Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

131

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

 

ВКЛАД Э.В.ИЛЬЕНКОВА В ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

(К 70-летию со дня рождения)

 

В. В. ДАВЫДОВ

 

 

Э.В. Ильенков (1924 - 1979)

 

Известный отечественный философ Эвальд Васильевич Ильенков (1924— 1979) многое сделал в таких дисциплинах, как диалектическая логика, история философии, эстетика [17]. Вместе с тем в своих работах он рассматривал и некоторые фундаментальные проблемы теоретической психологии (природа идеального и сознания, воображения и мышления, личности и индивидуальности и др.), искал пути их решения, используя средства философского анализа психологического материала. Хорошо ориентируясь во многих трудностях психологической науки, Э.В.Ильенков придерживался таких способов их преодоления, которые связаны с возможностями теории деятельности и культурно-исторической теории психического развития человека. Он был лично знаком с С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А.И.Мещеряковым, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным и другими крупными психологами, хорошо знал их труды, обсуждал с ними сложные философско-психо-логические вопросы (отметим, что он был знаком с основными работами Л.С.Выготского). Э.В.Ильенков постоянно участвовал в психологических совещаниях и семинарах, неоднократно посещал заседания нашей лаборатории в Институте общей и педагогической психологии АПН, которая в 60—70 гг. разрабатывала проблемы учебной деятельности и развивающего обучения.

Э.В.Ильенков много внимания уделял теоретическим вопросам педагогической психологии. Так, он разрабатывал философско-психологические вопросы системы обучения и воспитания слепо-глухих детей, созданной И.А.Соколянским и А.И.Мещеряковым [19]. Было показано, что анализ этих вопросов обостряет общие проблемы связи обучения с психическим развитием ребенка и способствует их решению [13], [14]. Он опубликовал ряд работ, посвященных воспитанию ума школьников [12], [15]. Но главное состоит в том, что он дал глубокое логико-философское обоснование основных положений культурно-исторической теории и теории развивающего обучения Л.С.Выготского[1].

Стержневой темой научного творчества Э.В.Ильенкова было исследование универсальности человека как субъекта, способного не только к практически-духовному воспроизведению любой сферы

 

132

 

объективной действительности, но прежде всего к созданию из вещества природы таких объектов, которые природе самой по себе не присущи — всех объектов цивилизации. Универсальность человека связана со всеобщими возможностями его деятельности как общественного существа.

Опираясь на труды Спинозы, Э.В.Ильенков обосновывал положение о том, что человек является универсальным «мыслящим телом», которое в своих действиях отражает формы множества любых других тел. Классический пример этой универсальности — рука человека. «... Человеческая рука может совершать движения и по форме круга, и по форме квадрата, и по форме любой другой ... фигуры, ... она заранее не предназначена к какому-либо одному из названных «действий» и именно потому способна совершить любое ... Человек — мыслящее тело — строит свое движение по форме любого другого тела» [16; 38]. Но универсальная гибкость движений руки — это не пассивная аморфность глины, а проявление свободного формообразования на основе активного образа.

Так, воспроизводя круглую форму объекта, рука может перенести ее на песок, на лист бумаги, т. е. заново строить такой круг, которого в природе в чистом виде нет. Универсальна не рука сама по себе, а рука, изобретающая с помощью головы специальное орудие (например, циркуль), задающее всеобщий способ построения круга. Построенный человеческой рукой «искусственный» круг, оставаясь чувственно-материальным предметом, является вместе с тем и абстрактным предметом, в котором в снятом виде представлено все многообразие реальных кругоподобных форм. В этом круге представлены не только все возможные круги, но и запечатлевается их отношение к другим фигурам (в круг рука человека может вписать треугольник, квадрат и т. п.), т. е. выражается их универсальная связь. Иными словами, универсальность — это свойство мыслящего тела как субъекта орудийно опосредуемого формообразования, которое согласуется с логикой универсальной связи вещей.

Универсальность — не прирожденная, а исторически формирующаяся в обществе и онтогенетически приобретаемая способность человека. С этой точки зрения, проблема «мыслящего тела» приобретает особый смысл. Психика (или мышление) в этом случае «вначале никак структурно в мозгу (в теле вообще. — В. Д.) не заключена, а возникает постольку, поскольку тело функционирует по форме и расположению вещей, созданных человеком для человека, — формируется в согласии с опредмеченным в вещах разумом» [17; 114].

Понятие общественно-исторической универсальности человека явилось основой концепции идеального, разработанной Э.В.Ильенковым [17]. Многие столетия понятие идеального культивировалось в идеалистической философии, но ему не находилось должного места в материалистических учениях. Э.В.Ильенков же показал, что идеальное внутренне присуще тому материализму, который последовательно опирается на диалектику. Идеальность есть характеристика вещественно зафиксированных (объективированных, опредмеченных) образов общественно-человеческой культуры, т, е. исторически сложившихся способов общественно-человеческой жизнедеятельности, противостоящих индивиду с его сознанием и волей как особая объективная действительность [17; 249].

