Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

105

 

ПРОБЛЕМЫ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

 

Т. И. ШУЛЬГА

 

В настоящее время резко повышается значение научного обеспечения процесса становления личности, особенно на наиболее важных этапах ее развития — в детстве. Многими психологами отмечено, что психологические предпосылки формирования личности включают развитие способности к овладению собственным поведением, саморегуляции, преодолению трудностей в разных видах деятельности, т. е. волевой регуляции [2], [6], [7]. Сегодня одной из тенденций в исследовании воли является переход от постановки проблемы воли в рамках задачи порождения действия к задаче «овладения собой», что особенно значимо для возрастной и педагогической психологии. В связи с этим представляется важным изучение особенностей становления волевой сферы и волевой регуляции в онтогенезе.

Анализ работ психологов позволяет отметить, что несмотря на значимость данной проблемы и ее актуальность интерес к ней значительно снизился. По мнению психологов, в отечественной психологии отсутствует единый подход к рассмотрению воли, и в частности, к волевой регуляции [7], [8], [9], [14], [15]. Такое положение приводит к следующим трудностям: неопределенность понятийного аппарата, недифференцированность соотношений понятий воля и произвольность, воля и волевая регуляция, волевое и произвольное действие.

Вследствие этого одна из важнейших задач, выдвинутая еще Л.С. Выготским, — определение своеобразных стадий или ступеней, через которые происходит развитие детской воли, остается до сих пор нерешенной. Существенно затрудняет продвижение в данной проблеме отсутствие единого мнения о соотношении понятий волевой и произвольной регуляции. Связано это не только с неопределенностью понятий «воля», «произвольность», «волевая регуляция», но и с различением следующих феноменов, имеющих непосредственное к ним отношение: произвольные и волевые действия, выбор мотивов и целей, наличие волевых качеств, действия по инструкции, целеполагание, соподчинение мотивов, опосредованность поведения правилами и образцами, произвольность познавательных процессов, соблюдение моральных норм.

В психологии до сегодняшнего дня остается непонятным, на основании чего объединяются такие разные феномены и почему все они обозначаются терминами «воля», «произвольность», «волевая регуляция». При неразработанности этих проблем в возрастной и педагогической психологии (становление произвольности, воли, волевой регуляции) нужно отметить, что они оказались исследованными в других разделах психологии: в становлении мотивационной и эмоциональной сфер, в развитии произвольных процессов, в рамках самодетерминации личности [2], [7], [8], [13], [15].

В настоящее время ряд исследователей рассматривают произвольность довольно широко, а волю характеризуют как одну из стадий развития произвольности, включающую в себя особый личностный уровень регуляции. По мнению В.А. Иванникова, волевая регуляция — это личностный уровень регуляции, являющийся сознательной, опосредованной знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях. Данный подход к рассмотрению становления волевой регуляции через ее психологические механизмы разрабатывается в рамках мотивационной сферы, где волевая регуляция — это произвольное изменение побуждения к действию, а намеренное изменение смысла действия является механизмом волевой регуляции. Одним из важных результатов, полученных в исследовании В.А. Иванникова,

 

106

 

является выделение связи между развитием воли и развитием мотивационной сферы личности, зависимости эффективности волевой регуляции действия от силы стоящих за ней мотивов. На наш взгляд, наиболее значимым в этой концепции является выделение психологических механизмов или способов волевой регуляции, к которым относятся: переоценка значимости мотивов; изменение роли, позиции человека в коллективе; предвидение и переживание последствий действий и актуализация новых; обращение к символам, другим людям; соединение заданного и принятого действия с новыми мотивами; включение заданного действия в другое, желаемое; связывание действия с обещаниями и клятвами других людей и самого себя (самоодобрение, сравнение себя с другими). К сожалению, в исследовании не показано, как эти способы волевой регуляций связаны друг с другом, по каким линиям идет их становление, а также как они развиваются в онтогенезе [7].

Анализ психологической литературы позволяет выделить и структурировать по возрастным периодам некоторые характеристики волевой регуляции. В раннем возрасте развитие воли и волевой регуляции представлено как становление собственных стремлений, желаний, «волений» ребенка, приобретение им определенности и устойчивости. В преддошкольном возрасте — это овладение произвольными движениями и действиями. В дошкольном возрасте к характеристикам воли и волевой регуляции относится овладение волевыми действиями, управление поведением, становление отдельных волевых качеств. В младшем школьном возрасте к таким характеристикам волевой регуляции и воли относят развитие произвольности. В подростковом возрасте — способность к саморегуляции и самовоспитанию, в старшем школьном и юношеском возрастах — это саморазвитие своих возможностей.

Не вызывает сомнения то, что все выделенные проявления воли характеризуют стадии волевой регуляции как овладение своим поведением и их можно отнести к главным психологическим критериям развития воли.

