149
Н. В. Кузьмина родилась 23 сентября 1923 г. в г.
Нальчике КБАССР, в семье служащих. В 1942 г. она с отличием окончила
Винограднинскую среднюю школу № 1 и в сентябре 1943 г. поступила в Кабардино-Балкарский
педагогический институт, где обучалась на математическом факультете, на
факультете русского языка и литературы. В 1945 г. по приглашению родного дяди
Гаршина В.Г. она переехала в Ленинград и продолжала учебу в педагогическом
институте им. А.И. Герцена на литературном факультете. Все годы учебы в
институте Нина Васильевна самостоятельно занималась психологией. По окончании
института (1947) она была рекомендована в аспирантуру по психологии.
В 1950 г. Н.В. Кузьмина окончила аспирантуру Ленинградского
филиала Академии педагогических наук РСФСР (сектор педагогической психологии),
защитив под руководством Б. Г. Ананьева кандидатскую диссертацию на тему
«Психолого-педагогический
150
анализ
трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов». Затем по
распределению Н.В. Кузьмина работала в Архангельской области заведующей
кафедрой педагогики и психологии Вельского учительского института. В Вельске
начала исследовать деятельность учителей и вопросы формирования
профессиональной направленности у студентов института. С 1953 г. она постоянно
живет в Ленинграде. В 1953—1954 гг. Н.В. Кузьмина работала в Институте
усовершенствования учителей старшим преподавателем психологии, а также старшим
преподавателем кафедры педагогики и психологии Первого института иностранных
языков. С 1956 г., когда 1 ЛГПИИЯз был слит с Госуниверситетом, Н.В. Кузьмина
работала на кафедре педагогики. В 1958 г. она получила звание доцента.
В 1961 г. в издательстве ЛГУ вышла в свет ее первая
монография «Формирование педагогических способностей», переведенная вскоре на
венгерский язык.
В 1965 г. Н.В. Кузьмина защитила докторскую
диссертацию на тему: «Психологическая структура деятельности учителя и
формирование его личности». Материалы диссертационного исследования кратко
изложены в монографии «Очерки психологии труда учителя» (ЛГУ, 1967). В переводе
на немецкий язык книга была переиздана четыре раза.
В 1968 г. Н.В. Кузьмина получила звание профессора
кафедры педагогики и педагогической психологии и до 1984 г. заведовала этой
кафедрой. В 1970 г. она написала монографию «Методы исследования педагогической
деятельности».
Результаты исследований проблем профессиональной
подготовки педагогов были обобщены ею в учебном пособии «Основы вузовской
педагогики» (ЛГУ, 1972), в пяти выпусках «Современных психолого-педагогических
проблем высшей школы» (ЛГУ, 1971, 1972, 1974, 1977, 1985), учебном пособии
«Методы системного педагогического исследования» (ЛГУ, 1980).
В 1978 г. Н.В. Кузьминой было присвоено звание
члена-корреспондента АПН СССР.
Н.В. Кузьмина является признанным специалистом в
области педагогической психологии, теории и истории педагогики. Она внесла
большой вклад в создание научных основ психологии профессиональной
педагогической деятельности, в методологию и методику исследования.
Кузьмина Н.В. много занималась изучением проблем
педагога (учителя общеобразовательной средней школы, преподавателя и мастера
профессионально-технического училища, преподавателя высшей школы). Ею
определены психологические свойства личности, характеризующие работу
преподавателей различных педагогических систем с разным уровнем мастерства.
Н.В. Кузьминой принадлежит более 200 печатных работ по
педагогике и педагогической психологии. Ею подготовлено более 200 кандидатов и
докторов наук в области педагогики и психологии.
В июне 1984 г. Н.В. Кузьмина прошла по конкурсу на
должность зав. лабораторией педагогической психологии во Всесоюзный
научно-исследовательский институт профессионально-технического образования.
Главной целью перехода была организация комплексного исследования
психолого-педагогических факторов оптимизации коллективной педагогической
деятельности и выход на новую науку — акмеологию.
В 1992 г. на основе Всесоюзной акмеологической
ассоциации, возникшей в 1989 г., была создана Академия Акмеологических наук. Ее
основателем и первым президентом стала Н.В. Кузьмина.
«Учителем учителей» называют Нину Васильевну ее
многочисленные ученики, подчеркивая таким образом ее огромный вклад в дело
непрерывного образования. Н. В. Кузьмина продолжает дело своего учителя —
основателя ленинградской школы психологов Б. Г. Ананьева, развивая новое для
отечественной психологии направление — акмеологию.
15 июля 1991 г. ГКНТ СССР утвердил соответствующую
специальность.
Акмеология — это наука, возникшая на стыке естественных,
общественных и гуманитарных наук и изучающая феноменологию, закономерности,
механизмы и способы развития человека на ступени его зрелости и особенно при
достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (от греч. «акме» —
вершина).
Отвечая на запросы практики, акмеологи разрабатывают
научно обоснованные технологии продвижения человека на высокий уровень
профессионализма, развития и реализации его творческого потенциала и
поддержания его стабильности (при этом имеются в виду и процессы его
самоопределения, саморегуляции, самообразования, самосовершенствования).
Психологическая общественность поздравляет Нину
Васильевну Кузьмину с юбилейной датой со дня рождения и желает ей крепкого
здоровья и новых научных открытий в области акмеологии.