Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

97

 

НОВЫЙ МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ К ВОЛНУЮЩИМ ИХ СОБЫТИЯМ

 

М. А. КОТИК

 

—Дарите ли Вы цветы своей жене?

—К моему стыду, очень редко.

—А верны Вы ей?

—Ну конечно, очень часто.

(Иностр. юмор)

 

 

 

 

 

По слову, которое субъект использует для оценки эмоциогенного события (из категории нечетких множеств - типа "редко" - "часто", "малый" - "большой"), можно выводить суждение о его отношении к этому событию. В данной статье будут рассмотрены предпосылки, содержание и применение метода оценки отношения людей к событиям; для обоснования его валидности и надежности приводятся некоторые экспериментальные иллюстрации.

Основные понятия и посылки метода

Понятие "значимость" и его производные - "значимость-ценность" и "значимость-тревожность" выводятся из утвердившихся в теории деятельности понятий "значение" и "смысл" по следующей иерархической схеме:

 

Значение того или иного события, по А.Н. Леонтьеву, формируется в данной социальной среде и отражает его наиболее существенные связи и отношения. Смысл же представляет собой отражение данного значения в сознании отдельного человека, поэтому его можно назвать личностным [11].

Л.С. Выготский указывал, что смысл не только осознается субъектом, но и переживается им, поэтому он "представляет собой единство аффективных и интеллектуальных процессов" [4; 54]. О роли того и другого аспекта смысла хорошо сказал Ф.В. Бассин: "Смысл в отрыве от переживаний - это логическая конструкция, а переживания в отрыве от смысла - это, скорее, физиологическая категория" [1; 22]. Так вот, эмоциональную (аффективную) сторону смысла, которую Ф.В. Бассин тесно связывал с бессознательными проявлениями субъекта, можно определить термином

 

98

 

"значимость" для него данного события и в самом общем плане вести речь о двух категориях значимости: "значимости-ценности" и "значимости-тревожности".

Под "значимостью-ценностью" события или информации о нем будем понимать степень привлекательности, которую приобретает для субъекта получение пользы от этого события. Заметим, что это понятие в кибернетике трактуется примерно так же - там количественно определяется вероятность, с которой данная информация приближает к искомому результату [3], [13].

"Значимость-тревожность" события или сообщения о нем будем определять степенью тревоги, которую порождает возможность его реализации в связи с заключенными в нем трудностями и опасностями. В отличие от "значимости-ценности", "значимость-тревожность" является уже чисто психологической характеристикой.

Понятие значимости непосредственно примыкает к известной "теории поля" Курта Левина [15], согласно которой характеристику значимости (С) для субъекта данного события можно представить как некоторую функцию (f) притягательности (или отвержения) события, т. е. его валентности (V) и - его ожиданий возможности реализации этого события, т. е. его инструментальности (Р):

C = f (V,P).

Указанная зависимость с разных точек зрения анализировалась последователями школы К. Левина, однако, насколько нам известно, никем не был установлен конкретный вид функциональной связи между рассматриваемыми показателями С, V и Р. Чтобы в какой-то мере устранить этот пробел, мы провели ряд экспериментальных исследований, некоторые результаты которых представлены в настоящей статье.

В первом исследовании мы изучали указанную связь применительно к "значимости-тревожности" различных физических опасностей. Оно проводилось методом экспертных оценок, и в нем участвовало 50 испытуемых (инженеров по технике безопасности и студентов-психологов). Каждому испытуемому давался лист миллиметровой бумаги, на котором были изображены оси координат. По горизонтальной оси откладывалась характеристика валентности негативных событий, а по вертикальной - инструментальности (вероятности их реализации). Оценивались шесть хорошо известных категорий повреждений, которые могут возникать в практическом труде: 1) микротравма, 2) легкая травма, 3) травма средней тяжести, 4) тяжелая травма, 5) инвалидность и 6) смертельная травма; им соответствовала градация горизонтальной оси от 1 до 6.

