Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

113

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

ТРАНСТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ

 

А. В. ПРОХОРОВ, У. Ф. ВЕЛИСЕР, ДЖ. О. ПРОЧАСКА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вклад психологии в улучшение здоровья населения и в совершенствование медицинской помощи получает все большее признание в развитых странах. Этому способствует понимание того, что внедрение теоретических разработок психологов и современных психологических методик в медицинскую практику дает хороший эффект применительно к профилактике и лечению заболеваний, а также распространению здорового образа жизни [10]. В этой связи необходимо отметить роль поведенческой психотерапии, поскольку все большее число врачей включает ее элементы в свою повседневную практику. Современный подход к коррекции аддиктивного поведения включает в себя поведенческую психотерапию как необходимую составляющую. Однако два-три десятилетия назад все обстояло совершенно иначе: роль поведенческого компонента недооценивалась большинством медиков. Можно отметить по крайней мере две существенные причины такой недооценки: первая (и, возможно, основная) из них — быстрый прогресс медицинской технологии, приведший к созданию новых диагностических методик и фармакологических средств; в результате врачи все больше полагались на «волшебную таблетку» и все меньше осознавали ценность психотерапии в борьбе с заболеваниями. Вторая причина заключалась в самой поведенческой психотерапии. Результаты бихевиорального воздействия на аддиктивное поведение, как правило, были незначительны. Это обстоятельство привело к возникновению большого числа новых концепций и подходов в поведенческой психотерапии: например, в середине 70-х гг. в США существовало более 130 методов бихевиорального лечения аддиктивных состояний [15], а к началу 80-х гг. их число еще почти удвоилось [16]. С другой стороны, некоторыми исследователями было обнаружено, что успешное изменение аддиктивного поведения индивидом возможно и без формального обращения к поведенческой психотерапии [34], [13]. Кто были эти люди и как им удалось добиться успеха? Явное отсутствие теоретической базы для этого и незнание механизмов происходящих изменений тормозили прогресс поведенческой психотерапии.

 

ТРАНСТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

 

Среди множества проблем, стоявших перед бихевиоральной психотерапией, основной, решение которой было необходимо для дальнейшего продвижения, к началу 80-х гг. оказалась проблема понимания процесса изменения поведения. Что собой представляет этот процесс? Является ли он простым и однонаправленным пошаговым переходом

 

114

 

от связанного с риском поведения к здоровому образу жизни или представляет собой континуум событий? Чтобы ответить на эти вопросы и разработать эффективные практические приемы поведенческой терапии, была необходима всесторонняя модель изменения поведения. Она была разработана психологами университета Род Айленд — Дж. Прочаска и К. ДиКлементе [17]; значительный вклад внесли также У. Велисер и Дж. Росси. Параметры процесса изменения поведения были изучены с точки зрения различных теорий — отсюда и наименование модели: транстеоретическая. Целью настоящей статьи является краткое описание основных компонентов транстеоретической модели изменения поведения, а также обсуждение ее возможных приложений к поведенческой психотерапии.

 

ВСЕСТОРОННИЙ ХАРАКТЕР МОДЕЛИ

 

Основой для создания транстеоретической модели изменения поведения послужило объединение многочисленных существующих бихевиоральных подходов. Эта модель значительно сложнее более ранних относительно простых концепций поведенческих изменений. В отличие от обычно используемого определения таковых как движения от привычного вредного для здоровья образа жизни к стабильному, способствующему сохранению здоровья поведению, данная модель включает также временные градации, как стадии изменения; независимые переменные, называемые процессами изменения поведения; комплекс методов воздействия. Таким образом, транстеоретическая модель может быть описана как всеохватывающая многофакторная концепция процесса изменения поведения.