Задачей настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов определения волевой регуляции и динамики ее структуры в онтогенезе. Мы разделяем точку зрения В.А. Иванникова о том, что волевая регуляция представляет собой личностный уровень произвольной регуляции. Волевая регуляция является прижизненным образованием и ее становление включено в процесс общего развития личности, в котором она составляет одну из важных сторон.

Наше понимание волевой регуляции исходит из представления о том, что волевая регуляция, являясь сложным процессом на каждом возрастном этапе, характеризуется доминированием разных по значимости составляющих. В каждом возрастном периоде отдельные компоненты волевой регуляции играют вполне определенную роль, обусловливая становление и функционирование воли в целом. Структура волевой регуляции включает компоненты, составляющие три блока: I — намерения, мотивы и цели (побудительный); II — способы и действия (исполнительный); III — результаты (результативный).

Основными критериями проявления волевой регуляции в побудительном блоке выступали: сила мотива и цели, а также мера их устойчивости как динамическая характеристика блока. О проявлении данных показателей мы судили по времени выполнения заданий, требующих волевых усилий, а также по количеству попыток решения задач. Содержательными характеристиками в данном блоке были: мера самостоятельности субъекта при постановке цели, ее осознанность, иерархия мотивов, наличие стремления к оценке своей деятельности, способы приписывания удач или неудач.

К показателям исполнительного блока мы относили проявление способов реализации целей, как внешних, так и выработанных самой личностью, применительно к задачам (ситуациям). Внешние способы характеризовались нами по следующим показателям: принятые извне (от товарищей, взрослых и т. д.), заимствованные. Мы относили к ним подчинение требованиям взрослых

 

107

 

(по слову, образцу, а также подражание действиям взрослых). Способы, выработанные самой личностью, мы выделяли по следующим критериям: способы мобилизации себя на выполнение определенных заданий и способы направленные на изменение себя.

Способы мобилизации себя характеризовались следующими показателями: проявления чисто внешних, физических действий (зажмурить глаза, сжать кулаки, напрячь мышцы), реализация волевых качеств в определенных ситуациях (выдержка, настойчивость, дисциплинированность, упорство), проявления аутогенной тренированности (считают, расслабляются, представляют образ и т. д.). Способы, направленные на самоизменение, характеризовались следующими показателями: самоприказ, самоконтроль, самоодобрение и т. д. Содержательными характеристиками способов выступали мера их адекватности, продуктивность, диапазон применения и избирательность. Основными показателями блока были: выбор способа, перебор способов, составление программы реализации действий в задачах и составление программ действия по самовоспитанию, отбор более рациональных способов решения конкретных задач, использование способов речевой регуляции, изменение смысла действия.

Показателями результативного блока являлись итоги конкретных действий по решению задач (имитация решения или действительное решение), уровень сформированности волевых качеств (в целом, значение отдельных волевых качеств в определенном возрасте), мера намеченных программ действий (самовоспитание, достижение конкретных результатов), степень удовлетворенности собой, а также характер эмоциональных реакций при столкновении с трудностями.

Поскольку волевая регуляция является одной из важных сторон личности, то необходимо исследовать, как связано ее становление с развитием личности; в какие возрастные периоды личность оказывается сензитивной к разным аспектам волевой регуляции; обладает ли волевая регуляция, как особый феномен, определенным сензитивным периодом в онтогенетическом развитии; как влияют разные уровни развития волевой регуляции на формирование личности; какими новообразованиями характеризуются стадии «овладения собой», своим поведением в разные возрастные периоды детства.

Мы полагаем, что развитие составляющих волевой регуляции характеризуется своеобразной динамикой, что позволяет представить ее в виде отдельных стадий, в комплексе определяющих ее развитие как целостной системы. Становление волевой регуляции в онтогенезе проходит ряд последовательно усложняющихся стадий, связанных с возрастными этапами психического развития. Переход от одного онтогенетического этапа к другому не означает механической смены последовательности стадий. Между всеми стадиями волевой регуляции сохраняется глубокая внутренняя преемственность, позволяющая рассматривать ее онтогенез как постепенный, развертывающийся во времени процесс, характеризующийся все более сложными формами поведения.

При переходе от одной стадии к другой совершается не только их последовательное усложнение, но и расширение сфер волевой регуляции — это означает, что каждая следующая стадия развития не просто отрицает предыдущую, а содержит наряду с изменениями аккумулированные на предыдущих уровнях стабильные, инвариантные компоненты как в способах функционирования, так и в их содержании. Таким образом, обнаруживается специфическая для волевой регуляции диалектика изменчивого и устойчивого, в процессе которой меняются ее функции, преобразуется содержание, способы, цели и намерения, а также результаты.