В первой части эксперимента испытуемые шкалировали горизонтальную ось, располагая между крайними точками цифры, характеризующие повреждения промежуточной степени тяжести. Во второй его части испытуемые действовали по следующей инструкции: "На вертикальной оси координат откладываются шансы реализации рассматриваемых событий, измеряемые в процентах. По каждой категории травм Вам следует указать шансы, при которых возможность возникновения события уже начинает вызывать у Вас тревогу, и отложить величину этих шансов на графике в виде ординат для каждой из градаций горизонтальной оси, а затем эти точки соединить".

Таким образом, каждый испытуемый строил соответствующую кривую, определяющую функциональную связь валентности (V) и инструментальности (Р) рассматриваемых событий при постоянном уровне значимости (С = const), соответствующем началу возникновения тревоги. Примечательно, что у всех испытуемых кривые получились падающими. После статистической обработки данных была получена усредненная кривая P(V) при С = const (рис. 1). По этой кривой можно заключить, что чем выше негативная валентность события (тяжесть травмы), тем при меньших шансах его возникновения это событие воспринимается уже как значимое-тревожное. Действительно, если возможность микротравмы вызывает тревогу при шансах. 42,5%, то смертельная травма порождает тревогу при шансах ее возникновения уже 1,7 %.

Подобный же эксперимент был проведен

 

99

применительно к различным значимым-тревожным событиям социального порядка (для студентов, например, возможности не сдать экзамен, быть исключенным из университета и т. п.), а также к значимым-тревожным событиям материальных потерь разного уровня. При этом была обнаружена зависимость, подобная той, которая представлена на рис. 1. Аналогичные результаты были

Рис. 1. Зависимость степени тяжести опасных последствий (их валентности (V) и шансов их реализации (Р) при данном уровне значимости-тревожности (C=const). На графике отмечены доверительные интервалы на уровне достоверности b=0,99

 

получены и по отношению к значимым-ценным событиям (в физическом, социальном и материальном плане) [7]. Все это позволяет сделать вывод о существовании некоторой универсальной функциональной связи между валентностью события и его инструментальностью на данном уровне значимости,- что можно рассматривать как некоторый шаг вперед в развитии теории поля.

Наши исследования имели не только теоретическое, но и прикладное назначение: главной их целью был поиск путей определения значимости для людей различных волнующих их событий. Исходя из описанных выше исследований, мы уже можем на основе ожиданий наступления волнующего события (по показателю Р) определять валентность (V) различных событий одного, как бы порогового, уровня значимости (С = const).

Для решения более общего круга задач нужно было бы найти путь, позволяющий определять показатели волнующих событий разного уровня значимости. С этой целью был использован следующий подход: инструментальность события (представление о шансах его реализации) может оцениваться не только количественно (в процентах, значениях вероятности), но и посредством слов из категории нечетких множеств - типа "редко", "часто", "очень часто" и т. п. Если одно событие порождает у людей тревогу и воспринимается как "частое" при шансах его возникновения, например, 2%, а другое - начинает вызывать тревогу и казаться "частым" только тогда, когда шансы его возникновения возрастут до 20 %, то можно заключить, что первое событие является для них более значимым, чем второе. Из этой посылки вытекает следующий способ сравнения событий по степени их значимости: испытуемые должны были соотнести каждое событие с парой оценок - шансом его возникновения в процентах и словом типа "редко" - "часто"; по этим парам оценок выводилось суждение о различии величины интересующей нас характеристики.

Ниже будут приведены данные исследований, доказывающие правомерность предложенного подхода и валидность полученных результатов. Нет необходимости подчеркивать, сколь важно для практики знание отношения людей к различным событиям, ситуациям, задачам, возникающим в их предметной деятельности, т. е. определение степени их значимости.