 

СТАДИИ ПРОЦЕССА ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

 

Необходимо отметить, что существует последовательность в стадиях изменения поведения независимо от типа применяемой психотерапии. Изучение данных о лицах, бросивших курить по собственной инициативе, и об участниках противотабачных программ показало, что все они проходили через одни и те же этапы [17]. Изначально были выделены четыре стадии: предобдумывание, обдумывание, действие, поддержание. Позднее была добавлена еще одна — подготовка — занимающая место между обдумыванием и действием. Таким образом, окончательно сложилась модель из пяти стадий [4], [39]. Ниже приводится характеристика каждой из них.

Предобдумывание. На этой стадии индивид еще не имеет серьезного намерения изменить свое вредное для здоровья поведение, — по крайней мере, в ближайшие полгода. Этот срок был выбран в качестве критерия, поскольку он представляется максимальным для планирования каких-то изменений поведения в будущем. Важно отметить, что человек, находящийся в стадии предобдумывания, обычно стремится избежать контактов, которые могли бы помочь в изменении образа жизни. Он не проявляет интереса к предлагаемым методам самопомощи и не склонен к обсуждению своих вредных привычек. Используя термины теории принятия решений, можно сказать, что индивид склонен преувеличивать положительные стороны своего образа жизни и недооценивать степень риска (более подробно это будет рассмотрено в разделе «Изменение баланса решений»).

Обдумывание. Стадия обдумывания — это период, когда человек начинает всерьез рассматривать возможность изменения своего вредного для здоровья поведения в ближайшие полгода. На этой стадии индивид обычно оценивает «за» и «против» своего образа жизни как примерно равные (и имеющие высокую ценность). Поэтому, хотя обдумывание изменения поведения и имеет место, результаты могут оказаться амбивалентными. На этой стадии отмечаются некоторые процессы изменения — в особенности эмпирические, определяемые

 

115

 

когнитивными и эмоциональными составляющими (см. раздел «Процессы изменения»).

Подготовка. Стадия подготовки начинается, когда человек намерен изменить свое поведение в течение ближайшего месяца. Обычно на протяжении года перед этим какие-то попытки уже предпринимались, и теперь делаются может быть небольшие, но важные шаги в новой попытке изменения поведения. В терминах баланса решений на стадии подготовки «за» перевешивают «против», хотя и те, и другие все еще высоки. Эмпирические процессы изменения используются интенсивно, но может быть отмечен и некоторый рост бихевиоральных процессов.

Действие. К стадии действия относится полугодовой период, следующий за решительным изменением образа жизни и характеризующийся стабильным сохранением нового стиля поведения. Проблемой, стоящей перед индивидом, является избегание рецидива. На стадии действия наиболее активно протекают бихевиоральные процессы изменения, а степень соблазна быстро убывает (см. «Процессы изменения» и «Критерий соблазна»).

Поддержание. К этой стадии относится период после истечения шести месяцев с момента явного поведенческого изменения до тех пор, когда нежелательное поведение окончательно преодолено. Все еще имеет место использование бихевиоральных процессов изменения с целью предотвращения рецидива. Уровень соблазна продолжает понижаться, а уверенность в себе по-прежнему растет. Момент прекращения существования вредной привычки определяется по полному отсутствию соблазна в любых проблемных ситуациях и по максимальной уверенности в собственной способности предотвратить рецидив в любых условиях.

 

РАЗВИТИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ПО СПИРАЛИ

 

Хорошо известно, что поведенческое изменение — вовсе не гладкий и легкий процесс. В своих попытках изменить нежелательный стиль поведения (в особенности аддиктивное поведение) человек склонен к рецидивам. Например, кривая распределения случаев рецидива среди курильщиков показывает, что около 65 % бросивших курить нарушали свой отказ от курения в течение трех месяцев с момента прекращения курения; еще 10 % оказывались жертвами рецидива в промежуток между тремя и шестью месяцами после отказа от курения [36]. Обычно совершается три-четыре попытки бросить курить, прежде чем человек действительно становится бывшим курильщиком [34]. Однонаправленный линейный переход от одного поведенческого стиля к другому чрезвычайно редок в преодолении вредных привычек. Это приложимо не только к аддиктивному поведению, хотя отказ от него часто означает обретение улучшающего или сохраняющего здоровье стиля жизни. Хорошими примерами этого являются регулярные физические упражнения или ежегодная маммография для женщин старше пятидесяти.

