Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

147

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КИТАЕ

 

ЛИ ФЭН ХАЙ

 

В Китае психология (как и многие другие науки) распространялась с Запада, однако сама идея о необходимости изучения психологии человека существовала уже в древности. В трудах древних китайских философов и мудрецов имеется много положений, посвященных общей и возрастной психологии.

Великий китайский философ и педагог Конфуций (551—475 гг. до н. э.) исследовал развитие психики человека. Его учение, изложенное в книге «Луньюй» (Беседы и рассуждения), длительное время оказывало определяющее воздействие на морально-этические воззрения феодального Китая.

Так, Конфуций считал, что образование играет большую роль в развитии психики человека. Он полагал, что, хотя генетические особенности людей почти одинаковы, их достижения весьма различны. Характеры у людей также разные, это результат воспитания и обучения. «Я не такой человек, который все знает от рождения, просто я очень старался узнать»,— писал он.

Конфуций определил три этапа в развитии человека: младший, взрослый и старый возраст. Когда ему было уже 70 лет, он, вспоминая жизнь, так говорил о себе: «Когда мне было 15 лет, я захотел учиться, когда мне было 30 лет, я уже достиг успеха, в 40 лет у меня уже не было сомнения, в 50 лет я познал закон природы, в 60 лет стал солидным и скромным, в 70 лет уже действую свободно от души». Хотя его понимание развития человека звучит достаточно наивно с точки зрения современной психологии, но в нем все же воплотился общий закон психического развития.

Китай имеет весьма длительную историю образования. Педагоги разных времен определяли цели, принципы, содержание и методы обучения и воспитания подрастающих поколений. Они также уделяли большое внимание проблеме соотношения обучения и развития. Конфуций так осветил этот вопрос: «Если только учиться, а не думать, то ничего не будешь понимать. Если только думать, а не учиться, то ничего не будет получаться». По его мнению, только через обучение человек овладевает знанием, которое способствует развитию его психики.

Многие философы и педагоги Китая придавали большое значение воспитанию нравственности. Конфуций писал: «Если утром овладел нравственностью, то вечером уже можно умереть». Другой известный китайский педагог Хан Ин уже 800 лет назад говорил: «Учитель — тот, который распространяет мораль, преподает знание, объясняет правду». Конфуций полагал, что «нравственность» состоит из познания, настроения, воли и поведения. Он считал, что познание определяет формирование и уровень нравственности. Чтобы иметь хорошее поведение, нужно сначала овладеть знанием нравственности. «Если не учишься, то не знаешь, как действовать».

Надо знать, понимать и овладеть «Дао». Что такое «Дао»? «Дао» — это основной закон природы и действия. Самое важное в «Дао» — добродетель, любовь к человеку. Добро — самое главное в нравственности. Знание нравственности состоит в том, чтобы понять «почтительность» как основание действия, «вежливость» — как его норму, «преданность» — как критерий действия.

Конфуций учил, что познание нравственности тесно связано с настроением, которое помогает восприятию стихов и музыки. Для воспитания воли он считал необходимым, во-первых, ставить высокие цели, во-вторых, закалять волю, в-третьих, проявлять стойкость. Но в конце концов все же надо действовать: действие важнее, чем слова.

В 20-е гг. нашего века в Китае были изданы переведенные с другого языка книги по общей и детской психологии. Вслед за тем начались первые систематические исследования по возрастной психологии. Создателем современной китайской возрастной психологии был Цен Хе Чен (1892— 1982). В 1914 г. он закончил Цин-Хуанский институт в Пекине. В 1917—1919 гг. занимался

 

148

 

в Колумбийском университете США. Вернувшись на родину, он преподавал детскую психологию в нескольких университетах. В 1923 г. он создал детский сад, в котором проводились экспериментальные исследования по проблемам детской психологии. В 1925 г. он выпустил первую в Китае книгу по детской психологии «Исследование психики ребенка». В том же году вышла его книга «Домашнее воспитание».