Анализ психологической литературы и наши многолетние исследования волевой регуляции позволяют охарактеризовать стадии становления волевой регуляции, каждая из которых соотносится с возрастными периодами развития и доминированием какого-либо из ее структурных компонентов, имеющих свою онтогенетическую линию развития и особенности.

Мы уже рассматривали вопрос о том, что волевая регуляция — это личностный

 

108

 

уровень произвольной регуляции. Переход регуляции на личностный уровень происходит продолжительное время. В онтогенезе первоначально волевая регуляция является субъектной. На этом возрастном этапе еще нет личностных образований, и личность как интегральное образование еще не сформировалась. Данный уровень волевой регуляции развивается спонтанно, в то же время это уже не врожденный уровень психической регуляции, не непроизвольный, а идущий от субъекта, но еще не от личности. Характерным для субъекта является стремление выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации. Признаками субъектности является активный характер поведения ребенка, который переходит в способность организации собственной активности: возрастает точность и пристрастность при различении адресованных ему воздействий взрослого, повышается настойчивость в отстаивании своих прав. Субъектные образования составляют основу управления своим поведением. При переходе на произвольный вид регуляции появляющиеся личностно-окрашенные средства саморегуляции не исчезают, а получают более глубокое развитие, совершенствуются и перерастают в определенные механизмы волевой регуляции.

Первую стадию становления волевой регуляции можно считать субъектной, праличной произвольной регуляцией, в рамках которой происходит зарождение тенденций волевой регуляции. Это стадия начальной нерасчлененной интеграции компонентов волевой регуляции позволяет ребенку управлять своей активностью в раннем и преддошкольном возрастах.

Материалы наших исследований позволяют говорить о том, что в дошкольном возрасте проявляются первичные результаты волевой регуляции, выделенные по следующим критериям: самоуправление произвольными и волевыми действиями, поведением, борьбой мотивов, их соподчинение, становление волевых качеств, направленных на преодоление трудностей и преград, планирование деятельности, контроль за ее выполнением.

Вторая стадия становления волевой регуляции — это личностная произвольная саморегуляция. Это — стадия дифференциации компонентов волевой регуляции, позволяющая осознанно управлять собой, своим поведением на протяжении младшего, а также подросткового возрастов. Это проявляется в наличии волевых качеств, позволяющих личности достигать самостоятельно поставленных целей, умения преодолевать препятствия и трудности, подчиняться требованиям, нормам и правилам, вырабатывать свои собственные способы регулирования себя, преодоления трудностей, достижения значимых результатов. Для более конкретной характеристики данной стадии становления волевой регуляции важно изучить и показать, как происходит взаимовлияние компонентов волевой регуляции на общий процесс ее становления, какие компоненты играют наиболее важную роль в становлении каждой стадии, как они окрашивают ее.

Третья стадия — это стадия личностного уровня произвольной регуляции, собственно волевой регуляции, которая характеризуется высокой зрелостью, наличием в ее развитии интегративных тенденций и различных способов достижения целей. Компоненты волевой регуляции становятся осознаваемыми, благодаря чему саморегулирование деятельности и поведения поднимается па более высокий уровень. Данная стадия становления волевой регуляции охватывает подростковый и старший школьный возраст. На наш взгляд, в этих возрастах особо остро стоит задача изучения способов волевой регуляции, их направленности, взаимодействия компонентов волевой регуляции, интеграции, согласованности и рассогласования. Важно изучать, какое место в способах волевой регуляции занимают волевые качества личности, изменяют ли они стадию волевой регуляции.

Необходимо выделить еще одну важную проблему в развитии волевой регуляции — определение сензитивных периодов ее становления и связи с возрастными особенностями. Общеизвестно, что развитие целого ряда психических

 

109

 

процессов, способностей имеет определенные сензитивные периоды.

Тем не менее, как мы полагаем, единая схема сензитивных периодов становления волевой регуляции должна отличаться от имеющихся схем периодизации формирования личности. Личность, как система качеств, предполагает интеграцию всех механизмов саморегуляции, что не исключает особого развития дифференциации и специализации, психических особенностей становления соответствующих волевой регуляции функциональных систем.

Следующая проблема, которую необходимо особо рассмотреть — это взаимосвязь волевой регуляции и волевых качеств личности. Важно выяснить, на каком возрастном этапе функционирования волевые качества становятся способом волевой регуляции, как они влияют на становление ее компонентов, какими возрастными и половыми отличиями характеризуется их формирование.