Говоря о стадиях изменения поведения, необходимо отметить возможность того, что индивид совершит регрессию от более поздней стадии к более ранней. В соответствии с изложенным выше, термин «рецидив» будет применяться нами только для перехода со стадий «действие» или «поддержание» на более ранние этапы.

Вместо предложенного ранее линейного движения через различные стадии авторы транстеоретической модели рассматривают порядок изменения как происходящий по спирали [20]. Как видно из рис., при каждой попытке изменить свой образ жизни индивид проходит через одни и те же стадии. Однако чем больше попыток совершается, тем ближе человек подходит к достижению своей цели — стабильному состоянию достигнутого поведенческого изменения с полным прекращением нежелательного поведения или обретением желательного улучшающего здоровье образа жизни.

 

116

 

Рис. Спиральная модель изменений

 

ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ

 

Транстеоретическая модель объединяет наиболее широко известные и важнейшие процессы среди сотен когнитивных, аффективных и бихевиоральных процессов изменения. Изначально рассматривавшиеся процессы проливают свет на то, как индивид переходит от одной стадии к другой. Транстеоретическая модель включает десять процессов изменения, по-разному участвующих на разных стадиях [23]. Таковыми являются: 1) рост осознания; 2) явное облегчение; 3) социальное освобождение; 4) переоценка собственной личности; 5) переоценка окружения; 6) перевоспитание; 7) контроль за стимулами; 8) управление подкреплением; 9) самоосвобождение; 10) помогающие взаимоотношения. Первые пять — эмпирические процессы, последние — бихевиористские процессы. Как правило, роль процессов на стадии предобдумывания невелика; она возрастает на стадиях обдумывания, подготовки и действия и вновь снижается на стадии поддержания. Отдельные процессы достигают своего максимума на разных стадиях. Их распределение схематично отражено в табл. 1.

Широкая приложимость предложенных процессов была продемонстрирована в целом ряде исследований [3], [4], [8], [23], [32], [11].

 

СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТАДИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ

 

Существование определенной зависимости между стадиями и процессами было показано в ряде работ [18], [4]. В табл. 2 представлены результаты, полученные при выборочном изучении тысяч случаев самоизменения при двух нежелательных типах поведения — курении и стиле жизни, приводящем к полноте. Из таблицы видно, что пик использования отдельных процессов приходится на различные стадии переходов. Например, те, кто находится на стадии предобдумывания, характеризовались существенно более низким уровнем процессов, чем находящиеся на других стадиях. Для них типично отсутствие переоценки собственной личности или окружения. Они в меньшей мере концентрируются на отрицательных сторонах своего поведения. Использование процессов изменения разительно возрастает на стадии обдумывания, когда начинает использоваться фактор роста осознания: наблюдения, противопоставления, интерпретации, так же как и различные образовательные методики [21]. Для лиц на

 

117

 

стадии обдумывания также характерно явное облегчение, помогающее снятию негативного аффекта, связанного с изменением поведения. На этой стадии они начинают оценивать альтернативы нежелательному поведению, предлагаемые обществом (социальное освобождение). Продвижение через стадию обдумывания к стадии подготовки обычно сопровождается увеличением использования когнитивных, аффективных и оценочных процессов изменения. Появляется тенденция к переоценке влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение, в особенности семью и друзей (переоценка окружения). Переоценка себя происходит чаще всего, когда индивид переходит от обдумывания к подготовке. Приложение силы воли (процесс самоосвобождения) наиболее характерно для перехода от подготовки к действию. На этом этапе индивид все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном. Наконец, те, кто успешно осуществляет стадию действия и движется в направлении поддержания, обычно сообщают о преобладании управления

 

Таблица 1

Процессы изменения: краткие определения

 