К идеальным образам культуры можно отнести, например, логические категории, нормы языка и бытовой культуры, законы государства, нравственные императивы, имеющие принудительное значение для сознания любого нормального человека и силу ограничивать его индивидуальные капризы. Внутри этих организованных всеобщих норм культуры формируется сознание каждого отдельного индивида, усваивающего их как законы собственной деятельности. Они усваиваются в ходе приобщения индивида к независимо от него сложившейся культуре. Идеальное — это аспект культуры [17; 266].

По отношению к индивидуальному сознанию идеальное является такой же объективной реальностью, как горы и деревья, как собственное тело индивида. Сознание индивида определяется идеальными

 

133

 

образами, в которых представлена культура как своеобразный итог общественно-исторической деятельности людей. Сознание индивида — функция идеального. Сознание возникает там, где индивид вынужден смотреть на самого себя как бы глазами всех других людей, там, где ему требуется умение подчинять свои влечения некоторому общему закону как проявлению идеального. «Человеческий индивид вынужден держать свои собственные действия под контролем «правил» и «схем», которые он должен усвоить как особый предмет ...» [17; 263].

Психология, считал Э.В.Ильенков, должна исходить из того, что между индивидуальным сознанием и объективной реальностью находится такое опосредующее звено, как исторически сложившаяся культура, выступающая в качестве предпосылки и условия индивидуального сознания (это экономические и правовые отношения людей, сложившиеся формы быта, языка и т. д.). Культура непосредственно выступает для индивида как «система значений», противостоящая ему как внепсихологи-ческая реальность [17; 264].

Концепция идеального, разработанная Э.В.Ильенковым, позволила, на наш взгляд, дать оригинальное логико-философское обоснование культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Содержание этой теории уже изложено в многочисленных работах как у нас, так и за рубежом [4], [18], [20], [21], [23], [24], [25]. Главные ее положения можно сформулировать, на наш взгляд, следующим образом:

1) основой психического развития человека является качественное изменение социальной ситуации его жизни (или его деятельности);

2) всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание, формы которых имеют исторически преходящий характер;

3) исходной формой деятельности является ее развернутое выполнение человеком совместно с другими людьми во внешнем (социально-культурном) плане;

4) психические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности;

5) существенная роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаково-символическим системам, возникающим в истории культуры;

6) важное значение в деятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.

В становление этих положений теории Л.С.Выготского многое внесли его ученики А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев и другие психологи. Основой их последующих экспериментальных и теоретических исследований служили перечисленные положения, которые вместе с тем уточнялись, видоизменялись, конкретизировались и развивались.

Существенную конкретизацию теории Л.С.Выготского осуществил Д.Б.Эльконин. Психическое развитие ребенка он связывал с пониманием того, что «высшие и конечные формы» этого развития «вовсе не даны изначально, а только заданы, т. е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы (в этом случае идеальное и идеальную форму и их общественно-историческую природу нужно понимать в духе работ Э.В.Ильенкова, 1974)[2]. Получается, что процесс психического развития происходит как бы сверху, путем взаимодействия идеальной формы и развивающего процесса. Это предполагает наличие ... усвоения. В ходе его ребенок постепенно овладевает содержанием, присущим идеальной форме. Согласно рассматриваемой теории, усвоение является всеобщей формой психического развития детей»[21; 29].

«Источниками» психического развития, согласно Д. Б. Эльконину, являются заданные (или «конечные») идеальные формы, к которым оно приходит в результате их усвоения [21; 490]. Иными словами, источники развития заданы в качестве объективных общественных образцов,

 

134

 

которые, взаимодействуя с процессом развития, детерминируют его как бы сверху, т. е. со стороны развернутых высших и конечных форм. Это взаимодействие как раз и является усвоением (присвоением) идеального как существенного аспекта исторически складывающейся культуры. Усвоение (присвоение) — это всеобщая форма психического развития ребенка. В этом и состоит подлинный смысл культурно-исторического обоснования практики развивающего обучения.

Именно это, по нашему мнению, имел в виду сам Л.С.Выготский, когда писал о том, что обучение «ведет за собой детское умственное развитие», что обучение есть «внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка ... исторических особенностей человека» [3; 388], что это составляет «содержание понятия зоны ближайшего развития» [1; 250].

При создании культурно-исторической теории Л. С. Выготский подходил к постановке и рассмотрению проблем идеального, хотя в свое время это не получило необходимого понятийного и даже должного терминологического оформления [8]. Вместе с тем в подходе к этим проблемам в теории Л. С. Выготского и в концепции Э.В.Ильенкова есть ряд общих моментов. И главное тот и другой полагали, что надиндивидуальное идеальное есть аспект культуры, за которой стоит деятельность общественного субъекта, что объективное идеальное не может быть раскрыто на уровне сознания отдельного индивида (так, Л. С. Выготский полагал, что такие носители культуры, как знаки, являются общественным органом или социальным средством) [2; 146].