Эти книги, написанные по результатам исследований, до сих пор имеют большое теоретическое и практическое значение. Так, в первой своей книге автор использовал приемы и методы исследования, принятые в западной детской психологии, но предметом исследования сделал китайских детей. Он изучал развитие детского поведения, игры, речь, эмоции, применяя методы фотографии и полевого наблюдения.

По мнению Цен Хе Чена, результаты исследования психики ребенка должны служить практике образования. В своей книге «Домашнее воспитание» он указывает, что, только узнав особенности психики детей, можно получить хороший результат в их воспитании. По итогам своих наблюдений и экспериментов он выделил следующие особенности психики ребенка раннего возраста: 1) дети любят играть; 2) им нравится подражать; 3) дети любознательны; 4) они очень радуются успехам; 5) дети любят гулять и играть; 6) они любят играть вместе; 7) дети радуются похвале. На основе своих выводов ученый предложил 101 принцип воспитания детей. Эти принципы легли в основу работы многих воспитательных учреждений для детей. Стали открываться фабрики игрушек, издаваться детские журналы.

Вопросами детской психологии в Китае в 20—40-ее гг. занимались и некоторые другие психологи. Так, проф. Хуан Ти, повторив эксперименты Ж. Пиаже, получил оригинальные результаты. Проф. Суан Го Хуа вместе со своими коллегами, американскими психологами, написал книгу «Исследование поведения новорожденного», которая использовалась в качестве учебного пособия в университетах США. Проф. Лу Зи Ве уточнил «кривую забывания» Г. Эббингауза и доработал тест А. Бине.

Но до создания КНР в 1949 г. уровень китайской психологии был достаточно низкий: психологи больше занимались популяризацией и распространением взглядов западных психологов, хотя и проводили самостоятельные исследования. После 1949 г. возрастная психология стала развиваться по-новому, превратившись в одну из важнейших областей науки. В Обществе китайских психологов специалисты по возрастной психологии составляют сейчас 1/3 всех его членов. Можно определить следующие периоды развития китайской психологии, в том числе и возрастной.

1. На первом этапе (1949—1958) многие наши психологи учились в СССР, следили за успехами советских психологов. В своих исследованиях китайские психологи не просто перенимали опыт советской психологии, но и учитывали особенности китайских детей. Они изучали вопросы восприятия пространства дошкольниками, роль слова в общении детей, психологические особенности детей 6—7-летнего возраста.

2. Второй этап (1958—1959). В связи с изменением политической обстановки в нашей стране предмет, задачи и методы исследования психологии подвергались резкой критике, отрицалась эффективность психологических исследований. Это политическое движение нанесло большой урон развитию китайской психологии.

3. Третий этап (1959—1966) — «критика» политики 1958 года. Психологи были недовольны политикой страны, так как не могли заниматься наукой. ЦК КПК исправил эту ошибку. Отечественная психология снова получила возможность быстрого развития. В этот период в некоторых университетах открылись факультеты психологии, которые стали готовить специалистов разного профиля. В 1960 г. состоялся Второй съезд психологов, в 1962 г.— первая конференция по педагогической психологии, было проведено первое ежегодное собрание Общества психологов. На первой конференции по педагогической психологии был создан специальный ученый совет по возрастной и педагогической психологии. Темой этой конференции были психологические особенности детей разных возрастов, обсуждалось учение Ж. Пиаже.

В этот период специалисты в области возрастной и педагогической психологии занимались такими проблемами, как психологические особенности детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, овладение понятиями числа, времени, пространства, причинности и т. д. у детей. Ученые пытались создать теорию возрастной психологии на основе диалектико-материалистической философии, написали немало статей. В этот период вышли учебники «Общая психология», «Детская психология» и «Педагогическая психология» для вузов, написанные китайскими авторами. Эти учебники сыграли большую роль в подготовке кадров

 

149

 

отечественных специалистов.