Рост осознания

Увеличение информации о собственной личности и о стоящей перед индивидом проблеме

Переоценка собственной личности

Оценка того, что человек чувствует и думает о себе применительно к данной проблеме

Самоосвобождение

Выбор и принятие решений действовать, вера в способность измениться

Перевоспитание

Возможная замена для нежелательного поведения

Контроль за стимулами

Избегание или противостояние стимулам, провоцирующим нежелательное поведение

Управление подкреплением

Поощрение самого себя или поощрение со стороны других за осуществление изменений

Помогающие взаимоотношения

Открытость и доверие применительно к обсуждению проблемы с кем-то, кто сочувствует

Явное облегчение

Ощущение и выражение собственного отношения к проблеме и методам ее разрешения

Переоценка окружения

Оценка того, как данная проблема влияет на окружение

Социальное освобождение

Рост возможностей в обществе в связи с отказом от нежелательного поведения

 

Таблица 2

Зависимость между стадиями и специфическими для них процессами изменения

 

 ПО

 О

П Д

 ПД

Рост осознания Явное облегчение Социальное освобождение

 

 

 

 

Переоценка собственной личности Переоценка окружения

 

 

 

 

 

Самоосвобождение

 

 

 

 

Управление

подкреплением Помогающие взаимоотношения Контроль за стимулами

 

ПО — предобдумывание; О — обдумывание; П — подготовка; Д — действие; ПД — поддержание.

 

118

 

подкреплением, а также наличии помогающих взаимоотношений, перевоспитания и контроля за стимулами.

По данным лонгитюдного исследования выборки из бросивших курить [25], процессы изменения носили криволинейный характер: эмпирические процессы проявлялись на относительно низком уровне на стадии предобдумывания и обнаруживали резкий рост при переходе к обдумыванию и подготовке. Достигнув максимума в этот переходный период, они имели тенденцию к спаду на стадиях действия и поддержания, постепенно возвращаясь к тем значениям, которые были характерны для стадии предобдумывания. Подобная же динамика бихевиористских процессов наблюдалась с некоторым сдвигом: низкий уровень на стадии предобдумывания и максимум на стадии действия. Таким образом, помимо стадий как таковых, транстеоретическая модель выделяет специфические процессы, способствующие переходу от стадии к стадии.

 

КРИТЕРИИ ИСХОДОВ

 

Применяя транстеоретическую модель изменения, следует учитывать связанные с рассматриваемыми проблемами виды поведения. Например, если говорить о курении и его прекращении, нужно иметь в виду такие факторы, как распространенность курения и/ или длительность воздержания от него. Однако существует ряд показателей, которые могут рассматриваться как непосредственные исходы, ясно показывающие направление поведенческих изменений. Критерии вмешательства или исхода включают поведенческие и когнитивные переменные. Основные критерии такого рода, используемые в транстеоретической модели, приводятся ниже.

Критерий баланса решений. Принятие решения представляется важной составляющей в изменении поведения. Как было показано в предыдущих разделах, определенной стадии соответствует баланс решений, т. е. баланс между «за» и «против» рассматриваемого стиля поведения. Транстеоретическая модель включает точное и валидное измерение баланса решений как свой неотъемлемый компонент. В работах, посвященных принятию решения в процессе отказа от курения [37], было показано, что данные хорошо отражаются состоящим из двух шкал — «за» и «против» — критерием баланса решений. Шкала «за» отражает все или почти все возможные функциональные преимущества курения: удовольствие, снятие напряжения, создание собственного желательного образа, привычку. С другой стороны, шкала «против» отражает основные резоны для отказа от курения: здоровье, пример для окружающих, эстетические ценности. Шкалы дают возможность оценить, насколько важен каждый из этих факторов для индивида. Критерий баланса решений оказался полезным для определения стадии, достигнутой данным лицом в отказе от курения. Более того, такой подход дал возможность вполне точно предсказывать поведенческие изменения после полугодового наблюдения. Исследования показывают, что двушкальный критерий «за» и «против» может с успехом применяться и в других сферах, связанных с разрешением проблем здоровья, в частности, снижения веса [14], [22].

