Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

130

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

 

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 

В. В. БЕЛОУС

 

В психологической науке понятие интегральной индивидуальности или "совокупности внутренних условий" восходит к научным разработкам С.Л. Рубинштейна [15], [16]. Он рассматривал совокупность внутренних условий как синтез низших и высших специфических свойств, выполняющих в деятельности определенную приспособительную функцию.

Б.Г. Ананьев [1], [2] развивал идею комплексного подхода к изучению человека. Он отмечал, что "индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека" [1; 334]. И далее: "...индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида" [там же]. Применив аппарат точных наук, Б.Г. Ананьев и его сотрудники математизировали комплексный (многомерный и междисциплинарный) подход к индивидуальности человека и раскрыли влияние одних разноуровневых основ индивидуальности на другие.

Если С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев трактовали индивидуальность с позиции принципа аддитивности (совокупность, набор или симптомокомплекс свойств), то В.С. Мерлин, опираясь на положения теории систем, первым, пожалуй, стал широко употреблять понятие "интегральная индивидуальность". Он рассматривал интегральную индивидуальность как большую саморегулируемую и самоорганизующуюся систему, состоящую из разнопорядковых подсистем действительности. Главным в теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлин считал поиск путей гармонизации разноуровневых свойств индивидуальности. На основе значительного экспериментального материала, полученного под его руководством, он пришел к выводу о том, что системообра-зующую функцию в согласовании разноуровневых свойств интегральной индивидуальности выполняет индивидуальный стиль деятельности [9].

В настоящее время специальную модель интегральной индивидуальности предлагает В.М. Русалов [17], [19]. Он выделяет в ней два уровня: дифференциально-психофизиологический (низший уровень, представленный свойствами организма) и дифференциально-психологический (высший уровень, состоящий из личностных, индивидных и иных социокультурных образований). Темперамент В.М. Русалов относит к "той "территории", на которой наметилась "встреча" дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии" [17; 11]. Используя "метаязык" математики, В.М. Русалов убедительно показывает существование разновероятной (избирательно-стохастической) зависимости индивидуально-психологических свойств темперамента от общих свойств нервной системы, с одной стороны, и индивидуально-

 

131

 

психологических личностных образований от психодинамических параметров индивидуальности,- с другой. Несмотря на пестроту подходов к пониманию теории интегральной индивидуальности, всех авторов объединяет стремление выделять и изучать в ней одноуровневые и многоуровневые связи и взаимоотношения. Одноуровневый аспект интегральной индивидуальности определяется совокупностью специфических функциональных инвариантов (взаимнооднозначные, устойчивые связи), многоуровневый - выражается в вероятностных связях разнопорядковых свойств индивидуальности.

Задача настоящей статьи заключается в том, чтобы подвести итоги, относящиеся к исследованию одноуровневых и многоуровневых сторон интегральной индивидуальности и наметить пути его ближайшего развития.

Наиболее обстоятельно нами изучена проблема гармонизации темперамента и деятельности [4], [5]. Исследование этой проблемы достаточно успешно протекает в рамках двух направлений. Первое из них касается выяснения влияния объективных требований деятельности на изменение проявлений отдельных свойств и структур темперамента. Второе направление, наоборот, сосредоточено на изучении функциональной роли темперамента в многообразных актах человеческой деятельности.

На кафедре психологии Пятигорского пединститута иностранных языков проблема гармонизации темперамента и деятельности решалась в экспериментальных работах П.И. Пламеннова [14], Н.В. Орлинковой [11], Ш.М. Гойя [7]. В исследовании П.И. Пламеннова на широкой выборке испытуемых прослеживаются возрастные изменения структур темперамента в условиях воинской деятельности. В опытах участвовали курсанты I и IV курсов, младшие и старшие офицеры. У всех военнослужащих (свыше 360 чел.) диагностировались отдельные свойства (шкалы) темперамента и их комплексы (обобщенные индексы) по опроснику В.М. Русалова [18]. Выявлено два вида возрастных изменений структур темперамента: скачкообразные, происходящие в течение 3-б лет, и плавные, накапливающиеся на протяжении 20 и более лет. Скачкообразные изменения установлены для шкал: эргичность, эмоциональность и социальная эмоциональность, и для индексов - общая эмоциональность, уровень готовности к предметной деятельности, предметная активность, адаптивность, активность дисбаланса. Для шкал: социальная эргичность и темп; индексов: уровень готовности к социальной деятельности, социальная активность, общая активность,- характерны плавные изменения.