Как было показано в экспериментальных исследованиях [6], отношение человека к трудностям и опасностям решаемых им задач лежит в основе саморегуляции его деятельности. Чем более значимой-тревожной представляется

 

100

 

субъекту решаемая задача, тем большую мобилизацию его внутренних структур она вызывает, что обычно способствует ее более успешному разрешению (конечно, если мобилизация не оказывается чрезмерной). Это заключение подтверждается многими экспериментальными исследованиями [5], [12], [16] и др. Саморегуляция происходит непроизвольно: стоит человеку только осознать степень значимости возникшей задачи, как сам его организм, по образному выражению Н.А. Бернштейна, "уже будет "биться" за достижение важного для него результата, активно преодолевая препятствия" [2; 85]. Поэтому очень важно, чтобы люди в своей практической деятельности адекватно оценивали "значимость-тревожность" решаемых ими задач. Если этот показатель недооценивается даже хорошо подготовленными специалистами, то, как показывает практика, они часто совершают ошибки: не потому, что не могут решить задачу, а потому, что не используют имеющиеся у них возможности для ее разрешения. Поэтому очень важно при обучении специалистов, при анализе причин допущенных ими ошибок располагать методом, позволяющим выявлять их отношение к решаемым задачам.

Рассмотрим теперь роль "значимости-ценности" события и задач в предметной деятельности субъекта.

Если вести речь о подготовленном специалисте, то можно показать, что подобные переживания сказываются не столь уж существенно [8]. Действительно, опытный специалист обычно достаточно успешно решает возникающие у него задачи и подобный успех становится для него привычной нормой и не вызывает особых эмоций. Поэтому неудачи в труде и в других видах деятельности опытными специалистами переживаются значительно сильнее, чем успех. Впрочем, подобная закономерность проявляется не только в деятельности, но и во всей человеческой жизни.

Однако переживания валентности и "значимости-ценности" представляют научный и практический интерес в несколько ином плане: изучая их, можно выявлять наиболее притягательные для субъекта предметы и явления и, таким образом, выводить суждение об его предпочтениях, интересах, ценностях, направленности его личности или определять эти показатели у определенных групп людей. Положительная валентность, значимость-ценность событий могут таким образом расцениваться как некоторая характеристика, говорящая об устремленности человека или группы людей к определенным целям, видам деятельности.

Какими же методами в наше время определяется отношение людей к волнующим их событиям? Это осуществляется главным образом методом экспертных оценок, интервью, анкетирования. Общим недостатком всех этих методов является их ориентация лишь на словесные самоотчеты. Переживания же человека, как уже отмечалось, оказываются обусловленными не только осознанными, но в значительной мере и неосознанными побуждениями. Последние же в указанных методах полностью игнорируются. Для оценки отношения специалистов некоторых опасных профессий (пилотов, подводников и пр.) к опасным ситуациям, возникающим в их труде, иногда используются физиологические индикаторы - по частоте сердечных сокращений, кожно-гальваническому рефлексу, респираторным реакциям, электрогальванограммам и т. п. Однако реализация этого метода чрезвычайно сложна - трудно в эксперименте моделировать опасные ситуации, да и измерение физиологических реакций на них оказывается очень непростым, а главное, не всегда результативным. Ценностная же ориентация определяется посредством анкет, интервью, т. е. самоотчетов. Все сказанное свидетельствует о практической необходимости разработки более удобных, точных и информативных методов оценки отношения субъекта к эмоциогенным событиям, которые учитывали бы, наряду с осознанными, также и бессознательные компоненты эмоциональных проявлений людей. Все сказанное является дополнительным подтверждением актуальности предлагаемого нами метода.

 

Экспериментальная иллюстрация метода

 

Изучение отношения пилотов к аварийным

 

101

 

ситуациям полета. В описываемом исследовании участвовало 45 пилотов разной летной квалификации. Каждому из испытуемых предъявлялось для оценки 18 аварийных ситуаций различной степени опасности, хорошо известных из практики летной работы; 9 были связаны с отказами техники и 9 - с ошибками пилотов. Известно, что каждая аварийная ситуация в полете чревата для пилота не только "физической" опасностью, но и "социальной" (наказанием за допущенную ошибку, за неустраненный вовремя отказ техники, потерей авторитета, отстранением от полетов и пр.), а также опасностью "духовной" (стать виновником гибели людей, разбить дорогостоящий самолет и т. п.). Поэтому представляло интерес выявить не только общее отношение пилотов к отдельным аварийным ситуациям, но и обусловливающие его составляющие.

