилитационный и т. д.), который должен быть реализован в программах учебных планов и курсов по подготовке практических психологов образования.

В решении съезда подчеркивается необходимость установить централизованное обеспечение практических психологов образования необходимыми методическими средствами, профессиональной документацией и т. д. Создать в Министерстве образования (Отделе психологической службы) специальное подразделение по координации разработок, публикации и распространению материалов для практических психологов образования. Поручить создаваемому Координационному совету при Министерстве образования оценку качества предлагаемых практическим психологам диагностических, развивающих, коррекционных методов с выдачей сертификата качества и охраной авторских прав. Регулярно информировать о результатах экспертиз, оценок качества предлагаемых методов, публикаций, результатов конкурсов в ведущих психологических и педагогических журналах.

Особое внимание в решении съезда уделяется проблемам обеспечения своевременной эффективной психологической помощи детям и подросткам из «групп риска», а также детям, воспитывающимся в специальных коррекционно-воспитательных учреждениях, классах выравнивания и классах компенсирующего обучения.

Съезд решил поручить оргкомитету провести соответствующую подготовительную работу по созданию Ассоциации практических психологов образования России, подготовить необходимые материалы для регистрации Ассоциации практических психологов образования России. Разработать этический кодекс психолога образования, обсудить и принять его на территориальных и общих собраниях ассоциаций.

Съезд решил созвать II съезд практических психологов образования России в 1995 г. в Перми.

Участники также заслушали а л ь т е р н а т и в н ы й в а р и а н т проекта решения съезда в форме «Декларации I съезда практических психологов образования России», предложенной от имени секции «Работа практического психолога в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС» ее руководителем А. А. Тюковым: «Практическая психология в последнее десятилетие и особенно в годы тотальных и драматических социальных преобразований в России и в бывшем Советском Союзе определилась в качестве смыслообразующего звена всего корпуса психологических дисциплин. Психологи, осуществляющие различные виды профессиональной практической работы в нашем обществе оказались на передовых рубежах создания условий для выхода из мирового кризиса образования — общественной сферы действительно и практически определяющей будущее нашего Государства и человеческого общества в целом.

Вместе с тем, общественный, профессиональный, экономический и государственный статусы в настоящее время не соответствуют общественному значению, сложности, профессиональной ответственности за результаты труда, интенсивности и объемам работ, которые осуществляют психологи во всех сферах общественного производства и культуры, за редким исключением психологов, которые работают в сфере науки.

Мы, профессиональные психологи разных квалификаций и специализаций, государственные и общественные деятели, граждане своей страны, вне зависимости от вероисповедания, политических ориентации, принадлежности к профессиональным школам, все те, кто собрался на этот съезд, обсудив в секциях проблемы практической работы психологов в разных сферах деятельности, пришли к согласному решению:

 

155

 

Р е к о м е н д о в а т ь:

Федеральным Министерствам и ведомствам, органам государственного управления субъектов федерации пересмотреть «Единую тарифную сетку» и «Тарифно-квалификационный справочник по должностям служащих» с целью приведения в соответствие содержания работы психологов, осуществляющих практическую работу в государственных учреждениях и их общественный, профессиональный и экономический статус.

Во всех случаях решений эти статусы не могут быть ниже статусов практического педагога соответствующих государственных учреждений, в которых работает психолог. Для этого просить психологов, облеченных государственными полномочиями, выступить в Правительстве Российской Федерации с инициативой по этой работе.

Администрации Президента Российской Федерации, администрациям субъектов федерации не передавать государственные документы, касающиеся статусов психолога в законодательные собрания на утверждение без осуществления общественной, профессиональной экспертизы этих документов. В настоящее время такими экспертными организациями могут выступить РАН, РАО, существующие ассоциации психологов.

С о з д а т ь:

Рабочий комитет по подготовке и проведению Учредительного съезда Общества психологов Стран Содружества (СНГ, бывшего Советского Союза) и поручить вновь созданному комитету осуществить подготовку съезда в полном соответствии с международными правовыми актами и законодательством России.

В связи с этим решением предложить Президиуму Общества психологов РАН, руководствам Российских Ассоциаций практической психологии, Ассоциации гуманистической психологии, руководствам региональных и городских ассоциаций психологов составить ядро рабочего комитета с обязательством расширить состав комитета представителями регионов России и стран СНГ.

Рабочему комитету осуществить эту работу ради создания на территории бывшего Советского Союза открытого для мирового сообщества пространства межпрофессиональной коммуникации и социального взаимодействия психологов в своем профессиональном объединении, с тем, чтобы душевная помощь, которую мы, психологи, оказываем людям, была сколь эффективной, столь и ответственной».

 

И. В. Дубровина, А. М. Прихожан

Москва

 

 

23 мая 1994 г. в Российской Академии образования состоялся «круглый стол» на тему «Политическая психология в современной России», организованный отделением психологии РАО и журналом «Вопросы психологии».

Во вступительном слове академик-секретарь отделения психологии РАО В П. Зинченко подчеркнул, что политическое сознание проявляется на разных уровнях; он особо остановился на его бытийном уровне, так как политические утопии, впитываемые бытовым сознанием, приводят к самым тяжелым последствиям — вплоть до бунта. Зав. кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ А И. Донцов охарактеризовал этапы развития политической психологии, рассмотрел итоги и основные проблемы взаимодействия политики и психологии.