С переходом к новой социальной роли существенно изменяются темп и эмоциональность в предметной деятельности и социальная пластичность. Фактор времени службы влияет на изменение социальной эргичности и социальной эмоциональности. Взаимное воздействие факторов социальной роли и времени службы приводит к яркому проявлению эмоциональности и к маскировке социальной эргичности. И наоборот, в некоторых случаях отмечено противостояние фактора социальной роли и фактора времени службы. Это касается предметной эргичности, индексов уровня готовности к предметной деятельности, предметной активности, общей активности, адаптивности и т. д.

Наконец, немаловажен тот факт, что поступающие в высшие военные училища МВД по темпераменту оказываются преимущественно экстравертированными, активными и низко-эмоциональными; завершают срок службы - интровертированными, активными и высокоэмоциональными. Есть все основания полагать, что эти изменения отдельных свойств темперамента или их сочетаний не затрагивают типа темперамента в целом.

Другая сторона взаимовлияния темперамента и деятельности раскрывается в диссертации Н.В. Орлинковой. Она исследовала влияние типа темперамента на стиль совместной учебной деятельности. Тип темперамента выделялся

 

132

 

методом таксономического анализа или методом распознавания образов [8]. Однородным и разнородным диадам по типу темперамента предлагалась учебная деятельность по составлению программы решения вычислительной задачи на ЭВМ с записью ее на магнитный носитель. Выявлено отсутствие статистически значимых различий между однородными и разнородными диадами в продуктивности учебной деятельности и наличие статистически значимых различий между однородными и разнородными парами в стилях общающихся партнеров. Разнородные пары в сравнении с однородными более многообразны в выборе приемов и способов осуществления совместной деятельности.

В диссертационной работе афганского психолога Шаха Мохамада Гойи прослеживается влияние темперамента на продуктивность речемыслительной деятельности школьников в спокойной и стрессовой ситуациях. Темперамент школьников диагностировался по опроснику В.М. Русалова; речемыслительная деятельность - по индивидуальным и интегральным показателям. Оказалось, что продуктивность индивидуальной речемыслительной деятельности не зависит от сочетания активированности и эмоциональности, а продуктивность интегральной речемыслительной деятельности - зависит. Высокую продуктивность речемыслительной деятельности демонстрируют высокоактивные и высокоэмоциональные испытуемые, низкую - высокоактивные и низкоэмоциональные школьники.

Таким образом, перспективным нам представляется изучение проблемы взаимообусловленности темперамента и деятельности. К сожалению, в отечественной дифференциальной психологии разработке этой проблемы уделяется недостаточное внимание.

После смерти В.С. Мерлина резко сократился объем работ по межуровневому анализу интегральной индивидуальности. Непосредственно под нашим руководством в последние годы выполнен ряд экспериментальных работ по структурно-функциональной характеристике интегральной индивидуальности [10], [12], [22]. Так, А.Т. Найманов свой диссертационный труд посвятил обоснованию относительной самостоятельности некоторых структур интегральной индивидуальности на принципах системной проблематики. До сих пор структурный анализ интегральной индивидуальности был поэлементным: отдельные свойства одной подсистемы сопоставлялись с отдельными свойствами другой подсистемы большой системы "человек - общество". В итоге, как правило, возникала противоречивость в понимании взаимосвязи основ интегральной индивидуальности. У одних исследователей составляющие (основы) интегральной индивидуальности трактовались как разнопорядковые (субординационные) категории; у других - как однопорядковые категории (теории тождества); у третьих - как абсолютно независимые категории (теории параллелизма).