4. Четвертый этап (1966—1976) был самым трагическим периодом в истории Китая. В этот период, получивший название культурной революции, психологические исследования почти прекратились, таr как психология стала считаться лженаукой. В течение десяти лет китайская психология не могла развиваться.

5. Пятый этап начался с 1976 г., когда в стране стали складываться благоприятные условия для развития возрастной и педагогической психологии. Число научных учреждений и сотрудников в области возрастной психологии увеличилось. В Пекинском университете, Пекинском и Шанхайском педагогических университетах открылись факультеты психологии. В Пекинском педагогическом университете был создан Научно-исследовательский институт возрастной психологии. Во многих институтах и университетах были созданы кафедры возрастной психологии.

В 1977 г. прошла конференция по возрастной психологии на тему «Психические особенности китайских детей в разном возрасте и образование». Исследованию этой проблемы уделялось большое внимание. Более 200 психологов принимали участие в этой работе. Через 7 лет был издан специальный сборник. В последние годы наши психологи написали немало книг по возрастной психологии. В 1985 г. вышел в свет первый специальный журнал по возрастной и педагогической психологии.

Стало расширяться международное сотрудничество. Известные зарубежные психологи были приглашены в Китай для чтения лекций, китайские стажеры направлялись за границу.

Крупнейшим ученым в Китае в области возрастной психологии был проф. Чжу Зи Чжи-Сянь (1908—1991). Он разработал многие теоретические вопросы возрастной психологии на основе диалектико-материалистической философии, например: источники развития психики, развитие и обучение, особенности возрастной периодизации и индивидуальные особенности развития.

Чжу Чжи-Сянь написал много статей и книг, главными из которых являются «Исследование учебных предметов в начальной школе» (1928), «Метод исследования педагогики» (1938), «Психика молодежи» (1941), «Психология» (1954, в соавторстве), «Детская психология» (1962, 1979), «Вопросы возрастной психологии» (1982), «Психология развития мышления» (1986, в соавторстве), «История развития детской психологии» (1987, в соавторстве), «Метод исследования возрастной психологии» (1991). Под его редакцией вышли такие книги, как «Большой словарь психологии» и «Психические особенности детей Китая и образование». «Большой словарь психологии» и «Детская психология» были удостоены государственных премий. Проф. Чжу Чжи-Сянь воспитал целое поколение психологов, многие из которых стали крупными специалистами в области возрастной психологии.

Наиболее известными исследованиями по возрастной психологии в Китае являются следующие.

1. Эксперимент по обучению математике в начальной школе, проведенный в конце 70-х гг. группой ученых под руководством проф. Лю Цзина. На основе исследования овладения детьми понятиями они выделили 12 показателей развития и написали специальный учебник математики для младших школьников.

2. Когнитивное развитие детей Китая. Работа по этой теме началась в 1978 г. под руководством проф. Лю Фаня. Основными исследованиями являлись: 1) развитие математических понятий у детей от 3 до 12 лет (вероятность, числовая последовательность, длина, объем и т. д.); 2) сравнительные исследования особенностей когнитивного развития детей разных национальностей Китая; 3) познание явлений природы детьми. По результатам этого исследования ученые сделали вывод о том, что когнитивное развитие состоит в изменении состава и соотношения когнитивных структур. Обучение играет ведущую роль в когнитивном развитии и требует учета особенностей каждого этапа развития ребенка.

3. Исследование проф. Чжэнь Син Чу по детской экспериментальной психологии. Он защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете. В 50-х гг. создал методику исследования социализации детей «Проекционный тест заполнения предложения», а также свою методику обучения детей, при помощи которой 2—4-летние дети могут овладевать китайскими иероглифами:

вначале письменной речью, а затем устной. В ходе исследования он заметил, что ребенку легче овладеть китайскими иероглифами, чем латинскими буквами.

4. Исследования развития нравственности детей Китая (Хан Цзинь Чжи), развития психики одаренных детей Китая. Эти работы способствуют дальнейшему развитию нашей возрастной психологии.

 

Поступила в редакцию 18.IV 1994 г.