Критерий самоэффективности. Самоэффективность, по определению А. Бандуры [1], отражает способность индивида выполнить определенное задание как показатель способности выполнять последующие задания. Увеличение самоэффективности ведет к увеличению достижений, и наоборот. Таким образом, изменение самоэффективности имеет предсказательную ценность для долговременного изменения поведения при наличии достаточных побудительных мотивов и умений. Предсказательная сила такого конструкта, как самоэффективность, для изменений в поведении курильщика, например, была показана в ряде работ: [2], [5], [19].

В исследованиях с позиций транстеоретической модели отказа от курения

 

119

 

выделено 28 независимых ситуаций, в которых самоэффективность оказывается весьма показательной [25]. Данные ситуации были рассмотрены ранее [6] в проспективном исследовании факторов, играющих определяющую роль в случаях рецидива. Детальное описание критерия самоэффективности применительно к транстеоретической модели содержится в работе [38]. Несомненно, этот критерий с успехом может применяться к изучению различных проблем поведения, как аддиктивного, так и неаддиктивного.

Критерий соблазна. Прохождение стадий изменения связано с возникновением различных состояний, в том числе соблазна. В случае преодоления вредной привычки или аддиктивного поведения, как, в частности, курения, вопрос существования и преодоления соблазна вернуться к нежелательному поведению является одним из ключевых. Уменьшение числа ситуаций, когда искушение возникает, и ослабление его интенсивности при прохождении различных стадий является показателем шанса достичь успеха, и наоборот. Шкала соблазна курения [38], предложенная для оценки уровня искушения закурить в различных ситуациях, обнаруживает хорошую внутреннюю логичность. Основными для данной шкалы являются три категории (группы) соблазнов, отражающие преобладающие функциональные удобства от курения: 1) положительный социальный эффект (курение вместе с друзьями на вечеринке, празднование удачи); 2) снятие негативного аффективного эффекта (переживания острого эмоционального кризиса, переживания острой депрессии); 3) удовлетворение привычки, аддиктивного аффекта (острого желания закурить, сожаления о потере всего, что связано с курением). Среди лиц, самостоятельно бросивших курить, шкала соблазна курения давала возможность предсказать как успешность прохождения стадий транстеоретической модели, так и будущее поведение в отношении курения [5], [19]. Хотя приложимость исходной шкалы соблазна представляется ограниченной сферой аддиктивного поведения, ее модифицированный вариант (без третьей составляющей) может найти применение в других областях, как, например, профилактика рака кожи, возникающего как следствие обгорания на солнце, или в пропаганде безопасного секса.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СТАДИЯМИ И КРИТЕРИЯМИ ИСХОДОВ

 

Баланс решений. Как было обнаружено применительно к лицам, бросающим курить [25], переменные «за» и «против» в наибольшей мере изменяются при переходе от стадии предобдумывания к стадии обдумывания и от стадии обдумывания к стадии действия. Доводы «за» курение явно перевешивают доводы «против» до тех пор, пока индивид не достигнет стадии обдумывания. На этой стадии, однако, соображения «против» начинают выходить на первое место, хотя все еще как те, так и другие остаются весьма важными для курильщика. Значимость как тех, так и других уменьшается по мере прохождения стадий действия и поддержания. Эта же тенденция прослеживается и при рассмотрении других видов нежелательного поведения [22].

Самоэффективность и соблазн. Переменные, представленные самоэффективностью и влиянием соблазна, изменяются по мере прохождения стадий линейно. Как было показано в работе [25], при отказе от курения самоэффективность и уверенность в себе при связанных с курением ситуациях различного рода линейно увеличиваются по мере прохождения стадий изменения. С другой стороны, соблазн закурить в этих же ситуациях имеет стойкую тенденцию к снижению. Интересно 'отметить, что уровни самоэффективности и соблазна примерно одинаковы на стадии действия. Преобладание первого над вторым наступает не ранее достижения стадии поддержания.