Каждому испытуемому давалась следующая инструкция:

"Вам надлежит выразить свое мнение по 18 аварийным ситуациям, которые могут возникнуть в полете. По каждой такой ситуации Вам следует:

указать вероятность ее возникновения, начиная с которой эта ситуация Вас уже тревожит, выразив ее шансы в процентах и словом из предложенного ниже перечня;

если эта ситуация все же реализуется, указать с помощью перечисленных выше оценок отдельно степень "физической", "социальной" и "духовной" опасности, начиная с которой они Вас уже тревожат.

Таким образом, каждую аварийную ситуацию Вам следует определить четырьмя парами оценок, проставив их в соответствующих графах бланка".

Опрос проводился анонимно с указанием только летной квалификации отвечающего. После статистической обработки собранного массива данных были выявлены средние значения интересующих нас показателей. Остановимся на некоторых из них.

Представляет интерес выявление того, что больше волнует пилотов: отказы техники или собственные ошибки? По показателю "физической" опасности ответ на этот вопрос представлен на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Сравнение отношения пилотов к "физической" опасности, возникающей в полете при отказах техники и их собственных ошибках

 

По горизонтали отложены "мягкие" (словесные) оценки, по вертикали - в логарифмической шкале "жесткие" (шансы реализации в процентах) двух ситуаций - одной, связанной с отказом техники, другой - связанной с ошибками пилотов. В основу сопоставления этих характеристик положена следующая посылка: чем более тревожными представляются пилотам события, тем при меньших шансах их возникновения они начинают восприниматься уже как "частые", "очень частые" и пр. Как видно из рисунка, "физическая" опасность, являющаяся следствием ошибок нилотов, расценивается как возникающая "часто" при шансах примерно 20%, а из-за отказов техники - при шансах лишь 6%. Иначе говоря, достаточно очень небольших шансов (6%) отказа техники, чтобы сделать для пилотов ситуацию уже тревожной. Ошибки же пилотов делают ситуацию тревожной, с точки зрения "физической" опасности, при шансах более чем в три раза более высоких (20%). Подобная же пропорция (в логарифмической шкале) обнаруживается и для характеристики "очень часто". Следовательно, ошибки пилотов,

 

102

 

с точки зрения появления "физической" опасности, волнуют их меньше, чем отказы техники (достоверность по тесту знаков [14] на уровне 0,9). Из указанной закономерности можно сделать вывод: чем ниже располагается линия на графике такого типа, тем более валентное событие она отражает.

 

Рис. 3. Сравнение отношения пилотов к "духовной" опасности, возникающей в полете при отказах техники и собственных ошибках

 

На рис. 3 представлены характеристики, отражающие отношение пилотов к отказам техники и собственным ошибкам, но уже с точки зрения "духовной" опасности. Из него видно, что пилотов больше тревожат собственные ошибки, чем отказы техники. По критерию теста знаков [14] это различие является достоверным на уровне 0,95.

Аналогичным образом удалось установить, что сам факт возникновения аварийных ситуаций в условиях полета для пилотов I класса является более тревожащим событием, чем для пилотов III класса, что при низкой и средней негативной валентности аварийных ситуаций пилотов больше всего волнует "социальная" опасность, а при высокой негативной валентности таких событий на передний план выходит "физическая" опасность, "духовная" же опасность в том и другом случае тревожит пилотов меньше, чем "физическая" и "социальная". Следует отметить, что все полученные в этом исследовании данные хорошо согласовывались с практикой: и то, что отказы техники влекут за собой более тяжелые последствия, чем ошибки пилотов, что менее опытным пилотам свойственно недооценивать опасности полета, что "социальные" опасности - быть отстраненным от полетов, потерять авторитет, прослыть трусом - для пилота страшнее "физических" опасностей [9].

Изучение ценностной ориентации студентов университета. В данном исследовании предложенный метод был использован для определения отношения людей к событиям с положительной валентностью, представляющих "значимость-ценность". В роли испытуемых выступали студенты русских отделений математического, медицинского и филологических факультетов Тартуского университета (166 человек), которым давалась следующая инструкция.