Профессор социологического факультета МГУ Е.Б. Шестопал рассказала о проведенном ею весной 1994 г. пилотажном исследовании, направленном на выявление связи между политическими установками, сформировавшимися у российских граждан различных возрастных групп (от 13 до 85 лет) к началу перестройки, и теперешними их политическими представлениями. Полученные ею данные свидетельствуют о том, что

 

156

 

реакция людей на перемены в обществе определяется во многом личностными особенностями (например, локусом контроля). С обсуждением результатов данного исследования выступил Г Г. Дилигенский.

Директор Центра стратегического анализа и прогноза Д.В. Ольшанский говорил о механизмах парадоксального политического поведения и хаотичной массовой психологии в сегодняшней России. Крутые изменения в экономике привели к тому, что после прямой поляризации начала 90-х гг. в последнее время люди стали проявлять политическую апатию, а их политические предпочтения оказываются случайными и изменчивыми. Снижается уровень общности между людьми, усиливаются дезинтеграция общества, конфронтация поколений «отцов» и «детей», процессы индивидуализации, особенно у младшего поколения. Можно прогнозировать дальнейшее снижение уровня и локализацию политических интересов граждан (т. е. их ориентацию преимущественно на муниципальные выборы, от которых зависит повседневная жизнь); интерес к выборам в промежуточные структуры власти (парламент и региональные органы) будет падать. Отношения власти и простых граждан пойдет через взаимное отчуждение (вплоть до игнорирования друг друга) — к противостоянию (вплоть до конфликтов) и затем к появлению новой, центристской политической элиты на базе аналогичных, стабилизационных массовых настроений. Основную роль специалистов по политической психологии Д.В. Ольшанский видит в том, чтобы по возможности психологизировать сам процесс принятия политических решений.

Л.Я. Гозман, проработавший в течение двух лет советником в правительстве Е.Т. Гайдара, рассмотрел возможности использования методического арсенала и эмпирической базы современной психологии для оптимизации политических решений, определил практические возможности и ограничения политической психологии в условиях социальных преобразований. Он остановился также на проблемах организации эффективного диалога между властью и обществом как необходимого условия социальной стабильности. Консультант администрации Президента России Н.М. Рокитянский рассказал о результатах исследования представителей российской политической элиты, осуществленного с помощью батареи психологических личностных методов.

Зам. зав. кафедрой акмеологии и политической психологии Российской академии управления Е.А. Яблокова подчеркнула, что рождение политической психологии было обусловлено появлением объективной потребности в этой отрасли знания. В широком смысле политическая психология исследует феномены общественной и индивидуальной психики, возникающие под влиянием политики, в узком — психологический аспект политической деятельности как специфической сферы социальной жизни.

О ведущихся в Институте психологии исследованиях, примыкающих по своей тематике к политической психологии, рассказал директор ИП РАНа А.В. Брушлинский. Основной недостаток многих исследований по политической психологии он видит в том, что психологи работают чаще в лабораторных условиях, чем в полевых. Профессор факультета МГУ Г.М. Андреева выразила мнение, что политическая психология тем успешнее развивается, чем теснее она сопрягается с социальной психологией, следовательно, политическим психологам надо внимательнее приглядеться к тому, что уже наработано в социальной психологии. При этом необходимо учитывать, что политическая психология за рубежом создавалась в условиях политической стабильности, которые отсутствуют в сегодняшней России. Точку зрения о том, что политическая психология является разновидностью социальной психологии, выразил П.Н. Шихирев. По его мнению, многие политические проблемы в нашем обществе вызваны тем, что континуум индивидуализм

 

157

 

— коллективизм в последнее время резко сдвинулся в сторону индивидуализма. Политическая апатия большинства граждан является одним из проявлений этого сдвига. О возможности применения разработанных в русле психологической науки методов (например, психосемантики) для целей политико-психологических исследований говорил В Ф. Петренко.

Не все, что происходит в коридорах власти, можно отнести к собственно политическим феноменам, отметил директор Центра социологии образования РАО В.С. Собкин. Большинство из них относится по сути дела к традиционным социально-психологическим фактам социального взаимодействия (организация микрогрупп, социальное лидерство, межгрупповое взаимодействие и т. д.). Говоря о политической психологии, нужно иметь в виду не просто борьбу за социальный статус, а круг явлений, которые определяются интересами тех или иных социально-профессиональных групп, общественно-политических организаций или корпораций. Наше общество все последние семь десятилетий своего существования было сильно политизировано: сознание советского человека отличает особая натренированность к политическому доносу. В этой связи особый интерес может представлять психологический анализ протоколов партийных собраний, на которых людей исключали из партии, рецензий цензоров и других документов подобного рода.

«Круглый стол» способствовал продвижению в обсуждении проблем динамики политического сознания, психологического обеспечения политических решений, исследования личности политических лидеров. Был уточнен предмет политической психологии, обозначен круг наиболее актуальных ее задач.

 

Е. В. Щедрина

Москва