Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

149

 

К ЮБИЛЕЮ Н. В. КУЗЬМИНОЙ

 

 

 

Н. В. Кузьмина родилась 23 сентября 1923 г. в г. Нальчике КБАССР, в семье служащих. В 1942 г. она с отличием окончила Винограднинскую среднюю школу № 1 и в сентябре 1943 г. поступила в Кабардино-Балкарский педагогический институт, где обучалась на математическом факультете, на факультете русского языка и литературы. В 1945 г. по приглашению родного дяди Гаршина В.Г. она переехала в Ленинград и продолжала учебу в педагогическом институте им. А.И. Герцена на литературном факультете. Все годы учебы в институте Нина Васильевна самостоятельно занималась психологией. По окончании института (1947) она была рекомендована в аспирантуру по психологии.

В 1950 г. Н.В. Кузьмина окончила аспирантуру Ленинградского филиала Академии педагогических наук РСФСР (сектор педагогической психологии), защитив под руководством Б. Г. Ананьева кандидатскую диссертацию на тему «Психолого-педагогический

 

150

 

анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов». Затем по распределению Н.В. Кузьмина работала в Архангельской области заведующей кафедрой педагогики и психологии Вельского учительского института. В Вельске начала исследовать деятельность учителей и вопросы формирования профессиональной направленности у студентов института. С 1953 г. она постоянно живет в Ленинграде. В 1953—1954 гг. Н.В. Кузьмина работала в Институте усовершенствования учителей старшим преподавателем психологии, а также старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии Первого института иностранных языков. С 1956 г., когда 1 ЛГПИИЯз был слит с Госуниверситетом, Н.В. Кузьмина работала на кафедре педагогики. В 1958 г. она получила звание доцента.

В 1961 г. в издательстве ЛГУ вышла в свет ее первая монография «Формирование педагогических способностей», переведенная вскоре на венгерский язык.

В 1965 г. Н.В. Кузьмина защитила докторскую диссертацию на тему: «Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности». Материалы диссертационного исследования кратко изложены в монографии «Очерки психологии труда учителя» (ЛГУ, 1967). В переводе на немецкий язык книга была переиздана четыре раза.

В 1968 г. Н.В. Кузьмина получила звание профессора кафедры педагогики и педагогической психологии и до 1984 г. заведовала этой кафедрой. В 1970 г. она написала монографию «Методы исследования педагогической деятельности».

Результаты исследований проблем профессиональной подготовки педагогов были обобщены ею в учебном пособии «Основы вузовской педагогики» (ЛГУ, 1972), в пяти выпусках «Современных психолого-педагогических проблем высшей школы» (ЛГУ, 1971, 1972, 1974, 1977, 1985), учебном пособии «Методы системного педагогического исследования» (ЛГУ, 1980).

В 1978 г. Н.В. Кузьминой было присвоено звание члена-корреспондента АПН СССР.

Н.В. Кузьмина является признанным специалистом в области педагогической психологии, теории и истории педагогики. Она внесла большой вклад в создание научных основ психологии профессиональной педагогической деятельности, в методологию и методику исследования.

Кузьмина Н.В. много занималась изучением проблем педагога (учителя общеобразовательной средней школы, преподавателя и мастера профессионально-технического училища, преподавателя высшей школы). Ею определены психологические свойства личности, характеризующие работу преподавателей различных педагогических систем с разным уровнем мастерства.

Н.В. Кузьминой принадлежит более 200 печатных работ по педагогике и педагогической психологии. Ею подготовлено более 200 кандидатов и докторов наук в области педагогики и психологии.

В июне 1984 г. Н.В. Кузьмина прошла по конкурсу на должность зав. лабораторией педагогической психологии во Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического образования. Главной целью перехода была организация комплексного исследования психолого-педагогических факторов оптимизации коллективной педагогической деятельности и выход на новую науку — акмеологию.

В 1992 г. на основе Всесоюзной акмеологической ассоциации, возникшей в 1989 г., была создана Академия Акмеологических наук. Ее основателем и первым президентом стала Н.В. Кузьмина.

«Учителем учителей» называют Нину Васильевну ее многочисленные ученики, подчеркивая таким образом ее огромный вклад в дело непрерывного образования. Н. В. Кузьмина продолжает дело своего учителя — основателя ленинградской школы психологов Б. Г. Ананьева, развивая новое для отечественной психологии направление — акмеологию.

15 июля 1991 г. ГКНТ СССР утвердил соответствующую специальность.

Акмеология — это наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных наук и изучающая феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (от греч. «акме» — вершина).

Отвечая на запросы практики, акмеологи разрабатывают научно обоснованные технологии продвижения человека на высокий уровень профессионализма, развития и реализации его творческого потенциала и поддержания его стабильности (при этом имеются в виду и процессы его самоопределения, саморегуляции, самообразования, самосовершенствования).

Психологическая общественность поздравляет Нину Васильевну Кузьмину с юбилейной датой со дня рождения и желает ей крепкого здоровья и новых научных открытий в области акмеологии.