 

120

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТРАНСТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 

Возможности использования транстеоретической модели трудно переоценить. Как видно из предшествующих разделов, модель объединяет основные компоненты поведенческих изменений и дает объяснение тем комплексным механизмам, понимание которых ранее было затруднительно. Кроме того, она дает практикам возможность нового подхода и новые более эффективные методы воздействия в поведенческой терапии. Хотя изначально модель была разработана для борьбы с курением, ее возможные приложения выходят далеко за рамки коррекции только аддиктивного поведения. Рассмотрим некоторые наиболее очевидные сферы применения транстеоретической модели.

Соответствие методов воздействия избранной популяции. Хорошо известно, какие трудности представляет выбор группы воздействия. При проведении поведенческой терапии специалисты обычно ориентируются на группы риска или на всю популяционную выборку. При этом, однако, часто не принимается во внимание такой важный фактор, как готовность пациентов к поведенческим изменениям. Использование транстеоретической модели может существенно улучшить выбор группы воздействия и отбор наиболее эффективных методов терапии именно в силу того, что она такую готовность учитывает. Используемые средства должны различаться в зависимости от того, имеет ли терапевт дело с индивидом, не готовым к изменению своего поведения (стадия предобдумывания) или уже готовым (стадия подготовки).

Индивидуальное воздействие. Транстеоретическая модель открывает широкие перспективы для индивидуализации методов воздействия в соответствии с потребностями пациента. Многообещающий путь такой индивидуализации — недавно предложенная экспертная система [40]. Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что экспертная система представляет собой компьютерную программу принятия решений, использующую информацию об индивиде для получения адресных, соответствующих данной личности рекомендаций. Программа была разработана для индивидуализированного контроля за прохождением стадий изменения, регистрации данных согласно приведенным выше критериям. Сравнение ее результативности с другими методами оказалось в пользу данной программы [26].

Использование процессов изменения. На каждой стадии важность использования специфических процессов изменения должна быть особенно подчеркнута, чтобы дать возможность пациенту переходить от стадии к стадии. Используя положения транстеоретической модели, можно выделить имеющие наибольшую важность для данного вида поведения в данный момент процессы, что сделает вмешательство максимально результативным.

Экономия ресурсов. Возможность выделять «правильный контингент» в «правильный момент» и в «правильном месте», другими словами, оценивать степень готовности к изменениям при помощи транстеоретической модели приводит к существенной экономии ресурсов. Действительно, большинство существовавших ранее подходов предусматривало стандартную терапию для всех обратившихся, вне зависимости от степени их готовности к изменениям поведения. Это приводило к напрасным затратам усилий и ресурсов. Таким образом, применение транстеоретической модели эффективно и в этом отношении.

Проблема готовности участвовать. Готовность пациента участвовать, согласие на предлагаемые меры — важная составная часть поведенческой психотерапии. Результаты воздействия в высшей степени зависят от того, насколько пациент готов участвовать в процессе и насколько аккуратно он выполняет рекомендации. Существенное несоответствие между потребностями индивида и действиями психотерапевта может быть основной причиной уменьшения такой готовности и, соответственно,

 

121

 

эффективности лечения. Транстеоретическая модель дает возможность уменьшить этот разрыв, что в значительной мере разрешает проблему.

Оценка исходов. Транстеоретическая модель не только пересматривает общепринятые взгляды на процесс изменения, но и приводит к переоценке общепринятых критериев эффективности. Использование соответствующей стадии терапии позволяет сосредоточить внимание на более реалистических и достижимых целях. Сочетание таких показателей, как баланс решений, соблазн и поведение может меняться под воздействием самых разнообразных факторов на протяжении процесса [40].