С целью преодоления субъективизма и случайности в построении теории интегральной индивидуальности А.Т. Наймановым было организовано и проведено исследование, в котором в качестве проверяющих переменных выступали известные в дифференциальной психологии категории темперамента и личности. Темперамент в его исследовании оценивался по серии экспериментальных и неэкспериментальных показателей, на основе которых с помощью дискриминантного анализа были выделены два непересекающихся типа темперамента: тип "А" и тип "В". По личностному уровню, в частности по уровню притязаний личности, те же самые испытуемые с помощью дискриминантного анализа также делились на два класса: с высоким и с низким уровнем притязаний личности. Вычисленная сопряженность по "(-квадрат" между интегральными показателями темперамента и интегральными показателями уровня притязаний личности практически равнялась нулю. Опираясь на ранее полученные В.С. Мерлиным данные о

 

133

 

том, что взаимосвязь темперамента и личности не прямая" а косвенная, осуществляемая через систему промежуточных факторов (универсальную транзитивную функцию, как мы уже упоминали, выполняет индивидуальный стиль деятельности), А.Т. Найманов с достаточной степенью точности установил разнопорядковость психодинамического и личностного уровней интегральной индивидуальности.

Наконец, в работе А.Т. Найманова изучалась взаимная функциональная роль выделенных относительно автономных структур интегральной индивидуальности в совместной познавательной деятельности затрудненного содержания. Его интересовала сопротивляемость неудачам однородных-разнородных по типу темперамента пар (по уровню притязаний личности различия отсутствовали) и однородных-разнородных по уровню притязания личности диад (с одинаковой пропорцией партнеров с типом "А" и типом "В"). Оказалось, что разнородные по типу темперамента диады в ситуации сопротивления неудачам более эффективны, чем однородные диады (преимущество у разнородных диад с низким уровнем притязаний личности). И наоборот, однородные по уровню притязаний личности диады в ситуации сопротивления неудачам более продуктивны, чем разнородные диады (преимущество у испытуемых типа "В").

Следовательно, успешность действий пар в ситуации сопротивления неудачам определяется взаимной связью разнопорядковых свойств интегральной индивидуальности.

В экспериментальной работе Ф.М. Шидаковой выяснялось своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов пединститута I и IV курсов. Независимо от ступени обучения проводилась диагностика трех уровней интегральной индивидуальности: психодинамического, личностного и социально-психологического. Обработка исходных данных производилась методами корреляционного и факторного анализов. Как показал корреляционный анализ, наиболее отчетливо прослеживается межуровневая связь по линии "темперамент - мета-индивидуальность" и "темперамент - личность". Отсутствует попарная корреляция между личностью и метаиндивидуальностыо. На IV курсе значительно расширяется диапазон свойств темперамента, участвующих в детерминации личностного уровня и уровня метаиндивидуальности. Появляется новая связь между личностным уровнем и уровнем метаиндивидуальности.

Следовательно, чем выше ступень обучения студентов в высшем учебном заведении, тем плотнее сгруппированы разноуровневые свойства интегральной индивидуальности. Дугообразная структура интегральной индивидуальности уступает место кольцевой взаимосвязи свойств. На всех исследуемых уровнях интегральной индивидуальности прослеживается маркирующая роль психодинамического уровня. Причем не только на I курсе, но и на IV курсе психодинамический уровень обусловливает уровень метаиндивидуальности. Что касается I курса, то здесь все ясно: новая социальная ситуация, новые социальные роли, начало в становлении профессиональных свойств индивидуальности, неустойчивость межличностных отношений выдвигают на первый план психодинамический фактор. Но почему по мере роста профессионализма сохраняется ведущая роль темперамента в определении статуса студентов в учебной группе? Видимо, такой вроде бы неожиданный факт является следствием специфики обучения студентов художественно-графического факультета. В специфической деятельности развивается стремление быть свободным, независимым от других, иметь свое "лицо", ярче проявить свою индивидуальность и своеобразие в актах исполнения.