"Вам дан бланк, на котором представлены 20 приятных событий, возможных, в принципе, в Вашей жизни. По каждому событию Вам следует: указать вероятность его реализации, начиная с которой это событие будет радовать Вас. Эту возможность нужно выразить парой оценок: в шансах (процентах) и словом (из приложенного перечня); если данное событие все же свершится, то укажите, с помощью тех же пар оценок, отдельно возможность при этом такого "физического", "социального" и "духовного" удовлетворения от него.

Таким образом, каждое приятное событие Вам следует определить четырьмя парами оценок и проставить их в соответствующих графах бланка против оцениваемого события".

Собранные данные были подвергнуты статистическому анализу. Представляли интерес различия в привлекательности для испытуемых обсуждаемых событий: они обнаруживаются в расположении кривых (рис. 4). Чтобы не загромождать график, на рисунке представлен лишь ряд событий, которые по нашим критериям оказались наиболее и наименее

 

103

 

притягательными для данной совокупности испытуемых.

Рис. 4. Сравнение ценности для студентов различных приятных событий

 

Как уже отмечалось, та кривая, которая на графике располагается ниже, отражает более притягательное событие. Однако полученные зависимости - уже не линейно возрастающие (как в опытах с пилотами), а имеющие выраженный максимум. Объяснить это можно разными подходами испытуемых к использованию "жестких" и "мягких" оценок. Оказывается, эти оценки можно рассматривать как независимые, как рядоположенные и как взаимосвязанные. Например, чтобы определить малую вероятность выигрыша в лотерею автомобиля, испытуемый может назвать шанс 0,01% и слова "очень редко". Но чтобы подчеркнуть малую возможность события, он может указать шанс 0,1 % и отметить, что это уже "очень часто". Однако это обстоятельство не нарушает принятый критерий оценки - кривая, точки которой расположены на более низком уровне, характеризует более ценное для испытуемых событие.

Однако наибольший интерес в данном исследовании представляло выявление различий в привлекательности этих событий для студентов разных специальностей, разных курсов, установление влияния их успеваемости, происхождения и пола на их предпочтения.

Сравнительный анализ ценностей студентов разных факультетов позволил определить следующие закономерности.

Студенты-филологи: в физическом плане выше, чем математики (b=0,9) и выше медиков (b=0,75) оценивали круиз вокруг Европы; в социальном плане ценили выше медиков (b=0,9) и выше математиков (b=0,75) удовольствие через 5 - 10 лет практической работы нажить хорошую квартиру и автомобиль, а также удовольствие от отдыха с любимым человеком на южном курорте и радость от призового места на студенческих соревнованиях; в духовном плане они оценивали выше медиков (b=0,9) и математиков (b=0,75) возможность к 35 годам стать известным в стране специалистом.

Студенты-математики: в общем плане ценили выше филологов (b=0,9) удовольствие от отдыха с любимой девушкой на южном курорте и выше медиков удовольствие через 5 - 10 лет практики нажить хорошую квартиру и автомобиль (b=0,9); в духовном плане выше медиков (b=0,9) и выше филологов (b=0,75) ценили поступление в аспирантуру.

Студенты-медики: в общем плане ценили выше филологов (b=0,9) и выше математиков (b=0,75) только выигрыш в лотерею автомобиля "Жигули".

Данный сравнительный анализ позволяет заключить, что студенты-филологи по сравнению с другими более эмоционально воспринимали обсуждаемые приятные события, медики же были более сдержаны по отношению к ним. Объяснить это можно, с одной стороны, большей эмоциональностью студентов-филологов, вероятно, предопределившей выбор ими данной профессии, близкой к художественному творчеству, с другой - их меньшей надеждой на будущее хорошее устройство в жизни (в отличие от более обеспеченных в наше время в Прибалтике медиков, да отчасти и математиков), что делает для них более ценными названные блага.

Анализ различий в оценках обсуждаемых событий студентами разных курсов показывает существенное отличие от студентов I курса.