Возможность оценивать достигнутые успехи за короткий период благотворно сказывается и на пациенте, и на психотерапевте: во-первых, пациент оказывается ближе к своей окончательной цели; во-вторых, данный подход снимает значительную часть фрустрации, связанной с недостаточными успехами. В результате и пациент, и психотерапевт оказываются более удовлетворены и получают поощрение, видя реальные показатели достигнутого прогресса.

 

СФЕРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Как уже говорилось выше и как это явствует из приводившихся примеров, к настоящему времени свою наибольшее практическое приложение транстеоретическая модель нашла в области борьбы с курением. Кроме того, те же принципы могут найти применение и в поведенческой терапии в других областях, касающихся как аддиктивного, так и неаддиктивного поведения: наркомании [9], [30] [35], избыточного веса [14], [29], недостаточной физической активности [12], воздействия радона и ультрафиолета [31], применения презервативов [24], прохождения мам-мографии [29], снижения потребления насыщенных жиров [33], подростковой преступности [7].

Среди возможных сфер применения транстеоретической модели — профилактика возникновения факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, борьба с алкоголизмом в различных социальных и возрастных группах. Возможные кросскультурные и возрастные различия в поведенческой динамике представляют собой многообещающий объект дальнейших исследований.

 

1. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychol. Rev. 1977. N 84. P. 191-215.

2. Coelho R. J. Self-efficacy and cessation of smoking // Psychol. Rep. 1984. N 54. P. 309-310.

3. DiClemente С. С., Prochaska J. O. Self-ehangc and therapy change of smoking behavior: A comparison of processes of change of cessation and maintenance // Addict. Behav. 1982. N 7. P. 133-142.

4. DiClemente С. С. et al. The process of smoking cessation: An analysis of precontemplation, contemplation and preparation stages of change // J. Consult. Clin. Psychol. 1991. N 59. P. 295—304.

5. DiClemente С. С.. Prochaska J. O., Gibertini M. Self-afficacy and the stages of self-changc of smoking // Cognitive Therapy and Research. 1985. N 9. P. 181-200.

6. DiClemente С. С. Self-efficacy and smoking cessation maintenance: A preliminary report // Cognitive Therapy and Research. 1981. N 5. P. 175-187.

7. Fiore-Lemer С. The Transtheoretical Model of change: self-change in adolescent delinquent behaviors. Unpublished doctoral dissertation. Kingston, RI: University of Rhode Island, 1990.

8. Fitzgerald Т. E., Prochaska J. O. Nonprogressing profiles in smoking cessation: What keeps people refractory to self-change? // J. Substance Abuse. 1990. N 2. P. 87—105.

9. Harlow L. L, Minugh P. A. Development and assessment of a cocaine habit acquisition scale. Presented at American Psychological society (APS), Alexandria, Virginia, 1989.

10. Holtzman W. H. et al. Psychology and health: Contribution of psychology to the improvement of health and health care // Bull. World Health Organisation. 1987. N 65. P. 913—935.

11. Kristeller J. L. Processes of change in smoking cessation: A cross-validation study in cardiac patients // J. Substance Abuse. 1992. N 4. P. 263-276.

12. Marcus В. H. et al. The stages and processes of exercise adoption and maintenance in a worksite sample // Health Psychol. 1992. N 11. P. 386-395.

13. Marlatt G. A. et al. Addictive behavior Etiology and treatment // Annual Rev. Psychol. 1998. N 39. P. 223-252.

14. O'Connell D., Velicer W. F. A decisional balance measure and the stages of change model for weigth loss // Intern. J. Addict. 1988. N 23. P. 729-750.

 

122

 

15. Parloff M. Shopping for the right therapy // Saturday Rev. 1976. P. 14—16.

16. Parloff M. Psychotherapy and research: An analytic depression // Psychiatry. 1980. N 43. P. 279-293.

17. Prochaska J. O.,DiClemente С. С. Transtheoretical therapy: Toward a more integrative model of change // Psychotherapy. Theory, Research and Practice. 1982. N 19. P. 276—288.