Факторизация матриц интеркорреляции разноуровневых свойств интегральной индивидуальности не только подтвердила участие темперамента в избранных сторонах индивидуальности, но и выявила ряд новых экспериментальных фактов (факторизация

 

134

 

производилась с учетом и без учета успеваемости студентов). Оказалось, что на начальной ступени обучения студентов без учета успеваемости структура интегральной индивидуальности представляет собой ряд относительно самостоятельных факторов, т. е. перед нами налицо структура интегральной индивидуальности в развернутом виде. Учет успеваемости студентов коренным образом изменяет результат факторизации: выделяется один-единственный фактор, насыщенный психодинамическими, личностными и социально-психологическими характеристиками индивидуальности. Короче говоря, разноуровневые свойства интегральной индивидуальности, сотрудничая друг с другом, обеспечивают продуктивность индивидуальной учебной деятельности.

Существенно изменяется структура интегральной индивидуальности на завершающей ступени обучения студентов. Успеваемость теряет роль организатора структуры интегральной индивидуальности и без ее учета выделяется фактор, наполненный всеми изученными автором разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. С учетом успеваемости студентов структура интегральной индивидуальности распадается на серию автономных факторов. Мы полагаем, что диаметрально противоположные результаты факторизации попарных зависимостей свойств интегральной индивидуальности с учетом и без учета успеваемости студентов I и IV курсов объясняются сменой мотивов учебной деятельности. На I курсе поведение студентов в учебной деятельности регулируется мотивом достижения и сохранения статуса студента института (совершенно новая социальная роль); на IV курсе в сознании студентов укрепляется мотив профессионального самосовершенствования.

Диссертация А.А. Осиновой посвящена специфике структуры интегральной индивидуальности в раннем юношеском возрасте. Предметом исследования, как и в экспериментальной работе Ф. М. Шидаковой, служили психодинамический, личностный уровни интегральной индивидуальности и уровень метаиндивидуальности. Испытывалась продуктивность индивидуальной деятельности на компьютере. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств интегральной индивидуальности определялись методами корреляционного и таксономического анализа. Корреляционный анализ выявил влияние психодинамики на формирование личностного уровня и уровня метаиндивидуальности, а также влияние личностного уровня на уровень метаиндивидуальности.

Следовательно, структура интегральной индивидуальности в раннем юношеском возрасте совпадает со структурой интегральной индивидуальности студентов IV курса вуза. Однако такого рода совпадение является в большей степени внешним, нежели внутренним, существенным и характерным. У студентов IV курса в связке "темперамент - личность - статус" доминирует психодинамика. У старшеклассников - личностный фактор.

Свойства личностного уровня играют существенную роль в формировании уровня метаиндивидуальности. Причем одна категория свойств личностного уровня (индивидуальная и интегральная самооценка по Дембо-Рубинштейн) разновероятно влияет на уровень метаиндивидуальности (от р < 0,05 до р < 0,01); другая категория свойств уровня личности (индивидуальные и интегральные показатели уровня притязаний по Дембо-Рубинштейн) равновероятно влияет на те же самые параметры метаиндивидуальности (р<0.01).

Таким образом, социометрический статус старшеклассников в значительной степени определяется свойствами личностного уровня интегральной индивидуальности. Возрастные изменения структуры интегральной индивидуальности происходят под воздействием как внешних (новый социовакуум), так и внутренних (гетерохронность и неравномерность развития) причин. Интересен в работе А.А. Осиновой таксономический анализ исходных

 

135

 

данных. Таксономический анализ в сравнении с корреляционным и факторным позволяет описать не только линейные, но и нелинейные структуры познаваемого объекта вообще и интегральной индивидуальности в частности [3; 9]. Реализация этой возможности метода таксономии или метода распознавания образов осуществлялась в исследовании А.А. Осиновой поэтапно. На первом этапе в таксономическую обработку были включены 38 единичных показателей свойств интегральной индивидуальности, отражающих поведение 80 испытуемых (поэлементная характеристика индивидуальности). Из 17 извлеченных таксонов пять таксонов дают ценнейшую информацию: таксон 1 - показатели свойств темперамента по Русалову; таксон 2 - показатели свойств темперамента по Айзенку; таксон 3 - показатели уровня притязаний личности; таксон 4 - показатели самооценки; таксон 5 - показатели метаиндивидуальности.