Э.В.Ильенков создал оригинальную теорию воображения и его генезиса [10], [11]. Эта теория имеет большое значение для решения многих вопросов развивающего образования (например, для выяснения роли искусства в развитии личности детей, для определения различных средств формирования их творческого потенциала [7]). Опираясь на понятия идеального и воображения, Э.В.Ильенков дал глубокую характеристику человеческого сознания [17]. Отметим, что в настоящее время делаются попытки разработать проблемы сознания безотносительно к этим понятиям [9]. Соответствующие работы сами по себе представляют интерес, однако, на наш взгляд, они не затрагивают ряда существенных особенностей сознания, связанных с организацией совместной деятельности людей. Возникает сложная проблема взаимосвязи идеального, воображения и сознания, которая нуждается в специальной философской и психологической разработке[7].

Многие работы Э.В.Ильенкова посвящены философско-логическим проблемам мышления и понятия. Он показал, что их подлинным источником являются предметные действия человека (это имеет большое значение для современной психологии). В противовес эмпирическим представлениям об «абстрактном» и «конкретном» он разработал на основе трудов Гегеля и Маркса свое понимание этих категорий мышления: «абстрактное» — это неразвитый предмет и его соответствующее мысленное отражение; «конкретное» — это развитый предмет и его мысленное отражение. Построение подлинно теоретического знания связано с мысленным восхождением от абстрактного к конкретному, прослеживающим реальный путь развития предмета [17].

В своих работах по развивающему обучению мы постоянно использовали результаты исследований Э.В.Ильенкова. Наше понимание учебной деятельности и способов построения учебных предметов опирается на его теорию восхождения мысли от абстрактного к конкретному, на теорию единства логического и исторического [5].

Разработка проблем универсальности человека и его воображения постоянно приводила Э.В.Ильенкова к рассмотрению вопросов творчества и личности, — им была создана концепция, согласно которой подлинная личность обнаруживает себя там, где индивид производит некоторый всеобщий результат, оказывающий обновляющее влияние на судьбы других индивидов. Понятия личности, свободы и таланта синонимичны. Личность опережает коллектив, если тот ориентируется на отжившие каноны

 

135

 

общего дела, — она проторяет путь для других, задавая новый образец деятельности. «Личность тем значительнее, чем полнее и шире представлены в ней — в ее делах, в ее словах, в поступках — коллективно-всеобщая, а вовсе не сугубо индивидуальная ее неповторимость. Неповторимость подлинной личности со стоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех ...» [17; 413]. Но когда сотворенные способы деятельности превращаются в стереотипы и догмы, то личность «умирает» заживо, становясь живой мумией.

Одна из центральных идей обновляющегося российского образования состоит в создании условий, обеспечивающих подлинное развитие личности. Для успешного достижения этой цели большое значение имеет, на наш взгляд, подход Э.В.Ильенкова к этой проблеме (подробнее она рассматривается в других наших публикациях [6], [7]).

В трудах Э.В.Ильенкова содержится много идей, ценных и важных для дальнейшего развития научной школы Л.С.Выготского, для решения многих вопросов, касающихся развивающего обучения, для разработки некоторых существенных проблем современной теоретической психологии.

1. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982.

2. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 3. М., 1982.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

4. Давыдов В. В. Значение творчества Л.С.Выготского для современной психологии // Советская педагогика. 1982. № 6.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

6. Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии // Психол. журн. 1988. №4. С.22 - 32.

7. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопр. психол. 1992. № 1 - 2. С.22 - 31.

8. Давыдов В. В., Радзиховский Л. А. Проблема идеального в творчестве Л.С.Выготского // Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. М., 1981.

9. Зинченко В. П. Мифы сознания и структура сознания // Вопр. психол. 1991. № 2. С.15 - 36.

10. Ильенков Э. В. О «специфике» искусства // Вопросы эстетики. Вып. 4. М., 1960.

11. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964.

12. Ильенков Э, В. Школа должна учить мыслить // Народное образование. 1964. № 6 (приложение).

13. Ильенков Э. В. Психика и мозг // Вопросы философии. 1968. № 11.

14. Ильенков Э. В. Психика под «лупой» времени // Природа. 1970. № 1.

15. Ильенков Э. В. Учитесь мыслить смолоду. М., 1977.

16. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1984.

17. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.

18. Леонтьев А. А. Л.С. Выготский. М., 1990.

19. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.

20. Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М.,1986.

21. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

22. Bakhurst D. Consciousness and revolution in Soviet philosophy. From the bolsheviks to Evald Ilyenkov. Cambridge University Press, 1991.

23. Kozulin A. Vygotsky's psychology. A biography of ideas. N. Y., 1990.

24. Wertsch J. Vygotsky and the social formation of mind. Harvard University Press, 1985.

25. Yaroshevsky M. Lev Vygotsky. M., 1989.

 

Поступила в редакцию 2.1У 1993 г.

 

 



[1] Это обстоятельство отмечено канадским философом Д. Бакхорстом в главе о Л.С. Выготском в книге, посвященной Э.В. Ильенкову [22; 59 - 90].

[2] Здесь Д.Б. Эльконин ссылается на книгу Э.В. Ильенкова "Диалектическая логика", первое издание которой вышло в 1974 г.