Мы полагаем, что волевая регуляция в онтогенетическом развитии характеризуется различными уровнями осознанности — уровнем неосознаваемых мыслей и чувств в форме интуиции, некоторого предчувствия, предвосхищения и уровнем сознаваемых и управляемых мыслей и чувств в форме волевого действия, поступка, управления своим поведением. Преобладание экспрессивного момента в структуре волевой регуляции лишает ее внутренней логики, аргументации, последовательности, соотнесенности с действительными особенностями личности. Компоненты, составляющие структуру волевой регуляции, могут находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Формы их взаимодействия — единство, согласованность, взаимодополнение, конфликтные отношения — предшествуют становлению целостной структуры волевой регуляции. Только высокий уровень развития целостной структуры волевой регуляции, интеграция компонентов обеспечивают высокий уровень волевой регуляции, его адекватность.

Специфика управления и овладения личностью своим поведением обусловлена способами волевой регуляции, которые могут быть различными в отдельные возрастные периоды. Благодаря волевому усилию, способы волевой регуляции облекаются в конкретные формы выражения, которые влияют на результат деятельности. Каждый возрастной период характеризуется определенными способами волевой регуляции, которые входят в ее структуру и определяют эффективность. Таким образом, можно говорить не только о «вертикальных», иерархических связях структурных компонентов волевой регуляции, взаимодействующих на принципах субординации, но и «горизонтальных», функционирующих в каждом возрастном этапе как равноправные.

Анализ экспериментальных данных показывает, что в младшем школьном возрасте дети в основном используют способы, которые направлены на улучшение своих знаний или их совершенствование. Но к концу младшего школьного возраста отдельные дети вводят в арсенал управления собой способы, включающие преодоление трудностей. Единицы из них обращаются к способам, направленным на изменение и самосовершенствование себя.

В подростковом возрасте нами обнаружено, что дети используют в управлении собой все ранее выделенные способы. Обнаружено значительное увеличение количества детей (в 6 раз), которые прибегают к способам самосовершенствования себя.

Старшеклассники используют разнообразные способы управления собой, и количество детей, прибегающих к самосовершенствованию, по сравнению с подростковым возрастом, увеличивается в 3 раза.

Таким образом, материалы исследования позволяют выделить некоторые возрастные тенденции в использовании личностных способов. Во всех возрастах дети прибегают к использованию выработанных способов управления собой, своим поведением в достижении поставленных целей.

Таким образом, теоретические посылки рассмотрения волевой регуляции и некоторые экспериментальные результаты позволяют сделать следующие выводы:

 

110

 

 

1. Волевая регуляция представляет собой личностный уровень произвольной регуляции. Она является сложным процессом и на каждом возрастном этапе характеризуется доминированием разных по значимости составляющих.

2. Становление волевой регуляции в онтогенезе проходит ряд последовательно усложняющихся стадий. Стадии волевой регуляции на каждом возрастном этапе имеют специфические характеристики компонентов, составляющих структуру волевой регуляции: намерений, мотивов и целей; способов их достижения и результатов.

3. В онтогенезе стадии волевой регуляции претерпевают существенные изменения: слитные, нерасчлененные формы ее составляющих сменяются стадиями с более четкими структурами их функционирования.

4. Формирование зрелых форм волевой регуляции обеспечивается конкретизацией и интеграцией ее составляющих. Мера сформированности волевой регуляции как целостного образования есть функция развития основных показателей ее составляющих.

5. С возрастом развитие составляющих волевой регуляции становится более гибким и динамичным, помогая субъекту более адекватно управлять своей деятельностью и поведением, а также достижением значимых для него результатов.

6. Становление волевой регуляции происходит гетерохронно в связи с тем, что оно обусловлено особенностями возрастных периодов, различными видами деятельности, в которые включен ребенок, характером общего развития личности.

 

1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1979. № 2. С. 47 - 56. № 4. С. 23—35.

2. Давыдова А. Н. Опыт экспериментально-психологического исследования волевых проявлений у детей раннего возраста / Ученые записки ЛГУ. № 214. Вып. 9. Л., 1956. С. 29—44.

3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.

4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

5. Дубровина И. В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.

6. Запорожец А. В. Избранное психологические труды. В 2 т. Т. 2. М., 1986.

7. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

8. Калин В. К. Волевая регуляция деятельности: Автореф. докт. дис. Тбилиси, 1989.

9. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.

10. Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 196 - 211.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

12. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверовича. М., 1965.

13. Селиванов В. И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психол. журн. Т. 7. 1986. № 6. С. 110—121.

14. Смирнова Е. О. Развитие воли и производительности в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1990. № 3. С. 49—63.

15. Шульга Т. И. Изменение волевой сферы школьников под влиянием мотивации достижения // Человек как интегральная система / Под ред. В. В. Белоуса, Э. П. Козычевой, Т. И. Шульги. Ростов-на-Дону, 1988.

16. White P. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychol. Rev. 1959. V. 66.

 

Поступила в редакцию 3.Х 1992 г.