Короче говоря, при поэлементном подходе к интегральной индивидуальности ее структура становится "разобранной на части". Именно на этом принципе построены все без исключения современные учебники по возрастной и педагогической психологии. Анатомо-физиологические особенности того или иного возраста, качественные характеристики свойств индивида, новообразования личности и ее взаимоотношения в социальной группе рассматриваются независимо друг от друга, без учета их взаимовлияния и взаимообогащения [6].

На втором этапе таксономического анализа большинство показателей свойств интегральной индивидуальности были преобразованы в интегральные. Всего программу машинной обработки составили 19 единичных и интегральных показателей интегральной индивидуальности. Из 6 извлеченных таксонов научный интерес представляет таксон, в который вошли единичные и интегральные показатели всех трех изученных свойств интегральной индивидуальности.

Следовательно, системная характеристика интегральной индивидуальности "собрала" все познаваемые ее части в единое целое. С практической точки зрения это говорит о том, что раскрывая возрастной портрет индивидуальности, нельзя ограничиться перечислением всех составляющих ее переменных. Доминирующим должно стать изображение возрастных характеристик индивидуальности в плоскости взаимопроникновения всех частей целого человека. Именно с этих позиций следует создать новый учебник по возрастной и педагогической психологии.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Структура интегральной индивидуальности обладает высокой степенью динамичности. Свойства, в нее входящие, могут находиться как в состоянии автономности, так и в состоянии субординационной зависимости.

2. Темперамент человека представляет собой частный случай автономной подсистемы интегральной индивидуальности. Если его структура в определенной степени изучена, то проблема взаимовлияния темперамента и деятельности находится в стадии начальной разработки. Особенно перспективным нам представляется исследование влияния темперамента на эффективность деятельности в интегральном измерении.

3. Межуровневое единство интегральной индивидуальности наблюдается у старшеклассников и студентов разных курсов в условиях, стимулирующих: достижение успеха в диалоге с компьютером; стремление к самоутверждению в индивидуальной и совместной деятельности; стремление к профессиональному росту, самораскрытию.

4. В силу многообразия сфер человеческой жизни разработка прикладного аспекта теории интегральной индивидуальности требует новых проблемных экспериментальных исследований.

 

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

 

136

 

3. Белоус В. В. Психологические симптомо-комплексы и инварианты темперамента: Автореф. докт. дис. М., 1982.

4. Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990.

5. Белоус В. В. Характеристика интегральной индивидуальности и критерии распознавания // Вопр. психол. 1991. № 2. С.102 - 106.

6. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

7. Гойя Ш. М. Влияние темперамента на продуктивность речемыслительной деятельности школьников в спокойной и стрессовых ситуациях: Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1991.

8. Елкина В. Н., Загоруйко Н. Г., Новоселов Ю. А. Математические методы агроинформатики. Новосибирск, 1987.

9. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

10. Наймите А. Т. Экспериментальное исследование проблемы распознавания разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза: Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1991.

11. Орлинкова Н. В. Тип темперамента и стиль совместной учебной деятельности: Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1988.

12. Осипова А. А. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в раннем юношеском возрасте: Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1991.

13. Очерк теории темперамента / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь, 1973.

14. Пламенное П. И. Возрастные изменения структур темперамента: Автореф. канд. дис. М., 1991.

15. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957.

16. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

17. Русалов В. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 5. С.3 - 16.

18. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. М.,1990.

19. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

20. Человек как интегральная система / Под ред. В.В. Белоуса. Пятигорск, 1988.

21. Человек в структуре интегральной индивидуальности / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1991.

22. Шидакова Ф. М. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения: Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1991.

 

Поступила в редакцию 13.1.1992 г.