В общем плане первокурсники больше остальных ценят (b=0,9) отдых с любимым человеком на курорте, первое место

 

104

 

в конкурсе студенческих работ, отдых в хорошей компании. В физическом плане первокурсники выше ценят (b=0,9) годичную стажировку в США, поступление в аспирантуру. В социальном плане они ценят выше удовольствие от круиза вокруг Европы по сравнению со студентами II курса (b=0,9) и III-V курсов (b=0,75). В духовном плане первокурсники выше ценят радость от взаимной любви (b=0,9).

Студенты же старших курсов (III-V) в общем плане, по сравнению с остальными, ценят выше (b=0,9) получение по окончании университета хорошей работы и удовольствие через 5 - 10 лет практики нажить хорошую квартиру и автомобиль. Полученные результаты по данной части анализа столь естественны, что, вероятно, не нуждаются в обосновании.

Анализ различий в оценках студентов по уровню их успеваемости показал следующее. В общем плане отличники ценят выше возможность подработать в каникулы (b=0,9). В физическом плане они ценят выше, чем остальные, подарок - джинсовый костюм, вечер в хорошей компании (b=0,9). В духовном же плане для студентов-отличников ценность посещения спектакля ниже, чем для остальных (b=0,9). По этим данным можно сказать, что студенты-отличники более прагматичны, чем остальные, что, вероятно, способствует их успеху, в частности, в учебе.

Анализ различий отношения мужчин и женщин к рассматриваемым ценностям показал, что мужчины в общем плане выше ценят выигрыш в лотерею автомобиля (b=0,9), а женщины - приработок в каникулы (b=0,9). В социальном плане мужчины выше ценят призовое место в соревнованиях (b=0,9). Все эти различия, вероятно, проистекают из глубинных особенностей мужчин - создавать, достигать, а женщин - сохранять. Таковы самые общие заключения по данному исследованию, которые, с нашей точки зрения, хорошо согласуются с утвердившимися представлениями о ценностях студентов университета в Прибалтике. Поэтому результаты и этого исследования можно расценивать как подтверждение валидности предложенного метода.

 

Заключение

 

В статье изложена сущность нового метода оценки отношения людей к волнующим их событиям, основанного на применении так называемых "мягких" и "жестких" оценок, которые используются ими для определения вероятности и желательности этих событий. Исследования подтвердили валидность и надежность предложенного метода. К его достоинствам относится способность оценивать не только осознанные эмоциональные проявления, но и бессознательные побуждения людей, легкость реализации на практике и трактовки полученных данных методом результатов.

 

1. Бассин Ф. В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопр. психол. 1973. № 6. С. 13 - 24.

2. Бернштейн Н. А. Новые линии в развитии физиологии и их соотношения с кибернетикой // Вопр. филос. 1962. № 8. С. 78 - 87.

3. Бонгард М. М. О понятии "полезная информация" // Пробл. киберн. Вып. 9. 1963. С. 71 - 108.

4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

5. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.

6. Котик М. А. Саморегуляция и надежность человека-оператора. Таллинн, 1974.

7. Котик М. А. Психология и безопасность. 3-е изд. Таллинн, 1989.

8. Котик М.А., Емельянов А. М. Природа ошибок человека-оператора (на примерах управления транспортными средствами). М., 1993.

9. Лагер К. Экспериментальные методы и результаты измерения "стресса" при моделировании условий полета // Эмоциональный стресс. Л., 1970. С. 290 - 295.

10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. С. 178 - 208.

11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

12. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981.

13. Харкевич А. А. О ценности информации // Пробл. киберн. Вып. 4. 1960. С. 53 - 57.

14. Dixon W., Massey F. Introduction of statistical analysis. N. Y., 1957.

15. Lewin К. Field theory of learning // Yearbook of national social studies of education. 1942. V. 41.

16. Mckenna F. P. The human factor in driving accidents // Ergonomics. 1982. V. 23. N 10. Р. 867 - 877.

 

Поступила в редакцию 22.V.1992 г.