18. Prochaska J. O., DiClemente С. С. Stages and processes of self-change in smoking: Toward an integrative model of change // J. Consult. Clin. Psychol. 1983. N 5. P. 390-395.

19. Prochaska J. O., DiClemente С. С. Common processes of change for smoking, weight control, and psychological distress // Schiffman S., Wills T. (eds.) Coping and Substance Abuse. N. Y.: Academic Press, 1985.

20. Prochaska J. O., DiClemente C.C., Norcross J.С. In search of how people change // Amer. Psychologist. 1992. N 47. P. 1102—1114.

21. Prochaska J. O., DiClemente С. С. The transtheoretical approach: Crossing traditional boundaries of change. Homewood, IL: Dorsey Press, 1984.

22. Prochaska J. O. et al. Stages of change and decisional balance for twelve problem behaviors // Health Psychol. In press.

23. Prochaska J. O. et al. Measuring processes of change: Application to the cessation of smoking // J. Consult. Clin. Psychol. 1988. N 56. P. 520—528.

24. Prochaska I. O. et al. Stages of condom use in a high HIV-risk sample. 1993. Submitted for publication.

25. Prochaska J. 0. et al. Patterns of change: Dynamic typology applied to smoking cessation // Multivariate Behav. Research. 1991. N 26. P. 83-107.

26. Prochaska J. O. et al. Standartized, individualized, interactive, and personalized self-help program for smoking cessation // Health Psychol. In press.

27. Prochaska J. O., DiClemente C. C. Stages of change in the modification of problem behaviors // Hersen M., Eisler R. M., Miller P. M. (eds.) Progress in behavior modification. Newbury Park: Sage, 1992.

28. Procbaska J. O., Goldstein M. G. Process of smoking cessation. Implications for clinicians // Clinics in Chest Med. 1991. N 12. P. 727-735.

29. Rakowsky W. et al. Assessing elements of women's decisions about mammography // Health Psychol. 1992. N 11. P. 111-118.

30. Rosenblom D. A transtheoretical analysis of change among cocaine users. Unpublished doctoral dissertation. University of Rhode Island: Kingston, 1991.

31. Rossi J. S. Radon and ultraviolet light exposure: Emerging cancer risk factors // J. O. Prochaska (Chair). The stages of change; Extensions to new areas of behavior change. Symposium presented ar the 98th annual convention of the American Psychological Association, Boston, 1990.

32. Rossi J. S., Prochaska J. O., DiClemente C. C. Processes of change in heavy and light smokers // J. Substance Abuse. 1988. N 1. P. 1—9.

33. Rossi S. R. Application of the transtheoretical model of behavior change to dietary fat reduction in a naturalistic environment. Unpublished doctoral dissertation. University of Rhode Island, Kingston, 1992.

34. Schachter S. Recidivism and self-cure of smoking and obesity // Amer. Psychologist. 1982. N 37. P. 436—444.

35. Tejero A., Trujols J., Hemandes E. Processes of change in heroin addicts: A preliminary report. Unpublished manuscript. 1990.

36. US Department of Health and Human Services. The health benefits of smoking cessation. A report of the Surgeon General, DHHS publication No (CDC) 90-8416. 1990.

37. Velicer W. F. et al. Decisional balance measure for assessing and predicting smoking status // J. Personality and Social. Psychol. 1985. N 48. P. 1279—1289.

38. Velicer W. F. et al. Relapse situations and self-efficacy: An integrative model // Addict. Behav. 1990. N 15. P. 271-283.

39. Velicer W. F. et al. Assessing outcome in smoking cessation studies // Psychol. Bull. 1992. N 111. P. 23-41.

40. Velicer W. F. et al. Am expert system intervention for smoking cessation // Addict. Behav. 1993. N 18. P. 269-290.

41. Vcticer W. F. et al. A criterion measurement model for health behavior change. Manuscript under review. 1993.

 

Поступила в редакцию 8. VIII 1993 г.

 Перевод с английского А.В.Александровой