Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

149

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Я. Л. КОЛОМИНСКОГО

 

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и детской психологии Минского госпединститута им. А.М. Горького Яков Львович Коломинский родился 11 января 1934 г. в г. Наровля Гомельской области Беларуси. В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Ашхабаде (Туркменистан). После окончания войны вернулся в г. Наровлю, где в 1951 г. окончил среднюю школу с медалью. В этом же году поступил на педагогический факультет Минского государственного педагогического института им. А.М. Горького, окончил его с отличием в 1955 г. и был направлен на работу в качестве преподавателя педагогики и психологии педучилища в г. Новогрудок Гродненской области Беларуси. После закрытия педучилища в 1958 г. переехал в Минск, где до 1960 г. работал воспитателем и учителем в школе-интернате №17.

К этому времени относится начало экспериментальных исследований Я.Л. Коломинского; их результаты опубликованы в сб. «Первые успехи» (Под ред. Р.И. Водейко. Минск, 1960).

В 1960 г. Я.Л. Коломинский поступили аспирантуру по психологии в Минский госпединститут им. А.М. Горького, был прикомандирован к НИИ психологии АПН РСФСР, где под руководством Л.И. Божович подготовил и в 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе».

С сентября 1963 г. Я.Л. Коломинский работает в МГПИ им. А.М. Горького. В 1968 г. ему было присвоено звание доцента; в 1978 г. он стал заведующим кафедрой общей и детской психологии. В июне 1981 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психология личных взаимоотношений в группе сверстников». В 1982 г. ему было присвоено звание профессора.

Я.Л. Коломинский работает в области социальной психологии и психологии личности более 30 лет. Его экспериментальные и теоретические исследования положили начало новой отрасли советской психологической науки — возрастной и педагогической социальной психологии, центральным предметом которой является развитие и формирование личности в группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе общения и совместной деятельности. Результаты этих исследований, изложенные в его книгах «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе (очерк социальной психологии школьного класса)» (Минск, 1969), «Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности)» (Минск, 1976), «Некоторые педагогические проблемы социальной психологии» (соавтор Н.А. Березовин, М., 1977), «Учитель и детский коллектив» (Минск, 1985), «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений» (Минск, 1984) и др. получили широкое признание специалистов и педагогов-практиков. Основные научные положения и методы исследования, разработанные профессором Я.Л. Коломинским, включены в программы и учебные пособия по общей, возрастной, педагогической и социальной психологии для вузов и педучилищ.

В работах Я.Л. Коломинского выявлены статусная структура, детерминация и динамика положения и персональных предпочтений в группах и коллективах, показатели взаимности уровней благополучия и удовлетворенности взаимоотношениями на основных этапах

 

150

 

онтогенеза, основные структурные единицы системы межличностных взаимоотношений, установлены общие и возрастные закономерности детерминации межличностных предпочтений, выявлена особая мотивационно-потребностная взаимосвязь субъекта выбора и межличностного объекта.

Я.Л. Коломинский разработал систему описательных и объяснительных понятий и методов для изучения рефлексивно-перцептивного отражения личностью своих взаимоотношений в малых группах и коллективах. Он сформулировал и экспериментально обосновал понятия «социально-психологическая рефлексия» (измеряется рефлексивными коэффициентами осознанности отношений и положения), «социально-психологическая перцепция» (измеряется перцептивными коэффициентами отношений и положения), «социометрические установки личности» (характеризуют ее тенденцию приписывать другим членам группы определенный уровень социометрического статуса).

Я.Л. Коломинский является одним из пионеров изучения психологии педагогического взаимодействия: он обосновал типологию стиля педагогической деятельности по признаку согласованности ее внутренней, мотивационно-потребностной основы («педагогическое отношение»), внешней поведенческой реализации («педагогическое общение»). Им и его учениками установлена детерминированность педагогического взаимодействия его предметным содержанием, исследована селективность педагогического общения.

В последние годы научный коллектив, возглавляемый профессором Я. Л. Коломинским, изучал проблемы формирования у детей социально-психологической готовности к новым видам общения и деятельности. В настоящее время начат новый цикл исследований общих и возрастных социально- психологических закономерностей развития личности на основных стадиях онтогенеза.

Важным направлением научно-педагогической деятельности Я.Л. Коломинского является пропаганда психологии среди молодежи, педагогов и широкой общественности. Широкую известность получили его научно-популярные книги «Человек среди людей» (М., 1970, 1973; Минск, 1988), «Беседы о тайнах психики» (М., 1976), «Человек: психология» (М., 1980, 1986; награждена Бронзовой медалью ВДНХ СССР), «Психология общения» (М., 1974), «Познай самого себя» (Минск, 1981). Эти книги отмечены дипломами и премиями на Всесоюзных конкурсах общества «Знание». Учителям и воспитателям предназначена его книга «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» (соавтор

Е.А. Панько, М., 1988), студентам — «Введение в возрастную и педагогическую психологию» (соавтор Е.А. Панько, Минск, 1985). При его непосредственном участии и под его редакцией вышло 16 научных сборников и учебных пособий. Среди них учебное пособие для пединститутов с грифом Минпроса СССР «Детская психология» (соредактор Е.А. Панько, Минск, 1988). Он — главный редактор межведомственного республиканского сборника «Психология».

Я.Л. Коломинский — автор более 300 научных работ. Почти все его книги и ряд статей переведены на иностранные языки (свыше 30 изданий — на 15 языках).

Много сил отдает Я.Л. Коломинский подготовке научных кадров: под его руководством защищено 25 кандидатских диссертаций. Я.Л. Коломинский — талантливый педагог, который много внимания уделяет работе со студентами и будущими практическими психологами, руководству кафедрой.

Под руководством Я.Л. Коломинского был подготовлен ряд общесоюзных и республиканских научных и научно-практических конференций и семинаров: «Педагогические аспекты социальной психологии» (1978 г.), «Пути внедрения результатов социально-психологических исследований в практику воспитания» (1979 г.), «Научное наследие Л. С. Выготского и актуальные проблемы обучения и воспитания» (к 90-летию со дня рождения, 1986 г.), «Психология и общественная практика» (1993 г.) и др.

В последние годы Я.Л. Коломинский много сил отдает научному изучению и практической помощи детям и подросткам — жертвам Чернобыльской катастрофы. Он — председатель научно-экспертного Совета «Дети Чернобыля». В 1991 г. во время четырехмесячной работы в США он организовал сотрудничество с американскими специалистами в деле психологической помощи пострадавшим от последствий Чернобыльской катастрофы. В августе 1992 г. он выступил с пленарным докладом на эту тему на VI конференции Европейской ассоциации психологии здоровья. Избран профессором-консультантом УНИОН-института в США — альтернативного учреждения, где осуществляется подготовка и аттестация докторов наук (Ph.D.). Я. Л. Коломинский является организатором и научным руководителем отделения психологии Национального института образования Республики Беларусь.

Друзья, коллеги, сотрудники редакции журнала «Вопросы психологии», чьим давним и постоянным автором является Яков Львович, сердечно поздравляют юбиляра и желают ему долгих лет плодотворной научной работы.